Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя




НазваниеОб основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя
Дата публикации27.09.2014
Размер98.8 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Культура > Документы
БРР

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя
Берикханова Айман – к.п.н., профессор КазНПУ имени Абая, Республика Казахстан

Махметова Балайна – к.п.н., профессор КазНПУ имени Абая, Республика Казахстан
Ведущим фактором экономического и социального прорыва в 21 веке является человеческий капитал, интеллектуальный потенциал человека – «сами люди, их воля, энергия, настойчивость, знания». В Европейском Союзе уже в течение нескольких десятилетий разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления человеческими ресурсами.

Как сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2013» (Human Development Report 2013), подготовленном Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), в пятерку самых благополучных стран по индексу человеческого развития вошли Норвегия, Германия, США, Австралия и Нидерланды [1].

Перспектива казахстанского общества связана с развитием интеллектуального потенциала нации. На решение данной задачи направлен национальный проект «Интеллектуальная нация – 2020», главная цель которого – превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом, воспитание казахстанцев новой формации, воспитание компетентных профессионалов.

Для реализации данного проекта была разработана Концепция развития интеллектуального потенциала нации в системе непрерывного образования Республики Казахстан, где отмечается что формировние интеллектуальной нации должно осознаваться как определенная стратегическая цель общества в целом, для достижения которой необходимы концептуальные подходы, принятые на всех уровнях непрерывного образования, с учетом особенностей субъектов образовательного пространства [2, С.22].

Успехи такого изменения общества находятся в прямой зависимости от молодежи, в частности, студенческой, являющейся инновационным потенциалом казахстанского общества, на которую возложена особая миссия создания специалистов новой генерации. В связи с этим возрастает роль высшей школы в создании обновленной образовательно-воспитательной среды, ориентированной на формирование специалиста новой формации. То есть, актуализируется проблема формирования личности студента с высоким уровнем духовности, национального самосознания, «креативно мыслящего, умеющего перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации», обладающего компетенциями, включающими готовность к инновационной успешной деятельности, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповеданий, патриота и гражданина.

Особую значимость в формировании личности студента – представителя интеллектуальной нации приобретает проблема духовно-нравственного, национального воспитания. Обращение к сфере самосознания личности обусловлено тем, что объективные процессы глобализации, развития Казахстана, имеющего высокую степень этнического многообразия, привели к изменению стандарта успешной социализации студенческой молодежи, правил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к поколению, изменению социализационных траекторий в системе ценностей, жизненных ориентиров современного студенчества.

Кроме того, имеет место кризис духовно-нравственной сферы, в значительной степени затронувший студенчество, которое призвано быть интеллектуальной, творчески развитой, прогрессивной частью молодежи, важным фактором преобразования казахстанского общества. Это находит выражение в аполитичности, апатии, пессимизме, неверии в возможность реализовать свои интересы, стремлении решать свои проблемы путями, отклоняющимися от нравственных и правовых норм.

По мнению исследователей «такая негативная тенденция наблюдается не в рамках одного города, региона, государства, а констатируется духовно-нравственный криис в глобальном масштабе, в массовом сознании разрушаются духовно-нравственные идеалы, стихийно распространяются деструктивные ценностные установки» [3, c.187]

Воспитание студенческой молодежи как социально активных членов общества, ответственных за развитие и сохранение духовных ценностей национальной культуры, обладающих высокой культурой межнационального общения, способных строить конструктивный диалог с представителями других культур актуализирует проблему формирования у нее национального самосознания, духовно-нравственных ценностей.

Формирование личности будущего специалиста как представителя интеллектуальной нации, с высоким уровнем духовности нацеливает на поиски новых подходов, возможностей учебно-воспитательного процесса вуза, университета как института успешной социализации в целом. Эта деятельность должна быть направлена на:

- осознание студентом себя частью интеллектуальной нации, креативно мыслящей, обладающей способностью рождать новые знания и инновации, ответственной за будущее страны;

- приобщение и освоение общечеловеческих, национальных ценностей, осознанное отношение к материальным и духовным ценностям нации, ее достижениям;

- осознание студентом значимости профессиональной компетентности как необходимого условия роста профессиональной карьеры;

- осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической, гражданской общности, понимание и реализация своих гражданских прав и обязанностей;

- отношение к своей национальности (ее истории, языку, религии, укладу), придание ей высокого статуса, проявления чувств гордости и уважения к своему народу, ответственности за судьбу нации, понимание и защита национальных интересов, сформированное чувство патриотизма;

- стремление к демократии, социальная активность, регулирующая поведение молодого человека в условиях межкультурного взаимодействия;

- осознанное интегрирование в поликультурную среду, сохранение толерантности по отношению к людям разных национальностей и вероисповеданий;

Все выше перечисленные компоненты, характеризуют личность как гражданина и патриота своей страны, представителя интеллектуальной нации.

Подготовка такого специалиста требует специального исследования по формированию интеллектуальной потенциала нации в условиях высшей школы. Несмотря на большой интерес к проблеме формирования интеллектуальной нации, комплексные разработки и результаты практической реализации каких либо концепций и программ в услових вуза кнастоящему времени не представлены.   Не достаточно изучены научно-теоретические основы формирования интеллектуального потенциала нации на различных этапах. Успешное формирование интеллектуальной нации невозможно без четкой научно обоснованной методики формирования данного феномена в условиях высшего профессионального образования.

Актуальность проблемы формирования интеллектуального потенциала будущего специалиста в условиях высшей школы несомненна, что также усиливается задачами модернизации казахстанской системы профессионального образования в современных реалиях. Эта проблема связана с разработкой методологических и методических основ формирования интеллектуального потенциала будущего специалиста в условиях высшей школы.

Обозначенная проблема является многоаспектной и широкомасштабной, так как выявляются такие векторы развития и формирования интеллектуального потенциала личности будущего специалиста как:

  1. Разработка научно-теоретических основ психологического обеспечения формирования творческой интеллектуальной личности;

  2. Изучение научно-теоретических основ использования международного и отечественного опыта в формировании интеллектуального потенциала будущего специалиста;

  3. Определение основных направлений реализации идеи национального воспитания как основы духовно-нравственного развития личности студента в условиях педагогического процесса вуза;

  4. Разработка методики формирования интеллектуальной личности на основе концепции саморазвития, самоактуализации, самопознания;

  5. Анализ проблем профессиональной одаренности будущего педагога как фактор формирования интеллектуальной элиты нации;

  6. Обоснование необходимости определения условий формирования критичного мышления как важного компонента современной интеллектуальной личности;

  7. Совершенствование личностной и профессиональной социализации в структуре формирования интеллектуального потенциала специалиста.

В основе исследования указанных проблем важным является по нашему мнению, также грамотный подбор используемых методов как опрос, контент-анализ, методы моделирования и конструирования, методы статистической обработки, теоретический анализ и сравнение различных научных концепций, подходов и положений, изучение государственных программ, нормативных документов, разработка собственных подходов в содержательном осмыслений ключевых понятий.

Значительно усилился интерес к осознанию важности формирования интеллектуальной нации, разработке широкого спектра вопросов, связанных с интеграционными процессами в системе национального образования.

В настоящее время в этой области научных знаний уже накоплен достаточно большой фонд как научно-аналитических работ, в которых отражен ряд самостоятельных точек зрения исследователей на сущность и способы решения этой многосторонней и сложной проблемы.

Научные изыскания авторского коллектива данного исследования направлены на внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс вуза с целью развития интеллектуальной личности будущих специалистов.

В целях реализации национального воспитания создан Республиканский координационный Совет по национальному воспитанию, отдельные авторы данного исследования являются членами этого Совета.

Успешно функционирующий в вузе Институт наставничества, является одним из действенных механизмов формирования интеллектуального потенциала личности будущего специалиста. С целью всемерного распространения и реализации идеи рзвития интеллектуального потенциала личности будущего специалиста впервые в Казахстане открыта кафедра «Национального воспитания и самопознания», которая способствует укреплению духовно-нравственного потенциала современной студенческой молодежи. По реализации идей национального воспитания студенческой молодежи коллективом кафедры «Национального воспитания» выпущен комплекс учебно-методических пособий, разработок и рекомендаций, а также с 2009 года функционирует научно-методический журнал «Педагогика и психология» и республиканский научно-популярный журнал «Национальное воспитание», свидетельство № 10674-Ж, зарегистрированый в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (ЮНЕСКО, г.Париж, Франция), международный номер ISSN 2079-9330, которые вносят большой вклад в формирование интеллектуального потенциала личности будущего специалиста.

Выпущены сборник научных трудов «Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы», учебные пособия: «Основы национального воспитания», «Основы формирования интеллектуального потенциала будущего специалиста».

Инновационность данного исследования связана с идеей модернизации системы управления образованием, которая существенно актуализировала проблему образовательной политики на национальном уровне. На первый план выдвигается необходимость определения приоритетных направлений развития образовательных пространств, которым необходимы государственная поддержка, привлечение средств заинтересованных социальных институтов. Децентрализация управления образованием, ее регионализация усиливает остроту этой проблемы. В данном исследовании изучается становление образовательного пространства вуза, где прежде всего, обозначаются вопросы поиска и нахождения оптимальных и эффективных путей в сфере высшего образования по формированию интеллектуальной личности будущих специалистов. В формировании интеллектуальной личности будущих специалистов ведущей идеей является ориентация на высшие ценности человеческого бытия в их национально-культурном выражении.

Потребность в устойчивости и стабильного роста системы высшего образования предполагает постоянное ее развитие и приспособление к меняющимся условиям современного мира, в возможности выдержать вызовы современного мира. В этой связи кризис охвативший большинство стран мира является сигналом к необходимости реформирования его содержания образовательной системы, ее форм и задач в международной интеграции высшего образования, в том числе определяющим звеном является исследование роли духовно-нравственного воспитания студентов в формировании интеллектуального потенциала личности будущих специалистов.

Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации основных положений данного исследования связан с созданием предпосылок для дальнейшего инновационного развития по формированию интеллектуальной нации Республики Казахстан.
Литература

  1. Human Development Report. 2013. http://gtmarket.ru/site/terms http://www.undp.org/content/undp/en/home.html;

  2. Концепция развития интеллектуального потенциала нации в системе непрерывного образования Республики Казахстан. – Алматы: КазНПУ имени Абая, 2012. – 36 с. С22. Авторы: Пралиев С.Ж.. Иманбаева С.Т., Хан Н.Н., Берикханова А.Е. и др.

  3. Формирование интеллектуального потенциала нации в условиях высшей школы: Сб. науч.трудов. – Алматы: Издательство «Улагат» КазНПУ им.Абая, 2012.-336 стр. С.187.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconТематический план учебного материала на четверть для параллели классов...
«производственной» деятельности, формированию профессионально значимых качеств и психических свойств личности будущего специалиста...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconОбразовательная программа по краеведению в 5 классе на 2011-2012 учебный год
Краеведческая деятельность во всех ее формах способствует развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального,...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconРешение задачи становления творческой личности во многом зависит...
Развитие любого государства немыслимо без развития творческого, нравственного и интеллектуального потенциала его граждан, роста их...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconРазработка системы уроков-практикумов в рамках дифференциальной технологии...
Темой нашего педагогического исследования является создание условий, способствующих развитию творческой личности путём активизации...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconДоклад заведующей мадоу детский сад №9 «Сказка»
Целью Учреждения является: реализация комплексного подхода к развитию ребенка; создание максимально благоприятных условий для охраны...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности комитета...
Положений о подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconСовременные методики формирования патриотизма и гражданственности...
Годня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентироваться в сложнейших и противоречивых вопросах современной...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconАнциферова Л. И. Условия деформации личности / Л. И. Анциферова // Новые исследования
Основание для проведения исследования: запрос адвоката Хруновой И. В. о проведении психологического исследования материалов уголовного...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconАнализ учебной работы мбоу кренёвская сош за 2011-2012 учебный год
Продолжить работу по развитию способностей каждого ребенка, формированию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески...

Об основных результатах исследования по развитию и формированию интеллектуального потенципла личности будущего учителя iconМоу средняя общеобразовательная школа р п. Пинеровка Как использовать...
Активное применение разнообразных цифровых образовательных ресурсов способствует активизации познавательной деятельности учащихся,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru