Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества»




Скачать 111.88 Kb.
НазваниеТемы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества»
Дата публикации01.12.2013
Размер111.88 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Литература > Документы

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

  1. Оргмомент. Введение

темы занятия

Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия.

 

 

5 класс

7 класс

 

Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества».



Задают вопросы

Ученик рассказывает историю возникновения пословиц. (приложение 2)

2. Разминка

 

Разъясняет задания, контролирует деятельность учащихся

Собирают из фрагментов высказываний пословицы.

Угадывают пословицы по начальным словам. (приложение 3)

3. Состязание на знание пословиц (повторение)

Оценивает работу групп.

Рассказывают о переносном значении пословиц. (приложение 4)

Рассказывают, о каких чертах и качествах человека идет речь в пословицах. (приложение 4)

4. Ты – мне, я – тебе.

 

Руководит работой учащихся, помогает, подсказывает

Команды угадывают поговорки на основе их исторических справок. Чем пословица отличается от поговорки? ( приложение 5)

5. Изучение теории литературы о пословицах и поговорках.

Комментирует, дополняет.

 

Слушают, задают вопросы, приводят примеры.

Объясняют учащимся 5 класса отличие пословиц от поговорок. (приложение 6,7)

Выделяют на карточках среди пословиц поговорки, решают ребус, полученную поговорку дополняют до пословицы (приложение 8 )

6. Народная игра «Здравствуй, дедушка»

Объясняет правила игры, организует работу учащихся

Практическая игра. Собирают пословицу « Скучен день до вечера, коли делать нечего»

Практическая игра. Подбирают иностранным пословицам аналогии в русском языке.

7. Подведение итогов занятия.

Обсуждение, анализ занятия, рефлексия.

Заканчивают предложение: « Пословица-это…» Какие средства худ. Изобразительности используются в пословицах? Высказывают свое мнение о занятии, оценивают свою деятельность.

8. Дом. Задание.

Комментирует дом задание, обеспечивает свободу выбора.

Нарисовать рисунок в виде загадки

Написать рассказ по пословице.

 

 

Технологическая карта урока литературы в 5,7 классах.

Тема: «Жемчужины русского красноречия».

Цель: Знакомство учащихся с малыми жанрами УНТ, развитие творческих способностей, чувства прекрасного, воспитание любви к родному языку.

Образовательные задачи:

Общие – актуализация и расширение знаний учащихся о пословицах и поговорках как средство украшения речи.

5 класс – знакомство с теоретико-литературным термином «поговорка», выявление отличий поговорок от пословиц.

7 класс – обобщение и закрепление знаний учащихся о пословицах и поговорках разных народов.

Воспитательные задачи:

- формирование у школьников культуры общения;

- формирование у учащихся бережного отношения к культурному наследию своего народа и народов других стран;

- развитие интереса учащихся к истории языка.

Развивающие задачи:

- развитие интеллектуальных способностей учащихся, навыков самообразования;

- развитие у учащихся коммуникативных качеств, умений выполнять различные социальные роли;

- формирование у учащихся умений самооценки своей деятельности.

  Ход урока.

 

1.(звучит музыка) Слово учителя: В давнюю старину люди после трудового дня собирались вечерами вместе на беседы, пели песни, рукодельничали, вели негромкие разговоры под тихое журчание прялки. Вот и сегодня собрала нас русская изба в гости.

Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте,

Веселья вам да радости.

У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.

Посидим рядком, поговорим ладком .

Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Слово говорит, будто реченька журчит.

Давайте сегодня на нашем совместном занятии разберемся, как наш народ издревле украшал свою жизнь, свой быт, свою речь.

-         Какие жанры устного народного творчества вам уже известны? (работа с наборным полотном) Приложение № 1.


ПЕСНИ, БЫЛИНЫ, СКАЗКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ, ПОТЕШКИ, ПРИМЕТЫ,


ЧАСТУШКИ, СКОРОГОВОРКИ, ИГРЫ, СЧИТАЛКИ, АНЕКДОТЫ

  1. Ученик рассказывает историю возникновения пословиц

Приложение 2.

Народное искусство слова родилось среди людей еще в глубокой древности. Его называют фольклором ( по-английски это – « народная мудрость», « знание»). « Не спроста и не спуста слово молвится и до веку не сломится». Бесчисленное множество метких выражений, которые стали крылатыми, мудрых пословиц и поговорок создал великий русский народ. В творении и шлифовке каждого из таких крошечных произведений словесности принимало участие на протяжении сотен лет великое множество людей. Но не плодом досуга народного была эта устная литература, а его умом и достоинством. Она способствовала становлению его нравственного облика, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь.

 

3. Разминка.

  •        Соберите из фрагментов пословицы (5 класс), а (7 класс) отгадайте пословицу по начальным словам, объясните их смысл.

  •          Против чего было направлено острое словцо?

  •         Каким событиям крестьянской жизни оно было посвящено?

Приложение 3. 

Не спеши языком один раз отрежь

Сам пропадай надо мало спать

С кем поведешься а руки делают

Труд человека кормит, а товарища выручай

Глаза страшатся там и пригодился

Сделал дело а лень портит

Ученье – свет торопись делом

Семь раз отмерь а неученье – тьма

Где родился от того и наберешься

7 класс

Дело-безделье, брод-вода, шило-мешок, одежда-ум, свет-тьма.

 

4. Состязание на знание пословиц.

  • Ребята, прочитайте пословицы и скажите, как характеризуют они человека? (5 класс)

  • О каких чертах характера человека идет речь? (7 класс)

Приложение 4.(5 класс)

1. В рубашке родился.

  1. Семи пядей во лбу.

  2. Семи пядей во лбу.

  3. Гол, как сокол.

  4. Его голыми руками не возьмешь.

  5. С него, как с гуся вода.

  6. Косая сажень в плечах.

( 7 класс)

  1. Подал ручку, подставил ножку.

  2. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном.

  3. Мое горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне.

  4. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится.

  5. Ел да устал, спал да намаялся.

  6. Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

5. Историческая справка. (догадайся, о какой поговорке идет речь?)

Приложение 5.

  1. С давних пор кустари делали ложки, чашки и др. посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколоть от бревна чурку-баклушу. Заготовлять баклуши поручалось подмастерьям – это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Отсюда, из насмешки над подсобными рабочими и пошла поговорка… ( бить баклуши )

  2. Знатность рода бояр в старой Руси можно было легко установить по высоте их меховых шапок. Чем знатнее и сановитее был вельможа, тем выше вздымалась над его головой шапка. Простой народ не имел права да и средств на ношение этих роскошных шапок из куньего, бобрового или соболиного меха. Отсюда и родилась пословица… (по Сеньке и шапка)

  • Ребята, а чем пословица отличается от поговорки?



    1. Изучение теории литературы.

Приложение 6.

Пословица – краткое, устойчивое в речи, образное народное выражение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении. (литературный энциклопедический словарь)

Половица – коротенькая притча…Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот… (В. И. Даль)

-Сопоставьте эти два понятия.

-Назовите общие основные признаки пословицы и различия в толковании данного понятия?

Приложение 7.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. ( Дело мастера боится

Поговорка – яркое меткое народное выражение; часть суждения без вывода. ( Легок на помине )

Структура пословицы и поговорки.

1.Условие Вывод

Любишь кататься – люби и саночки возить.

2.Выражение.

Легок на помине.

-Давайте попробуем превратить поговорку в пословицу.

Приложение 8.

Ученье – свет…

За двумя зайцами погонишься…

Кто вчера соврал…

Не было бы счастья…

Мели, Емеля…

7. Народная игра

1 команда ( с помощью пантомимы угадать пословицы )

Ее толкут в ступе и носят в решете.

Ее набирают в рот, когда молчат.

Ею не разлить друзей.( вода )

2 команда ( то же самое )

Ее заваривают и расхлебывают при запутанном деле.

Ее просит рваная обувь.

Она в голове у путаников. ( каша )

-5 класс, попробуйте собрать из отдельных фрагментов пословицу:

Скучен день до вечера, коли делать нечего.


-7 класс, попробуйте подобрать к иностранным пословицам аналогии в русском языке.

Пыль труда лучше шафрана В чужом глазу соломинку видит, а в

Бездействия. Своем и бревна не замечает.

В чужом глазу и соломинка Без труда не вытащишь и рыбку из

Кажется верблюдом, а в пруда.

Своем - целый мост не заметил.

Как поступишь с другими, Дружно не грузно, а врозь – хоть

Так поступят с тобой. Брось.

Дерево корнями сильно, а человек Как аукнется – так и откликнется.

Друзьями.

  1. Итоги занятия.

Закончите предложение: « Пословица – это…»

- Какие средства худ. изобразительности используются в пословицах?

  1. Рефлексия.

« Шел мудрец по дороге, а навстречу ему 3 человека, которые везли

под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: « А что ты делал целый день?» - и тот ответил: « Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовлетворением: «А я принимал участие в строительстве храма».

-А что же на занятии делали вы?

-Кто работал , как первый человек?

-А кто работал добросовестно?

-А кто из вас не только получил знания, но и обогатил свой внутренний мир, стал лучше, многое понял для себя?

9. Домашнее задание:

5 класс: нарисовать рисунок по любой пословице;

7 класс: составить рассказ по пословице.

Литература.

    1. В. П. Аникин «К мудрости ступенька» М., 1996 год.

    2. Г. Галичев «О пословицах» М., 1986 год.

    3. В. И. Даль «Толковый словарь русского языка» в 4-х т. М.,1995 г.

    4. В. Я. Коровина «Учебник-хрестоматия для 5,7 классов» любое издание.

    5. «Русские пословицы и поговорки» М., 1988 год.

    6. «Русский часослов» М., 1990 год.

    7. «Сказки, пословицы, загадки» М., 1988 год.

    8. Л. Н. Толстой «Скучен день до вечера» М., 1992 год.

    9. Б. Шергин «Одно дело делаешь, другое не порть». М., 1989 год.

Пояснительная записка.

Предмет литературы является уникальным в том смысле, что вводит учащихся в мир прекрасного, воспитывает любовь к родному языку, а вслед за этим и любовь к малой родине. Актуальность данного урока обусловлена рядом обстоятельств: на современном этапе развития сельские школы малочисленны и требуют особых подходов к организации процесса гуманитарного образования и воспитания с учётом специфик села. Близость природы, потенциал сельского социума, сохранившиеся традиции и живые носители фольклорного наследия – всё это может с успехом использоваться сельским учителем. Данный урок показывает возможность сотрудничества детей и родителей, детей и учителей, предлагает способы расширения сферы их общественных отношений, обогащение опыта взаимодействия с окружающим миром. Проведение отдельных занятий в РВГ способствует повышению творческого потенциала учителя и учащихся. Занятие запланировано как итоговое по теме: «Малые жанры УНТ», оно предусматривает элементы занимательности и краеведческий материал. У учащихся 5 класса развиваются навыки самоорганизации, а учащиеся 7 класса овладевают умением строить аналогии, обобщать, систематизировать и приобретают опыт организаторской деятельности в микрогруппах. Попеременное диалоговое общение позволяет учащимся развиваться, раскрывать свой интеллектуальный потенциал, вырабатывает ясность мысли, красивую речь. На уроке осуществляются межпредметные связи с русским языком и изобразительным искусством. Изучение эффективности на данном уроке осуществляется совместно учителем и учащимися через рефлексию. Участие в анализе урока формирует у детей критичность мышления, ответственность за свою деятельность. Данное занятие, проведённое в игровой, праздничной форме позволяет и повторить изученный материал, и развить творческие способности учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» icon«Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре» учащиеся...
Знакомит детей с былинами как эпическим жанром (историческое повествование) и их героями (защитниками земли русской). Малые жанры...

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconРусская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» Цели
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества; характеризовать героев сказки; соотносить...

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconВступительная беседа и сообщение темы и цели занятия
Получить новые сведения о факторах загрязнения окружающей среды бытовыми отходами

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconСписок художественной литературы для чтения летом
Малые жанры устного народного творчества: загадки, частушки, поговорки, скороговорки

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» icon2 класс. 03. 10 г.) Тема ( Theme )
Организационно – мотивационный этап урока. Сообщение темы, цели и задач урока. 1’

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconI. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия
Мы собрались сегодня в клубе веселых и находчивых. Наш квн посвящен времени года, про которое А. С. Пушкин говорил

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconОбъявляю тему занятия, ее цель, учебные вопросы. Основная часть:...
Боевое знамя воинской части. История возникновения, ритуал вручения, порядок хранения и содержания

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconКонспект урока изобразительного искусства. 6 класс. Тема занятия: Декоративная графика
Форма занятия: комбинированное занятие с использованием исследовательской деятельности учащихся

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconИсследовательская деятельность школьников
Определение темы исследования, формулирование ее цели и задач. Формулирование научной гипотезы

Темы занятия Встреча гостей под музыку, сообщение темы, формулирование цели занятия. 5 класс 7 класс Учащиеся заполняют наборную схему «Жанры устного народного творчества» iconНазвание темы занятия


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru