Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г




НазваниеВажнейшие научно-практические мероприятия 2012 г
Дата публикации11.01.2014
Размер75.5 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Литература > Доклад
Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г.

Международная научно-методическая конференция «Векторы современного уровневого образования: повышение качества и взаимодействие с работодателями». 28 марта 2012 года

Члены кафедры «Русский язык» Финуниверситета приняли участие в работе 2-х круглых столов, представив 5 докладов, отражающих актуальную лингводидактическую проблематику преподавания дисциплин «Русский язык как иностранный/неродной» и комплекса речеведческих дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Русский язык. Деловое общение», «Риторика».

I. Круглый стол «Повышение качества подготовки бакалавров и координация работы кафедр в преподавании дисциплин гуманитарного и профессионального циклов»

(1) Бежанова Светлана Викторовна, начальник Управления по работе с иностранными обучающимися, доцент кафедры «Русский язык»; Ганина Елена Викторовна, зав. кафедрой «Русский язык», доцент.

Доклад «Методические основы взаимодействия кафедры «Русский язык» с кафедрами профессиональных циклов»

В докладе речь шла о триединстве задач, стоящих перед преподавателями русского языка. В первую очередь необходимо

- сформировать «социальный заказ», учитывающий сочетание потребностей общества с интересами обучающихся; - трансформировать данный «заказ» в приемлемый набор фактических целей;- обеспечить цели адекватными средствами и приемами учебной работы.

Важнейшее направление - язык специальности, т.е. язык «выживания» студента в вузе и основное средство изучения специальности. Предполагается корректировка рабочих программ по курсу «Русский язык»: уменьшение количества часов на изучение социокультурной и общественно-бытовой тематики (10% - 15%) - увеличение количества часов на изучение языка специальности (85% - 90%). Особое внимание докладчики уделили раскрытию следующего тезиса: процесс обучения языку специальности на занятиях по русскому языку носит упреждающий характер; исключает подмену занятий по специальности; формирует языковую и речевую компетенции как базу для учебной и профессиональной компетенции. Формирование предметной компетентности у иностранных студентов осуществляется как единый обучающий процесс, где за языковую и речевую компетенцию отвечает преподаватель-русист, а за предметную – преподаватель-предметник. Задачи непростые, но... решаемые! Целесообразно, кроме того, согласование обучающих действий преподавателя-русиста и преподавателя-предметника; установление, укрепление и развитие межпредметных связей; тематическая преемственность. Речь также шла о создании межкафедральной структурно-логической схемы (СЛС) – живого и динамичного документа, являющегося основой для организации межкафедрального взаимодействия. В заключение отмечалось, что на кафедре создаются три вида учебных материалов для работы с иностранным контингентом (при изучении языка специальности): 1) лингвистический; 2) функциональный; 3) компетентностно-профессиональный.

(2) Масленникова Инна Львовна, профессор кафедры «Русский язык». Доклад «Минимизация учебного материала при подготовке иностранных студентов-бакалавров»

В этом году, когда 3 и 4 курсы являются выпускными по русскому языку (одновременно кафедра «Русский язык» последний раз выпускает специалистов и первый раз - бакалавров) представляется возможным сравнить языковые успехи студентов. С переходом к 4-х летнему обучению студенты-бакалавры потеряли один год занятий русским языком. Однако уровень владения языком должен остаться прежним, т.е. это должно быть свободное владение рабочим языком, когда студент –иностранец совместно с носителями языка в установленном темпе выполняет все виды работ (слушание и запись лекций по всем дисциплинам, предусмотренным учебным планом вуза, и, конечно же, чтение и говорение), т.е. владеть всеми четырьмя видами речевой деятельности. На последнем 4-ом курсе (для бакалавров) и на пятом курсе (для студентов специалитета) иностранные студенты не занимаются русским языком, в то время как впереди у тех и других еще практика и дипломные работы.

В связи с этим учебный материал подлежит минимизации в соответствии с новым количеством часов. Сокращение учебного материала возможно произвести частично за счет: 1) «языкового инструментария»; 2) социально-культурной сферы; 3) рационального, целесообразного отбора лексического материала, дифференциации общенаучной лексики и лексики подъязыка экономических дисциплин. Эти проблемы выдвигаются сейчас на первый план и являются основой научно-методической работы кафедры «Русский язык».Основным принципом построения пособий нового поколения является принцип коммуникативного обучения, когда язык - средство, а коммуникация – цель обучения.Преподаватель, находясь в постоянном контакте со студентом, может учитывать индивидуальные особенности каждого студента, хотя в одной учебной группе зачастую учатся представители 5 – 6 различных стран. Известный современный философ А.А.Колесников пишет: «Образование сегодня - это, прежде всего, индивидуально-штучная работа, это раскрытие иного видения, понимания личности».

(3) Нестерова Елена Николаевна, доцент кафедры «Русский язык» Доклад «Использование проектного метода обучения при изучении темы «Речевой имидж современного специалиста»

В докладе выступающий отметила, что экономический словарь дает следующее определение понятия «проект»: «замысел, идея, образ, воплощенный в форму описания, обоснования, раскрывающий сущность замысла и возможность его практической реализации». Проекты могут быть исследовательские, игровые, практико-ориентированные, творческие. Особенность практико-ориентированных проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для студента, имеющего практическое значение результата, выраженного в создании доклада в виде презентации. Разработка и проведение данного типа проекта требует детальности в проработке структуры, в определении функций участников, промежуточных и конечных результатов. Для данного типа проекта характерен контроль со стороны преподавателя».

Специфика творческого проекта предполагает работу студента с первоисточниками, с материалами, не содержащими готовых ответов. Творческие проекты стимулируют максимальную активизацию познавательной активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения». Проектный метод обучения студентов способствует выработке необходимой коммуникативной компетенции, т.е. умению обосновывать необходимые решения, четко выражать свои мысли, устанавливать межличностные отношения, выбирать оптимальный стиль общения в различных ситуациях, овладевать средствами вербального и невербального общения, осуществлять обмен знаниями, иными словами, студенты учатся культуре общения. Проектный метод дает возможность развивать информационные компетенции студентов – культуру владения новыми информационными технологиями. Кроме того, достигается преемственность программ среднего и высшего профессионального образования.

Цель данного проекта – выявлять яркие лингвистические и риторические средства, используемые специалистами в материалах профильной периодической печати; учиться преодолевать стереотипы в речи, обогащать свою речь образными языковыми средствами, учиться применять их во время публичного выступления, привлекать внимание к красоте русского языка и, конечно, повышать культуру речи. Задача проекта – учить студентов самостоятельно подбирать примеры использования образных языковых средств в речи специалистов, обращаясь к различным источникам. Материалом наблюдений послужили такие газеты и журналы, как «РБК daily», «Коммерсантъ », «Финансовая газета», «Эксперт», «Деньги» и др.

II. Круглый стол «Повышение качества подготовки бакалавров и координация работы кафедр в преподавании дисциплин гуманитарного и профессионального циклов»

(4) Малюгина Надежда Михайловна, доцент кафедры «Русский язык»; Жгарева Тамара Ивановна, доцент кафедры «Русский язык». Доклад «Инновационные подходы при обучении основам эффективной деловой коммуникации»

В докладе речь шла о системе работы со студентами-первокурсниками, изучающими дисциплину по выбору «Русский язык. Деловое общение». В ходе доклада преподаватели в первую очередь обратили внимание аудитории на одну из самых важных составляющих занятий – выполнение студентами творческих заданий, как индивидуальных, так и в малых группах. Кроме того, особое место в докладе занял рассказ выступающих о работе над темами, освоение которых представляется важным не только для учебной деятельности студента, но и для будущей профессиональной деятельности, например при устройстве на работу.

