Скачать 318.51 Kb.
|
Управление образования и молодёжной политики администрации Арзамасского района Нижегородской области МБОУ Выездновская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литературное чтение» УМК «Начальная школа XXI века» для 1 класса «А» на 2012/2013 учебный год Составитель: Лабутина Светлана Геннадьевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории 2. Пояснительная записка. Статус документа. Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе нормативно-правовой базы:
Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературному чтению. Функции документа:
Структура документа:
Общая характеристика предмета. Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе. Представленный курс литературного чтения построен с учетом концептуальных задач: изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание. Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:
Основой учебно-методического комплекта положены следующие критерии литературного развития школьников (Л. Г. Жабицкая):
Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Задачи курса литературного чтения:
Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие каждого учащегося. В 1 классе основы читательской деятельности закладываются на уроках литературного слушания, которые вводят первоклассников в мир литературы и организуют восприятие художественного произведения, читаемого учителем. Уроки литературного чтения проводятся параллельно с уроками обучения грамоте, а затем на уроках литературного чтения. Цель уроков литературного слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой. Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать. Уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития. Ценностные ориентиры содержания курса. Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.). Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса. Универсальные учебные действия:
3. Содержание программы. I. Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора). Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения). Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя. II. Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения. Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле. Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки. III. Литературоведческая пропедевтика Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац. IV. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев. V. Чтение: работа с информацией Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал. Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге. VI. Межпредметные связи:
4. Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Раздел «Виды речевой и читательской деятельности» Учащиеся научатся:
Учащиеся смогут научиться:
|
![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная... | ![]() | Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы... | ![]() | Цель литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. Способствовать овладению техникой чтения, приёмами... |
![]() | Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 32 п. 2 п п. 7, Типовым положением... | ![]() | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная... |
![]() | Бных часов по разделам курса, по темам литературного чтения третьего года обучения в соответствии с авторской программой Литературное... | ![]() | Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой... |
![]() | Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | ![]() | Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов |