Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”




Скачать 209.36 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”
Дата публикации03.10.2013
Размер209.36 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 7 классе

Учитель Извёсткина Г.И.
Тема. “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”

Цели урока:

  • Познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

  • Повторить орфограмму “О, Е и Ё после шипящих в разных частях речи”

  • Формировать умения находить орфограмму “Е – Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий”

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение предыдущего материала

- Скажите, пожалуйста, о словах какой части речи вы говорили на прошлом уроке.

-А какие ещё части речи вы знаете?

-Я не случайно вас об этом спросила. Знание частей речи вам пригодится при выполнении первого задания нашего урока. Посмотрите на экран. Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет предлагать вам задания и помогать в проверке выполненного..

Графически объяснить выбор гласной
после шипящей в корне, суффиксе, окончании.

тихий ш..пот,
ровный ш..в,
солнечным луч..м,
темной туч..й,
выпал снеж..к,
плюш..вый медведь,
освещ..нный фонарём,
выкраш..нная скамейка.







Записываем в тетрадь и графически обозначаем.

(После выполнения предлагается прокомментировать работы, вспомнить, какие правила применялись для выполнения задания).

-А теперь проверьте, все ли вы записали. На экране появляется правильная запись с графическим обозначением.

тихий шёпот,
ровный шов,
солнечным лучом,
темной тучей,
выпал снежок,
плюшевый медведь,
освещ..нный фонарём,
выкраш..нная скамейка.

-А скажите, пожалуйста, почему в двух последних словах компьютер не вставил пропущенные буквы и выделил словосочетания синим цветом.

-Назовите разряд причастий.

-А может кто-то скажет, какие буквы надо писать после шипящих в данных причастиях.

-Конечно, сразу сказать сложно, правы вы или нет. Ведь правила правописание гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени вы еще не знаете. Итак, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(После попыток учащихся сформулировать тему, на экране появляется запись темы урока).

Тема урока:

Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

Цель нашего урока заключается в том, чтобы познакомиться с условиями выбора букв после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

-Так как же нам быть со словами. Давайте вспомним, какие условия мы соблюдали, чтобы правильно записать гласные после шипящих в существительных, прилагательных и глаголах.

-Давайте применим данные требования и к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

Освещ?нный

Выкраш?нная

-Кто же попробует сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

-Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 70.

Применяем данное правило к словам и получаем…

(На экране появляется правильная запись, дети сравнивают свои выводы с этой записью).

Освещённый


Выкрашенная

III. Работа с текстом

На экране слайд с темой урока. На партах у каждого лежат листочки с текстом. Сначала текст читает учитель, затем дети про себя, а затем кто-то из детей вслух.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим желтые листья, тихо падающие на землю. И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадается дача, окруженная деревянным выкрашенным забором.

-Определите, к какому типу относится данный текст..

-А какие части речи помогают сделать текст более выразительным?

-Найдите и выпишите из текста слова, которые соответствуют теме урока, объясняя орфограмму.

(На экране появляется слайд с правильно выполненным заданием)

освещённый
расчищенная
поражённые
окружённая
выкрашенным

-Проверьте правильность выполнения вами задания. Оцените работу своего товарища.

V. Игра

Мы с вами плодотворно поработали, а теперь давайте поиграем. Ведь всем известно, что лучше всего закрепить полученные знания, играя. Всем известна игра “Крестики – нолики”.Перед вами игровые поля, там написаны слова с пропущенными буквами. Вставив пропущенные буквы,вы должны найти, по диагонали, по вертикали или по горизонтали все вставленные буквы одинаковые и зачеркнуть их.

Поиграем! “Крестики – нолики”

Трубач.м

Пищ.й

Ш.в

Стриж.т

Врач.м

Освещ.на

Посаж.нный

Освещ.нный

Девч.нка

Пищ..вой

Кирпич..м

Экипаж..м

Вооруж..нный

Напереч..т

Приближ..нный

Свинц..вый

Ш..рох

Береж..т




Ж..лтый

Чертеж..м

Реч..нка

Обиж..нный

Ещ..

Окруж..нный

Холщ..вый

Плюш..вый

Ш..пот

V. Работа с учебником.

Упражнение 140. Списать и вставить буквы, объясняя, сверяя с записью на экране. Объяснить написание пропущенных букв:

На выкрашенной в
зелёный цвет веранде,
скрученной проволокой,
очищенным воздухом,
остриженный наголо,
сильно рассержен,
лишён таланта

увлечённый делом,
потушен к утру,
испечённая булочка,
сожжённую бумажку,
подслащённую воду.

V. Подведение итогов

-Чему учились? Что помогало?

(По ходу ответов детей на экране появляется запись с выводами урока).

Подведем итоги:

Учились писать буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Помогала постановка ударения.

VII. Домашнее задание: § учебника на странице 70, упражнение 142.
Урок литературы в 7 классе.

Учитель Извёсткина Г.И.

Тема: Подготовка к сочинению на тему «Взаимная ответственность детей и родителей друг перед другом по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» и жизненным впечатлениям».



Цели и задачи урока: Продолжить работу над классическим произведением, сформировать навыки анализа изучаемого произведения.

1. Вступление в тему.

Вся наша жизнь подчиняется определённым законам. Есть научные законы: физики, математики…  Есть законы жизни, нравственные законы. Что есть добро, что есть зло?

Кого надо любить, кого ненавидеть. Как жить среди людей? Без знания этих законов человеку сложно разобраться в жизни, можно совершить ошибки. Узнать эти законы нам помогает Священное Писание.

У нас с вами появится возможность познакомиться с тем, каким должно быть отношение детей к своим родителям. И мы попробуем понять замысел повести

А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

2. Проверка домашнего задания: выбрать из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» материал, посвящённый Дуне.

3.Отношение детей к родителям:



а). Давайте подумаем вместе, как должны относиться дети к своим родителям?

б). Запись в тетрадь: Почитай отца твоего и мать твою.

-Как бы вы раскрыли смысл этой заповеди?

-  А теперь прочитаем о почитании родителей  детьми у святителя  Тихона Задонского:

Тексты на партах у каждого учащегося.



1.Почитание родителей – первейшая обязанность детей.

Самая совесть убеждает человека родителей своих с любовью почитать. Всякое убо почтение отдавай, христианине, родившим тебе,  да благо тебе будет.  Кого тебе и почитать, как не родителей. Понеже родители твои суть великие благодетели, показывай им свою достойную благодарность. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и буди им за то благодарен. Знай точно, что ничем за благодеяния их тебе показанное, воздать не можешь. Много они тебе одолжили, много и ты им должен: являй ибо им сердечную за то  благодарность через все житие.

Всякое почтение дети родителям оказывать должны. Тако Сам Господь Бог в пятой заповеди повелевает, глаголя: «чти  отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будеши на земли блазе

Почтение сие в следующих делах наипаче состоит: любить их истинно и чистосердечно; говорить о них со всяким почтением; пред ними предстоять; в случае честнейшее место им отдавать; когда говорят, слов их не прерывать, и в оныя безрассудно не примешиваться; дьела никакого без их воли не начинать; ничего пред ними не делать, что их повредить может или их в стыд привести.

      2.  Тихон Задонский «Обязанности детей по отношению к родителям»



 Дети должны быть благодарны родителям.

   Дети должны проявлять послушание родителям.

   Дети должны советоваться со своими родителями о своих делах.

 Дети должны беречься оскорблять родителей.

Дети как будут относиться к родителям, то же и сами испытают от своих  детей.

Если у всякого человека оскорблённого следует просить прощение, то детям у родителей тем более.

 

 Дети должны испытывать чувство благодарности

           к своим родителям за то, что они дали им жизнь и воспитали их.

 Быть послушными.

Словом и делом показывать родителям своё почтение.

Наказания принимать от родителей как благо и не роптать на них,

а, признавая свои ошибки, просить прощения.

В нужде и старости родителей питать и со всяким

усердием служить и.

Детям, которые родителей своих не почитают, Господь

законом своим определяет страшные казни.

                                      

Зло, посеянное в детях, умножается во внуках

в) Выполним такое задание:

Запишем в тетрадях: «Почитать родителей – это…

Для этого ещё раз обратимся к тексту заповеди и будем переводить  произведение святителя Тихона Задонского  на современный литературный язык:

1.      Любить их истинно и чистосердечно.

2.      Говорить о родителях  уважительно.

3.      Вставать перед ними.

4.      Стоять перед сидящими родителями.

5.      Предоставлять им лучшее место.

6.      Не перебивать  родителей в разговоре и не говорить одновременно с ними.

7.      Не начинать никакого  дела без согласия на то родителей.

8.      Не делать ничего, что может повредить доброму имени родителей и за что им будет стыдно.
г) Как вы думаете, пушкинская Дуня почитала своего отца?

Да, Дуня ничего не сказа отцу о намерении покинуть родной дом. Отец не ожидал, что Дуня, которую он по-отечески преданно любил, сможет совершить такой поступок.

Вспомните, что изображали картинки на стене в жилище смотрителя?

Задание:  Будем читать описание каждой из картинок и затем находить в тексте  «Станционного смотрителя» соответствующий эпизод из жизни Дуни.

1.                       Блудный сын спрашивает отеческого благословения и уходит из дому.

       Дуня убегает с ротмистром Минским, не только не спросив благословения, но и не предупредив отца о своём намерении. Она принимает решение под влиянием сиюминутного желания, не раздумывая над тем, что заезжий ротмистр – почти незнакомый ей человек, а она доверяет ему свою судьбу.

2.                       Вторая картинка – развратное поведение молодого человека, окружённого «ложными друзьями и бесстыдными женщинами».

       А вот эпизод проигрывается из жизни Дуни: «В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всей роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая чёрные его кудри на свои сверкающие пальцы».

3.        Третья картинка – «промотавшийся юноша, в рубище и треугольной шляпе, пасёт свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены печаль и раскаяние».

         Картинку дорисовывает воображение отца в беседке с рассказчиком: «Много их в Петербурге, молоденьких дур сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою».

         Дуня представлена после смерти Самсона Вырина глазами мальчика: «Вот летом приезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу… Прекрасная барыня… Ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с чёрной моською». Внешне Дуня благополучна, но счастлива ли?

4.       Четвёртая картинка – «…представлено возвращение юноши к отцу; добрый старик в том же колпаке…  выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленях; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.

Дуня уже не застала отца в живых. Она проездом заглядывает в родные места.  «…И как ей сказали, что старый смотритель умер, так она заплакала и сказала детям: «Сидите смирно, а я схожу на кладбище».

Просит ли Дуня прощения у отца уже после его смерти?

Может ли простить её отец?

         Есть ли вина Дуни в том, что  её отец так рано ушёл из жизни?

Для любого человека является огромным гоем – потерять своё дитя. Вырин, несомненно, мечтал выдать дочь замуж, воспитывать внуков

Найдите в тексте отрывок, где показывается, как Вырин обращается с детьми.

А внуки Самсона Вырина никогда не узнают, какой добрый и прекрасный мог бы быть у них дедушка.

А если бы Дуня следовала  заповеди «Почитай отца твоего и мать твою», как могла бы сложиться судьба смотрителя?

Представим себе, что в жизни Дуни всё было бы иначе. И от вас зависит будущее счастье и Дуни, и её отца. Для этого вам надо подсказать Дуне, как исправить её ошибки. Вспомните, с чего начинается история о блудном сыне.

Чем пренебрегла Дуня, покидая отчий дом?

Благословение – благое слово необходимо в начале любого дела.

Дети должны спрашивать благословение у родителей.

Создавая семью, дети спрашивают родительского благословения на счастливый союз. Эта традиция живёт веками на Руси.

Вернёмся к истории Дуни и подумаем: почему она  выросла неблагодарной дочерью?

Может, отец не воспитал свою дочь подобающим образом? Ведь родители несут ответственность за воспитание детей. Обратимся к повести.

Где у Пушкина есть подтверждение тому,  что Дуня бесхарактерна, безвольна, что она не имеет ясных представлений о добре?

Не зная человека, она убежала с ним.

Она знала о притворстве Минина, но не обратила внимания на это.

Она была легкомысленна, позволила проезжающему рассказчику вольность: «В сенях я остановился и просил у ней позволения её поцеловать; Дуня согласилась..»).

        Люди, которые хотят угодить всем во всём не добрые, а добренькие.

4.Обобщение. Вывод.

5.Домашнее задание. Написать сочинение.

Лингвистический турнир


Учитель Извёсткина Г.И.



Цели:

1. Развивать интерес к русскому языку как национальному языку.

2. Развивать правильную речь учащихся, логическое мышление, закрепить знания, полученные на уроках русского языка.

3.Воспитывать любовь и уважение к родному языку.


Правила игры

Игра командная. Чем больше баллов набирает команда в ходе игры, тем больше привилегий может использовать.
Команда, набравшая:


  • 20 баллов по итогам одного тура, имеет право во 2-м туре выбрать вариант вопроса (1 раз);

  • 30 баллов по итогам двух туров, может один раз в 3-м туре вызвать в, качестве запасного игрока, болельщика из зала;

  • 40 баллов по итогам трех туров, допускается один неправильный ответ с начислением команде очков, предусмотренных правилами игры.

Команда, проигрывающая в каком-либо туре, имеет право заменить любого игрока за своим столом на участника из числа болельщиков.

Задания для играющих команд


ТУР 1

(на выполнение каждого задания – 1 минута)

1. Чем отличается морфемный состав русского слова снежок и английского слова snowball русского слова школьница и английского schoolgirl? (3 балла)

снежок – snowball;
школьница– schoolgirl

2. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня, (менее 5 слов – 2 балла, 5–10 слов – 5 баллов, с 11-го слова – за каждое слово 1 балл).

Сумасшедший, самосохранение и т. д.

3. Разберите по составу каждое слово из фразы, лишенной смысла. (5 баллов)

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

4. Восстановите словообразовательную цепочку. (10 баллов)

Судить – – – – безрассудно.
Сухой – – – – – засушливость.

ТУР 2

(на выполнение каждого задания – 3 минуты)

1. Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова “растут”, как ветви на деревьях. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Создайте свое дерево. (За каждое слово – 1 балл)

2. Разгадайте шарады. (1 балл)

Мой корень – родственник сраженья,
Приставка – в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс,
А весь тружусь я под землей.
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс – в слове дневник,
Целым же в космос проник.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.


3. Придумайте шараду для команды соперников. (5 баллов)

ТУР З

(на выполнение каждого задания – 2 минуты)

1. От названий городов образуйте слова, обозначающие жителей этих городов. (3 балла)

Мы не зря привыкли называться
Именами наших городов.
Слушать я, как музыку, готов:
“москвичи”, “рижане”, “ленинградцы”.


Например: Москва – москвичи.

  • Тула,

  • Одесса,

  • Киев,

  • Волгоград,

  • Екатеринбург,

  • Баку,

  • Братск.

2. Известный писатель Марк Твен любил придумывать длинные слова. Пользовался он чаще всего таким способом словообразования, как сложение. Однажды он придумал слово, состоявшее из 42-х букв. Запишите и вы подобное слово, в котором было бы как можно больше букв. (10 баллов, если в слове более 15 букв)

ТУР 4

Играют по 1 человеку; отвечают по очереди, время на раздумье – 10 секунд, начинает тот, чья команда набрала наибольшее количество очков. За каждый правильный ответ – 10 баллов. Время – 1 минута.

  1. Назовите хотя бы одно слово с суффиксом -ком. (Пешком, тайком, силком)

  2. Подберите одно слово с суффиксом -ник, со значением названия помещения. (Коровник)

  3. Назовите хотя бы одно слово с приставкой тре-. (Трезвон, треклятый, треволнение)

  4. Назовите корень в слове “где”. (Где)

  5. Назовите корень в слове“давать”.........(да)........................................................................................................

Подведение итогов.

Награждения.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кармацкая средняя общеобразовательная школа»


Районный конкурс экскурсоводов

среди учащихся общеобразовательных учреждений Аромашевского муниципального района

«Аромашево в сердце моём»





Исследовательская работа

«Незабытая деревенька»


Автор:

Стрекицина Татьяна Сергеевна

Руководитель:

Извёсткина Галина Ивановна

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Кармацкая средняя

общеобразовательная школа»
с. Кармацкое, 2012

«Незабытая деревенька»

Стрекицина Татьяна Сергеевна

Россия, Тюменская область, Аромашевский район.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Кармацкая средняя общеобразовательная школа »

5 класс


Краткая аннотация

Мой аромашевский край - самое лучшее место на земле.

Очень жаль, что мой край скудеет, мельчает, исчезают деревеньки, деревни и целые сёла. В 2010 году к 65-летию Победы издательство «Тюмень» выпустило книгу «Тюменская деревня. Далёкая и близкая» где есть данные об исчезнувших деревнях Аромашевского района. О них забыли ещё в конце 20 века, а поколение, родившееся в 21 веке вовсе не знает о их существовании. Так случилось и с деревней Пеньково, которая находилась всего в трёх километрах от Кармацкой. Обидно, что о деревне Пеньково нет никаких сведений в книге «Тюменская деревня. Далёкая и близкая », кроме строк: «Известно лишь, что деревня располагалась на реке Вагай у границы с Голышмановским районом. Относилась к Кармацкому сельскому совету. Исчезла до начала 1960 годов».

Мне захотелось узнать побольше об этой деревне.

Проведённая исследовательская работа помогла многое узнать об истории аромашевского края, об исчезнувшей деревне Пеньково, истории её возникновения, выяснить, кто жил в деревне, чем занималось взрослое население и дети, узнать, когда и почему исчезла эта деревня.

Сведения об авторе работы


sam_1021

Меня зовут Стрекицина Татьяна

Я учусь в пятом классе МАОУ «Кармацкая СОШ»

Мой любимый предмет изобразительное искусство.

Я люблю читать, особенно мне нравятся книги о приключениях.

С удовольствием рисую цветы, природу, людей.

В свободное время люблю кататься на велосипеде, смотреть телевизор, помогать маме по хозяйству.

Мои любимые телевизионные передачи «Ералаш», мультфильмы, детские художественные фильмы.

Незабытая деревенька.

….Земля земель ,

ну а точней – деревня,

Всё от неё пошло-

живое от живого-

И корень злака от неё,

Родная мать всему:

лугам, полям, деревьям….

и корень слова.

Она тебе- и воздух, и вода…

Егор Исаев
Мой аромашевский край - самое лучшее место на земле. Я люблю его за тихий спокойный Вагай и шумную, ревущую в половодье, речушку Бобровку, за пёстрые ромашковые луга и зелёные берёзовые леса, за ягодные поляны и грибные перелески. Люблю душевных и хлебосольных людей, живущих на аромашевской земле.

Очень жаль, что мой край скудеет, мельчает, исчезают деревеньки, деревни и целые сёла . В конце третьего класса у нас проходил классный час на тему « Горжусь тобою, мой край родной», в ходе которого сельский библиотекарь Ширшова Г. А. познакомила нас с вышедшей в 2010 году к 65-летию Победы книгой «Тюменская деревня. Далёкая и близкая». Книга красочная, интересная , познавательная.

Из этой книги я узнала об исчезнувших деревнях Аромашевского района. О них забыли ещё в конце 20 века, а поколение, родившееся в 21 веке вовсе не знает о их существовании: Александровка, Аниковка, Буреевка, Гоголевка, Вяткина, Богословка. Заваруево, Илиней, Казанка, Киргинцева, Краснополька, Крутиха, Лешаково, Кучуги, Некрасовка, Новотроицк, Ново-Ашлык, Ольгина, Орловка, Осиновка, Половинка, Ракитинка, Романовка, Руполька, Тавинка, Сосновка, Суэтяк, Успенка.

Так случилось и с деревней Пеньково, которая находилась всего в трёх километрах от Кармацкой. Обидно, что о деревне Пеньково нет никаких сведений в книге «Тюменская деревня. Далёкая и близкая », кроме строк: «Известно лишь, что деревня располагалась на реке Вагай у границы с Голышмановским районом. Относилась к Кармацкому сельскому совету. Исчезла до начала 1960 годов».

Мне захотелось узнать побольше об этой деревне от коренных жителей д.Пеньково Петра Яковлевича Носова и Анатолия Дмитриевича Извёсткина, проживающих сейчас в нашей Кармацкой.

В начале второй половины 18 века ( а именно в 1721 году) переселенцы облюбовали эти места- густые берёзовые леса, богатые живностью, грибами и ягодами, обширные поляны и елани, пригодные под пастбища и пашню. Деревня расположилась в красивом месте на высоком крутом правом берегу реки Вагай. Состояла из одной длинной улицы. Дома в то время строили только деревянные, крыши сначала покрывали дёрном, а позднее появились тесовые, усадьбы огораживали частоколом. Через деревню протекала узенькая речонка Барановка. Деревня насчитывала более 40 дворов с населением около 120 человек.

К 1930 году был образован колхоз имени Чапаева. Одним из первых председателей был Горшков Иван Лаврентьевич.

Население занималось земледелием, различными ремёслами, животноводством, хлебопашеством, рыбной ловлей. Сеяли также лён и коноплю, зимой их молотили вручную цепами, веяли. Затем появилась сложная техника: молотилки и веялки. Управлял этой сложной техникой при колхозе Извёсткин Николай Фёдорович, позднее при совхозе Извёсткин Михаил Дмитриевич. Своей маслобойки не было, для выработки масла лён и коноплю возили на маслобойку в Смородиновку. Работала водяная мельница, стоявшая на реке Вагай. ( К сожалению, в 1941 году был большой разлив и мельницу унесло).

Каждый мужчина обладал плотницкими навыками, каждая женщина умела ткать, шить, вязать.

В 1941 году в Пеньково было депортировано несколько немецких семей из Поволжья. Это семьи Лейман, Узингер, Вейнбендер. Немецкие и русские семьи неплохо ладили между собой, учились друг у друга разным премудростям обихода. Русских удивляло, что у соседей – немцев пол в избах был земляной, битый глиной, отчего он становился твёрдый, как цемент, не намокал.

Особенно дружны были детишки: вместе купались в Вагае, играли в лапту, в «пряталки», когда игроки одной команды искали игроков другой по всей деревне, в галлы, в горелки и другие игры.

Великая Отечественная война унесла много мужского населения из этой деревни: на фронт ушло 24 человека, вернулось 10.

В 1942 году в Пеньково открыли школу. Первым учителем был Дмитрий Владимирович Шаманский. Позднее в Пеньково учительствовали Боярских Агриппина Алексеевна, Ширшов Иван Дмитриевич и Лысякова Нина Ивановна.

В деревне имелась торговая лавка на дому, продавцом в которой работала Извёсткина Валентина Андреевна. Животноводческая ферма состояла из трёх баз, действовала свиноферма, Было много овец. Чабанами бессменно работали Рукосмотровы Александр Иванович и Клавдия Петровна. Александр Иванович- кавалер ордена «Знак Почёта» (Награждён 06. 09.1973г ), а их сын Пётр имеет «Орден трудовой Славы 3 степени». Работала кузница, которую восстановил пришедший с войны Извёсткин Тимофей Иванович. Действовала кинопередвижка. (Ставил кино до войны Кляпышев Василий Степанович. Взяли на фронт. В конце 50-х он возглавил Аромашевский районный отдел культуры). Киномехаником был Извёсткин Анатолий Дмитриевич.

В начале 60-х годов началось укрупнение совхозов. Весь скот перевели на Кармацкую ферму, в деревне не стало работы, и люди стали уезжать. Большинство жителей перебралось в соседнюю деревню Кармацкую, в Аромашево, остальные - кто куда. Одна немецкая семья отправилась назад в Поволжье, позднее на свою историческую родину в Германию, другие обосновались в Аромашево. В 1965 году в Пеньково закрыли школу. Деревня скудела, пустела.

Последними жителями Пеньково стали Извёсткин Дмитрий Иванович с дочерью Анной, они уехали в начале 70-х годов.

Старожилы до сих пор любят и жалеют свою деревеньку. Значит, она не забыта.

Список использованной литературы:

1. Память. том 6. -Средне – Уральское книжное издательство, 1994

2. Тюменская деревня. Далёкая и близкая. - Тюмень: ТГСХА, 2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconТема урока: «Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени»
Познакомить учащихся с условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconПлан-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе учителя...
Правописание Н, нн в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconУрок русского языка в 4 классе по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи»
...

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconПлан-конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Правописание...
Научить грамотно решать орфографические задачи, связанные с употреблением о-ё после шипящих в словах разных частей речи

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconУрок русского языка в 5 классе по теме: «Гласные о-е после шипящих и Ц»
Учитель приветствует учащихся, обращает внимание на внешний вид, организацию рабочих мест, отмечает отсутствующих

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconУрок русского языка в 6 классе «Кулинарный» урок по теме: «Одна и...
Цель: познакомить с орфограммой «Правописание – нн- и –н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconУрок русского языка в 7 «Б» классе по теме : «Правописание н нн в...
Цель: Сформировать навык правильного написания н-нн в причастиях и прилагательных, добиться осознанного написания слов с н-нн

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconТема урока: Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в...

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconУрок русского языка, литературы и биологии в 5 классе. Тема: «Повторение...
З, -с; закрепить навык распозн корней с чередующимся гласными и обоснов выбор орфограмм ( -лаг лож-; раст ращ рос- ); о-ё после шипящих...

Урок русского языка в 7 классе Учитель Извёсткина Г. И. Тема. “Е ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий” iconКонспект урока русского языка в 9 классе по теме: «наблюдение за...
Продолжать учить комплексному анализу текста, расширяя представления о богатстве русского языка


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru