Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого




НазваниеРабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого
страница1/3
Дата публикации08.11.2013
Размер380 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Министерство образования РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Максимовская основная общеобразовательная школа»

Утверждаю.

Директор школы

_______ Г.И. Видман.

«___» ____________ 2011г.
Рабочая программа

по литературному чтению для 4 класса

(программа разработана на основе авторской программы

по литературному чтению А.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого

начального общего образования и федерального компонента

государственного стандарта).

Учителя Гапусенко И.Я.
с. Максимовка

2011-2012 уч.г.
Пояснительная записка.

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого начального общего образования и федерального компонента государственного стандарта.

Курс литературного чтения признан обучить детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.

Программа строится на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигается на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа. Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

Развитие навыка чтения предполагает: на первом году обучения – формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости; на втором году обучения – постепенное введение чтения про себя; на третьем и четвертом годах обучения – наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться элементарными понятиями литературоведческого характера: сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях фольклорных жанров. Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяется конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Цель:
Формирование чтения, развитие умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление;

- формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу 4 класса.
Обучающиеся должны:
- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного , творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

- составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ.

Содержание программы «Литературное чтение 4 класс» 102 часа

Былины. Летописи. Жития (7ч.)

О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...» «И вспомнил Олег коня своего...» «Житие Сергия Радонежского».

Из русской классической литературы (12ч.)

П. П. Ершов «Конек - горбунок», А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», М. Ю. Лермонтов «Дары Терека», «Ашик - Кериб», А. П. Чехов «Мальчики».

Поэтическая тетрадь (7ч.)

Ф.И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...», А. А. Фет «Весенний дождик», «Бабочка». А. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», А. Н. Плещеев «Дети и птичка», И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...», Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...», И. А.Бунин «Листопад».

Сказки русских писателей (13ч.)

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», П. П. Бажов «Серебряное копытце». С. Т. Аксаков «Аленький цветочек», В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Делу время - потехе час (10ч.)

Е. Д. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел».

Страна далекого детства (7ч.)

Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Елка».

Поэтическая тетрадь (4ч.)

В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка...», «Наши царства».

Природа и мы (10ч.)

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Приемыш». А. И. Куприн «Барбос и Жулька». М. Пришвин «Выскочка». К. Г. Паустовский «Скрипучие половицы». Е. И. Чарушин «Кабан». В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип».

Поэтическая тетрадь (6ч.)

Б.Л. Пастернак «Золотая осень». С.А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов «Сентябрь». С.А. Есенин «Лебедушка».

Родина (5ч.)

И.С. Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».

Страна «Фантазия» (4ч.)

Е.С. Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычев «Приключения Алисы».
Зарубежная литература (17 ч.)
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера». С. Лагерлеф «Святая ночь», «На Назарете».

Ожидаемый результат
После освоения программы по литературному чтению учащиеся 4 класса должны:
- овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

- уметь пересказывать тексты (владеть полным, кратким, выборочным, творческим пересказом);

- уметь делить текст на части, составлять план к прочитанному;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять;

- уметь сопереживать героям, эмоционально окликаться на прочитанное.

Добиться:
- успеваемости по предмету – 100 %,

- качества знаний – 100 %,

- посещения учащимися школьной и сельской библиотек – 100 %.
Используемая литература


  1. А.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Родная речь» учебник для 4 класса в 2-х частях

  2. В.Г. Горецкого «Родная речь» методическое пособие


Поурочно – тематическое планирование по литературному чтению для 4 класса по учебнику А.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Родная речь»

В неделю – 3 часа 1 четверть - 3 четверть -

Всего – 102 часа 2 четверть - 4 четверть -



п/п

ур

Тема урока

Тип урока

Д/з

Дата

Примечание

План.

Факт.










Летописи. Былины. Жития (7 ч.)
















1

1

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда.

Изучение нового материала













2

2

И вспомнил Олег коня своего.

Комбинированный













3

3

Ильины три поездочки.

Изучение нового материала













4

4

Ильины три поездочки.

Комбинированный













5

5

Ильины три поездочки.

Комбинированный













6

6

Житие Сергия Радонежского.

Комбинированный













7

7

Обобщающий урок по разделу: «Летописи. Былины. Жития».

Обобщение и закрепление знаний



















Чудесный мир классики (12 часов)
















8

1

П. П. Ершов «Конек-горбунок».

Изучения нового материала













9

2

П. П. Ершов «Конек-горбунок».

Комбинированный













10

3

П. П. Ершов «Конек-горбунок».

Закрепление пройденного материала













11

4

А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье!».

Комбинированный













12

5

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Комбинированный













13

6

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Комбинированный













14

7

М. Ю. Лермонтов «Дары Терека».

Изучение нового материала













15

8

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

Комбинированный













16

9

М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».

Закрепление пройденного материала













17

10

А. Н. Толстой «Детство».

Комбинированный













18

11

А. Н. Толстой «Мальчики».

Комбинированный













19

12

Обобщающий урок по разделу: «Чудесный мир классики».

Обобщение и закрепление знаний



















Поэтическая тетрадь (7 ч.)
















20

1

Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид».

Изучение нового материала













21

2

А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка».

Комбинированный













22

3

Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот».

Изучения нового материала














23

4

А. Н. Плещеев «Дети и птичка», И. С. Никитин «В синем небе плывут…».

Комбинированный














24

5

Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки».

Изучения нового материала














25

6

И. А. Бунин «Листопад».

Изучения нового материала














26

7

Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь».

Обобщение и закрепление знаний



















Литературные сказки (13 ч.)
















27

1

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Изучение нового материала













28

2

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Комбинированный













29

3

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Комбинированный













30

4

В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке».

Закрепление пройденного материала













31

5

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Изучение нового материала













32

6

В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

Закрепление пройденного материала













33

7

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Комбинированный













34

8

П. П. Бажов «Серебряное копытце».

Комбинированный













35

9

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Изучение нового материала













36

10

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Комбинированный













37

11

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Комбинированный













38

12

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек».

Закрепление пройденного материала













39

13

Обобщающий урок по разделу: «Литературные сказки».

Обобщение и закрепление знаний












  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Примерных программ начального образования фгос, авторской программы...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconПояснительная записка статус документа рабочая программа по литературному...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению под редакцией Л. А. Ефросининой 2009 года издания....

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Примерной программы начального общего образования по литературному чтению /Москва, Просвещение, 2008 г

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Программа составлена на основе программы под редакцией Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, рекомендованной Министерством...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное...

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению 3-а класс
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса а составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению А. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого iconРабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru