Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка




Скачать 256.99 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка
страница1/2
Дата публикации25.06.2015
Размер256.99 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Рабочая программа по литературе. 5 класс.

Пояснительная записка.
Данная программа по  литературе составлена для 5  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор

Т. Ф. Курдюмова. Программе соответствует учебник «Литература, 5 класс, в 2-х частях», автор Т. Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2007 

Курс литературы в 5 классе рассчитан на 70 часов (2 урока в неделю)

Цель программы: способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

В 5 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  изображаемому в произведении.

Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

В курсе литературы 5 класса  представлены все три рода: эпический, лирический и частично драматический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.

  Лирика представлена стихотворениями А. С. Пушкина,

М. Ю. Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков».

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.
Содержание программы по литературе. 5 класс.
Введение – 1 ч.
Уроки литературы. Труд писателя и труд читателя. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника как школа читательского мастерства.

Литература как искусство слова

Знания и умения читателя. Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения; риторическое обращение, риторический вопрос и др. Ученик как слушатель и как исполнитель - чтец художественного текста.
Мифы народов мира – 4 ч.
Миф как форма познания и эстетического освоения окружающего мира. Мифы разных времен и разных народов. Календарная поэзия и календарные праздники. Масленица. Народные обычаи, связанные с этим праздником. Мифы о сотворении мира. Египетский миф «Сотворение мира». Славянский миф «Рождение мира». Яркость поэтического изображения природы и Вселенной. Персонажи славянской мифологии. Древнегреческие мифы. «Золотые яблоки Гесперид».
Устное народное творчество (фольклор) – 11 ч.
Богатство отражения мира в произведениях фольклора. Жанровое разнообразие фольклорных произведений. Детский фольклор. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа. Эстетическое совершенство произведений русского фольклора.

Былины - русский народный эпос. Циклы былин. Герои и события былин. Патриотический пафос былин. Художественные особенности. Исполнители («сказывание» былин).

Былина « Святогор - богатырь». Рассказ о Святогоре-богатыре из «Первой русской книги для чтения» Л. Н. Толстого. (Запись былины П. Н. Рыбникова.) Необычайная сила и могущество Святогора. Святогор и Микула Селянинович. Причина поражения Святогора и превосходства Микулы. Особенности былинного стиха.

Былина «На заставе богатырской». Герои былины: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Их облик и поступки. Сила и отвага богатырей при защите земли Русской. События на заставе богатырской. Сказители былин. Прозаический пересказ былины. Былины и их герои в живописи и музыке.

Былина «Три поездки Ильи Муромца».

Русские народные сказки. Сказка как популярный жанр народного творчества. Рассказчики и слушатели сказок. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок.

Волшебная сказка «Марья Моревна». Волшебная сказка: волшебный сюжет, волшебные герои, особый язык. Марья Моревна - главная героиня сказки. Марья Моревна, Иван-царевич и Кощей Бессмертный. Столкновение и поединок Добра со Злом. Ошибка героя, преодоления препятствий и победа героев. Характер отражения реальной жизни в волшебной сказке. Народные идеалы в сюжете и образах сказки.

«Василиса Прекрасная».

«Царевна – лягушка»

Сказки народов мира. Богатство отражения жизни в сказках народов мира. Утверждение нравственных идеалов в лучших сказках разных народов. Смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретательность как главные достоинства героев сказок всех народов мира.

«Тысяча и одна ночь». «Путешествия Синдбада-морехода». «Тысяча и одна ночь» - сборник народных сказок. «Путешествия Синдбада-морехода» как одна из сказок о путешествиях. Синдбад и его приключения в стремлении познать тайны окружающего мира.

Малые жанры фольклора. Разнообразие малых жанров фольклора. Пословица, поговорка, загадка, анекдот, песня, частушка как наиболее популярные малые жанры фольклора. Детский фольклор. Использование малых форм фольклора в других его жанрах и в авторской литературе. Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Пословицы. Поговорки. Загадки. Песни. Частушки. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в живую речь и в текст художественного произведения. Отличие пословиц от поговорок по роли в речи и по завершенности.

Процесс постоянного обогащения речи малыми формами фольклора.

Русский народный театр. Народный театр в истории русской культуры. Кукольный театр русских ярмарок и гуляний. Герой кукольных пьес - озорник Петрушка. Синкретичсский характер представлений народного театра. Тесная связь народного театра с другими формами фольклора; насыщенность народных пьес малыми формами фольклора.

«Озорник Петрушка». Пьесы о Петрушке и их сюжеты. Петрушка как любимый герой массовых народных гуляний. Его остроумие, изобретательность, озорство и смелость. Поединки Петрушки с его врагами. Социальная острота этих столкновений. Стремительность развития действия и яркость диалогов. Насыщенность пьесы малыми жанрами фольклора.
Русская литература ХIХ века – 14 ч.
Русская классическая литература ХIХ века. Славные имена русских писателей ХIХ века. Популярность русской классики. Золотой век русской поэзии.

Иван Андреевич Крылов. «Свиньи под дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осел и Мужик». Расцвет русской басни в начале века. Великий баснописец Крылов. Басни: «Свинья под дубом». «Зеркало и Обезьяна». «Осел и Мужика.

«Свинья под дубом». Обличение воинствующего невежества. Невежа и невежда. Злободневность морали басни «Свинья под дубом». Герои басен. Мораль басен. Афоризмы из текста басен.

Александр Сергеевич Пушкин. «Няне». «Бесы». «Зимняя Дорога». «Зимний вечер». «Руслан и Людмила». Детство и юность поэта. Начало творческого пути. Стихи Пушкина. «Няне». «Весы». «Зимняя дорога». «Зимний вечер». Родная природа и мир народной фантазии в лирике поэта.

Поэма «Руслан и Людмила». Связь пролога к поэме с русскими народными сказками. Фантастические события сюжета. Руслан, его друзья, помощники, соперники и враги. Людмила - героиня поэмы. Волшебник Черномор и его злодейства. Поражение злых сил а поэме. Красота фантастических картин в поэме. Яркость красок сказочных описаний. Особенности стиха поэмы.

Михаил Юрьевич Лермонтов. «И вижу я себя ребенком...». «Парус». «Из Гёте». Детство поэта. Родное гнездо - Тарханы. Воспоминание о детстве в лирике поэта. Начало творчества. Стихотворения «Парус», «Из Гёте» («Горные вершины...»), в которых отражено отношение поэта к окружающему миру.

Николай Васильевич Гоголь. «Пропавшая грамота». Детство и юность Гоголя. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». Истории, близкие народным сказкам, поверьям, быличкам, как основа сюжетов популярных повестей Гоголя. Сюжет и герои повести «Пропавшая грамота». Фома Григорьевич и его рассказ о памятном событии. Нечистая сила в рассказе о пропавшей грамоте. Словари, которые Гоголь создавал для своих читателей. Язык повести.

Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Детство в Спасском-Лутовинове. История создания рассказа. Сюжет и герои рассказа. Контрастное изображение героев. Богатырский облик и нравственная чистота Герасима. Причины его самовольного возвращения в родную деревню. Роль пейзажа а сюжете рассказа. Ритм прозм Тургенева (описание пути Герасима в родную деревню).

Поэтический образ Родины. А. С. Пушкин. «Зимнее утро». М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! Люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»). Н. А. Некрасов. «Соловьи». И. С. Никитин. «Русь». Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». «Летний вечер». «Листья». А. А. Фет «Весенний дождь». «Летний вечер тих и ясен...». «Моя Ундина». Поэтические картины родной природы в лирике. Автор и его отношение к природе в строках стихов.
Героическое прошлое России – 3 ч.
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино». Патриотическая тема в стихотворении о войне 1812 года «Бородино». Композиция и герои произведения. Образ старого солдата. Рассказ-монолог старого солдата о знаменитой битве.

Лев Николаевич Толстой «Петя Ростов» (фрагменты из романа-эпопеи «Война и мир»). Детство Толстого. Роман-эпопея «Война и мир». Партизанская война на страницах романа-эпопеи и ее герои. Петя Ростов в партизанском отряде. Петя а разведке. Последний бой и героическая гибель Пети.

Михаил Афанасьевич Булгаков. («Петя Ростов») (фрагмент из инсценировки романа Л. Н. Толстого «Война и мир»). Петя Ростов в партизанском отряде. Эпизоды партизанской войны. Диалог в инсценировке.
Литература ХХ века – 1 ч.
Богатство литературы ХХ века. Авторы, произведения и герои нашего столетия. Неразрывная связь русской литературы ХIХ и ХХ веков. Сохранение традиций в литературе ХХ века. А. С. Пушкин в литературе ХХ века: И. А. Бунин, «26-е мая», А. А. Ахматова. «В Царском Селе», В. А. Рождественский. «Памятник юноше Пушкину», а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся). Любовь к Пушкину в стихах поэтов ХХ века,
Литературные сказки XIX – XX веков – 14 ч.
Сказка как постоянно живой и вечно новый жанр. Расцвет сказки в ХХ веке. Сказки писателей-ученых.

Константин Георгиевич Паустовский. «Рождение сказки». «Теплый хлеб». О творчестве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. Филька по прозвищу «да ну тебя!» - главный герой сказки. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. Роль мельника, бабушки, ребят из деревни, раненого коня, болтливой сороки в развитии сюжета. Активная роль природы в сказке Паустовского.

Х. К. Андерсен. «Снежная королева».

Андрей Платонович Платонов. «Волшебное кольцо».

Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому «потному» труду. Герои сказки Платонова - Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. Сохранение примет народной сказки и яркость собственной писательской стилистики автора.

Джанни Родари. «Сказки по телефону». Джанни Родари - любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» - отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. «Страна без углов», «Человек, который купил Стокгольм», «Вопросы наизнанку», «Старые пословицы», «Про мышь, которая ела кошек». Решение нравственных проблем. Современный подход к знакомым сюжетам. Активные герои и стремительные сюжеты. Их особенности. Лаконизм и афористичность повествования как характерная черта «Сказок по телефону».

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес», Владимир Владимирович Набоков. «Аня в Стране чудес». Алиса и Аня - героини сказок.

Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В. В. Набоковым. Любознательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступкам. Чудо и парадокс на страницах сказки ученого. Сказка ученого для детей и для взрослых.

Джон Роналд Руэл Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Толкни - один

из самых читаемых в мире авторов второй половины ХХ века. Новый жанр в литературах мира - фэнтези. Сказочная страна Хоббитания и ее обитатели в произведении писателя-ученого. Бильбо, Гэндальф и другие герои. Характер и взгляды главного героя как причина событий, Нравственные принципы, утверждаемые автором. Смысл двойного названия его. Многочисленные исследования о выдуманной стране Хоббитании. Связь произведения с фольклором.

Проза русских писателей XX века – 4 ч.
Иван Сергеевич Шмелев. «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» - Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле, двойное название рассказа и его причины.

Александр Иванович Куприн. «Мой полет». Куприн - один из самых Популярных писателей начала ХХ века, Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заикин, и Куприн. Сюжет и поступок героев.

Евгений Иванович Замятин. «Огненное «А». Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ «Огненное «А» о мечте подростков начала века (связь с Марсом). Герой Вовочка как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка.

Михаил Михайлович Зощенко. «Великие путешественники». «Золотые слова». Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе, Новый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Минька и Леля - герои цикла рассказов. Фантазия и находчивость юных путешественников.

Поэтический образ Родины – 1 ч.
А. А. Блок. «На лугу», «Ворона». С. А. Есенин. «Пороша», «Ночь», «Заметает пурга...», «Черемуха». М. М. Пришвин. «Времена года». Н. А. Заболоцкий. «Оттепель». Д. Б. Кедрин. «Скинуло кафтан зеленый лето...». Н. М. Рубцов. «Звезда полей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. Искренность и доброта, чувство привязанности к окружающему человека миру природы. Природа в лирике поэтов ХХ века.
Мир братьев наших меньших – 1 ч.
С. А. Есенин, В. В. Маяковский.
Героическое прошлое России – 1 ч.
А. И. Фатьянов. «Соловьи». А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом», А. А. Ахматова. «Мужество». Г. Гамзатов. «Журавли». Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.

Современная литература – 5 ч.
Виктор Петрович Астафьев. «Игра». «Васюткино озеро».

Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро». Васютка и его путешествие по осенней тайге. Путь от детского сочинения к рассказу писателя.

Туве Янссон. «Последний в мире дракон». Писательница и художник Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Мир нарисованных и описанных в книгах новых сказочных героев Туве Янссон. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг.

Путешествия и приключения – 10 ч.
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги - Робинзон. Характерные черты героя дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, стойкость, трудолюбие, оптимизм. Робинзон как нарицательное имя.

Рудольф Эрих Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. «Конь на крыше», «Волк, запряженный в сани», «Искры из глаза, «Удивительная охота» и др. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях».

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Марк Твен - мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Приключения подростков. Их смелость, авантюризм и неуемная фантазия. Бэкки Тэтчер.

Астрид Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Знакомые герои ее произведений: Карл- сон, который живет на крыше, Пеппи Длйнныйчулок, Эмиль из Ланнеберги и др. Три детективные повести о Калле Блюмквисте: «Калле Блюмквист играет», «Калле Блюмквист рискует» и «Калле Блюмквист и Расмус». Детективный сюжет повести. Калле и его друзья: Андерс и Ева-Лотта. Находчивость, энергия и изобретательность главного героя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести.

Сюжет и композиция художественного произведения.

Итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведениях. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения.

Новая жизнь старых героев. Николай Степанович Гумилев. «Орел Синдбада».

Образы знакомых сказок в стихах поэта ХХ века. Болеслав Лесьмян. «Новые приключения Синдбада-морехода. Синдбад ХХ века в сказке польского классика. Знакомый герой в новом произведении. Что принес новый век в облик героя и события его жизни. Почему новый рассказ о старом герое признали классическим произведением польской литературы.

Итоги. Чтение летом.

Марина Ивановна Цветаева. «Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей и организации летнего чтения.

Обзор книг для самостоятельного летнего чтения с включением произведений курса следующего класса.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана...
...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка
Приказом мо РФ от 05. 03. 2004 года, №1089), Примерной программы по литературе для основного общего образования, Обязательного минимума...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 класс под редакцией Г. С....

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 6...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Рабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru