Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса




Скачать 299.97 Kb.
НазваниеОткрытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса
страница1/2
Дата публикации20.08.2016
Размер299.97 Kb.
ТипКонкурс
5-bal.ru > Литература > Конкурс
  1   2


«Национальный вопрос в отдельно взятом районе»

(открытое письмо В.В. Путину от участницы конкурса

«Д.С. Лихачев и современность»)
Уважаемый Владимир Владимирович!

Прочитала в Независимой газете от 24.01.2012 Вашу статью «Россия: национальный вопрос» и позвольте поделиться своими мыслями и переживаниями по поводу прочитанного, так, в порядке обсуждения в массах, как одно из сотен тысяч мнений, которые в совокупности образуют отношение населения к этому вопросу. Дело в том, что национальный вопрос в моей малой Родине – Кувандыкском районе Оренбургской области – уже давно стал объектом моего пристального внимания (ниже объясню почему). Хотелось бы передать Вам результаты моего исследования, которые в чем-то иллюстрируют тезисы Вашей статьи, конкретизируют и дополняют их, в чем-то противоречат им, в чем-то остаются без комментариев.

Очень актуальная, хотя и во многом запоздалая статья (ничего не поделаешь, предвыборная программа): «Для России – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. …Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». Действительно, этот вопрос давно назрел в России с учетом нынешних миграционных потоков, которые только усилятся с созданием Евразийского союза.

Удивительная страна – Россия, многонациональная и многоконфессиональная. По данным переписи населения 2010г. в стране проживает 81 % русских (это на 4 миллиона русских меньше, чем по данным переписи восьмилетней давности), почти 4% татар, и еще представители более 100 национальностей. Жаль, не можем привести данные по мигрантам: официальная статистика сильно занижена. По расчетам миграционологов, от 7 до 9% -это критический уровень пришлого населения. После того, как мигранты достигают этого уровня, или превосходят его – начинается межнациональная напряженность.

Я – русская, моя лучшая подруга - башкирка, среди наших соседей есть и татары, и казахи, и украинцы, и чуваши, и мордва. И национальность не мешает нам прекрасно уживаться вместе. Даже если возникают какие-то ссоры, они не связаны с национальным вопросом. Никогда еще в нашем Кувандыкском районе, как мне рассказывали старожилы, не было никаких межэтнических раздоров. В предоставленных по нашему запросу данных ОВД «Кувандыкский», за последние семь лет в нашем районе не было зарегистрировано ни одного конфликта на национальной или конфессиональной почве. В нашем районе мирно живут представители более 40 национальностей и разных религий. Русские составляют 63%, башкиры - 16%, татары - 9%, украинцы - 4,4%, казахи - 4,1% (перепись 2002 года). Кроме того, в составе населения есть белорусы, мордва, узбеки, таджики, армяне, чеченцы, немцы, евреи и др.(8)

Кондапога, декабрьские события 2010г. на Манежной площади в Москве, июльский конфликт 2011г. в Сагре актуализировали проблему межэтнических конфликтов в нашей стране. Владимир Владимирович, неужели и у нас возможна вражда между национальностями?!

Вы обращаетесь к замечательным памятникам нашей истории и цитируете великого философа Ивана Ильина: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». В этом действительно суть русской государственности. Позвольте и мне в моих доводах опираться на авторитетное мнение нашего современника, выдающегося культуролога и мыслителя, глубоко почитаемого во всем мире академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, чьи многочисленные философские и общественно-политические труды помогают нам осознавать те противоречивые процессы, которые происходят в нашем многонациональном государстве сегодня.

Итак, национальный вопрос в России сегодня, на примере Кувандыкского района.

История возникновения многонационального Кувандыкского района «Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов»,- напоминаете Вы историю становления нашего государства. Яркой иллюстрацией этих слов является история заселения нашего района.

«Отношение к прошлому формирует собственный национальный облик. Ибо каждый человек - носитель прошлого и носитель национального характера. Человек - часть общества и часть его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности. Отрывая себя от национальных, семейных и личных корней, он обрекает себя на преждевременное увядание» Лихачев Д.С. Заметки о русском. 2‐е издание, доп. ‐ М.: Сов.Россия,1984.

В эпоху петровских преобразований Российское государство стремилось утвердиться на этих землях, а для этого их необходимо было освоить и заселить выходцами из внутренних губерний России. Об этом переселении говорят десятки сел, деревень, хуторов, возникших в то время на территории Кувандыкского района. Населенные пункты Кашкук, Куруил, Новопокровка, Навоказанка, Карагай – Покровка основаны переселенцами из Курской, Воронежской, Рязанской и других губерний на землях, купленных у башкир. Такие села, как Оноприеновка, Пехотное, а также бывшие хутора Имелля – Покровка, Бака были основаны украинскими переселенцами из Полтавской и Харьковской губерний. Много переселенцев было из соседней Самарской губернии. Они являются основателями Сары, Старого Карайгера, Сарбая, Кайраклы и др.

«Россию нельзя оторвать и от населяющих ее народов, составляющих вместе с русскими ее национальное тело. Россия по богатству своих культурных типов, по сложности вплетения в них различных черт, по энергии своих разных проявлений, наконец, по интенсивности своих отношений с другими национальностями – едва ли не единственная в своем роде страна» - писал о России ее большой патриот, историк и искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев. И действительно, люди разных национальностей живут вместе, даже если они вынуждены это делать. Живя вместе, они вбирают в свою собственную культуру черты, особенности культуры другой народности. Но об этом позже. Из 83 сельских населенных пунктов района 24 являются местами компактного проживания лиц одной национальности - это 14 башкирских поселений, 6 - казахских, 4 - татарских. На основе данных Кувандыкской энциклопедии и сайтов населенных пунктов Кувандыского района, мною был сделан перечень сел и деревень района с указанием доминирующей национальности (где более 50% жителей) (См. Приложение 1). Получился внушительный список. И все эти национальности мирно уживаются на территории одного района уже не одно столетие. Делая это, я руководствовалась главной целью – узнать каково соотношение лиц каждой национальности в нашем районе. Меня очень впечатлило. Исторически длительный процесс становления нашего многонационального района объясняет, на мой взгляд, мирное сосуществование народностей и религий.

«Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим». Сосуществование и взаимопроникновение культур и конфессий в районе

«Миссия России определяется ее положением среди других народов, тем, что в ее составе объединилось до трехсот народов - больших, великих и малочисленных, требовавших защиты,- писал Д.С. Лихачев.- Культура России сложилась в условиях этой многонациональности. Россия служила гигантским мостом между народами. Мостом прежде всего культурным. И это нам необходимо осознать, ибо мост этот, облегчая общение, облегчает одновременно и вражду, злоупотребления государственной власти».

//Лихачев Д. С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре. – М., 2006. – С. 227
Одним из показателей состояния отношений между народами являются межнациональные браки, причем особое значение имеют, на мой взгляд, межконфессиональные браки. Как здесь не привести слова Д.С. Лихачева: «Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя свой народ, свою семью, скорее будешь любить другие народы и другие семьи и людей. В каждом человеке существует общая настроенность на ненависть или на любовь, на отъединение себя от других или на признание чужого - не всякого чужого, конечно, а лучшего в чужом, - не отделимая от умения заметить это лучшее. Поэтому ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям». Иногда приходится слышать что-то неприятное о людях другой национальности. Иногда, наоборот, видишь, как счастливо ужились люди разных конфессий и народностей. Почему так происходит? Меня всегда интересовало, что отталкивает нас от других национальностей. Чем они хуже нас? Может эта чрезмерная любовь к своему народу, которая внушается нам с детства?..Но как не любить Свой народ? Любя свой народ, относись с уважением и к другому народу – вывод, который я сделала для себя. И я склоняюсь к тому, что, так скажем, обычаи, порядки, устанавливающиеся веками, каждого народа, могут быть не понятными для других. Зачастую, в связи с этим непониманием возникает некая отчужденность, по принципы «не такие, как я».

. “Возрождение”, 1998

www.zaksob.ru.
Позвольте представить Вам данные по межнациональным бракам в нашем городе. Поскольку графа национальность была упразднена в 2001 году, то мы проследили межнациональные браки по данным Кувандыкского ЗАГСа за 1997-2000 годы. Всего было рассмотрено 797 браков. Мы выяснили, что наиболее популярны браки среди русских (мононациональные браки)- 82% русских вступили в брак с русскими. На втором месте у русских брак русских и татар (8%). Башкиры же чаще выбирают себе вторую половину из татар, и лишь третья часть вступает в брак с башкирами. И тут невольно всплывают слова Дмитрия Сергеевича: «…именно индивидуальные особенности народов связывают их друг с другом, заставляют нас любить народ, к которому мы даже не принадлежим, но с которым столкнула нас судьба. Следовательно, выявление национальных особенностей характера, знание их, размышления над историческими обстоятельствами, способствовавшими их созданию, помогают нам понять другие народы. Размышление над этими национальными особенностями имеет общественное значение».

Проследили мы статистику и по разводам. Как уже было выше сказано, самые популярные мононациональные браки среди русских. Печально в этом то, что такие браки стоят и на первой ступени разводов (из 402 – 225 браков расторгнуто (56%). Лучше уживаются русские с татарами (расторгнут 21 брак из 39 (54%). 14 из 29(48%) браков между русскими и украинцами было расторгнуто за 1997-2000 годы. Чуть меньше половины браков распались между башкирами и татарами (14 из 30 (47%). И, можно сказать, наиболее крепкие из всех исследуемых браков, мононациональные башкирские браки (9 из 25 (36%).

Почти половина всех браков распадается, причем распавшихся мононациональных браков между русскими на 20% выше, чем между башкирами. Наименее избирательны в выборе спутника жизни по национальному признаку русские: в их семьях есть представители всех национальностей, но предпочтение отдается русским, татарам, украинцем, башкирам. Лучше всего уживаются в браке башкиры с башкирами.

Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру…. Культура должна быть открытой. “Возрождение”, 1998

www.zaksob.ru.

Еще одним показателем толерантности кувандычан к представителям других национальностей являются семьи, воспитывающие детей – сирот или тех, у кого родители лишены прав. При усыновлении учитывается, как правило, национальность ребенка. Но, например, русская православная семья Сыругиных Алексея Павловича и Любови Григорьевны (победитель в муниципальном конкурсе «Семья года – 2010») взяла под опеку и воспитывает в семье 9 детей: 3 русских, 2 башкир, 3 татар, 1 казаха. Все дети были окрещены, посещают храм, воскресную школу, живут между собой дружно. Татарская семья Фаизовых из Мухаммедьярово, не имея собственных детей, усыновила сначала русского мальчика, затем украинскую девочку, и сейчас у них родился собственный ребенок. Все дети говорят на татарском языке, придерживаются мусульманской веры. Я считаю, нужно отдать должное таким семьям. Побольше бы таких…

Так хочется здесь привести высказывание Д. Лихачева: «...Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в быту к такой семье тянутся другие семьи - навещают, участвуют в семейных праздниках. Благополучные семьи живут социально, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие семьи. Так и в жизни народов. Народы, в которых патриотизм не подменяется национальным "приобретательством", жадностью и человеконенавистничеством национализма, живут в дружбе и мире со всеми народами. Можно только радоваться, живя в стране, где встречаются и сходятся самые различные народы - различные по обычаям, культурным традициям и национальному характеру» -
(Из книги "Д.С.Лихачев. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре". Москва, 2006)

Страна - это единство народа, природы и культуры. Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально-историческое своеобразие - одна из важнейших задач наших градостроителей. Дмитрий Сергеевич первым в новейшей истории России обосновал культуру как духовный базис общенационального бытия, а ее сохранение — как залог душевной безопасности нации. Вне культуры, неустанно подчеркивал он, настоящее и будущее народов и государств лишается смысла А.П. Марков Академик Д. С. Лихачев — выдающийся культуролог ХХ века http://www.lihachev.ru/nauka/kulturologiya/

Владимир Владимирович, в статье Вы пишите, что «…государство обязано и имеет право и свои усилия, и свои ресурсы направлять на решение осознанных социальных, общественных задач. В том числе и на формирование мировоззрения, скрепляющего нацию».

Разделяя эту мысль, считаю, что в СМИ должна существовать некая цензура, взвешенно подходящая к каждой статье в газете. Так, например, у нас в районе: после выхода в свет статьи о православии, в следующем же номере появляется материал о мусульманах.

К сожалению, нередко усиленно воспевая национальные традиции нерусских народов, мы преуменьшаем роль и значение русских. Замечательно, что с Вашего высокого государственного поста Вы напомнили всему населению России, что: «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура… Самоопределение русского народа – это полиэтническая цивилизация, скрепленная русским культурным ядром… Русский народ является государствообразующим – по факту существования России. Великая миссия русских – объединять, скреплять цивилизацию… Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности». Ведь очень важно осознавать и помнить это.

Не раз говорил об этом и Лихачев: «Русская культура уже по одному тому, что она включает в свой состав культуры десятка других народов и издавна была связана с соседними культурами Скандинавии, Византии, южных и западных славян, Германии, Италии, народов Востока и Кавказа,— культура универсальная и терпимая к культурам других народов». Эти особенности русской культуры фундаментом многонационального дома под названием Россия.

В Кувандыкском районе проводится большая работа по сохранению и развитию национальных культур. Работают клубы по интересам казахской – "Жанырак", татарской и башкирской культуры «Актирме». Творческие коллективы района не раз становились участниками заключительного концерта областного фестиваля «Обильный край, благословенный», принимали участие в открытии башкирского и армянского подворий в «национальной деревне» в городе Оренбурге.

Вся эта, если можно так сказать, культурная политика, подтверждает слова Лихачева: «… вся история русской культуры показывает ее преимущественно открытый характер, восприимчивость и в массе своей отсутствие национальной спеси».

Фестивали самодеятельного искусства на территории нашего района представляют полный спектр национального многообразия культур. Одна треть выступлений – национальные номера самых различных жанров.

Программа 2009 года называлась «Возрождение и сохранение этнокультурных связей поколений», основной акцент в ней делался на молодежь: средствами народных праздников, самодеятельного искусства подрастающие поколения приобщались к сокровищницам традиционной народной культуры. В 2010 году эта работа продолжилась. В 2011 году с благословения протоиерея Симеона выбрано направление «Православные праздники».

Многие сёла района приняли активное участие в программе. Так празднование «Рождества Христова» проводилось в Оноприеновском и Новосимбирском домах культуры. «Крещение Господне» – в Чеботарёвском СДК. Праздник Святой Пасхи, столь любимый и почитаемый всеми православными, прошёл в Новопокровском СДК. Яркий, красочный праздник Святой Троицы прошёл в Краснознаменке. Этот праздник совпал со 110-летним юбилеем села. Ильин день провели у себя в селе творческие работники Ильинского дома культуры. Праздник «Преображение Господне», проводившийся на станции Сара, также совпал с юбилеем села – 95-летием. Все программные мероприятия были многолюдными, яркими, запоминающимися. Зрители тепло принимали как праздничные обряды, так и выступления самодеятельных артистов и коллективов. На традиционном концерте «Две звезды» ежегодно выступает с номером протоиерей Симеон, исполняются песни на татарском или башкирском языках. Здесь, я думаю, уместны были бы слова: «Если народ действительно уважает себя, он застрахован от комплекса неполноценности и никогда не потеряется, не растворится среди других. Такова абсолютная истина: общение народов между собой способствует развитию их собственных культур».
Не обойдены вниманием и татарские и башкирские праздники. Так весной, впервые в Кувандыкском районе будет проводиться красивый детский праздник «Воронья (грачиная) каша» – Карга боткасы. Этот праздник взял на себя Юлгутлинский СК. В ноябре будущего года силами Никольского СДК будет проводиться «Праздник гуся» (Каз омэсэ). Сразу три сельских совета выразили желание участвовать в празднике «Джиен» (гостевание одной деревни в другой): Юмагузинский СДК, Чураевский СДК и Новоракитянский СК. Праздники Нардуган («мусульманский сочельник») в январе (будет проводиться Мухамедьяровским СДК), и в июне – праздник плуга – Сабантуй, поистине всенародный праздник. Сабантуй давно уже вышел за пределы национально-территориальных образований, в разные годы в празднованиях Сабантуя приняли участие Президент РФ, Премьер-министр и другие почётные гости.
В своих научных трудах о русской культуре Дмитрий Сергеевич подчеркивал её интернациональность как бесспорное достоинство: «Русской культуре очень повезло. Она росла на широкой равнине, соединенной с Востоком и Западом. Её корни не только в собственной почве <…>. Одно перечисление народов, входивших с нами в соприкосновение, говорит о мощи и самостоятельности русской культуры, умевшей заимствовать многое у них, и остаться самой собой».2.Лихачев Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре/ составление,

подготовка текста и вступительная статья Д.Н.Бакуна ‐ М.: Российский Фонд

Культуры, 2006.

В 90-е годы в нашем районе были созданы национально-культурные общественные объединения: Курултай у башкир, объединения татарской и казахской диаспор, целью которых является сохранение культурных особенностей, традиционного быта, языковой среды и достойное воспитание молодого поколения этнических групп. И снова на память приходят слова Лихачева: «Сколько мы, русские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много! А культура - это как неразменный рубль: расплачиваешься этим рублем, а он все у тебя в кармане и даже, глядишь, денег становится больше».

Важным фактором единения людей разных национальностей является религия. Традиционно в районе к православным себя относят русские, украинцы, чуваши, мордва (до 80% опрашиваемых), 5% татар также исповедуют православие. Есть среди прихожан Кувандыкской церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы корейцы, цыгане, армяне, грузины. Священники протоиерей Симеон Антипов и иеромонах Антоний крестят детей, венчают, отпевают усопших, соборуют и причащают верующих. Священников часто приглашают освятить дом или поучаствовать в каком-либо мероприятии, нередкие гости они в школах и детских садах. Ежегодно в Кувандыке Приходской Совет и Воскресная школа при поддержке Управления образования проводят муниципальные Сретенские образовательные чтения для педагогов и молодежи Кувандыкского района.

«Какой будет третья русская культура в будущем? – задумывается ученый. - Я думаю, что, если все будет благополучно и мы будем развиваться как цивилизованная культурная страна, эта третья культура будет, несомненно, связана с православием и будет продолжать эту линию слияния продолжения древнерусской культуры, то есть первой культуры, с продолжением линии второй культуры, то есть культуры официально послепетровской, и мы придем к какой-то новой культуре, не повторяющей собой ни культуру XIX века, ни культуру Древней Руси, но такой, которая действительно сможет восстановить в нашей стране нравственность, искусство, науки настоящие, настоящую экологию, основанную не только на технических знаниях, как бороться с тем или иным нарушением экологического равновесия, но ту экологию, которая должна быть основана на религиозном сознании». Очень важно, что богослужения в нашем храме как и по всей Руси проводятся на церковнославянском языке. Об этом очень своевременно предупреждал Д.Лихачев: «Говорят: “Церковь с переводом богослужения на национальные языки станет более демократичной, более близкой национальной культуре”. Очень может быть, но есть опасность, что она станет не только национальной, но и националистичной…. Между тем очень важна общая молитва. Общий язык молитвы. Единство языка богослужения объединяло православных славян, как объединяло их единство языка письменности… Итак, церковнославянский язык играл и играет сейчас (хотя и в меньшей степени, чем раньше) объединяющую роль».

Мне неясно, как истину можно делить по национальности, религию можно делить по национальности…. И так же точно религия должна стремиться к единству, а не к разделению, тем более по национальному признаку, когда сейчас все так напряженно с вопросами о национальности. Ведь вопрос о национальности — сейчас самый главный у нас вопрос, который вызывает такую смуту и разделение. …» Д. С. ЛИХАЧЕВ
Об Особенностях русского православия
Мусульманской веры придерживаются башкиры, татары, казахи, чеченцы. Действуют в Кувандыке также мусульманские общества, работает школа для взрослых по обучению арабскому языку. Завершено строительство мечети по улице Гончарной в Кувандыке. Мусульманская религиозная организация села Ильинки, при поддержке жителей села, занимается восстановлением старинной мечети, построенной в 1898 году. Мулла Руббис и другие служители проводят обряды имянаречения, никах (свадьба), участвуют в похоронах.

На территории г. Кувандыка традиционно православных хоронят на кладбищах в п. Кашкук, в п. Дорстрой, в Черемушках. Мусульманские кладбища находятся в п. Бишайка, в п. Ишмуратово. В селах, где живут представители разных национальностей, православных хоронят на одной стороне кладбища, а мусульман на другой стороне, или в разных концах села. На православных могилах, как правило, устанавливаются восьмиконечные кресты, у мусульман – надгробия с полумесяцем. Хоронят мусульман не в гробах, а на деревянном настиле, завернув в белые одежды, причем эти одежды сшиваются женщинами новыми иголками и новыми нитками в момент омывания покойного в другой комнате (заранее не шьются). Женщины у мусульман на кладбище не заходят. Поминают усопших православные на третий (похороны), девятый и сороковой день, у мусульман на третий, седьмой и сороковой день. В обрядах погребения остаются черты язычества: иногда оставляют стакан и ложку для усопшего во время поминания, выносят «первому встречному» похоронной процессии чашку с конфетами и катушкой ниток, оставляют еду на могилах, трапезничают на кладбищах. По православному обычаю не положено поминать водкой усопших, тем не менее, при соблюдении обязательного набора блюд на поминальном столе у православных кувандычан (кусочки хлеба обмакиваются в мед, затем подается кутья, борщ, тушеная картошка, пшенная каша, блины, пироги, компот), часто подается и водка, в то время как у мусульман водкой никогда не поминают.

Действуют на территории района несколько сект, периодически активизируя свою деятельность при поддержки западных и австралийских «спонсоров»: «Свидетели Иеговы», «Адвентисты Седьмого дня», заезжала группа последователей П. Иванова «Детки» и др. Но, к счастью, эти группы немногочисленны, хотя и довольно устойчивы.

Как правило, все представители коренных национальностей (кроме русских) двуязычны, русский является в районе языком межнационального общения. Многие башкиры ставят это в укор русским: «Почему мы знаем ваш язык, а вы наш не знаете?». В настоящее время повысился интерес народов к родному языку, который, как правило, используется только в быту. Хуже знает родной язык молодёжь. Важным показателем поддержки национальной культуры является сохранение языка. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру…». “Возрождение”, 1998

www.zaksob.ru.

Целиком и полностью поддерживаю, уважаемый Владимир Владимирович, Ваши слова о назначении образования: «… Но вариативность должна опираться на незыблемые ценности, базовые знания и представления о мире. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. И в первую очередь речь должна идти о повышении в образовательном процессе роли таких предметов, как русский язык, русская литература, отечественная история – естественно, в контексте всего богатства национальных традиций и культур».

Однако, как известно, в патриотическом воспитании и в укреплении межнационального и международного сотрудничества самым мощным потенциалом обладают юбилейные даты. Победа в Великой отечественной войне – это основание для гордости и самоуважения не только нашего народа, но и общая страница в исторической памяти многих народов, некогда имевших одну Родину. Между тем, изменившаяся школьная программа исторического образования не способствует формированию патриотизма у старшеклассников, скорее, наоборот. Если в условиях линейного изучения истории в 10 классе на изучение темы Великой отечественной войны отводилась вся 3 четверть (16- 18 уроков), то теперь в 9 и 11 классах изучается по 4-5 тем. Таким образом, произошло сокращение часов в 3-4 раза! Если учесть грустные реалии подготовки к ЕГЭ в 11 классе, то 5 часов в 9 классе - это весь образовательный ресурс.(11)

В районе всего в двух школах изучается родной язык как обязательный: в Никольской СОШ- башкирский, и в Мухаммедьяровской СОШ – татарский язык; факультативно башкирский язык изучается в ОШ №6 (п.Ишмуратово) и кружок татарского языка в СОШ №2 г. Кувандыка. Ежегодно проводится олимпиада по татарскому языку, три года подряд в области организуется олимпиада по основам православной культуры, в муниципальном этапе которой участвуют до 20 учащихся разных школ города.

«Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала» - предупреждал наш современник Лихачев.
Разделяю Ваше убеждение о том, что «государство, общество должны приветствовать и поддерживать работу традиционных религий России в системе образования и просвещения, в социальной сфере, в Вооруженных силах. При этом должен быть, безусловно, сохранен светский характер нашего государства».

С четвертой четверти этого учебного года во всех четвертых классах страны вводится изучение курса «Основы мировых религий и светской этики» Каждому учащемуся предоставляется право выбрать один из шести модулей. В нашей гимназии родители учащихся 4-х классов выбрали следующие модули: основы православной культуры - 47 человек (62%), основы мусульманской культуры -12 человек (16%), основы светской этики -17 человек (22%). Подобный выбор в целом является отражением религиозного состава населения города. На мой взгляд, все это замечательно и уже является реализацией той «стратегии национальной политики, основанная на гражданском патриотизме», о необходимости разработки которой Вы, Владимир Владимирович, говорили в своей статье: «…Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconВ. В. Путину открытое письмо
России (оао «Лукойл», оaо «Газпром нефть», оaо «Сургутнефтегаз», ОАО анк «Башнефть» оaо «Татнефть») обратились к Вам с просьбой устранить...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconЦентр
...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconИ нформационное письмо
Факультет начального, дошкольного и специального образования Омского государственного педагогического университета приглашает педагогов,...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/2014)...
Пояснительная записка: открытое внеклассное занятие по краеведению для воспитанников 12-16 лет коррекционной школы-интерната

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/2014)...
...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconОткрытое письмо
Президента РФ в 2000-м, 2004-м, и в 2008-м годах избиратели доверили Вам «руль» Российского корабля в надежде общими усилиями с Вами...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса icon«Открытое правительство» Краткий обзор 05 мая 2012 г. Содержание Введение 5
Предложения Рабочей группы «Открытое правительство» по фундаментальным принципам и приоритетам деятельности Правительства РФ на 2013-2015...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconОткрытое письмо Ирины С. Алексеевой
«Люди и песни», в котором мне посчастливилось работать с мая 2004 до июля 2006. Начиная с номера 4 ( 12) за 2006 год этой колонки...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconТема: Правильное письмо письмо без ошибок
...

Открытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса iconОткрытое письмо на «закрытую тему». Обращение жителя улицы Леваневского...
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru