Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами




Скачать 41.68 Kb.
НазваниеДоклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами
Дата публикации09.03.2014
Размер41.68 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Литература > Доклад
Доклад творческой группы 7 класса
Понятие заимствования и о «засорении» русского языка

иностранными словами.
«Все народы меняются словами

и занимают их друг у друга»

В. Г. Белинский
В каждом языке наряду с исконными словами имеется большое количество заимствований, этимологизация которых имеет свои особенности. Общаясь, народы «меняются словами». По исследованиям учёных заимствованные слова в лексике современного русского языка составляют 10% всего его словарного состава.

«Заимствованными» называются слова и части слов (морфемы) взятые одним языком из другого. Заимствование – это естественный путь взаимообогащения языков. В свою очередь, многие русские слова проникли и проникают в языки других народов.

Но не является ли обилие иностранных слов в языке свидетельством его «неполноценности»? Ничуть! Как раз наоборот: чем легче язык усваивает международную лексику, чем больше он пополняется за счёт включения в него всего того ценного, что содержится в других языках, тем этот язык совершеннее и богаче.

О том, что русский язык надо уважать, не коверкать и не засорять словами иностранными - говорили и писали не раз. И, конечно, среди поборников чистоты языка объявлялись и такие, что вместе с сором готовы были вымести чуть не все слова нерусского происхождения, даже необходимые, прочно вошедшие в быт и замены не требующие. Особенно яростным был министр просвещения А. С. Шишков. Он предлагал, например, вместо иноязычного слова «тротуар» употреблять слово «топталище» (выдуманное им самим), вместо «галоши» - «мокроступы», вместо «фортепьяно» - «тихограммы» и т. д. Это стремление Шишкова заменить уже получившие широкое распространение в русском языке иностранные слова своими отечественными «мокроступами» было встречено передовой русской общественностью весьма критически. Так А. С. Пушкин, употребив в восьмой главе «Евгения Онегина» французское выражение «comme il faut» («ком иль фо»), позднее вошедшее в язык русской художественной литературы, иронически заметил: «… Шишков прости, не знаю как перевести.».

Но значит ли это, что иностранных слов следует избегать всегда в русской речи, заменяя их русскими? Ведь многие заимствования имеют русские синонимы: контур – очертание, ликвидация – прекращение, пассивный – бездеятельный, персональный – личный и т.д. Нет, не всегда. В книжной и особенно в научной речи они, как правило, уместны и необходимы в качестве специальных терминов. Например, в публицистической статье латинское слово «актуальный» едва ли можно заменить русским словом «важный», так как «актуальный» - это «очень важный для настоящего времени, отвечающий важнейшим вопросам современности.

Разумеется, оживлённое, всё более и более широкое общение с другими странами - спортивное, научное, культурное, торговое, политическое; взаимные поездки – всё это даёт возможность для обмена взглядами, открытиями и, само собой, словами. На язык уже в сильной степени влияет газетно-радио-телевизионная машина. И в этом нет ничего страшного, это благотворно, ибо способствует взаимообогащению, развитию. Однако всегда нужно знать, что нам нужно, а чего не нужно за границей. Во всяком случае, язык не менее нуждается в охране, чем природа, хотя мы не всегда так остро чувствуем это и, кажется, не вполне осознаём.

Пути проникновения иноязычных слов в русский язык.

В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история нашего народа. Экономические, политические, культурные контакты с другими странами, военные столкновения накладывали свой отпечаток на развитие языка.

Русский народ издавна славился гостеприимством и миролюбием. Уже в глубокую старину русские охотно общались с соседними народами, налаживали с ними торговые и культурные связи.

К числу древних заимствований относятся отдельные слова из германских языков: броня, меч, панцирь, котел, холм, бук, князь, бор, свинья, верблюд и другие. Относительно происхождения некоторых слов ученые спорят, поэтому количество заимствований из древнегерманских языков разным исследователям представляется неоднозначно (от 20 до 200 слов).

Экономические, политические, культурные связи между Германией и Россией существуют с древних времён. Они прослеживаются уже с X-XII веков. В немецком городе Любеке, который со временем возглавил ганзейский торговый союз, русские купцы держали торговый двор ещё в XII веке, в свою очередь германские купцы имели Немецкий двор в Новгороде. Политические и культурные связи двух народов усилились в XV веке при Иване III, в XVII веке при царе Алексее Михайловиче. Германские специалисты, жившие в Немецкой слободе около Москвы, оказали благотворное влияние на формирование взглядов и личности молодого Петра I.

Впоследствии он активно приглашал на службу в Россию немецких инженеров, врачей, офицеров. В 1764г. Екатерина II издала Манифест, по которому в Россию могли приезжать переселенцы (как их тогда называли – колонисты) из стран Европы для освоения районов Поволжья. Колонисты отличались высокой культурой быта и культурой сельскохозяйственного производства. Русские, жившие по соседству, многое переняли у них, в том числе и слова, связанные с образом жизни и производственной деятельностью.

Более позднее лексическое влияние европейских языков на русский язык стало ощущаться в XVI - XVII вв. и особенно активизировалось в Петровскую эпоху, в XVIII в. Преобразование всех сторон русской жизни при Петре I, его административные, военные реформы, успехи просвещения, развитие науки - все это способствовало обогащению русской лексики иноязычными словами. Это были многочисленные названия новых тогда предметов быта, военные и морские термины, слова из области науки и искусства.

Из немецкого языка были заимствованы такие слова: бутерброд, галстук, графин, шляпа, контора, пакет, прейскурант, процент, бухгалтер, вексель, акция, агент, лагерь, штаб, командир, юнкер, ефрейтор, лафет, патронташ, верстак, фуганок, никель, кварц, селитра, вольфрам, картофель, лук.

Немцы внесли значительный вклад в историю русского государства, пожалуй, нет такой сферы деятельности, где бы выходцы из германских княжеств не оставили о себе добрую память и десятки немецких слов, которыми до сих пор пользуемся мы – русские.

Области применения слов-заимствований очень разнообразны. Мы отмечаем их 17, в которые входят 302 слова. Больше всего заимствований нами выявлено в следующих областях: география, геология, туризм – 30; слесарно - столярные работы, инструменты – 28; военное дело, техника, приборы, знаки – 25. В буквенном выражении «лидируют» слова на букву «ш, ф, к, а».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами icon«Спасибо Вам, учителя!»
В состав гуманитарной творческой группы входят учителя русского языка, литературы, иностранных языков, истории, обществознания, географии...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconПримерный план работы творческой группы
Цель работы творческой группы повышение информационной культуры учителя через овладение компьютерными технологиями, расширение информационного...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconТема проекта работы творческой группы: «Интерактивные формы и методы...
Цель данного проекта заключается в использовании на уроках русского языка и литературы интерактивных методов обучения как средств...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconАнализ работы творческой группы учителей, работающих по теме «Организация...
Основными направлениями деятельности творческой группы учителей в 2011-2012 учебном году были

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconДоклад «Развитие связной устной речи на уроках русского языка в коррекционной...
Родной язык – это средство связи времен. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconПлан работы мо мбвсоу «Центр образования» учителей русского языка...
МО: Мошкова С. П. учитель русского языка и литературы; Ханбекова Л. Ю. учитель русского языка и литературы; Липова Н. Г. учитель...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconУрок русского языка в 5 классе Тема урока: «Лексическое значение слова. Словари»
Активизировать полученные знания о лексике. Закрепить понятие «Лексическое значение слова». Продолжить знакомство с толковыми словарями...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconИтоги мероприятий, посвящённых Дню русского языка
День русского языка – памятный день, указ о котором подписан президентом РФ 6 июня 2011 года «Установить День русского языка и отмечать...

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconТематическое планирование 9 класс
Цель: дать понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы

Доклад творческой группы 7 класса Понятие заимствования и о «засорении» русского языка иностранными словами iconКузнецова Татьяна Ивановна
Изменения в лексике происходили и происходят в связи с изменениями в обществе. Для называния предметов сохранялись древние русские...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru