Скачать 118.73 Kb.
|
ББК Рекомендовано к изданию методическим М-74, 57 Советом ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж Протокол № 3 от 28.10.11. Рецензент: Ахтямова В.М., преподаватель русского языка ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж рабочая тетрадь по дисциплине «Руский язык и культура речи» [Текст]/ М.П. Михеева. – Анжеро-Судженск: педагогический колледж, 2011.- 42 с. Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» включает в себя задания по основным разделам курса. Рекомендуется для работы студентов педагогических колледжей по всем специальностям дневной и заочной форм обучения на практических занятиях и при самостоятельной работе по дисциплине. Содержит большое количество разнообразных вопросов, заданий для самостоятельного выполнения, проверочных тестовых заданий, позволяющих лучше усвоить материал курса. ББК © Анжеро-Судженск, 2011 г. М-74, 57 М.П. Михеева СОДЕРЖАНИЕ Введение………..………………………………………………………..………..3 Раздел №1. Общие сведения о языке и речи…..…………..……….………..4 Раздел №2. Литературный язык - высшая форма развития национального языка………………………………………………………...…6 2.1. Cистема норм русского литературного языка………………….........6 2.2. Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы….…….7 2.3. Роль словарей и справочников в укреплении русского литературного языка………………………………………………….…….10 Раздел №3. Система языка и её стилистическая характеристика………..10 3.1. Фонетика, орфоэпия, орфография…………………………………….10 3.2. Лексика и фразеология………………………………………………...15 3.3. Словообразование и словообразовательные средства языка…….20 3.4. Морфология………………………………………………………..……21 3.5. Синтаксис……………………………………………………………….28 Раздел № 4. Текст как речевое произведение……………………….……..…30 4.1. Текст, его структура………………………………………………..….30 4.2. Функциональные стили русского языка……………………………...32 Итоговый тест по дисциплине «Русский язык и культура речи»…………….35 Задание для зачета по дисциплине «Русский язык и культура речи»………..38 Список литературы………………………………………………39 Приложение Орфоэпический минимум…………………………………………………………….40 Введение Одной из главных задач СПО является задача развития личности будущего специалиста, приобщение его к профессиональной культуре. Культура речи, являющаяся частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем уровня интеллекта и образованности. Особые требования в этом отношении традиционно предъявлялись педагогу. Поэтому дисциплина «Русский язык и культура речи» предусматривает такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений о всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную и профессиональную специфику (употребление в речи). Несмотря на то, что в настоящее время существует большое количество учебных пособий по дисциплине, в то же время не в достаточной мере разработаны практические задания, проверочные тестовые задания для студентов, тем более с профессиональной направленностью на развитие речи будущего педагога. Данная рабочая тетрадь окажет помощь студентам средних специальных учебных заведений в подготовке к учебным занятиям, в проверке знаний и умений, в самостоятельной работе по дисциплине «Русский язык и культура речи». Условные сокращения, применяемые в рабочей тетради: ![]() - знакомство с теоретическим материалом ![]() - задание творческого характера - ![]() ![]() Раздел №1. Общие сведения о языке и речи Задание 1. Прочитайте высказывания о языке и речи, объясните их смысл.
Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить. (В. Шефнер. «Слова») Задание ![]() __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________ ![]() Задание 3. Прочитайте стихотворение Вадима Шефнера «Слова». Напишите сочинение-эссе на тему «Что значит «слово» в речи педагога?» ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Раздел №2. Литературный язык - высшая форма развития национального языка 2.1. Cистема норм русского литературного языка ![]() ![]() Задание ![]()
2.2.Речевой недочет как нарушение рекомендательной нормы Задание 1. Речевые ошибки следующих выражений однотипны. Определите, какое явление лежит в их основе и исправьте.
Явление, которое лежит в основе ошибок, - это ______________________ Задание 2. Выполните тест, результаты занесите в бланк ответа. Критерии оценки: 10 правильных ответов –«5» 8-9 правильных ответов –«4» 5-7 правильных ответов –«3» 4 и менее правильных ответов–«2»
Тест 1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Выбрав пьесу, 1) началось распределение ролей. 2) оказалось, что там слишком много ролей. 3) была назначена первая репетиция. 4) мы немедленно начали репетировать. 2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Услышав длинный гудок, 1) только после этого можно набрать номер. 2) наберите номер абонента. 3) набирается номер абонента. 4) значит, линия свободна. 3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Возвращаясь с работы, 1) мной овладела тревога. 2) испортилась погода. 3) это займет меньше часа. 4) я зашел к приятелю. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря настойчивости и таланту он добился больших успехов. 2) Вследствие неточности в документе произошли серьёзные недоразумения. 3) Надо отдавать себе отчёт в своих поступках. 4) Преподаватель заметил о том, что лексика русского языка неоднородна. 6. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия. 2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых. 3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни. 4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне. 7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку. 2) Учёные преображают мир сообразно своим теориям. 3) Оплату расходов берёт на себя благотворительная организация. 4) Приезжие любовались причудливыми каменными узорами церкви и восхищённо рассматривали их. 8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Благодаря поддержке родных и друзей мне удалось справиться с трудностями, которые сначала казались непреодолимыми. 2) Я. Ивашкевич писал, что у книги в наше время много соперников. 3) Охотник встретил и разговорился с егерем. 4) В стихотворении А. Ахматовой «Мужество», написанном в феврале 1942 года, выражена гражданская позиция поэта. 9. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте 3) без золотых погон 4) в двухстах шагах 10. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети 3) пять блюдец 4) лягте на диван ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………… Список литературы
Интернет-ресурсы.
2. Русский язык и культура речи. [Электронный ресурс]; http://www.cspu.ru/rus- site/ - режим доступа: http://www.cspu.ru/rus-site/ 3.Словари, источники, энциклопедии [Электронный ресурс]; http://www.lebed.com/slovo - режим доступа: http://www.lebed.com/slovo 4.Русский язык и культура речи. Шпаргалка.[Электронный ресурс]; http://fictionbook.ru/author/darya_golovanova/russkiyi_yaziyk_i_kultura_rechi_shpargalka/read_online.html?page=1 режим доступа: http://fictionbook.ru/author/darya_golovanova/russkiyi_yaziyk_i_kultura_rechi_shpargalka/read_online.html?page=1 5.СКАГС | Русский язык и культура речи .[Электронный ресурс]; http://www.skags.ru/discip.php?disc_type=main&disc_uid=107 режим доступа: http://www.skags.ru/discip.php?disc_type=main&disc_uid=107 Тетрадь в полном объеме можно приобрести в ГОУ СПО Анжеро-Судженский педагогический колледж |
![]() | Курс «Русский язык и культура речи» изучает современный русский литературный язык и культуру речи. Язык – система знаковых единиц,... | ![]() | Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура... |
![]() | Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» подготовлена Лазаревой Г. А., к п н., доцентом кафедры общественных... | ![]() | Данные задания, контрольные вопросы, темы рефератов и тесты помогут вам при изучении предмета «Русский язык и культура речи», а также... |
![]() | Курс «Русский язык и культура речи (для нефилологов)» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским литературным... | ![]() | Содержательная, логичная, правильная речь (устная и письменная) должна стать характеризующим признаком хорошего работника. Курс «Русский... |
![]() | Русский язык и культура речи: Контрольные задания для студентов заочной формы обучения сгга/ Сост доц. М. К. Чирейкин. ─ Новосибирск:... | ![]() | Курс «русский язык и культура речи» общим объемом 66 часов изучается в течение 1 семестра |
![]() | Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений по дисциплине «Русский язык и культура речи». Книга может быть полезна... | ![]() | Контрольные задания носят обучающий характер и включают основные разделы курса «Русский язык и культура речи» (соблюдение орфографических,... |