Наконец, в своем выступлении преподаватели коснулись такого вопроса, как повышение общеинтеллектуального уровня студентов нашего вуза – еще одной очень важной задачи курса «Русский язык. Деловое общение».

(5) Полякова Рауза Ильдаровна, доцент кафедры «Русский язык». Доклад «Проблемы адекватности восприятия текста при обучении студентов финансово-экономического вуза»

В докладе выступающий высказала мнение о том, что адекватное восприятие текста, написанного на иностранном языке, причем носителями иной ментальности и культуры, людьми, живущими в контексте разных исторических эпох, лишь теоретически допустимая абстракция. Здесь мы можем говорить только о каком-то уровне постижения, большем или меньшем, но никогда – о стопроцентном, и для этого есть множество причин. Причины эти можно разделить на лингвистические и экстралингвистические.

Лингвистические причины:

1) Словарь дает читающему перевод данного слова, но объем вкладываемого смысла в данное слово у носителей языков разный; 2) Данное слово может иметь разные ассоциативные связи в сравниваемых языках, что, в свою очередь, зависит, во-первых, от разных рядов однокоренных слов, а следовательно, и разных традиций в использовании слов как метафор, эпитетов, метонимий; во-вторых, разной 3) Есть и такой феномен, как отсутствие данного понятия в языке вообще. 4) Одно и то же слово может иметь несколько эквивалентов в другом языке, но с разными оттенками значения. 5)В словаре современного русского языка дано новое значение слова, а в читаемом тексте это слово употреблено в устаревшем значении. Значения слов, как известно, со временем меняются. 6) В словаре современного русского языка дано устаревшее значение слова. 7) Слово поменяло свою эмоциональную окраску, но в словаре это не отражено. 8)Сами носители русского языка неправильно интерпретируют слово в связи с незнанием ситуации. 9)Трудности в распознавании в тексте свободных и фразеологических сочетаний.

Экстралингвистические причины:

1) возраст пишущего и читающего; 2) разные национальные прецедентные феномены и стереотипы-представления; 3) разная ментальность; 4) разные культурные традиции.

Складывается интересная ситуация. Переводчики часто оказываются создателями несуществующей реальности, которая нередко постепенно становится частью общечеловеческой культуры.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г icon«научно-практические аспекты модернизации онкологической службы»
Информируем Вас, что 24-25 мая 2012 года в г. Красноярске проводится Всероссийская конференция с международным участием «научно-практические...

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconПроект резолюция всероссийской научно-практической конференции «научно-практические...
Октября 2013 года в гбоу впо «Красноярский государственный медицинский университет им проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого» состоялась Всероссийская...

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconЮность №
В ходе учебного процесса школа организует содержательные научно-практические семинары. До настоящего времени было организовано 3...

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconВажнейшие мероприятия Союза промышленников и предпринимателей Санкт...
Коллективная работа членов Союза промышленников и предпринимателей Санкт – Петербурга (спп) в разработке и реализации важнейших мероприятий...

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconНаучно-практические конференции, семинары с участием сотрудников кгкм
Данков М. Ю., Выступление «Перспективы научно-исследовательского проекта «Осударева дорога»

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconДокладу Президенту ран важнейшие результаты исследований
Охватывает выпуск электронного научно-образовательного журнала «История» (гл ред. А. О. Чубарьян), озаглавленный «Медиевистика: новые...

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconМероприятия, дата
Международная научно-практическая конференция «Искусство и художественное образование в аспекте межкультурного взаимодействия», Казань,...

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconНаучно-исследовательская работа по предмету «Биология» Тема: «Рациональное...
Биотехнические мероприятия, воспроизводственные, охране мероприятия, проводимые в Скатинском охотхозяйстве 16

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconО научной и научно-организационной деятельности Института геофизики Уро ран за 2006 г
Важнейшие результаты законченных фундаментальных исследований, полученные в 2006 г

Важнейшие научно-практические мероприятия 2012 г iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru