Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала




НазваниеУрока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала
страница1/9
Дата публикации19.10.2014
Размер1.36 Mb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Дата: 04.09.09 г

Тема урока: «Части слова. Разбор слова по составу. Орфограммы в приставках и корнях слов» (пробный урок)

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала.

Цели урока:

  1. Систематизировать знания о морфемах и морфемном составе слов, полученные в предыдущие годы обучения.

  2. Продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков.

  3. Воспитать интерес к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю.

Методы и приёмы:

  • наблюдение, сопоставление языковых явлений;

  • орфографический и морфемный разборы;

  • тренинг по осознанному применению ранее изученного правила;

  • беседа, анализ текста, индивидуальная работа, коллективный анализ выполненной работы.

Ход урока

Время

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Отметить отсутствующих. Настрой на урок.

II. Цель урока

Сегодня на уроке мы систематизируем знания о морфемах и морфемном составе слов, которые были вами получены в 5 классе.

III. Проверка домашнего задания

Упражнение 8. Проверка выполненного задания по «цепочке» (объясняют постановку Ъ или Ь в словах). Затем устно ответить на вопросы учителя:

- Когда употребляется Ъ?

- Когда употребляется Ь?

- От каких условий зависит употребление твердого знака на конце слова или между согласными внутри слова?

IV. Работа по теме урока

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. Беседа

- Ребята, на доске у меня записано три слова: приказчик, рассказывать, олицетворение. Запишите их в тетрадь и выполните морфемный разбор.

Далее вопросы:

- Что такое морфема? (Значимая часть слова.)

- Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание.)

- Что такое приставка? Для чего служит? (Приставка – значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.)

- Что такое корень? Для чего служит? (Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.)

- Что такое суффикс? Для чего служит? (Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня или другого корня и служит для образования новых слов.)

- Что такое окончание? Для чего служит? (Окончание – значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.)

- Как отделить окончание от основы слова? (Для этого нужно просклонять слово по падежам; та часть слова, которая будет при склонении меняться – и есть окончание.)

- Что такое нулевое окончание? (Нулевое окончание – такое окончание, которое проявляется в слове только при его изменении.)

- Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие общий корень.)

- Что такое варианты морфем? (Это случаи, когда при изменении слова меняется звук в какой-либо морфеме.)

2. Выполнение Упр. 10

Ученики выполняют задание в тетрадях самостоятельно, затем с учителем это задание проверяется. (Проверка на доске)

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание













Учащееся по «цепочке» выходят к доске и заполняют эту таблицу примерами из учебника (дополнить своими примерами 2-3)

  1. Диктант

Учитель диктует текст. Учащиеся внимательно слушают его и записывают в свои тетради. Затем выполняют задание по тексту.

Места по которым они проезжали не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона. Кое-где виднелись небольшие леса, овраги. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разрушенными крышами. (И. С. Тургенев)

- Объясните орфограммы в конях и приставках: Сделайте морфемный разбор слов: живописными, небосклона, избенками, разрушенными, обрытыми. (Н-р: Слово места. В этом слове орфограмма в корне. Это проверяемая орфограмма. Проверочное слово – место).

V. Итог урока

- Придумайте слова, которые содержали бы морфемы: приставка пре-, при-, рас-, от-; корень –быв-, -цвет-, -ход-; суффикс –ущ-, -ющ-, -ст-.

Домашнее задание: §2 Упр. 13, повторить орфограммы в приставках и корнях слов.


2 мин

1 мин

5 мин

7 мин

10 мин

15 мин

3 мин

2 мин



Оценка__________

Учитель_______________(Власова Т. В.)

Дата: 08.09.09 г

Тема урока: «Части речи. Морфологический разбор слов» (пробный урок)

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала.

Цели урока:

1. Закрепить знания о частях речи, их классификации; отработать навыки морфологического разбора слов.

2.Продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков.

  1. Воспитать интерес к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю.

Методы и приёмы:

  • наблюдение, сопоставление языковых явлений;

  • орфографический и морфологический разборы;

  • тренинг по осознанному применению ранее изученного правила;

  • беседа, анализ текста, индивидуальная работа, самоконтроль.

Ход урока

Время

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Отметить отсутствующих. Настрой на урок.

II. Цель урока

Сегодня на уроке мы систематизируем знания о частях речи и морфологическом разборе, которые были получены вами в 5 классе.

III. Проверка домашнего задания

Учитель задаёт вопросы из задания упражнения 15.

— Встретились ли вам такие слова, которые вы не выписали ни в одну колонку таблицы? (Да.)

- Какие это слова? (Цилиндр, акация, цыплёнок, цирк, цифра, демонстрация, циклон, цитрусовый.)

- Почему вы их не выписали? (Потому что эти слова не относятся к правилу правописания Е, О, Е после шипящих и Ц.)

- К какому правилу относятся эти слова? (Правописание И, Ы после шипящих и Ц).

IV. Работа по теме урока

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

  1. Беседа

- Какие части речи вам известны? (Имя существительное, ими прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, союз, предлог, частица.)

- На какие группы можно разделить все эти части речи? (Самостоятельные и служебные.)

- В чём разница между самостоятельными и служебными частями речи? (В том, что самостоятельные части речи могут называть что-либо, а служебные служат только для связи слов в предложении, они не могут называть что-либо.)

- A теперь я вам буду диктовать словосочетания, а вы должны будете определить, какой частью речи являются слова, входящие в них.

Отличные успехи, добиться успехов, солнечный день, гулять по улице, пойти в парк, дело в шляпе, бутерброд с маслом, спелая груша, гладить красивого котёнка.

- Как вы определили, какими частями речи являются данные слова? (По вопросу, по значению, по признакам.)
2. Морфологический разбор слова.

В 5 классе вы изучали морфологический разбор слов. Помните ли вы, как его нужно выполнять?

- Давайте попробуем вместе сделать разбор нескольких слов.

Учитель диктует небольшой текст, из которого нужно выбрать несколько слов и разобрать их.

Ночь наступила, светлая, мягкая ночь, те же дворцы потянулись им навстречу, но они казались другими. Те из них, которые освещала луна, золотисто белели, и в самой белизне этой как будто исчезали подробности украшений и очертания окон и балконов; они отчетливее выдавались на зданиях, залитых лёгкой мглою ровной тени.

(И. С. Тургенев)

- А теперь давайте сделаем морфологический разбор слов: светлая, дворцы, освещала. Порядок морфологического разбора на странице 9 учебника
Образец разбора

Светлая

  1. Имя прилагательное. Обозначает признак предмета.

  2. Н. ф. – светлый. Полная форма, женский род, именительный падеж, единственное число.

  3. В предложении является определением.

Дворцы

  1. Имя существительное. Обозначает предмет.

  2. Н. ф. — дворец. Нарицательное, неодушевлённое, 2 склонение, именительный падеж, множественное число.

  3. В предложении является подлежащим.

Освещала

1. Глагол. Обозначает действие предмета.

2. Н. ф. — освещать. Несовершенный вид, I спряжение, единственное число, прошедшее время, женский род.

3. В предложении является сказуемым.

(3 ученика у доски, уч-ся в тетради. Затем коллективная проверка)

  1. Выполнение упражнения 19

Самостоятельно, затем взаимопроверка учащимися.
V. Итог урока

Учитель диктует текст. Учащиеся поднимают вверх правую руку, если слышат в тексте имя существительное, и левую руку если имя прилагательное.

Лето - замечательная пора. Если пойдешь в лес, тут же найдешь полянку грибов. Соберешь грибы, сделаешь несколько шагов - и вот она, красная, спелая земляника! Вдоволь наешься спелых, сладких ягод, встанешь, чтобы идти дальше - захочется нарвать разных красивых цветов, которых в лесу летом видимо-невидимо! Вот так и проведешь целый день в лесу, на природе, и вернешься домой с полными руками лесных даров.

Домашнее задание

Упражнение 20.


2мин


1мин

5 мин


7 мин

12 мин

10 мин

6 мин
2 мин



Оценка__________
Учитель_______________(Власова Т. В.)

Дата: 10.09.09 г

Тема урока: «Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в предложении» (пробный урок)

Тип урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала.

Цели урока:

1.Систематизировать знания о словосочетании и простом предложении; отрабатывать навыки вычленения словосочетаний из предложений.

2. Продолжить работу по развитию орфографических умений и навыков.

3.Воспитать интерес к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю.

Методы и приёмы:

  • наблюдение, сопоставление языковых явлений;

  • орфографический и синтаксический разборы;

  • тренинг по осознанному применению раннее изученного правила;

  • беседа, анализ текста, индивидуальная работа, коллективный анализ выполненной работы.

Ход урока

Время

I. Организационный момент.

Взаимное приветствие. Отметить отсутствующих. Настрой на урок.

II. Цель урока

Сегодня на уроке мы систематизируем знания о словосочетании и простом предложении, а также отработаем навыки вычленения словосочетаний из предложений

III. Проверка домашнего задания

Учитель осуществляет проверку упражнения 20.

Один из учеников перечисляет все имена существительные в первом абзаце, указывая на их склонение и падеж, другой выделенные имена прилагательные, указывая на их род и падеж, третий — глаголы во втором абзаце, указывая на их вид и спряжение.

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа.

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому, т.е. одно слово является главным, а другое зависимым)

- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложе­нии обязательно должны быть главные члены)

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слов,
связанных между собой по смыслу и грамматически и пред­ставляющее собой законченную мысль. В предложении, в от­личие от словосочетания, должны быть главные члены)


- На какие группы делятся предложения? (На простые и сложные)

- Что такое простое предложение? (Это такое предложение, в котором только одно подлежащее и одно сказуемое)

- На какие группы делятся простые предложения? (На повес­твовательные, вопросительные и восклицательные)

- На чём основано такое деление? (Это деление зависит от того, какой знак препинания ставится в конце предложения и с какой интонацией это предложение читается. Если ставится точка, значит это повествовательное предложение. Если вопросительный знак – вопросительное. А если восклицательный знак, значит оно восклицательное)

2. Выполнение упражнения 31.

- Знаете ли вы, что такое однородные члены предложения? (Это такие члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и характеризуют его с одной стороны.) Таблица на доске

Член предложения

Часть речи

Подлежащее

имя существительное, местоимение, имя прилагательное в значении имени существительного

Сказуемое

глагол, краткое прилагательное

Дополнение

имя существительное

Определение

имя прилагательное

Обстоятельство

наречие, имя существительное с предлогом



V. Проверочный диктант

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради, а после выполняют задания.

У каждого человека есть своё любимое время года. Многие любят лето, когда можно отдыхать, купаться, загорать. Больше всего лето любят дети, ведь именно летом на дворе стоит прекрасная солнечная погода. Все мы любим отдыхать на даче. Ведь только там можно пойти в огород и нарвать душистой, сладкой, вкусной клубники. Еще там растут разные красивые цветы, вкусные ягоды. А воздух такой свежий и чистый, что совсем не хочется возвращаться в город!

Задания:

  1. Выписать из этого, текста словосочетания. Найти в них главное и зависимое.

Выписать простые предложения. Подчеркнуть в них главные члены и второстепенные. Обозначить, какими частями речи являются члены предложений. Найти однородные члены предложения. Подчеркнуть их.

Это задание оценивается. В конце урока собрать тетради на проверку.

VI. Итог урока

- Что такое словосочетание? (Это сочетание слов, связанных: между собой по смыслу, одно из которых подчинено другому)

- Чем оно отличается от предложения? (Тем, что в предложении обязательно должны быть главные члены.)

- Что такое предложение? (Это сочетание двух и более слот связанных между собой по смыслу и грамматически и представляющее собой законченную мысль)

Домашнее задание

Упражнения 28 и 30.




Оценка__________

Учитель_______________(Власова Т. В.)

Дата: 11.09.09

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconКонспект урока Организационный момент прослушивание песни «Кто же такие птицы»
Тип урока: урок систематизации знаний‚ их обобщения и повторения, изучение нового материала

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconУрока: Урок обобщения и систематизации изученного материала с элементами ролевой игры
Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного материала с элементами ролевой игры

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconУрок обобщения и систематизации знаний и контроля
Цели: Определение и контроль освоенности изученного материала по теме «Синтаксис»

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconПлан-конспект урока по английскому языку в 3 классе на тему «Мои занятия в разные дни недели»
Тип урока: комбинированный (урок повторения, обобщения и систематизации изученного по теме «Мои занятия в разные дни недели», изучение...

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconКонспект урока геометрии по теме «Метод координат»
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconУрок-пара Тип урока
Комбинированный урок: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков; повторения; проверки знаний; изучения нового исторического...

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconУрок с использованием технологии критического мышления по теме: «В...
Тип учебного занятия: урок повторения ранее изученного материала и закрепление имеющихся знаний по теме

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconВопросы для повторения ранее изученного материала: Поток воды в выработанном им углублении река
Цели урока: продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы России на примере рек

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconТема: почему корень, приставка, суффикс и окончание значимые части слова?
Тип урока: урок повторения (изученного в начальных классах) и сообщения нового материала

Урока: Урок повторения и систематизации знаний изученного материала iconПлан конспект урока английского языка в 4 классе National Cuisine of Tatarstan
Создание условий для систематизации изученного материала и введения нового лексического материала


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru