Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе.




Скачать 318.51 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе.
страница1/2
Дата публикации16.12.2013
Размер318.51 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Управление образования и молодёжной политики администрации

Арзамасского района Нижегородской области
МБОУ Выездновская средняя общеобразовательная школа














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литературное чтение»

УМК «Начальная школа XXI века»

для 1 класса «А»

на 2012/2013 учебный год

Составитель:

Лабутина Светлана Геннадьевна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

2. Пояснительная записка.
Статус документа.
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе нормативно-правовой базы:

  • Закон РФ «Об образовании» Статья 9. Образовательные программы 6.1;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011 г.;

  • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010 г.;

  • Планируемые результаты начального общего образования/ [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 г.;

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч./ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.]; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009 г.;

  • Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ 2010 г.;

  • Устав школы;

  • Основная образовательная программа начального общего образования школы на 2011-2015 г.г.;

  • Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2011 г.


Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе.

Цель настоящей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по литературному чтению.
Функции документа:


  1. нормативная (является документом, обязательным для выполнения в полном объёме);

  2. целеполагания (определяет ценности и цели);

  3. определения содержания образования (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащихся (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности);

  4. процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

  5. оценочная (выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся).


Структура документа:

  1. Титульный лист.

  2. Пояснительная записка.

  3. Содержание программы.

  4. Планируемые результаты изучения предмета.

  5. Система оценки достижений планируемых результатов освоения программы.

  6. Календарно-тематическое планирование.

  7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.


Общая характеристика предмета.
Курс литературного чтения является одним из основных предметов в системе начального общего образования, закладывающим основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития младших школьников, их умения пользоваться устным и письменным литературным языком. Данный курс обеспечивает достижение необходимых личностных, предметных и метапредметных результатов освоения программы литературного чтения, а также успешность изучения других предметов в начальной школе.

Представленный курс литературного чтения построен с учетом концептуальных задач: изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и основных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма); в результате обучения формируется читательская деятельность школьников, компоненты учебной деятельности, а также универсальные учебные действия; дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой данной программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» обучения работе с произведением и книгой. При изучении произведений постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению. В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Специфические особенности курса литературного чтения в начальной школе:

  • сочетание работы над собственно чтением: техническими навыками и читательскими умениями;

  • работа с текстом как речеведческой единицей, а с литературным произведением как искусством слова, с учетом специфики его структуры и жанровых особенностей;

  • одновременная работа над языком произведения и речью детей;

  • сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения;

  • различение художественных и научно-популярных произведений;

  • формирование литературоведческих понятий, обеспечивающих полноценное восприятие произведения;

  • освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.


Основой учебно-методического комплекта положены следующие критерии литературного развития школьников (Л. Г. Жабицкая):

  • уровень начитанности, круг чтения школьника;

  • сформированность познавательного интереса, развитие эстетических чувств и эмоциональной сферы;

  • овладение системой читательских умений.


Основная цель курса литературного чтения — помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт. Развитие читателя предполагает овладение основными видами устной и письменной литературной речи: способностью воспринимать текст произведения, слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча, понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональное отношение); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и уметь рассказывать текст произведения в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации.
Задачи курса литературного чтения:

  • обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

  • научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

  • систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

  • включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

  • формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

  • расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий. Читательское пространство в нашей программе формируется произведениями для изучения на уроке (даны в учебнике), для дополнительного чтения (в учебной хрестоматии), для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу (в рубрике «Книжная полка» в конце изучаемого раздела или нескольких разделов).


Важнейшим итогом обучения на уроках литературного чтения должно стать литературное развитие каждого учащегося.

В 1 классе основы читательской деятельности закладываются на уроках литературного слушания, которые вводят первоклассников в мир литературы и организуют восприятие художественного произведения, читаемого учителем. Уроки литературного чтения проводятся параллельно с уроками обучения грамоте, а затем на уроках литературного чтения.

Цель уроков литературного слушания – обогащение читательского опыта, развитие читательского интереса, эстетического вкуса учащихся, их стремления к самостоятельному общению с книгой.

Главной задачей уроков литературного слушания является обучение искусству слушать. Уроки слушания – это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Специфика литературного чтения заключается в том, что предметом изучения является художественная литература, которая благодаря своей нравственной сущности, оказывает огромное влияние на становление личности учащегося: духовно-нравственное развитие, формирование основ гражданской идентичности, понимание и усвоение моральных норм и нравственных ценностей принятых в семье, в народе, в обществе (любви к семье, к своему народу, Родине, уважительное отношение к другой культуре и мнению и т.п.).

Курс литературного чтения в начальной школе закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса.
Универсальные учебные действия:

  • воспринимать прослушанное или прочитанное произведение;

  • овладевать алгоритмом учебных действий;

  • сравнивать произведения по жанру, теме, авторской принадлежности;

  • осознавать героическое прошлое своей страны и народа, знакомясь с образцами доступных литературных произведений;

  • составлять модели, использовать готовые модели, дополнять и сравнивать модели обложек; усваивать с помощью моделирования литературоведческие понятия;

  • прогнозировать содержание произведения или книги до чтения;

  • овладеть навыками чтения, уметь воспринимать и понимать прослушанное или прочитанное произведение;

  • понимать и формулировать творческую учебную задачу;

  • отвечать на вопросы;

  • слушать ответы одноклассников на вопросы по изучаемому произведению; дополнять их ответы, подтверждая информацией из текста произведения;

  • слушать и слышать художественное слово, речь учителя и одноклассников.


3. Содержание программы.
I. Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание). Восприятие литературного произведения. Умение слушать и понимать фольклорные и литературные произведения. Обоснование суждений «нравится – не нравится». Элементарная оценка эмоционального состояния героев (весел, печален, удивлен и пр.), сравнение действий и поступков героев. Умение узнавать произведения разных жанров (стихи, рассказы, сказки, произведения малого фольклора).
Чтение. Плавное чтение вслух по слогам и целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям учащихся. Выразительное чтение, с интонациями, соответствующими знакам препинания. Чтение наизусть небольших стихотворений, прозаических отрывков (2–3 предложения).
Работа с текстом. Практическое отличие текста от набора предложений. Выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя. Знание структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий. Озаглавливание текста (подбор заголовков). Составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
II. Круг чтения.

Произведения устного народного творчества русского и других народов: сказки, песни, малые жанры фольклора; сравнение тем произведений фольклора разных народов. Стихотворные произведения русских и зарубежных поэтов – классиков XX века, произведения детских поэтов и писателей, раскрывающие разнообразие тематики, жанров, национальные особенности литературы. Юмористические произведения.

Примерная тематика. Произведения фольклора и авторские произведения о Родине, о детях, о человеке и его отношении к другим людям, к животным, к природе; о дружбе, правде, добре и зле.

Жанровое разнообразие. Сказки (народные и авторские), рассказы, стихотворения, загадки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы, считалки.
III. Литературоведческая пропедевтика

Ориентировка в литературоведческих понятиях: произведение, фольклор, сказка, загадка, пословица, поговорка, потешка, стихотворение, комикс, автор, заглавие, тема, литературный герой, абзац.
IV. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Проявление интереса к словесному творчеству, участие в коллективном сочинении небольших сказок и историй. Разыгрывание небольших литературных произведений, чтение текста по ролям, участие в театрализованных играх. Сочинение историй с литературными героями. Рассказывание небольших сказок и историй от лица героев.
V. Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
VI. Межпредметные связи:

  • с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

  • с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).



4. Планируемые результаты освоения программы по обучению грамоте.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009 г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Учащиеся научатся:

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

  • моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных).


Учащиеся смогут научиться:

  • понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

  • высказывать суждения о произведении и поступках героев;

  • узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

  • оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по литературному чтению, 1класс (далее Программа)...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса учителя начальных классов
Положения о рабочей программе мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по литературному чтению создана на основе: федерального...
Цель литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. Способствовать овладению техникой чтения, приёмами...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа нормативный документ, определяющий объем, порядок,...
Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» ст. 32 п. 2 п п. 7, Типовым положением...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по изобразительному искусству, 1 класс (далее Программа)...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Нижнебаландинская начальная...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconПримерная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса...
Бных часов по разделам курса, по темам литературного чтения третьего года обучения в соответствии с авторской программой Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconСистематический курс литературного чтения: Авторы: Н. А. Чуракова,...
Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой...

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературному чтению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания литературного чтения в 1 классе. iconРабочая программа по литературному чтению, 3 класс учителя начальных классов
Данная рабочая программа по литературному чтению составлена на основании следующих документов


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru