Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика»




Скачать 71.68 Kb.
НазваниеДв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика»
Дата публикации20.10.2014
Размер71.68 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Культура > Документы
ППФ отд. «Физическая культура» ZBП-ПФК-3-1
Б1.ДВ.1.2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика»
ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий

Контрольными точками текущей аттестации являются написание рефератов, тематика которых позволяет проверить соответствия уровня подготовки по дисциплине требованиям ФГОС ВПО

контрольная работа.

В 3 семестре предусмотрена оценка уровня подготовки по дисциплине требованиям ФГОС ВПО в форме : зачётной контрольной работы.
Тематика контрольных работ:

Тема 1. Современная общая и педагогическая риторика

План темы:


  1. Риторика как наука и искусство эффективного речевого воздействия и взаимодействия.

  2. Связь риторики со стилистикой, культурой речи, этикой, психологией и другими дисциплинами.

  3. Краткие сведения из истории риторики. Понятие об обшей и частных риториках.

  4. Педагогическая риторика как частная риторика, предметом которой является оптимизация речевого общения педагога (учителя, преподавателя) и обучаемого (ученика, студента).

  5. Гармонизирующий диалог как ведущий принцип педагогического речевого общения.

Тема 2. Постулаты эффективного (бесконфликтного) речевого общения

План темы:

  1. Понятие эффективности общения как его результативности при сохранении баланса отношений между общающимися.

  2. Принципы общения как исходные теоретические положения, руководящие идеи, установки, определяющие выбор стратегий и тактик общения.

  3. Общие принципы эффективного общения: принцип кооперации (коммуникативного сотрудничества, гармонизирующего диалога), принцип этичности.

  4. Правила общения как сложившиеся в коммуникативной практике конкретные рекомендации по оптимальному речевому взаимодействию, реализующие общие и частные принципы аффективного общения. Правила для говорящего и правила для слушающего. Понятие о стратегиях и тактиках общения.

  5. Стратегия как целеполагание и предвидение (планирование) возможного хода речевых событий и их конечного результата, как линия речевого поведения, обусловливающая выбор определенных речевых тактик и средств. Стратегии конструктивные и деструктивные.

  6. Речевые тактики как речевые приемы, конкретные речевые ходы, определяемые избранной стратегией общения и позволяющие достичь поставленных целей в конкретной ситуации.


Тема 4. Этика и этикет в педагогическом общении

План темы:


  1. Основные принципы этики общения.

  2. Идеи педагогического общения в коммуникативном опыте народа (по материалам фольклора).

  3. Этика и этикет в педагогическом общении. Этикет в культуре внешности и поведения педагога.

  4. Общие требования этики и речевого этикета в типичных ситуациях педагогического общения: преподаватель - абитуриент, преподаватель - студент (учитель - ученик), преподаватель (учитель) - руководитель, преподаватель - преподаватель (учитель - учитель), учитель - родители ученика и др.

  5. Выбор оптимальных этикетных формул в речевых жанрах, типичных для педагогического общения (приветствие, привлечение внимания, предложение, совет, одобрение, порицание, "разговор по душам" и др.).


Тема 5. Барьеры педагогического общения и преодоление конфликтных

ситуаций

План темы:

  1. Барьеры общения как причины коммуникативных неудач.

  2. Коммуникативная неудача как полное или частичное непонимание высказывания партнером по коммуникации, как неосуществление коммуникативных намерений (целей) говорящего и ожиданий слушающего.

  3. Конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов общения, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами - лицами или группами. Соотношение понятий "противоречие" и "конфликт". Социальная роль конфликтов (конфликты с функциональными последствиями и конфликты с дисфункциональными последствиями).

  4. Причины возникновения конфликтов в педагогическом общении (конфликтогены). Виды конфликтов по объему (внутриличностные, межличностные, конфликты между личностью и группой, межгрупповые), по длительности протекания (кратковременные и затяжные), по степени влияния ("лихорадящие" и разрушительные), по источнику возникновения (объективно обусловленные и субъективно обусловленные).

  5. Типы конфликтных личностей.

  6. Этапы и способы разрешения межличностных конфликтов (признание наличия конфликта: договоренность о процедуре его обсуждения: создание атмосферы сотрудничества и лояльности: определение сути конфликта: оценка возможных вариантов решения проблемы: сосредоточенность на интересах, а не на позициях сторон и др.).


Тема 6. Отечественный риторический идеал

План темы:

  1. Понятие риторического (речевого) идеала. Обусловленность риторического идеала историко-культурными факторами.

  2. Истоки и особенности русского риторического идеала.

  3. Роль этических категорий любви, гармонии, красоты, миролюбия, правды в определении содержания педагогико-риторического идеала.

  4. Основные аспекты (компоненты) современного российского риторического идеала: логнко-аргументатнвный. этикоэстетнческий. коммуникативно-прагматический, нормативно-языковой, этнокультурологический.

  5. Соотношение понятий "риторический идеал" и "коммуникативные качества хорошей литературной речи".



Тема 7. Риторизация учебного процесса и высшей школе

План темы:

  1. Понятие риторизации учебно-воспитательного процесса.

  2. Риторизаиия как один из путей гуманизации и гуманитаризации образования.

  3. Риторизация и развивающее обучение.

  4. Риторизация как междисциплинарная интеграция знаний.

  5. Риторизация как построение учебного занятия на коммуникативной основе. Использование риторических технологий в совершенствовании педагогического мастерства.

  6. Методика жанрового предъявления информации (знаний) как способ и критерий ее творческого усвоения.

  7. Специфика процесса риторизации разных учебных дисциплин. Риторизация как инструмент оптимизации управления учебно-воспитательным процессом и деятельностью образовательного (учебного) учреждения в целом.

  8. Профессиональная риторика как компонент высшего педагогического образования.

Тема 8. Педагогические речевые жанры

План темы:

  1. Понятие о речевом жанре. Соотношение понятий речевой жанр и речевой акт.

  2. Понятие о педагогическом речевом жанре.

  3. Проблема типологии педагогических коммуникативных ситуаций в соотношении с педагогическими речевыми жанрами.

  4. Речевые педагогические жанры: лекция, семинар, практическое занятие, дидактическая игра, консультация, зачет, экзамен, коллоквиум и др. - и их методические модификации. Школьный урок как сложный педагогический жанр.

  5. Речевые жанры делового типа, характерные для школьного педагогического общения: педагогический совет, совещание при директоре, приказ, инструкция, методические рекомендации (методические указания), план и конспект урока, сценарий внеклассного мероприятия и др.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1.Основная литература

1. Михальская А.К. Педагогическая риторика: история и теория. – М.,

2009.

2. Мурашов А.А. Педагогическая риторика. М., 2008.

3. Риторика./ Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2009.

4. Педагогическая риторика в вопросах и ответах. Учебное пособие. / Под

ред. З.С. Смелковой и др. – М.: Прометей, 2011.

5. Ладыженская Н.В. Обучение успешному общению. Речевые жанры.

Книга для учителя. – М.: Ювента, Баласс, С-Инфо, 2010.

6.2. Дополнительная литература

  1. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. ‒ Ростов-на-Дону : Феникс, 1996.

  2. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. ‒ М. : Рольф; Айрис-пресс, 1997.

  3. Гольдин, В. Е. Речевая культура // Русский язык. Энциклопедия / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина. ‒ М. , 1998.

  4. Десяева, Н. Т. Речь учителя в контексте урока / Н. Т. Десяева. ‒ М.,1995.

  5. Михальская, А. К. Педагогическая риторика: история и теория / А. К. Михальская. - М. : Академия, 1998.

  6. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика / А. А. Мурашов. - М. : Академия, 2001.

  7. Педагогическое речеведение : словарь-справочник /сост. А. А. Князьков; под ред. Т. А. Ладыженской, А. К . Михальской. ‒ Изд. 2-е. ‒ М., 1998.

  8. Черняк, В. Д. Русский язык и культура речи / В. Д. Черняк [и др.]. ‒М. : Высшая школа, 2004.

Методические указания для студентов

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: подбор и конспектирование научно-методической литературы, выполнение контрольной работы и тестов, разработку докладов-презентаций и пр. Выбор форм и видов самостоятельной работы определяется индивидуально-личностным подходом к обучению совместно преподавателем и студентом.
Практическое задание

    • Доклад-презентация «Возникновение и развитие риторики. Исторический обзор»

    • Доклад-презентация «Виды и формы общения»

    • Доклад-презентация «Условия эффективного педагогического общения»

    • Доклад-презентация «Рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности»

    • Доклад-презентация «Основные жанры педагогического общения»

    • Доклад-презентация «Типы выразительности речи и формы их проявления»

    • Доклад-презентация «Специфика проявления выразительности в профессиональной учебно-научной речи»

    • Доклад-презентация «Подготовка речи. Отбор материала»

    • Доклад-презентация «Структура речи. Особенности и функции каждого этапа»

    • Доклад-презентация «Невербальные средства общения»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconПояснительная записка Курс по выбору «Решение расчетных задач по химии в повседневной жизни»
Курс по выбору для учащихся 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки с ориентацией на химико-биологический профиль

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс Курс по выбору 8 по теме: «Информационные технологии в образовании»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconРабочей учебной программы по дисциплине б б. 05 «Педагогическая риторика» 1
Ооп 050100 – «Педагогическое образование. Профиль «Технология предпринимательства»

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «педагогическая риторика»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconРиторика: обзор классической и современной проблематики
Риторика как наука изучает законы и правила ведения речью в разных видах и жанрах современной словесности, риторика как искусство...

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « д курс по выбору Автоматизированные...
«Д курс по выбору – Автоматизированные средства проектирования web-приложений.»

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconКурсы по выбору «антропология»
Протокол согласования рабочей программы дисциплины курс по выбору «антропология» с другими дисциплинами специальности 050715. 65...

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconПрограмма элективного курса по выбору «Практический курс речеведения»
Предоставленный курс помогает учителю преодолеть трудности в подготовке учащихся к сочинению-рассуждению к егэ в 9 классе

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconРиторика список литературы
Корникова Е. Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистической античной эпохи. Учебн пос. М., 1998

Дв 2 Курс по выбору – 1 «Педагогическая риторика» iconБаландина Л. А., Симонова Е. П. Риторика: Программа дисциплины по...
Т. М. Воителева, доктор пед наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета (мггу) им. М. А. Шолохова


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru