Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных»




Скачать 53.13 Kb.
НазваниеКонспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных»
Дата публикации31.10.2014
Размер53.13 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят... Строение числительных» по программе М.Разумовской.
Цель урока: - научить отличать простые, сложные и составные числительные;

- формировать умение отличать имена числительные от других частей речи;

- развивать мыслительные и речевые способности учащихся;

- воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность

учащихся.
Ход урока: 1. Организационный момент

Психологический настрой учащихся на урок. Повторяем вслед за учителем с закрытыми глазами: «Сегодня у меня хорошее настроение.

Я знаю, что у меня всё получится.

Я смогу ответить на все вопросы учителя.

Я обязательно выполню все упражнения».

2 этап. Проверка домашнего задания.

На дом было задано творческое задание: найти и записать пословицы и поговорки, в которых используются имена числительные. Я приглашаю 2 учащихся поучаствовать в словесной дуэли. Выигравший объясняет поговорку или пословицу.
3 этап. Погружаемся в урок.

Я предлагаю Вам разгадать лексический кроссворд (кроссворд начерчен на доске). Вы должны узнать слова по лексическому значению. Подготовьтесь писать слова в тетради, а для этого запишем число и классная работа.

  1. Мера жидкости, применялась в основном в процессе торговли с иностранцами, которым запрещалось вести розничную торговлю на малые меры. Равнялась 40 вёдрам.

  2. Это латинское слово, в переводе «маленький, мелкий»- короткий промежуток времени.

  3. Единица измерения времени, шестидесятая для минуты.

  4. Это греческое слово, в переводе «тысяча» - мера длины, равная 1000 метров.

  5. Основная единица массы в международной системе, равная 1000 граммов

(бочка, минута, секунда, километр, килограмм)

- Почему я взяла именно эти слова? (это единицы измерения времени, длины, жидкости).

- Какое слово относится к старинной мере? (бочка)

- Я вас сейчас удивлю, потому что изготовление бочек выбирали в зависимости от её назначения: для растительного масла использовали дубовую бочку, еловую – для воды, а для молока или мёда....- липовую.

- Какое же ключевое слово получилось? (число)

- А как это слово связано с русским языком, это же не математика?

( В русском языке много слов, значение которых связано с понятием числа, счёта, но не все они являются именами числительными).

Теперь поиграем в игру «Верю- не верю, а один ученик работает у доски. Задание: найти числительные и выписать их. Подсказка: к какой части речи относится слово, мы узнаем по его грамматическому значению.


  • Четвёрка

  • четыре

  • четверть

  • вчетвером

  • четырнадцать

  • четырёхместное (купе)

  • четырёхугольник

  • четверо


Игра «Верю – не верю» Проводится как физпауза ( если нет – сидят, если да – встают)

Верите ли вы, что:

Трижды – числительное (нет – сидят)

Трое – наречие (нет – сидят)

Тридцатый – числительное (да – встают)

Тройня – числительное (нет – садятся)

Утроить – глагол (да – встают)

Тридцатиграммовый – числительное (нет – садятся)

Тридцать три – числительное (да – встают)

Тридцатилетие – прилагательное (нет – садятся)

Затем все вместе проверяем правильность выполнения индивидуальной работы у доски.
4 этап. Работа с текстом

- Давайте, ребята, теперь обратимся к тексту, который лежит перед каждым из вас.

- Что мы будем делать с текстом? (читать и понимать)

- Читаем текст.
Дистанция – это расстояние от нахождения спортсмена до цели, которую он должен достичь. В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия – двадцать пять, пятьдесят, сто метров, для армейских и крупнокалиберных винтовок – до трёхсот метров. В стрельбе из лука пять дистанций: тридцать, шестьдесят, семьдесят, девяносто метров.
- Давайте запишем речевую ситуацию. РС 1-много

официальная обстановка

сообщение + объяснение

- К какому стилю мы отнесём текст, исходя из задачи? (научный

(один ученик у доски, остальные в тетради работают).

- Обратимся к тексту для наблюдений и определим тему и цель урока.

- Найдите в тексте героев наших последних уроков – имена числительные (Дети называют: «Двадцать пять, пятьдесят, сто, трёхсот, пять, тридцать, шестьдесят, семьдесят, девяносто»).

- Теперь всё внимание на доску. Почему я записала имена числительные, которые вы только что назвали, в три столбика ( ребята записывают эти числительные в столбики):


 

 

 

пять

(до) трёхсот

двадцать пять

сто

пятьдесят

 

 

девяносто

шестьдесят

 

 

семьдесят

 


Ответы детей: одни числительные состоят из одного корня, другие – из двух, третьи – из нескольких слов.
5 этап. Объяснение нового материала.

- Пора записать тему урока: Пять, двадцать пять, пятьдесят... Строение числительных»

Исходя из темы урока, сформулируйте, пожалуйста, цель:

- Научиться различать по строению имена числительные.

- Каков должен быть результат нашего урока? ( научиться видеть строение числительных).

- Если числительное состоит из одного корня – это простое числительное (записывают в таблицу), если два и более корней –перед нами сложное числительное (записывают в таблицу). Числительное из двух и более слов – это составное (записывают в таблицу).

- Почему я так назвала наш урок «Пять, двадцать пять, пятьдесят...» (объясняют)

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите числительное «пять» (ребёнок, семья, день рождения, велосипед).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «двадцать пять» (замуж, работа, машина, мечты сбываются).

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите «пятьдесят» (бабушка, дедушка, дача, внуки, пенсия).

- Обратимся к нашему помощнику – учебнику русского языка. Кто ориентируется в учебнике и скажет, какой это параграф и страница? ( параграф 50, страница 264)

- Проверьте, правильно ли я вам рассказала о строении числительных? (читают параграф)

- Вот и пришло время составить кластер (видеоряд). Вместе записываем

Количественные Порядковые

Простое Сложное Составное
6 этап. Закрепление.

Работаем над упражнением 581 (один у доски, все остальные в тетради).
7 этап. Рефлексия.

Тест на «пять» (пять вопросов на слайде)


  • 1. Укажите имя числительное:

а)   семь; б) семерка; в) удвоить.

  • 2. Укажите порядковое числительное:

а) двадцать пять б) сто двадцать три в) десятый.

  • 3. В каком ряду расположены количественные числительные?

а)  сто, двести, семьсот

б) девятый, трехсотый, тысячный.

  • 4. Определите составное имя числительное:

а)   десять; б) семнадцать; в) тридцать восемь.

  • 5. Определите сложное числительное:

а) одиннадцать б) двухметровый в) семьсот

Закончить предложения: Больше всего мне запомнилось...

Я сегодня узнал(а).....

У меня пока не всё получается....

8 этап. Домашнее задание

Параграф 50, упражнение 578. Для творческих детей дополнительно (найти материал на тему «Русские меры длины и веса», подготовить сообщение, можно в виде презентации).
- Оценки за урок. Всем большое спасибо. До завтра...А завтра я вам расскажу о своём любимом числительном, и мы узнаем, почему числительное одиннадцать пишется с двумя буквами Н, а числительные от двенадцати до девятнадцати – с одной буквой Н.

До встречи!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект урока по русскому языку по теме «Тренинг по русскому языку....
Закрепление и углубление знаний по русскому языку, развитие умения применять их на практике

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconУрок в 6 классе по русскому языку и математики на тему: «Число. Имя...
В чем состоят особенности склонения количественных числительных в письменной и устной речи

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconРабочая программа по русскому языку представляет собой целостный...
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект модульного урока по русскому языку в 9 классе по теме «Повторение...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект урока по русскому языку, проведенный в 6 классе по теме...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект урока по русскому языку в 4 «а» классе по теме «Повторение по теме «Глагол»
У. №127(прочитать задание самостоятельно, рассказать своими словами, что надо сделать)

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconРазработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения»
Разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Вводные слова и предложения» с использованием технологии «Развитие критического...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект урока обучения грамоте в первом классе по теме «Письмо прописной...
Садитесь. Проверьте готовность к уроку – тетрадь по русскому языку, ручка, карандаш, линейка. Все в классе готовы к работе

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие»
Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать пять, пятьдесят Строение числительных» iconКонспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Обобщение знаний о глаголе»
Цели урока: обобщить знания о глаголе, закреплять навыки письма, развивать речь учащихся, память, мышление


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru