Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»




Скачать 58.85 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»
Дата публикации15.09.2013
Размер58.85 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.»

Урок разработан: Ерёминой О. Ю.,

учителем русского языка и литературы


Тема: Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика» в 5 классе.

Цель: Повторить и обобщить изученный материал в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи», воспитать интерес к предмету

Задачи:

  1. Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися.

  2. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление; творческий потенциал учащихся.

  3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, понимать роль изучения русского языка, в частности, раздела «Фонетика» и взаимосвязанных с ней наук, заинтересовать детей историей письменности;


Оборудование: слайдовое сопровождение, карточки.
Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель: – Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим изученное в разделе «Фонетика. Орфоэпия. Графика». А на следующем уроке будет контрольный диктант.

II. Проверка домашнего задания.

Ответьте на вопросы:

  • Что изучает фонетика?

  • С помощью чего мы звуки отображаем на письме?

  • На какие 2 группы делятся все звуки речи?

  • Из чего состоят гласные звуки?

  • Назовите гласные звуки.

  • Чем отличаются звонкие согласные от глухих?

  • Назовите согласные, которые всегда звонкие.

  • Какие согласные, которые не имеют пары по звонкости?

  • Какие звуки всегда твёрдые?

  • Какие звуки всегда мягкие?

  • Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука?

  • Какова вторая роль букв Е, Ё, Ю, Я?

  • Назовите сочетания букв, в которых Ь не пишется.



  1. Тренировочные упражнения.

  1. Устная синтаксическая пятиминутка:

Весело сияет

Месяц над селом,

Белый снег сверкает

Синим огоньком.

И. С. Никитин

Задания:

1.Найдите грамматические основы, начертите схему предложения, дайте характеристику предложению.

2.Найдите слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука.


  1. Угадай слово по транскрипции:

А что такое транскрипция?

Транскрипция - (от лат .transcriptio – переписывание) – запись слов в полном соответствии с их звучанием.

[горат] – город


  1. Сколько раз в предложении повторяется звук[з]?

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Ответ: звук [з] в данном предложении встречается 3 раза.


  1. Письмо по памяти

По России морозы

Распушили деревья

И рисуют на стёклах

Лебединые перья.

(А. Чепуров)

Объясните встретившиеся в тексте орфограммы.

В каких словах встречаются только звонкие согласные?

Ответ: в словах: морозы, деревья встречаются только звонкие согласные.


  1. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать

  1. Беседа:

– Ребята, как вы думаете: можно ли представить себе жизнь без телевизора? (Трудно, но можно. У наших бабушек и дедушек в детстве его не было.)

– А можно ли представить жизнь без электричества? («Очень трудно», – подумаете вы. Но ведь известно, что раньше люди читали и писали при свечах и лучине. И только в начале XX века появились электрические лампочки.

– А теперь попробуйте представить себе жизнь без письменности.

Неисключено, что кто-то подумает про себя: «Ну и что же, вот было бы здорово, если бы исчезла письменность: не надо писать диктанты, сочинения, письма. Все уроки будем делать только устно!». Допустим.

Но ведь тогда должны исчезнуть все книги, библиотеки, почтовые отделения, афиши, не станет карточек в регистратуре поликлиники, трудно придумать, как различать билеты на поезда и т.д.

– Вот и решайте, как лучше: с письменностью или без. Недаром русский писатель и историограф Николай Карамзин говорил: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии; все другие были их следствием»

– А как же произошло изобретение букв?

– Дорога к письменности была длинной и трудной. Всё началось с медведей. Это было очень давно. В те далёкие времена люди жили в пещерах, ведь домов ещё не было. А в некоторых пещерах обитали медведи. Однажды люди вытеснили их, огляделись по сторонам и увидели на стенах царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение. Так возникла дорога к письменности. (демонстрация слайда– «Рисуночное письмо»)

– Перед вами рисуночное письмо (пиктография). Но рисунок можно толковать по-разному. Тогда на смену рисуночному письму пришли «священные знаки» – иероглифы. ( Демонстрация слайда– «Египетские иероглифы»)

– А затем, жившие 2 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы – значки только для согласных звуков. На основе финикийского письма в Греции появился греческий алфавит, который дал начало нашему, славянскому алфавиту.

– В 863 году тогдашний великий князь Руси Владимир пригласил двух братьев из Моравии, Кирилла и Мефодия, которые и создали русскую азбуку, названную кириллицей. (демонстрация слайда– «Кириллица»).

  1. Вспомним алфавит

 Правильно ли расположены буквы?

Правильно назовите буквы русского алфавита.

  1. Расположи по алфавиту

1 вариант: Печник, вечный, речка, каменщик, барабанщик, мачта.

2 вариант: Кость, трость, весть, песнь, лошадь, ель.

Вопросы:

– Что обозначает Ь в словах второго варианта? (мягкость согласного)

– Почему в словах первого варианта нет мягкого знака? (в сочетаниях Ч и Щ с другими согласными Ь не пишется)

  1. Произнесите правильно слова: (слова записаны на доске или слайд)

Вечный – скучно

Сердечный – пустячный

Почта – чтобы

Фанера – кашне

Тема – теннис

Мечта – яичница

Что - свитер

А что такое орфоэпия? (раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах)

  1. Шарада

– Предлагаю разгадать шараду.

– А что такое шарада? (это стихотворная загадка, в которой по слогам зашифровано слово)

Слог первый – звук испорченного крана,

Для поцелуя нет второго слаще.

А целое найдёшь ты в ресторане,

Что для крольчат открыт в зелёной чаще.

(кап+уста)

11. Давайте вспомним порядок фонетического разбора.

1. Произнести слово, выделить слоги, определить ударный слог.

2. Охарактеризовать каждый звук:

а) гласные (ударный или безударный)

б) согласные (звонкий или глухой; мягкий или твердый)

3. Указать количество звуков и букв.

12. Письменный разбор:

Ёжик - ё-жик – 2 слога

  • Ё [ й] - согл., зв., мягк.;

  • [о] – гласн., уд.;

  • ж [ж] - согл., зв.,твёрд.;

  • и [ы] – гласн., безуд.;

  • к [к] – согл., глух., твёрд.

  • 4 буквы, 5 звуков

13. А теперь я читаю загадку, а вы запишите отгадку. Какие правила правописания вам встретились?

  1. Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча.)

  2. Идет по свету, а не сходит с места. (Дорога.)

  3. На носу сидим, на мир глядим, за уши держимся. (Очки.)

  4. Через поле и лесок подаётся голосок; он бежит по проводам, - скажешь здесь, а слышно там. (Телефон.)

  5. Бегут по дорожке доски да ножки. (Лыжи)

  6. Я по воздуху летаю, с облаков людей спускаю. (Парашют)

  7. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то раскроет, то закроет расписные крылья. ( Бабочка)

А теперь задание: произвести фонетический разбор слов-отгадок.

  1. Рефлексия



Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

(Н. Заболоцкий.)


  1. Домашнее задание:

Подготовиться к контрольному диктанту.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconУрок русского в 6 классе по теме «Повторение и обобщение изученного...
Цели урока Повторение и систематизация знаний по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconТема урока: Повторение. Фонетика. Цели
Образовательная: повторение и систематизация знаний по теме «Фонетика и орфоэпия»

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconУрок русского языка " Повторение и обобщение изученного" Полянская...
Хисматулина Ф. Х. Урок русского языка "Парные согласные и их обозначение на письме"

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconПрограмма по дисциплине опд р. 16
«Графика. Орфография. Орфоэпия» продолжает курс «Современный русский язык. Фонетика», являющийся стержневым в цикле лингвистических...

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconТема урока : Фонетика. Повторение и обобщение пройденного
Сегодня мы с вами проведём урок – путешествие по удивительной стране Фонетика. Карта этой страны перед вами. На ней указаны станции...

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconРазработка урока, связанного с изучением орфоэпии
Место урока в учебном плане обобщающий урок по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия»

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconУрок русского языка Тема: «Обобщение знаний по теме «Глагол»
Сегодня у нас необычный урок. Тема его «Обобщение знаний по теме «Глагол». Свои знания мы проверим по компьютеру. А урок проведём...

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconКонтрольные работы по современному русскому языку n 1 для студентов заочного отделения (021500)
Лексикология, Фразеология, Фонетика, Графика, Орфография, Орфоэпия, Морфемика, Словообразование

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconУрок русского языка в 5 классе Тема. Обобщающий урок по теме «Фонетика»
Развивающая: развивать у учащихся память, речь, творческие навыки, логическое мышление, умения самостоятельно работать; сравнивать...

Урок русского языка в 5 классе тема: Повторение и обобщение раздела «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» iconУрок по теме «Систематизация и обобщение знаний по теме «Фонетика»
Открытый урок в рамках рмо учителей русского языка и литературы «Индивидуальный подход к учащимся этноклассов в обучении русскому...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru