"Морфологический разбор имен существительных"




Скачать 43.58 Kb.
Название"Морфологический разбор имен существительных"
Дата публикации04.11.2013
Размер43.58 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
"Морфологический разбор имен существительных"

Черкасова Маргарита Алексеевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2053 г. Москвы

Тип урока: комплексное применение знаний.

Цель урока:

1.Формировать навыки самостоятельного применения знаний об именах существительных в стандартных и нестандартных ситуациях.

2. Развивать самостоятельность мышления, внимание, память, орфографическую зоркость, речь. Развивать навыки самоконтроля.

3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина).

  • Карточки с индивидуальными заданиями.

  • Карточки для работы в группах.

  • Индивидуальные абаки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто же хочет получать
Только лишь оценку “пять”?

II. Языковая разминка (письмо по памяти).

Лежат на качелях
Два жёлтых листка,
И ветер качели
Качает слегка.

1. – Прочитайте четверостишие про себя.

- Сколько здесь предложений?

- Почему в этом предложении стоит запятая?

- Прочитайте первое простое предложение. Второе.

- Назовите орфограммы в каждом слове, объясните их.

2. Орфографическое чтение хором.

3. Повторение с закрытыми глазами.

4. Запись по памяти.

5. Проверка.

- Подчеркните орфограммы.

- Назовите и подчеркните грамматические основы.

- Составим схему этого предложения.

- Укажите знакомые части речи.

- Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа?

- Определим падеж имён существительных.

- Как определить падеж имён существительных?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Повторение. Актуализация знаний.

1. Игра “Узнай падеж”

- Нет (Р. п.)

- Кому (Д.п.).

- О, об (П.п).

- Два предлога (Д.п.)

- Подлежащее (И.п).

- Без предлога не употребляется (П.п).

- “Щедрый падеж” (Д.п.).

- Падеж работяга (Т.п.).

- Что? (И,п., В.п.).

2. Упражнение в определении падежей имён существительных.

- Послушайте стихотворение. Постарайтесь запомнить имена существительные.

Зимняя бахрома.

На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.

- Какие существительные запомнили?

- Определим падеж этих существительных.

(На) сосне – П.п., (на) берёзе – П.п., бахрома – И.п., пряжей – Т.п., зима – И.п., весне – Д.п., пряжу – В.п.

- Существительные в каком падеже не встретились?

- На какие вопросы они отвечают?

- Поставьте существительные в начальную форму и запишите столбиком в тетради.

  • сосна

  • берёза

  • бахрома

  • зима

  • весна

  • пряжа

- Что объединяет эти существительные?

(Все они 1 склонения, Ж. р).

3. Самодиктант.

- Запишите по 6 существительных 2-го и 3-го склонения.

- Проверка в парах.

-Какие существительные относятся к1, 2, 3-му склонениям?

- Как определить склонение имён существительных?

V. Физкультминутка.

VI. Комплексное применение знаний об именах существительных. Морфологический разбор имён существительных.

1. Обобщение. Работа в группах.

- Что такое постоянные признаки имён существительных?

- Какие признаки называются непостоянными?

- Выпишите по группам постоянные и непостоянные признаки существительных.

- Проверим ваши работы.

2. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора (выполнение упражнения 166 с. 97).

1) Сегодня знания об имени существительном помогут нам выполнить разбор как части речи.

- Прочитайте текст про себя.

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

- Отрывок из какого произведения мы прочитали?

(К. Паустовский “Кот Ворюга”.).

- Найдите и подчеркните все имена существительные (читаем по предложениям).

- Рассмотрите образец разбора. Что нового появилось в разборе?

2) Работа с комментированием (на доске и в тетрадях).

3) Самостоятельная работа (3 сущ.).

4) Взаимопроверка.

3. Работа в группах. Творческое задание.

- Подберите по 3 существительных , которым подходит следующая характеристика:

1. Существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения, единственного числа, в Винительном падеже.

2. Существительное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения ,единственного числа, в Именительном падеже.

3. Существительное, неодушевлённое, женского рода, 3-го склонения, множественного числа, в Предложном падеже.

- Составьте предложение с каждым из существительных, постарайтесь, чтобы предложения были связаны между собой по смыслу.

VII. Итог урока.

- Могут ли существительные одного и того же рода относится к разным склонениям? Приведите примеры.

- При перечислении признаков имён существительных, какие называют сначала, а какие потом?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Что понравилось на уроке? Кто доволен своей работой?

VIII. Домашнее задание.

- Выполнить упр. 167.

- Запомнить алгоритм морфологического разбора имён существительных.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconТема: Развитие умения определять склонение имен существительных....

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconУрок русского языка в 4 классе «Что мы знаем о словах?»
Цель урока: закрепить знания учащихся о слове( лексическое значение, состав слова, фонетический разбор, морфологический разбор частей...

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconКонспект урока русского языка во 2 классе на тему: «Число имён существительных»
Цель: научиться определять число имён существительных и изменять имена существительные по числам

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconУрок русского языка. Программа XXI век 3 класс Тема: «Склонение имен существительных»
Цели формировать умения детей определять падеж, склонение имён у существительных единственного и множественного числа

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconТема: имя существительное как часть речи.
Задачи: 1 Повторить признаки имен существительных, разбор имени существительного как части речи

\"Морфологический разбор имен существительных\" icon«Правописание падежных окончаний имен существительных»
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с...

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconПравописание окончаний имен существительных в Р., Д., П. падежах
Данный урок проведен при изучении темы: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconУрок русского языка 3 класс система Л. В. Занкова
Что вы знаете о склонении имен существительных? (Склонение – это изменение имён существительных по падежам. Склонение – это постоянный...

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconУрок-презентация по русскому языку 4-в класс Тема: «Правописание...
Задачи: учить определять безударные окончания имен существительных, уметь их проверять, развивать внимание, память, логическое мышление,...

\"Морфологический разбор имен существительных\" iconПравописание окончаний имён существительных первого и третьего
Формировать навык правописания окончаний имен существительных первого и третьего склонения в родительном и дательном падежах


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru