Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г.




НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г.
страница1/12
Дата публикации23.03.2014
Размер1.63 Mb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы (Авторы-составители: Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев; М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009) и федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы, в свою очередь выполненной на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта по литературе.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании данного планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 овладение навыками устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 формирование умений развернутого ответа на вопрос, рассказа о литературном герое, характеристике героя;

 совершенствование умений создавать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение; свободно владеть письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию данной рабочей программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Учащиеся 10-х и 11-х классов получают возможность осваивать учебную дисциплину “Литература” на общеобразовательном или профильном уровне. Базовый уровень изучения литературы предполагает знакомство учащихся с наиболее общими, фундаментальными основами предмета, однако изучение литературы на этом уровне сохраняет традиционную основу курса, играющего важнейшую роль в формировании нравственной сферы личности ученика, его культурного багажа.

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;




  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;




  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;




  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.


Согласно федеральному базисному учебному плану, на изучение учебного предмета «Литература» отводится 102 часа на этапе среднего (полного) образования (базовый уровень) из расчета 3 учебных часа в неделю.

При составлении рабочей программы в тематическом планировании в разделе «Развитие речи» предусмотрены часы на письменную текстовую деятельность. В 9-11 классах – не менее 7 сочинений (из них 5 аудиторных).

Данная рабочая программа включает в себя следующие компоненты:

  • учебно-методический комплекс,

  • перечень форм, методов и приёмов обучения,

  • перечень приоритетных видов учебной деятельности,

  • виды письменных работ учащихся,

  • содержание программы,

  • уроки развития речи и внеклассного чтения на базовом уровне,

  • основные теоретико-литературные понятия,

  • требования к уровню подготовки учащихся,

  • особенности работы учителя литературы на уроках разных типов,

  • формы контроля уровня достижений учащихся,

  • список тем для рефератов на заключительную читательскую конференцию,

  • учебно-тематический план,

  • тематическое планирование.


Учебно-методический комплекс:

Основной учебник:


  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература XIX в.: 10 класс: В 2 ч.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011 г.


Методическая литература:

  1. Преподавание литературы в 10 классе: Книга для учителя. В 2-х ч. Под ред.проф. Г. А. Обернихиной. – М.:АРКТИ, 2003.

  2. И. И. Аркин. Уроки литературы в 10 классе // Практическая методика. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002

  3. И. В. Золотарёва, Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе // Обновлённый комплект уроков.- М.: ВАКО, 2004

  4. Газета «Литература» издательского дома «Первое сентября»

  5. Педагогический журнал «Учитель»

  6. К. А. Войлова, В. В. Леденёва. Контрольные и проверочные работы по литературе (10,11 классы) // Методическое пособие. – Москва, «Дрофа», 2001

  7. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

  8. Тесты. 10 класс. – М.: «Экзамен», 2007.

  9. Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. 10 класс.- М.: «Экзамен», 2007.

  10. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1978.

  11. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. – М.: Вако, 2007.

  12. Литература в школе. Научно-методический журнал.

  13. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Дидактический материал для учителя. – Саратов: Лицей, 2006.

  14. Петрович Н.М., Петрович В.Г. Литературные викторины. – М.: Просвещение, 2000.

  15. Русские писатели. Библиографический словарь. – М.: Школа – Пресс, 1990.

  16. Электронная хрестоматия по русской литературе DirektMEDIA.


Основой поурочного целеполагания в рабочей программе является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Синтетический (комбинированный) урок, урок - творческий практикум, урок-игра, элементы урока - заочной экскурсии, путешествия.

Методы и приемы обучения:

  • Рассказ о писателе (сообщение учителя и учащихся).

  • Работа с текстом: чтение (ознакомительное, изучающее, выборочное).

  • Беседа по изученному материалу, анализ, сопоставление, оценка героев.

  • Пересказ (подробный, выборочный, творческий); заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана, аннотации, целенаправленные выписки; отзыв, рецензия; комментирование эпизода).

  • Виды работ, связанные с переходом в другие знаковые системы (составление схем, таблиц)

  • Составление авторского текста в различных жанрах (подготовка своей словарной статьи, рассказа, отзыва, написание анализа (стихотворения, характеристики героя), творческих работ в жанре былины, оды, стихотворения, сатирической сказки); устное словесное рисование, составление диафильма, киносценария, инсценирование.

  • Наблюдение за речью товарища, выразительное рассказывание, чтение, чтение по ролям с интонационной характеристикой персонажей, разыгрывание сюжетных ситуаций.

  • Рисование героев, создание иллюстраций.

Методы и приёмы, формирующие умение создавать связный текст на литературную тему:

  • регулярное проведение аудиторных сочинений на литературную тему;

  • письменное обоснование выставленной учителем отметки с указанием сильных и слабых сторон ученической работы;

  • реализация установки на доработку и переработку учеником текста сочинения по замечаниям учителя;

  • проведение специальных уроков по обучению написанию сочинения;

  • проведение на завершающем этапе изучения монографической темы уроков обобщающего типа, нацеленных на подготовку к сочинению;

  • систематическое включение в процесс обучения письменных заданий небольшого объема, требующих ответа на проблемный вопрос, сопоставлений тех или иных литературных явлений, интерпретации текста или его фрагмента;

  • анализ готовых (опубликованных или ученических) сочинений с точки зрения их сильных и слабых сторон;

  • последовательное формирование навыка тезирования, составления разного вида планов.



ПРИОРИТЕТНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие текста, заучивание наизусть;

  • репродуктивная деятельность: осмысление содержания текста, текстовых реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Виды деятельности учащихся на уроке

    • Передача впечатлений о прочитанном, прослушанном.

    • Беседа о прочитанном, устные и письменные рассказы, ответы на проблемные вопросы, выполнение проблемных заданий.

    • Развернутая характеристика поэтических текстов.

    • Работа со словарями.

    • Выразительное чтение текстов, комментированное чтение, чтение по ролям.

    • Чтение наизусть.

    • Письмо по памяти.

    • Пересказ прочитанного (разной степени сжатости, включая составление плана), услышанного.

    • Взаимопроверка, оценка чтения, рассказа, пересказа одноклассника, прослушивание и анализ.

    • Комментирование собственных рисунков.

    • Словесное рисование.

    • Презентация, защита творческих работ.

    • Работа с учебником, рабочими тетрадями, составление цитатного плана.

    • Виды работ, связанные анализом произведений (составление словаря языка персонажей, кластеров, синквейнов, подготовка вопросов к дискуссии, подбор материалов для ответов по плану; сопоставительный анализ героев, эпизодов, произведений).

    • Подбор цитат для характеристики героев.

    • Участие в конкурсах, игре.

    • Создание творческих работ (сочинений).

    • Выполнение тестовых работ.


Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико- литературных понятий:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


В 10-11 классах учащиеся должны иметь тетрадь для классных и домашних сочинений, рабочую тетрадь по литературе.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconРабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка
Данная программа по литературе составлена для 5 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для учащихся...
Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по литературе,...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconПрограмма по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы....
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconРабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для 5 класса...
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы под редакцией В. Я. Коровиной для учащихся 5-9...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconРабочая программа По литературе мбоу средней общеобразовательной школы №8
Мо РФ №1312 от 09. 03. 2004 года и Примерной программы основного общего образования по литературе и программы по литературе для 5-11...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconРабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального...
Рабочая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconРабочая программа по русской литературе 10 класса учительницы первой квалификационной категории
Рабочая программа по русской литературе для 10 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Федерального компонента...

Пояснительная записка данная рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе авторской программы по литературе для 10 класса общеобразовательной школы Авторы-составители: Г. iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 5 класса...
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru