Урок русского языка в 5 классе




НазваниеУрок русского языка в 5 классе
Дата публикации19.08.2013
Размер49.6 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 5 классе

«Путешествие по Морфемике»


Учитель русского языка и литературы

Чугуевец Надежда Васильевна
Цели урока:

1. Повторить и обобщить основные теоретические сведения всех тем раздела «Морфемика. Орфография», выявить уровень сформированности умений и навыков по теме.

2. Продолжить работу по развитию связной речи учащихся, их коммуникативных способностей, обогащению словарного запаса .

3. Воспитывать любовь к родному языку, стимулировать желание узнать об изучаемом явлении больше.
Форма проведения – урок-путешествие

Эпиграф к уроку:

Орфография слова есть биография слова.

В.П.Шереметевский.
Обоснование: путешествие позволяет повторить и обобщить имеющиеся теоретические знания, активизируя этот процесс, а также способствует развитию многих необходимых качеств личности.
Оборудование: карта путешествия, заранее отпечатанные задания по теме, сигнальные карточки, магнитофон.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: Ребята, мы завершили изучение большой темы «Морфемика. Орфография. Культура речи». Однако двигаться дальше по пути изучения русского языка мы не сможем, пока не выясним, насколько хорошо вы усвоили теоретический материал по этой теме, чему научились практически.

Поэтому сегодня мы с вами проведём урок повторения, но не обычный, а урок-путешествие по Морфемике.

Перед вами маршрутная карта. Обратите внимание, какие остановки нас ждут в пути: станция «Морфем», город «Гласные и согласные в приставках», крепость «Правописание корней», замок «Буквы И-Ы после Ц».

Путешествие наше не будет лёгким: вам нужно будет вспомнить всё, что вы знаете о жителях Морфемики, выполнить практические задания, которые они приготовили для вас.

Наш урок мы проведём в форме игры- путешествия. Ведь что может быть важнее в трудном путешествии, чем сплочённая команда, надёжное плечо друга.

Итак, маршрут определён, мы с вами одна команда.

Ну что же, можно отправляться в дорогу. (Музыкальное сопровождение – песня «Ничего на свете лучше нету» из м/ф «Бременские музыканты»)Физминутка

Учитель:- Прочитайте слова В.П.Шереметевского. Как вы их понимаете?

В.П.Шереметевский сказал: «Орфография слова есть биография слова».

- Запишите эпиграф нашего урока, оформив его как предложение с прямой речью.

Учитель. Мы добрались до границы страны Морфемика. Чтобы пересечь её, необходимо пройти таможенный контроль, т. е., ответить на несколько теоретических вопросов. После команды «время» поднимите сигнальную карточку и дайте чёткий ответ. (Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.)

  1. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово целиком? (основа)

  2. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

  3. Главная значимая часть слова – это… (корень)

  4. Докажите, что это так на примере слова “звонить”.

  5. Произведите морфемный разбор слова “хлебный”.

  6. Отгадайте шараду: Мой корень – родственник сражению (бой), приставка – в слове “за-явление”. В “набор-щик-е” есть суффикс мой. А весь – тружусь я под землей. (забойщик)

  7. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные слова: Грузчик грузин грузит грузди.


Учитель. Ну что же, таможенный контроль общими усилиями пройден. Мы на территории страны Морфемика. И первая наша остановка на станции «Морфем». Здесь нам нужно разгадать кроссворд:

1) наименьшая значимая часть слова;
2) часть изменяемого слова без окончания;
3) морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
4) морфема, которая находится после корня и служит для образования новых слов;
5) при образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова, например: друг- дружить -друзья. Эту замену называют …
6) значимая часть слова, которая образует формы слова;
7) части слов, в которых имеются изменения (чередования) звуков, называются … морфем;
8) раздел науки о языке, который изучает морфемы как части слова.
(Ключ: 1) морфема; 2) основа; 3) приставка; 4)суффикс; 5) чередование; 6) окончание; 7) корень; 8) морфемика.)

- А вот еще задание: Разобрать по составу. Уловка, чёрненький, поджарить
приставка, беленький, пересолить.
- Молодцы! Морфемика дарит вам подарок – шараду!
4.Шарада.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же - в дневнике я и в журнале. (оценка)

Учитель: А теперь мы отправляемся в город «Гласные и согласные в приставках».

Игра «Четвёртый – лишний». Буквы з, с предлагают вам игру.
1) моро…, ука…ка, про…ьба, карни…;
2) …доровье, …десь, …дать, …дание.

3) бе..шумный, бе..чувственный, бе..жизненный, ра..щелина.

- А теперь следующее задание, нужно вставить буквы и объяснить их постановку.
Прибл...жалась ночь, но мы были еще в пути. Солнце ушло за г..ризонт, и лес наполнялся т…мнотой. Она л…жилась у наших ног на р…стения. Густые зар…сли кустов мешали ставить п…латку и распол…гаться на отдых.

Произвести синтаксический разбор второго предложения.

Физминутка.

Физкультурная пауза.

Встали, подняли руки вверх, тянемся, растем, растем, подрастаем, выросли.

- Назовите гласные во всех трех словах. Кто самый внимательный?
Учитель: И мы двигаемся дальше. Перед нами крепость «Правописание корней». Всегда говорят, что крепость непреступна, но мы ее «взяли» и выучили все правила на правописание. Перед вами ромашка. Каждый из вас вытянет один лепесток и расскажет нам правило.

  1. Буквы о-а в корне лаг-лож

  2. Буквы о-а в корне раст-рос

  3. Буквы о-ё после шипящих в корне.

У. - А сейчас вы выполните задание:

Р .сла, ш.. рох, гл.. деть ,сл. гаемое, пол .жение, отр..сти, р..синка, уб..гать,

р…стительный, ш..в, зар…сли, р…сток, сл…жить, разл…жить, выр..щенный, уб…рать, ж..лтый, щ..лкать.

У. Отметьте слова, в корне которых

пишется буква О пишется буква А

1. р…стущий 1. р…стет

2. р…сток 2. выр…сли

3. пр…стой 3. р…стяпа

4. подр…сли 4. взр…щенный

5. р…столстеть 5. р…стрепанный

- А принцесса Морфемика передала вам подарки. Это таблица-тренажер. Если вы даже забудете правило. Посмотрев на эту таблицу вы все вспомните.

Учитель: А мы движемся дальше. И приближаемся к замку «Букв И-Ы после Ц». Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее». Перед вами слова. Вы должны вспомнить правило и вставить буквы И или Ы. А только после этого мы озвучим данное правило.

ц…ганский

синиц…

ц…ркач

милиц..я

ц..плячий

оц..нить

ц..нковый

ц..новка

лекц..я

сестриц..н

дикц..я.

У. Поменяйтесь местами и проверьте друг у друга ошибки. Кто теперь мне сформулирует правило.

Заключительное слово учителя:

- Ребята, мы сегодня хорошо поиграли и в то же время вспомнили, обобщили изученное по морфемике и орфографии. Какие морфемы мы знаем? Какие мы знаем правила правописания корней и приставок?

Молодцы, все работали замечательно! Победители сегодня все! И каждому из вас принцесса Морфемика дарит сладкий приз.

(Объявление оценок. Неудовлетворительных оценок нет)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе iconСценарий медиаурока с компьютером Урок русского языка в 8 классе...
Урок предназначен для учителей русского языка 8-х классов. Урок проходит с использованием презентации. Материал урока может быть...

Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 3 классе. Время проведения
Урок русского языка в 3 классе. Время проведения: 19. 03. 2008 г. В 10 час. Зомин. Тема: Большая буква в названиях городов, сел,...

Урок русского языка в 5 классе iconСценарий урока» Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»
Урок русского языка в 5 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Второй урок по теме «Обращение»

Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка " Повторение и обобщение изученного" Полянская...
Хисматулина Ф. Х. Урок русского языка "Парные согласные и их обозначение на письме"

Урок русского языка в 5 классе iconУрок по теме «Союзы»
Конспект урока русского языка в 7 классе. (Учитель русского языка и литературы моу «сош №5» г. Саратова Жукова М. Ф.)

Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 7 классе
Умк: Программа школьного курса русского языка для общеобразовательных учреждений ( Авторы: М. Т. Баранов, Т. А ладыженская, нм шанский.,...

Урок русского языка в 5 классе iconОткрытый урок русского языка во 2 классе «Школа России»
Обобщить и систематизировать знания о глаголе; актуализировать знания, приобретённые при изучении русского языка

Урок русского языка в 5 классе iconКонспект интегрированного урока русского языка пдд на уроке русского...
Одинцова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы моу «сош№12» г. Сыктывкара Республики Коми

Урок русского языка в 5 классе iconУрок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова»
Урок русского языка в 3 классе по теме «повторяем состав слова» с использованием технологий морфемного чтения и письма

Урок русского языка в 5 классе iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний»
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru