Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»




Скачать 70.08 Kb.
НазваниеУрока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»
Дата публикации07.12.2013
Размер70.08 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие»

Тип урока: повторительно – обобщающий

Технологии обучения: элементы технологии дифференцированного, интегрированного, развивающего, ИКТ обучения.

Цель: закрепление и обобщение сведений о деепричастии и деепричастном обороте.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия, образовывать деепричастия от глаголов, определять вид деепричастий, правильно использовать в речи, правильно выделять знаками препинания одиночные деепричастия и деепричастные обороты, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Воспитать: художественный вкус, интерес к произведениям искусства.

Оборудование: иллюстрация с картины В.М.Васнецова «Алёнушка», карточки, перфокарты, интерактивная доска.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

Сегодня у нас урок обобщения и систематизации сведений о деепричастии. Вспомним, как образуются деепричастия, будем конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами. Мы совершим заочную экскурсию в картинную галерею. Еще раз взглянем на картину В.М. Васнецова «Аленушка», послушаем сообщение о знаменитом художнике. Узнаем, что сюжет картины вызвал написание стихов русскими поэтами. Вы сами побудете в роли критиков, говоря об особенностях художественного полотна.

В течение урока вы также должны «собирать» деепричастия и деепричастные обороты, которые помогут затем описать картину.

2. А)Сообщение ученика о жизненном и творческом пути В.М.Васнецова (содержание сообщения и материалы для учителя – в приложении к уроку).

Б) Рассказ ученика о картине В,Васнецова «Алёнушка» (текст сообщения в приложении)

В) Чтение стихотворения Кедрина «Алёнушка»

3.Работа с текстом (текст в презентации к уроку: проектируется на экран или прописывается на интерактивной доске)

-Докажите, что перед вами текст.

-Определите тему текста.

-Озаглавьте текст.

-Проследите, как связаны между собой предложения.

-Вспомните о постановке знаков препинания при деепричастном обороте.

-Как образуются деепричастия?

Задание: заменить подчеркнутые глаголы деепричастиями. Как изменилась пунктуация предложений? Подчеркнуть деепричастные обороты, расставить знаки препинания.

Словарная работа: СЕРДЦЕ - общеславянское название по месту расположения в теле (середина)

4.Выборочно-распределительный диктант.

В полученном тексте сравним деепричастия из первого и второго предложений. Чем они отличаются? (видом)

Задание: заполнить таблицу, определяя вид деепричастий:

  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами , убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья, сидя на камне, опустив голову, глядя в воду.



Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида



















(Образец таблицы и текст в презентации к уроку. Дети выполняют работу на карточках)

5.Дифференцированное задание:

Сильные учащиеся. Распространите предложения деепричастными оборотами:

Природа грустит.

Лес окружает Алёнушку.

Тёмная вода успокаивает.

Слабые учащиеся.

Игра: «Замени одну букву» (образуй деепричастия от существительных)

Удав (упав); стол (стоя); вол (воя); век (вея).

По аналогии придумайте сами слова для замены.

6.Работа по исправлению грамматических ошибок.

Подсказка: действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом.

1.Глядя вдаль, у неё возникают грустные мысли.

2.Думая о прошлом, в её воспоминании оживают счастливые дни.

3.Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Алёнушке.

(Предложения и ключ к правильному написанию – в презентации к уроку.)

7.Работа с разноуровневыми перфокартами (самостоятельна работа)

(Образцы вариантов перфокарт – в презентации к уроку. Ученики получают их на карточках. Проверка или учителем или с применением ключа на экране).

8.Игра «Отыщите деепричастия» (содержание игры в презентации к уроку)

9. Итог урока. Чему вы научились на уроке? Что вспомнили? О чём узнали?

10.Д/З. Вспомните, о чём мы говорили на уроке, и, используя собранные деепричастия, напишите сочинение, которое можно начать со слов «Глядя на картину В.М.Васнецова «Алёнушка»…

Приложение.

Слово о В.М.Васнецове.

Художник прожил долго, но был человеком замкнутым, не любил говорить о себе. Он не оставил никаких литературных высказываний. Подчёркивая, что он живописец, а не литератор, и что вся его жизнь - в его картинах.

Детство.

Отец-бедный деревенский священник, хлеборобствовал, как простой крестьянин. Все жители села Рябово уважали его, так как он был с ними на равной ноге, хоть и был грамотным. В свободное время учил грамоте деревенских ребятишек.

Маленький Витя играл в бабки, пас лошадей в ночном, а на сон грядущий слушал сказки. Слушает мальчик - и иной, неведомый, ни на что не похожий мир медленно развертывается перед ним. Эти бесхитростные рассказы матери заронили в душу Васнецова первые образы, пока ещё смутные, но полные очарования. Через много лет эти образы вырастут в великие создания его кисти.

Другие впечатления, не менее сильные, получил будущий художник от своей бабушки, которая в молодости увлекалась живописью. У Вити дух захватывало от счастья, когда она открывала крышку сундука и доставала краски.

Отец в свободное время водил сыновей по окрестностям села и учил их видеть красоту земли русской. Сам довольно способный художник, Михаил Васильевич оказал помощь своему сыну в его первых шагах в живописи.

В семинарии. Но минуло детство, и отжурчали, как весенние ручьи, сказки. Виктор должен был стать священником, как все в роду. Но жизнь священника его не прельщала. Ему было скучно. Он ещё больше пристрастился к рисованию, хотя не на что было купить холсты. Ссыльный итальянец-революционер Эльвиро Андриолли взял его к себе помощником при росписи собора, а потом уговорил поехать учиться в Петербург в Академию художеств. « Поезжай, - согласился отец, - призвание художника более редкое, чем призвание священника».

В Петербурге. Васнецов не знал, куда идти в первые дни: то ли в Эрмитаж, то ли на Неву, то ли на Невский проспект. Экзамены в академию он сдал, но за результатами пойти постеснялся, а т.к. не оставил адреса, ему ничего не сообщили.

Зиму он прожил бедно: не было денег, одежды. Служил учителем рисования, Занимался в художественной школе. Появилось много рисунков, этюдов. Его заметил Крамской: «Вам пора живописью заниматься. Многие

ваши рисунки – это, в сущности, эскизы для картин. И картин прямо-таки замечательных».

Академия. В 1868 году он принят в Академию. Поселился вместе с Репиным. Учится с большим увлечением. Растёт его мастерство.

С передвижниками.

В общество художников-передвижников входили великолепные мастера кисти: Крамской, Репин, Перов. На выставках появляются работы Васнецова. Он становится известным художником. Его интересует прошлое страны, русского народа. Появляются картины: « Витязь на распутье», Битва славян с кочевниками», «После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Особую любовь Васнецов питает к русскому устному народному творчеству. Его влечёт поэзия старины. Появляются картины, навеянные сказкам.

2) Картина В.М.Васнецова »Алёнушка»

Пожалуй, нет такого человека, который не видел бы картины «Алёнушка».

Над глухими русскими деревнями, домами, вросшими в землю ,размытыми дождями дорогами часто слышались Васнецову печальные, заунывные песни. И тогда вспоминались тютчевсие строки:

Слёзы людские, о слёзы людские,

Льётесь вы ранней и поздней порой,

Льётесь безвестные, льётесь незримые,

Неистощимые, неисчислимые,-

Льётся, как льются струи дождевые

В осень глухую, порою ночной.

Зародился замысел новой картины, почерпнутый из сказки об Алёнушке.

Сказку эту, слышанную не раз в детстве, Васнецов нашёл в только что изданном сборнике Афанасьева, и она тронула его глубже и сильнее всех остальных. Запал в душу и безысходно- тоскливый мотив, доносящийся со дна реки, и вся поэтическая ситуация сказки с её торжеством правды. И он показал Алёнушку, тяжело и несправедливо обиженную злыми людьми.

Она совсем одна в дремучем лесу, полном таинственных шорохов. Пригорюнилась, присела на круглый старый камень у Чёрного омута и в тяжёлом, безысходном горе обхватила тонкими руками колени. Это настоящая деревенская девушка-подросток пришла в тёмный лес погрустить о своей участи. Отец и мать её умерли, чужие люди заставляют батрачить с утра до ночи, бьют, морят голодом, каждый обижает …

Как связана природа с внутренним состоянием девочки! Как сумрачно насупилось в предчувствии недалёкой зимы, как тяжело осеннее небо. Неподвижен пруд. В тёмной, таинственной глубине омута лишь смутно отражается голубой сарафан. Но не всё трагично в окружающем пейзаже. В отдалении теплятся ёлочки. Под стать им и стройные осинки. Они под набегающим ветерком как бы шепчут: «Не плачь, не горюй!» И уже совсем тверды и прямы жёсткие листья камышей, торчащие из воды. Они тоже говорят: «Не плачь! Выпрямись»

Васнецов стремился создать в этой картине обобщенный образ русской женской душевной красоты

3) О неумирающем образе Алёнушки через 60 с лишним лет скажет нам поэт Дмитрий Кедрин:

Стойбище осеннего тумана,

Вотчина ночного соловья,

Тихая царевна-несмеяна –

Родина неяркая моя!

Знаю, что не раз лихая сила

У глухой околицы в лесу

Ножичек сапожный заточила

На твою нетленную красу.

Только всё ты вынесла и снова

За раздольем нив, где спеет рожь,

На пеньке у омута лесного

Песенку Алёнушки поёшь.

Я бродил бы 30 лет по свету,

А к тебе вернулся б умирать,

Потому что в детстве песню эту,

Знать, и надо мной певала мать.

Поёт, как песня, картина и уводит нас в царство волшебно ожившей природы, в которой сказки рождались.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока «Обобщение и систематизация по теме «Деепричастие»
Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Деепричастие» является заключительным уроком в разделе «Деепричастие» по программе...

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока, № урока по теме Обобщение изученного по теме «Деепричастие»
Обобщение, систематизация и закрепление сведений о деепричастии и деепричастном обороте

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconКонспект урока (с использованием икт) Обобщение и систематизация...
Образовательная цель: повторение и обобщение сведений об односоставных предложениях, их видах, сфере использования; выработка навыка...

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconКочеткова Наталия Витальевна Деепричастие. Обобщение и систематизация...
Закрепление умения находить деепричастные обороты и ставить знаки препинания при них; умения отличать деепричастия от наречий

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения»
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного по теме «Односоставные предложения» (слайд 1)

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби»
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби»

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: Имя прилагательное
Тема урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме: Имя прилагательное

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока по физике в 8-а классе по теме: Обобщение и систематизация...
Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси
Цель урока: повторение, обобщение и систематизация знаний по теме “Феодальная раздробленность на Руси

Урока: «Обобщение и систематизация сведений по теме «Деепричастие» iconУрок по химии в 9 классе по теме: «Обобщение и систематизация знаний...
«Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru