Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова"Парус"




Скачать 108.87 Kb.
НазваниеСтраницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова"Парус"
Дата публикации28.08.2016
Размер108.87 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Литература > Урок
МКОУ "Петуховская средняя общеобразовательная школа №1"

Урок литературы в 6 классе

Страницы мятежной жизни.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова"Парус".



Автор : Дмитриева Наталья Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ "Петуховская средняя

общеобразовательная школа №1"

Петухово, 2014 г.

Урок литературы в 6 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова.

Страницы мятежной жизни. Стихотворение "Парус".

Цели урока: 

1.Продолжить работу по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, пробудить интерес к его произведениям.

2.Вспомнить основные сведения о Лермонтове, познакомить с некоторыми страницами биографии поэта.

3.Формировать навыки многоуровневого анализа поэтического текста, выразительного чтения, развития монологической речи учащихся.

4.Формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слов гармония, дисгармония.

5.Развивать интерес к творчеству поэта, к художественному слову, умение определять средства художественной выразительности в тексте;

6.Воспитывать внимательность к слову, любовь к классической литературе, музыке, живописи.

Тип урока: изучение нового материала.



Оборудование урока:

Доска, мел; учебник «Литература 6 кл. Г.Н.Меркин»; портрет М.Ю. Лермонтова; репродукции: а) автограф стихотворения «Парус». Акварель М.Ю. Лермонтова. 1828 – 1832; б) И.К. Айвазовский. Черное море (на Черном море начинает разыгрываться буря). 1881; лист бумаги, краски, карандаши, толковый словарь русского языка, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учащихся.

-В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М.Ю.Лермонтова. Сегодня на уроке мы попытаемся прикоснуться к личности поэта, раскрывая его внутренний мир на основе анализа стихотворения Парус», также мы сопоставим содержание стихотворения с картинами известных мастеров живописи. Сделать свои маленькие открытия и узнать тайны- вот цели нашего урока. Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы все задуманное удалось, чтобы вы вынесли с урока знания, хорошее настроение .Пусть работает не только наша память, но и душа и сердце. Сегодняшний урок готовила не только я, но и ваши одноклассники. Ребята работали в творческих группах и их сообщения приоткроют нам дверь в удивительный мир поэзии М.Ю.Лермонтова.

2. Страницы жизни М.Ю.Лермонтова

ГРУППА БИОГРАФОВ

1 ученик Шёл 1814 год. В семье Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтовых появился малыш.

В ту тревожную ночь в доме находилась женщина, сохранявшая даже в эти трудные часы спокойствие и твёрдую решимость. Именно эта статная пожилая женщина, готовая оказать любую помощь, поставит будущего поэта на ноги, окружит такой несказанной любовью и заботой, на которую способна только любящая бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева.

2 ученик Когда маленькому Лермонтову не было и трёх лет, мать умирает, но день похорон мальчик запомнил на всю жизнь.

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее…и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

3 ученик Воспитание Лермонтова ложится на плечи бабушки. Детство маленького Мишеля прошло в имении бабушки в Тарханах, которое находится в 100 километрах от Пензы.

Лермонтов получает прекрасное домашнее образование: он владел французским и немецким языками также свободно, как русским, изучал историю, географию, математику, играл на скрипке, фортепиано, хорошо рисовал акварелью.

Богатая бабушка делает любимого внука наследником всего своего состояния, но с условием, что бедный отец не будет принимать участие в воспитании сына. Ссора двух самых близких людей тяжким грузом легла на чуткую душу ребёнка.

4 ученик Лермонтов часто болел, и бабушка возила внука на Кавказ. Картины величавой природы сильно действовали на восприимчивую душу, рожденную для поэзии, и она распускалась скоро, как роза при ударе лучей утреннего солнца. лермонтов и кавказ

5 ученик В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Учится в нём только 2 года, т.к. за свободолюбивые мысли и взгляды, за нежелание смиряться с несправедливостью Лермонтова отчислили из университета. Он уезжает в Петербург. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся перед глазами картину.море1

-Как вы думаете, что увидел Лермонтов? Ребята, закройте глаза. Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы.

3. Знакомство со стихотворением.

На фоне звуков шума моря звучит запись стихотворения "Парус" (http://www.chistylist.ru/) До прослушивания записи даю задание классу: вслушаться в текст, а затем на листке бумаги цветными карандашами нарисовать свои ассоциации.
4.Выявление первоначального восприятия.

-Прочитайте стихотворение .

-Какие картины представляются вам при чтении стихотворения?

-Как меняется в стихотворении интонация? (грусть (1 строфа), сменяется радостью и гордым отрицанием (2 строфа), а затем упоение борьбой (3 строфа)

-В стихотворении «Парус» всего 12 сток (3 строфы), но в нем очень богатое содержание и совершенная форма. Здесь мы видим не только пейзажные зарисовки, но и глубокий психологический смысл. Картины природы – в первых двух строках каждой строфы, а третья и четвертая строки – размышления, глубокие раздумья.

5.Анализ стихотворения.

-Составьте ассоциативный ряд со словами парус и море.

Исследовательская работа по вариантам.

1 вариант

-Найдите в стихотворении слова, соотнесенные со словом парус.("Парус одинокий", "что ищет он", "что кинул он", "он мятежный")

-Какое значение приобретает слово парус в контексте стихотворения? (В художественном мире Лермонтова парус-это человек, одиноко плывущий по житейским волнам, неуспокоенный, чего-то ищущий)

2 вариант

-Найдите в тексте слова и словосочетания, соотнесенные со словом море.("В тумане моря голубом...", "Играют волны, ветер свищет...", Под ним струя светлей лазури..."

-Какое значение приобретает слово море в контексте стихотворения?( В стихотворении море представлено в состоянии бури и покоя. Поэт связывает природные явления с человеческими переживаниями. Море в художественном мире Лермонтова соотнесено с житейским морем)

-Таким образом, в стихотворении два ключевых образа: парус, как одинокий человек, и море, как бушующее житейское море.

Работа с литературоведческими терминами.

-В "Парусе" и отдельные части, и весь текст формально строятся на антитезе. Вспомните значение слова антитеза.

-Найдите антитезы в первом четверостишие.(Ищет-кинул, страна далекая- край родной)

-Найдите антитезы во втором и третьем четверостишие. (Играют волны-ветер свищет, и мачта гнется и скрипит...-Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой...)

-Как меняется эмоциональная окраска стихотворения от строфы к строфе?

-Представьте, что вы наблюдаете за парусом издалека. Можете ли вы слышать, как "мачта скрипит"?Где в это время находится автор? (Парус белеет вдалеке, а мачта скрипит на самом паруснике. Автор одновременно находится в разных местах. Парус как будто неподвижен ("белеет") и в то же время "мачта гнется и скрипит"-значит парусник стремительно несется по волнам.)

-В чем смысл таких противопоставлений? (Это противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью. Человек вечно стремится к чему-либо и не знает счастья ни в покое, ни в бури. Закон его жизни-мятеж.)

-Поэт, рисуя морской пейзаж, совмещает несовместимое- картины бури и штиля на море, как будто это два психологических состояния человека (ищет-кинул).Зачем он это делает?

-Дисгармония оборачивается гармонией. Вечный поиск человека и есть гармония человеческого существования.

ГРУППА ЯЗЫКОВЕДОВ – ЛИНГВИСТОВ

Лексическая работа. Находят в толковом словаре Ожегова понятия "гармония" и "дисгармония".

-Для усиления образности произведения М.Ю.Лермонтов часто использует метафору. Найдите примеры метафор в тексте.("луч солнца золотой...)

-Цветообраз играет важную роль в создании художественного впечатления. Запишите в тетрадь названия всех цветов и оттенков , которые использованы в стихотворении. А группа художников из числа учащихся, которые увлекаются рисованием, возьмут краски и попробуют нарисовать нам палитру этих цветов и оттенков.

-Скажите, Лермонтов использует близкие или разнообразные цвета и оттенки? (Близкие оттенки, что свидетельствует о внутренней гармонии картины)

6.Работа с учебником.

-В словаре литературоведческих терминов найдите слово инверсия. Из первой строфы выпишите инверсии. Для чего автор прибегает к этому приему?

- Найдите рифмующиеся строки в каждой строфе. К какой части речи они относятся?(в первой строфе-прилагательные, во второй-глаголы, в третьей-существительные)

-Как автор относится к тому, что он написал? Сколько раз местоимение я употреблено в стихотворении? ( в стихотворении местоимение я не употребляется, все внимание автор обращает на парус)

-Подчеркните в последней строфе стихотворения главное для понимания идеи стихотворения слово (мятежный). Назовите к нему синонимы и антонимы (мятежный-спокойный, мятежный-бунтующий).

-Как вы думаете, чему отдает предпочтение поэт?(парусу мятежному, беспокойному)

-Может быть это связано как -то с биографией поэта? У нас есть собственный экскурсовод, который подготовил доклад о важных моментах в биографии Лермонтова.

- Что нового мы узнали из этой презентации? ( Жизнь Лермонтова была очень интересной , но в то же время достаточно непростой, и это не могло не отразится на его творчестве. . .)

- Да, "парус не от счастия бежит", а автор "бежал", хотя жалел "о кинутом в краю родном" и знал, что "парус просит бури".

-Образы и мотивы "Паруса" использовались Лермонтовым и в других произведениях. Подготовленные ученики читают стихотворения "Крест на скале" и "Гроза".

-Найдите строчки, созвучные стихотворению "Парус".

7.Посещения виртуального музея. http://gallerix.ru/

- Учащимся даю задание рассмотреть акварельный рисунок М.Ю. Лермонтова и сопоставить по его стихотворению «Парус», определив что общего и различного в них. А затем обращаем внимание на репродукцию картины И.К. Айвазовского «Черное море» и прошу сказать, к каким строкам стихотворения можно отнести это изображение.
picture_10
-Какое впечатление произвели на вас эти репродукции? Что общего у поэта и художника?

8. Романс А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»

ГРУППА МУЗЫКАНТОВ

-Многие русские композиторы обращались к этому стихотворению. Но второе рождение ему дал русский композитор Александр Варламов. Романс «Белеет парус одинокий» написан на слова Лермонтова. В музыке композитор очень хорошо передал настроение стихотворения - стремительный порыв, жажду счастья, готовность к борьбе за него. Сопровождение романса написано в энергичном ритме болеро - испанского танца.

-Сами по себе стихотворения без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать, но в единстве они сильнее! Послушаем этот романс. Обратите внимание на основное настроение романса, на характер мелодии. Вслушайтесь в звучание аккомпанемента. Ваши впечатления можете записать в тетради.

(прослушивание романса А.Варламова на стихи М.Ю.Лермонтова «Парус»)

-Ваши впечатления? (В романсе сливаются музыка и поэзия. И исполнитель тоже привносит что-то своё. И мы разделяем вместе с поэтом и композитором восхищение дерзновенной отвагой, которой наделён парус. Неуспокоенность, бесконечные поиски идеала прекрасны, они возвышают душу.

9.Итоги урока.

-Человек постоянно стремится к недостижимому, предпочитая бунт, мятеж спокойному существованию. Этому стремлению нет предела. Постоянный поиск этой истины- это условие гармоничной личности. Таким был и сам поэт.

-Составьте синквейн к слову парус.
-Наш урок подходит к концу. А сколько интересных встреч с произведениями М.Ю.Лермонтова вас ждёт впереди! Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю. Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.

10. Рефлекия. Подводятся итоги работы класса. У детей спрашиваю, что понравилось или не понравилось на уроке , что они бы изменили, сделали не так.
-Ребята , вы все сегодня очень хорошо трудились, старались. И особо старательным я за урок поставлю оценки.
12.Домашнее задание.

-Подготовьте выразительное прочтение стихотворения с разными оттенками смысла.

-Выучите стихотворение наизусть.

Дополнительное задание творческого характера (по желанию).

1.Сочинить монолог Паруса.

2.Подготовить иллюстрации к стихотворению или подобрать иллюстрации русских художников, совпадающих по теме и настроению.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconУрок по теме «М. Ю. Лермонтов (1814 1841). Личность поэта. Стихотворение «Парус»
Оборудование урока: портрет М. Ю. Лермонтова; небольшая выставка книг репродукции картин И. Айвазовского; раздаточный материал (тесты)....

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconКонспект урока по литературе тема: «Творчество М. Ю. Лермонтова,...
Восстановить в памяти учащихся факты из жизни и творчества М. Ю. Лермонтова, уделив особое внимание характеристике 30-40 годов 19...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconКонспект открытого урока в 5 классе на тему: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
Оборудование: компьютер, слайды по стихотворению «Бородино», кадры из фильма «Война и мир», «Бородинское сражение», репродукции картин...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconУрок анализа поэтического текста по теме «Мотив одиночества в лирике...
Открытый урок анализа поэтического текста по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова Стихотворение «Листок» был проведен...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" icon1. Понятие о лирическом герое
Например, в стихо­творении М. Ю. Лермонтова «Сон» лирический герой видит себя смертельно раненным в долине Дагестана. Эмпириче­ской...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconОпорными на нашем уроке. Что вы знаете о жизни М. Ю. Лермонтова?
Это стихотворение было написано 29 января (6 февраля) 1837г., когда в России прогремел злодейский выстрел в А. С. Пушкина на Черной...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconУрок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М....
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconБиография М. Ю. Лермонтова: спорные страницы и «белые пятна»
Пглу начинает работу международная конференция "лермонтовские чтения на кмв 2010"

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconУрок №22. Тема. М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино»
М. Ю. Лермонтова «Бородино», проявляющуюся в изображении поведения, душевного состояния, отношения к происходящему мужественных защитников...

Страницы мятежной жизни. Стихотворение М. Ю. Лермонтова\"Парус\" iconМихаил Юрьевич Лермонтов. Судьба поэта
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы на уроке вспомним биографические сведения М. Ю. Лермонтова, научимся анализировать стихотворение...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru