Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка




Скачать 384.46 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка
страница1/2
Дата публикации25.02.2015
Размер384.46 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
Рабочая программа по литературе. 9 класс.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), Примерной программы по литературе для основного общего образования, Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов (базовый уровень) под редакцией

Т. Ф. Курдюмовой, (Москва «Просвещение» 2006 г). Рабочая программа ориентирована на использование учебника. Литература 9 класс. Т. Ф. Курдюмова. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007 г. Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту). Программа рассчитана на 103 часа в год, 3 часа в неделю.

Литература как учебный предмет имеет важное значение в формировании личности учащегося. Цель литературного образования в школе – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей, интеллектуальное и эмоциональное обогащение личности благодаря гуманистическому потенциалу литературы. Приобщение ученика к духовному богатству русской и мировой литературы позволяет влиять на ценностные ориентации личности, направлять реальное поведение человека. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественное произведение. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями, историко-культурными сведениями, с теоретико-литературными сведениями, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В современном обществе предмет «литература» занимает важное место, так как служит задаче развития личности, становления ее духовного мира, формирования нравственных качеств.

Содержание курса литературы определяется в программе следующими факторами: ориентацией на развитие творческих способностей учащихся, учетом социальных потребностей, времени, социального заказа и заказа родителей, общественной психологии современного поколения, соответствия школьного курса литературы возрастным интересам учащихся, образовательным стандартам, обязательному минимуму содержания образования по литературе.

Одна из обязательных составляющих литературного образования в 9 классе – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры. В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная, справочная литература.

Программа включает основные базовые умения и навыки, которыми должны овладеть все учащиеся.

Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечест­венной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; фор­мирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи уча­щихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;

формирование гуманистического мировоззрения учащихся;

развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы;

воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;

воспитание культуры речи учащихся;

развитие устной и письменной речи учащихся;

развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся;

формирование общеучебных умений и навыков, литературной компетентности учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Особенности организации учебного процесса.

Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше целями курса и его содержанием. Особое внимание уделяется работе с текстом, используется специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества. На формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности направлены такие виды работы, как составление плана, тезисов, конспектов, подготовка доклада, написание сочинений, анализ текстов.

Межпредметные связи.

Литература тесно связана с русским языком, музыкой, изобразительным искусством, историей. Единство данных дисциплин обеспечивает формирование коммуникативных умений и навыков, эстетического отношения к окружающему миру, обогащает культурно-исторические знания.

Предметное содержание учебного процесса: монопредметный

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный

Технологии обучения включают в себя технологию развивающего обучения, технологию, дифференцированного обучения, технологию игр, проблемного обучения, ИКТ-технологии.

Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы урока: вводные уроки, уроки изучения произведений, чтения и обсуждения, внеклассного чтения, развития речи, уроки-лекции, семинары, дискуссии.

Методы: ролевые игры, работа в малых группах, в парах, индивидуальная работа, рассказ, беседа, самостоятельная работа, работа с текстом и др.

Система контроля и учета знаний и умений учащихся.

Контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.

Виды контроля:

Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра.

Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.

Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа, контрольное сочинение.
Содержание программы по литературе. 9 класс.
Литература как искусство слова -1 ч.

Метод художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой.

Теория. Понятие о литературном процессе.

Литература эпохи Средневековья – 2ч.

Данте. «Божественная комедия» (фрагменты).

Композиция «Божественной комедии». Ад, Чистилище и Рай как варианты финала человеческой судьбы. Поэма как символ пути человека от заблуждения к истине. Тема страдания и очищения. Данте и Вергилий. Данте и Беатриче. Рождение названия поэмы (от «Комедии» к «Божественной комедии»). Поэтическая форма произведения.

Теория. Название произведения.

Древнерусская литература – 3ч.

Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития (с использованием повторения).

«Слово о полку Игореве». Высоко-поэтическое патриотическое произведение - первое произведение национальной классики. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова...». Образ русской земли и нравственно-поэтическая идея «Слова...». Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава. Князь Игорь. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством. Поэтические перёводы (В. А. Жуковский, К. д. Бальмонт, современные переводы). Роль памятника в судьбах русской культуры. Тема «Слова...» в лирике русских поэтов.

Теория. Стихотворный перевод.

Литература эпохи Возрождения – 3 ч.

У. Шекспир. «Гамлет». Слово о драматурге. Гамлет - герой трагедии. «Проклятые вопросы бытия» в трагедии. «Гамлет» как философская трагедия. Образ Гамлета в ряду «вечных образов».

Теория. «Вечный образ».

Литература XVIII века – 10 ч.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм и его особенности. Идея прославления величия и могущества Российского государства. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности. Сентиментализм как литературное направление. Особенности проявления классицизма и сентиментализма в русской литературе.

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны. 1747 года», «Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния» (фрагменты). Ломоносов - ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление родины, науки и просвещения в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.

Теория. Ода.

Г. Р. Державин. «Ода к Фелице», «Властителям и судиям», «Памятник». Державин - крупнейший поэт ХУIII века. «Ода к Фелице» (общая характеристика с разбором отдельных строф). «Властителям и судиям», «Памятник» и другие поэтические произведения. Сочетание в его произведениях классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного с обыденным. Гражданский пафос лирики.

Теория. Классицизм в классика. Силлабо-тоническое стихосложение.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии. Резкое противопоставление позиций Простаковых, Скотининых и Правдина, Стародума. Классицизм в драматическом произведении.

Теория. Классицизм в драматическом произведении.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву». Отражение в «Путешествии...» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествии...». Черты классицизма и сентиментализма в произведении. Жанр «Путешествия...».

Теория. Традиции жанра путешествия.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Лирика и проза Карамзина. «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Карамзин-историк.

Теория. Сентиментализм.

И. В. Гёте. «Фауст» (фрагменты). Трактовка народной легенды в трагедии «Фауст». Неразрывность связи добра и зла. Фауст и Мефистофель. Фауст и Маргарита. Жажда познания как свойство человеческого духа.

Теория. «Вечные образы» в литературе.

Литература ХIХ века – 49 ч.

Человек в его связи с национальной историей. Взаимодействие культур. Романтизм в русской литературе. Золотой век русской поэзии. В. А. Жуковский. К. Н. Батюшков, А. С. Пушкин, Н. М. Языков, А. В. Кольцов, Е. А. Баратынский. Совершенство поэтического мастерства поэтов золотого века. Проза и драматургия в эпоху золотого века поэзии. Комедия А. С. Грибоедова и проза

А. С. Пушкина.

Особенности взглядов представителей романтизма. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Формирование представления о национальной самобытности. А. С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Теория. Эпоха и литература. Романтизм в русской литературе.

В. А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». Романтизм. Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. Дружба с Пушкиным. Романтическая лирика поэта. Жуковский-переводчик.

Теория. Романтизм.

Дж. Г. Байрон. «Душа моя мрачна…», «Видение Вальтасара», «Стансы». Жизнь великого поэта - властителя дум поколения и его творчество. Романтический настрой и трагическое мировосприятие поэзии Байрона. Байрон и Пушкин. Байрон и Лермонтов.

Теория. Жанры романтической лирики.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Очерк жизни Грибоедова. История создания комедии. Смысл названия и проблема ума в комедии. Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. «Фамусовская» Москва. Герои и их судьбы. Чацкий и Фамусов. Чацкий и Молчалин. Чацкий и Софья. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. «Открытость» финала пьесы. Пьеса в восприятии критики

(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Сценическая жизнь комедии.

Теория. Внесценические персонажи пьесы.

А. С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», («Поэт», «Осень» (отрывок), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др. Творческий путь А.С. Пушкина (на основе ранее изученного). Годы ссылки. Болдинская осень 1830 года. Стихотворения Пушкина разных лет. Богатство тематики и совершенство формы. Любовная лирика Пушкина («Храни меня, мой талисман...», «Сожженное письмо» и др.). Любовь как источник творческого вдохновения. Красота любовного чувства лирического героя, преклонение перед любимой женщиной. Особые формы метафоризации в стихотворениях о любви. Философские размышления о жизни («К Чаадаеву» ,«Если жизнь тебя обманет...», «Элегия»). Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина. Искренняя привязанность поэта к друзьям лицейских лет. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Сущность творчества, тема поэта и поэзии («Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и др.). Поиски своего места в поэзии. Вдохновение поэта как особое состояние. Философско-эстетические раздумья поэта, вечность идей, отраженных в лирике. Роль архаичной лексики в создании философского настроя стихотворения.

Маленькие трагедии. «Моцарт и Сальери». Нравственная проблематика трагедии («Гений и злодейство - две вещи несовместные»). Талантливость и гениальность. Характеры и поступки героев и позиция автора.

«Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания. Особенности жанра и композиции романа в стихах. Единство лирического и эпического начал; нравствснно-философская проблематика произведения. Сюжет романа и темы лирических отступлений. Жизнь столицы и мир деревни. Автор и его герои. Образ Онегина и тема «лишнего человека» в русской литературе. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Картины родной природы. «Открытый» финал романа. Онегинская строфа. Реализм романа. А. С. Пушкин в русской критике (статьи

В. Г. Белинского и др.).

Теория. Реализм. Роман в стихах. Онегинская строфа.

М. Ю. Лермонтов. «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «Нет, я не Байрон, я другой...», «Монолог», «Дума», «Пленный рыцарь», «Нищий» и др. Краткая биография (на основе ранее изученного). Трагичность судьбы поэта. Светлые и грустные воспоминания детства (стихотворения «Ангел», «Ужасная судьба отца и сына...» и др.). Поиск своего места в поэзии («Поэт», «Нет, я не Байрон, я другой...» и др.). Любовные стихи Лермонтова («Нищий» и др.). Мотив трагедии поколения («Монолог», «Пленный рыцарь», «дума» и др.). Одиночество и мечты о счастье и взаимопонимании в творчестве поэта. Символика в стихах Лермонтова. Развитие в творчестве Лермонтова пушкинских традиций. Природа и человек в философской лирике Лермонтова.

«Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Особенности композиции романа, ее роль в раскрытии образа Печорина. Фабула и сюжет. Печорин среди других героев романа. Печорин в галерее «лишних людей». Роль повести «Максим Максимыч». Повесть «Тамань». Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начало в повести. Художественное совершенство языка повести. Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Теория. Фабула и сюжет. Социально-психологический роман.

Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». Краткий обзор творчества (на основе ранее изученного). Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел, жанр и композиция поэмы. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Роль и место Чичикова в системе образов поэмы. Помещики и чиновники в поэме и приемы создания их образов. «Живая Русь» в поэме и мотив дороги. Единство эпического и лирического начала в поэме, написанной прозой. Место «Повести о капитане Копейкине» в поэме. Сатира в поэме. Художественные приемы Гоголя (использование контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании и др.). Своеобразие гоголевского реализма.

«Шинель». Образ «маленького человека» в повести. Приемы создания образа героя. Город как носитель зла.

Теория. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.

И. С. Тургенев. «Первая любовь» (фрагменты). Краткая биография писателя. «Первая любовь» - любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести.

Теория. Стиль писателя.

Ф. И. Тютчев. «Как сладко дремлет сад темно- зеленый...», «День и ночь», «Эти бедные селенья», «Еще томлюсь тоской...», «Она сидела на полу...». Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте. Любовная лирика. Философские миниатюры.

А. А. Фет. «Чудная картина...», «Я вдаль иду...», «Нет, я не изменил...», «Я был опять в саду твоем...», «Деревня», «На заре ты ее не буди...» (по выбору). Необычность судьбы поэта. Лирика любви, природы, патриотическая тематика. Роль метафор и сравнений в поэтических текстах Фета.

Теория. Лирика. Тематика и жанры лирических произведений.

Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...» Представление Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

Теория. Трехсложные стихотворные размеры.

Л. Н. Толстой. «Юность». Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора.

Теория. Автобиографические произведения: роман, повесть, рассказ; циклы автобиографических произведений.

А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Тоска». Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы.

«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Трагизм судьбы героя рассказа «Тоска». Жестокость мира, окружающего героя. Тема «маленького человека» в рассказах Чехова. Особенности авторской позиции в рассказах.

Теория. Юмор и сатира в их соотношении.

Русская литература ХХ века – 21 ч.

Русская литература ХХ века: богатство поисков и направлений. Рождение новых жанров и стилей. Тема родины и ее судьбы.

И. А. Бунин. «Жизнь Арсеньева» (главы). Бунин - поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями ХIХ века. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» - автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.

Теория. Стилистическое мастерство.

М. Горький. «Мои университеты» (главы). Судьба писателя и его раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести - Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.

Теория. Публицистика.

А. А. Блок. «Россия», «Девушка пела в церковном хоре...» и др. Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.

С. А. Есенин. «Отговорила роща золотая...», «Я покинул родимый дом...» и др. Слово о Есенине и его судьбе. Тема родины в лирике поэта. Поэтизация

крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта. Народно-песенная основа стиха Есенина.

В. В. Маяковский. «Послушайте!», «Прозаседавшиеся» и др. Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.

А. А. Ахматова. «Песня последней встречи», «Сероглазый король» и др. Слово об Ахматовой. Тема родной земли: стихи и поэмы. Звучание темы родины и гражданского долга в лирике Ахматовой. Стихи о любви. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.

Теория. Особенности стиха в творчестве поэтов различных направлений первой половины ХХ века.

Т. Тукай. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!». Традиционная для поэзии Востока форма газели. Тукай как переводчик поэзии Пушкина, Лермонтова и других русских поэтов. Роль поэта в формировании татарского литературного языка, в развитии татарской литературы.

Теория. Газель.

М. А. Булгаков. «Мёртвые души» (комедия по поэме Н. В. Гоголя). «Собачье сердце». Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Герои и события повести. «Шариковщина» как социальное и моральное явление.

Теория. Пьеса и инсценировка. Связь эпох в литёратуре.

В. В. Набоков. «Гроза», «Рождество», «Сказка» (по выбору учителя и учащихся). «Гроза» как произведение о человеке и природе, о способности активно воспринимать окружающий его мир. «Рождество» - тон кость и четкость характеристики человеческих чувств. Связь с образами и традициями литературы разных народов («Сказка»).

Теория. Природа и человек в произведении искусства.

М. А. Шолохов. «Судьба человека». Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов - образ простого и стойкого русского человека, который прошел войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Гуманизм рассказа.

А. Т. Твардовский. «Василий Тёркин» (главы). Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой. Эволюция образа Василия Теркина в поэме: утраты и обретения («Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора («О себе»). Связь лирики Твардовского с фольклором.

Теория. Создание народного характера.

Русская литература 60-90-х годов ХХ века –12 ч.

Произведения различных видов, жанров, направлений писателей конца ХХ столетия. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя в как проблема творчества читателя.

В. П. Астафьев. «Царь-рыба» (главы). Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы произведения: ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.

В. Г. Распутин. «Деньги для М арии». Распутин - писатель-публицист, патриот российской земли. Повесть «Деньги для Марии», ее гуманистический смысл. Различные психологические типы персонажей повести. Противопоставление жизненных принципов персонажей (Наталья, Степанида, председатель колхоза, бухгалтер, директор школы и др.). Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.

А. В. Вампилов. «Старший сын». Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, художественные решения. Пьеса «Старший сын». Необычность ее содержания и сюжета. Гуманистический смысл пьесы. Особенности драматической интриги. Сложности человеческой судьбы. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.

А. И. Солженицын. «Матрёнин двор». Автобиографическая основа рассказа. Образ главной героини и тема «праведничества» в русской литературе.

В. М. Шукшин. «Верую!», «Алеша Бесконвойный», «Ванька Тепляшин» и др. Образы «чудиков» в рассказах Шукшина. Изображение народного характера

и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

Теория. Суровый гуманизм прозы второй половины ХХ века.

Лирика последних десятилетий ХХ века – 1 ч.

Стихотворения и Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Н. Рубцова, Я. Смелякова, Е. Евтушенко, Н. Глазкова, Б. Чичибабина (по выбору учителя и учащихся).

Итоги. Пути развития литературы в ХIХ-ХХ веках. Богатство тематики и жанровое многообразие. Утверждение реализма в русской литературе.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 5 класс. Пояснительная записка
Данная программа по литературе составлена для 5 класса с учетом общеобразовательной программы основного образования

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка настоящая рабочая программа по литературе разработана...
...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 класс под редакцией Г. С....

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Рабочая программа составлена на основе Программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 6...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе для 8 класса. Пояснительная записка...
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11...

Рабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru