Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф,




Скачать 171.54 Kb.
НазваниеПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф,
Дата публикации10.09.2014
Размер171.54 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по литературе, рекомендаций к разработке календарно-тематического планирования авторского коллектива: Т. Ф. Курдюмовой и др. «Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5–11 классы)» (М.,: Дрофа, 2010г.) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Согласно действующему в общеобразовательном учреждении учебному плану рабочая программа предполагает обучение в объёме 7Б -70 часов.

Обоснование актуальности курса:

Школьный курс «Литература» обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. В процессе освоения школьниками системы теоретико-литературных понятий, языковых и речевых умений, анализа литературных произведений следует учитывать возможности формирования гуманистического мировоззрения школьников, этической культуры, способности к межличностному и межкультурному диалогу. Литература предоставляет школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяет позитивный социальный опыт детей и подростков.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки па основе осознания функций языка я художественной образности литературного текста.

Цели изучения курса:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; « развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений, но истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения курса, воспитательные возможности курса, специфика курса, принцип построении курса.

Главным отличием этой программы является то, что в основе ее содержания и структуры лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности: «творчество-сотворчество-знание и умение». Важный принцип построения программы – формирование в каждом классе одного из базовых понятий, способствующее постепенному повышению читательской квалификации ученика. Поэтапно формируются специальные и общие учебные умения и навыки. От класса к классу учащиеся получают развернутые сведения об отдельных периодах развития литературы, знакомятся с некоторыми фактами из истории русской критики, у них формируется представление о литературных направлениях.

Литература в школе изучается прежде всего как искусство слова, воплощающее духовный опыт народа, составляющее основу национальной культуры. В курсе литературы центральное место занимает русская литература, которая выражает духовные ценности не только русского, но и других народов, формирует общероссийское гражданское сознание, гармонизирует межнациональные отношения. Все это определяет особую роль школьного курса литературы в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании ею миропонимания и национального самосознания.

Литературное образование играет особую роль в процессах формирования и воспитания личности, развитии ее морально-нравственных качеств, в приобщении к отечественной и мировой духовной культуре, содействует закреплению национальных традиций, обеспечивает преемственность поколений.

Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную, эмоционально-чувственную сферу личности, развивать социальную и культурную компетенции ученика.

Федеральный компонент стандарта общего образования выстроен по концентрическому принципу: первый концентр – начальное общее и основное общее образование, второй – среднее (полное) общее образование. Примерный перечень заданий, практических работ, упражнений, характерных при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения:

1) чтение статьи учебника и ее пересказ;

2) чтение изучаемых произведений;

3) комментированное чтение;

4) беседа по прочитанному;

5) пересказ отрывка;

6) анализ эпизода;

7) самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика;

8) презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв;

9) словарная работа;

10) иллюстрирование прочитанных произведений;

11) подготовки сообщений, докладов, творческих проектов;

12) сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации;

13) выразительное чтение;

14) чтение наизусть;

15) анализ стихотворения;

16) сочинение стихотворения, басни, баллады;

17) буриме;

18) сравнительный анализ оригинала произведения и перевода;

19) сопоставительный анализ стихотворений;

20) устное сочинение-рассуждение;

21) письменное сочинение по произведению;

22) сочинение-миниатюра;

23) составление сценария, диафильма по сюжету произведения;

24) инсценироваиие;

25) литературные викторины, игры, гостиные.

Краткие методические рекомендации, касающиеся оценки и форм контроля ЗУН, освоенных способов деятельности (познавательной, информацнонно-коммуникатнвной, рефлексивной), форм и методов организации и проведения занятий, возможных видов занятий, технологий обучения, межпредметных связей.

В процессе изучения курса используются следующие формы контроля ЗУН: фронтальные, групповые, индивидуальные; виды контроля: текущий, тематический, рубежный, итоговый; методы контроля: устный опрос, письменные (письменный опрос, тесты), программированные (презентации), комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов).

При оценке выполнения письменных заданий рекомендуется пользоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно;

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил верно не менее ¾ заданий;

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий;

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий;

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Обучающие работы оцениваются более строго, чем контрольные.

При оценке устных ответов, сочинений и изложений рекомендуется использовать «Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Используя программированные, комбинированные методы контроля, следует учитывать творческий, неординарный подход учеников в выполнении заданий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности содействуют как целостному представлению содержания школьного образования, так и деятельностному его освоению.

В процессе изучения литературы используются следующие виды уроков: урок-беседа, урок с использованием учебного кинофильма, урок усвоения новых знаний, урок с разнообразными видами заданий (комбинированный), урок-практикум, урок развития речи, урок обобщения и систематизации изученного, контрольный урок, урок-конференция.

Согласуясь с задачами урока, содержанием учебного материала, материальным обеспечением урока, степенью подготовленности учеников, используются следующие методы и приемы при организации занятий:

  • объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложное);

  • методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы, исследовательские методы;

  • методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся; методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания);

  • методы контроля и самоконтроля,

  • методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой, конструктивные, творческие и др.);

  • методы программированного обучения (презентации).

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Содержание тем учебного курса

Роды и жанры литературы (1час)

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Богатство и разнообразие жанров всех трёх родов литературы.
Фольклор. (1+ 1КР)

Жизнь жанров фольклора. Мифы, сказки, частушки.
Литература эпохи Возрождения (3 часа)

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта». Сонеты.
Литература XIX века (29+3РР+1КР)

Самые популярные жанры литературы 19 века. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы 19 века: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.
Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де

Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.
Из истории баллады.

Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре.

В. А. Жуковский. «Перчатка», «Светлана».

А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», Туча», «Друзьям», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия». Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры прозы А. С. Пушкина.

«Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). «Дубровский».
Из истории романа.

Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта», «Нет, я не Байрон, я другой...», «Элегия», «Стансы», «Песня », «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). «Мцыри».
Из истории поэмы.

Н. В. Гоголь. «Ревизор».

И. С. Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.).

Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда».

Гражданская лирика Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пре мудрый пискарь», «Богатырь». Сатирические сказки писателя.
Из истории сатиры.

Глубокая древность зарождения жанров сатиры. Их разнообразие.

Н. С. Лесков. «Левша».

М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»

А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника».

Юмористические рассказы Чехова.

Описания на страницах художественных произведений.

Портрет героя в произведениях различных жанров.
Литература XX века (26+2РР)

Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.
Отражение духовных поисков человека XX века в лирике. В. Я. Брюсов. «Х в а л а

ч е л о в е к у», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»;

К. Д. Бальмонт. «Б о г с о з д а л м и р и з н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й

д р у г у...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «З а п о в е д ь» (перевод

М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е л е й...»,

«И ю л ь — м а к у ш к а л е т а». Лирические раздумья поэта; Н. А. Заболоцкий. «Г р о з а

и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е

л ю б л ю...»; М. Карим. «Е в р о п а — А з и я» и др.

М. Горький. «П е с н я о Б у р е в е с т н и к е», «С т а р у х а И з е р г и л ь», «С т а р ы й

Г о д».

В. В. Маяковский. «Н е о б ы ч а й н о е п р и к л ю ч е н и е, б ы в ш е е с В л а д и м и р о м

М а я к о в с к и м л е т о м н а д а ч е», «Г и м н о б е д у».

М. А. Булгаков. «Р е в и з о р с в ы ш и б а н и е м» (новая постановка).

К. Г. Паустовский. «Р о ж д е н и е р а с с к а з а».

Ф. А. Абрамов. «О ч е м п л а ч у т л о ш а д и».

А. В. Вампилов. «Н е с р а в н е н н ы й Н а к о н е ч н и к о в».
Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе.

К. Г. Паустовский. «Р а д о с т ь т в о р ч е с т в а».

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-

эпопея.

А. Н. Толстой. «Р у с с к и й х а р а к т е р».

М. А. Шолохов. «О н и с р а ж а л и с ь з а Р о д и н у» (фрагменты).

В. Г. Распутин. «У р о к и ф р а н ц у з с к о г о».
Фантастика и ее жанры

Р. Шекли. «З а п а х м ы с л и».
Детективная литература и ее жанры. Особенности произведений детективного жанра. Читатель классики и читатель детектива.

А. Конан Дойл. «П л я ш у щ и е ч е л о в е ч к и».
Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

Пародия и её роль в истории литературы. Пародия в литературе разных эпох. Козьма Прутков и его «творчество». Современная пародия. Пародия и карикатура. Пародия и шарж.
Итоги (2+1КР)

Мир литературы и богатство его жанров.

Календарно-тематический план



Тема

Количество часов

Виды деятельности

Виды контроля

РР

КР

1

Введение.

Роды и жанры литературы


1

Чтение статьи учебника и ее пересказ;

чтение изучаемых произведений;

комментированное чтение;

беседа по прочитанному;

пересказ отрывка; анализ эпизода;

самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика; презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв;

словарная работа; иллюстрирование прочитанных произведений;

подготовки сообщений, докладов, творческих проектов; сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации;

выразительное чтение; чтение наизусть; анализ стихотворения;

сочинение стихотворения, басни, баллады; устное сочинение-рассуждение; сочинение-миниатюра;

составление сценария, диафильма по сюжету произведения; инсценироваиие.









2

Фольклор

1




1

3

Литература эпохи Возрождения

3







4

Литература XIX века

29

3

1

5

Литература XX века

26

2




6

Итоги.

2




1

7













8




























Итого: 70

62




5

3


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.


В результате изучения литературы ученик должен

знать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);

  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Ученик должен знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма) и жанры всех трёх родов. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.

Ученик должен уметь:

  • определять роды и жанры изученных произведений и мотивировать свои выводы;

  • привлекать целесообразные формы пересказа в соответствии с особенностями рода и жанра произведения;

  • создавать творческие работы, способствующие владению жанрами устной и письменной речи;

  • отличать стихотворную речь и её особенности, силлабо-тонический стих от тонического;

  • привлекать сведения по теории литературы в процессе обсуждения и оценки как изученного, так и самостоятельно прочитанного произведения;

  • работать со справочными материалами, в том числе энциклопедическими изданиями;

  • обнаруживать связь между различными видами искусств и использовать их сопоставление, учитывая жанр сопоставляемых произведений.


Перечень учебно-методического обеспечения

«Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5–11 классы)» (М.,: Дрофа, 2010г.) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений /автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа,2008

Курдюмова, Т. Ф. Литература. 7 класс: методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2009.
Список литературы

1. Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. – М. : Айрис-Пресс, 2009.

2. Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5–9 классов / О. Н. Харитонова. – М. : Феникс, 2010.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

– электронный репетитор «Литература» (система обучающих тестов);

– репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

– репетитор «Литература» (весь школьный курс);

– программа «Домашний репетитор».

  1. . http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  2. . Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  3. . http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  4. http://www.openclass.ru/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа по литературе разработана...
Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией А. Г. Кутузова. Допущено Министерством образования и науки...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Нормативные правовые документы, на основании...
Настоящая рабочая программа по литературе для 6 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 5 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе...
Разработана в соответствии с Примерной программой по литературе 8 класса, на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих документов
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. 2004г....

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература»
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для учащихся...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка
Приказом мо РФ от 05. 03. 2004 года, №1089), Примерной программы по литературе для основного общего образования, Обязательного минимума...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconПояснительная записка рабочая программа по литературе в 11 классе...
В. П. Журавлева, авторы: Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А. М. Турков, М., Просвещение, 2010 в соответствии с программой под редакцией...

Пояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана на основании примерной программы по литературе Министерства образования и науки рф, iconРабочая программа ориентирована на использование учебника «Литература»
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта среднего(полного) общего образования, примерной программы...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru