Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей




НазваниеОрганизация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей
страница1/8
Дата публикации18.08.2013
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
Организация внеурочной деятельности младших школьников

в условиях учреждения дополнительного образования детей

(из опыта работы Шатровского ДДЮ)
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые становятся базой для овладения ключевыми компетенциями. Их формирование может осуществляться в рамках как урочной, так и внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в материалах ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и имеет целью обеспечение индивидуальных потребностей развития обучающихся.

В контексте проектирования и реализации внеурочной деятельности младших школьников по-новому востребованной становится система дополнительного образования, так как «именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи» (Д.А.Медведев). В этой связи становится актуальным взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, их интеграция в реализации внеурочной деятельности младших школьников.

МКОУДОД «Дом детства и юношества» Шатровского района в рамках областного инновационного проекта «Сетевое взаимодействие методических служб УДОД как фактор развития дополнительного образования детей и молодежи Курганской области» с 2011 года реализует педагогический проект, целью которого является формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе универсальных учебных действий в процессе реализации комплексной дополнительной образовательной программы декоративно-прикладного направления во внеурочной деятельности.

В 2011-2012 учебном году в порядке разработки и реализации проекта проделана необходимая исследовательско-аналитическая, проектировочная, организационно-управленческая и практическая работа. Ее промежуточные итоги представлены педагогической общественности на семинаре 4 декабря 2012 года.

Результаты начальных этапов:

  1. Определены критерии и механизмы взаимодействия ДДЮ и начальной школы, согласованы режимные моменты организации образовательного процесса в рамках внеурочной деятельности.

  2. Разработаны модули программы дополнительного образования детей «Волшебный сундучок». В программе учтен социальный заказ на изучение и освоение наиболее популярных традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства.

  3. Выработаны единые научно-методические подходы к решению задач формирования универсальных учебных действий младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования детей в условиях ДДЮ (Приложение 1).

  4. Определены условия формирования учебных групп и учебной нагрузки педагогов, участвующих в проекте.

  5. Разработаны: алгоритм действий ДДЮ по организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в условиях внедрения ФГОС НОО (Приложение 10) и документы, регламентирующие совместную деятельность ДДЮ и Шатровской НОШ:

- договор о сотрудничестве (Приложение 2);

- план совместной работы (Приложение 3);

- годовой календарный учебный график;

- расписание занятий.

  1. Изданы локальные акты, регулирующие деятельность участников эксперимента в ДДЮ:

- Положение об инновационно-экспериментальной деятельности (Приложение 4);

- Приказ об организации инновационной деятельности (Приложение 5);

- Приказ о введении в действие комплексной модульной образовательной программы «Чудесный сундучок» (Приложение 6);

- Положение о мониторинге образовательной деятельности (Приложение 9);

- Приказ о проведении недели активного контроля (Приложение 7);

-Анкета для педагога «Подготовленность к формированию УУД у обучающихся Дома детства и юношества» (Приложение 8).

  1. Подготовлены методические рекомендации для педагогов, участвующих в проекте:

- Технологии формирования УУД;

- Показатели сформированности УУД;

- Оценка универсальных учебных действий обучающихся (Приложение 11);

-Требования к педагогу, осуществляющему личностно-ориентированное образование.

В стадии разработки находится УМК: планы-конспекты занятий (Приложение 1), методика оценки сформированности УУД, диагностический инструментарий, комплектуются диагностические материалы.

В конце 2011 – 2012 учебного года обобщены данные мониторинга формирования универсальных учебных действий у учащихся 1 классов. Результаты формирования личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД позитивные. Положительная динамика отмечена:

в формировании учебных мотивов;

в формировании интереса к новому;

в развитии правильных представлений о моральных нормах;

в развитии положительного отношения к ДДЮ.

На данном этапе работы участники проекта уверены, что решение задачи формирования универсальных учебных действий содержит потенциал развития у детей позитивных ценностных установок, личностных качеств и отношений. Работа по проекту продолжается.
Далее см. приложения №№ 1 – 11.


Приложения
Приложение 1.

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детства и юношества»


СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим советом МКОУ ДОД директор МКОУ ДОД

«Дом детства и юношества» «Дом детства и юношества»

Протокол №_____________ _____________ Л.Н.Чуварина

от «___»______________2011 г. «____»_____________2011 г.
ПРОГРАММА

дополнительного образования

«Чудесный сундучок»
(Комплексная, модульная программа формирования УУД в процессе

художественно-эстетического развития обучающихся)
срок реализации - 4 года

Авторы:

Коркина Клавдия Евстратьевна,

педагог – психолог,

Куделькина Надежда Леонидовна,

педагог дополнительного образования,

Неустроева Любовь Ивановна,

педагог дополнительного образования,

Щелудкова Галина Александровна,

педагог дополнительного образования,

Ядрышникова Надежда Михайловна,

педагог дополнительного образования


с. Шатрово 2011 г.

Паспорт программы


Наименование программы

«Чудесный сундучок»

Направление программы

Художественно-эстетическая

Область деятельности

Декоративно – прикладное искусство

Тип образовательной программы

Авторская программа дополнительного образования детей

Срок обучения

4 года

Возраст обучающихся

7-10 лет

Область реализации программы

Образовательная, комплексная, модульная программа формирования универсальных учебных действий

Уровни освоения

Поисково–диагностический, практический

Цель программы

Формирование УУД у обучающихся 7-10 лет посредством различных видов декоративно – прикладного искусства

Методы освоения содержания программы

Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Метод проблемного изложения в обучении
Частично-поисковый

Исследовательский

Форма организации деятельности обучающихся

коллективные и групповые формы работы;

индивидуально – групповые

С какого года реализуется

2011 г.



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка _______________________________________________________4


Актуальность программы _______________________________________________________4
Цели и задачи программы______________________________________________________ 6

Планируемые результаты _______________________________________________________7
Принципы ___________________________________________________________________10
Организационно – педагогические основы обучения________________________________11
Методы, формы обучения______________________________________________________12
Формы и виды контроля________________________________________________________13
Оценка предметных и универсальных учебных действий ___________________________14


  1. Список литературы__________________________________________________________19


Пояснительная записка
У всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания принято считать искусство. Внеурочная работа даёт детям реальную возможность познакомиться с искусством шире.

Декоративно–прикладное искусство - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно по своей сути направлено на формирование внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика.

Основной воспитательной задачей художественно-эстетического направления является создание условий для развития свободной активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним. Несомненно, те условия, в которых ребенок получает первые элементарные представления о красоте, аккуратности, чистоте, определяют успешность его эстетического воспитания, жизненного становления.

Актуальность программы.

Сегодня, как никогда, становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 определяет такую организацию внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться оценивать, действовать, чувствовать, принимать решения. К настоящему времени в практике обучения работа по развитию УУД, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется преимущественно стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов дополнительного образования, реализующих эффективные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития обучающегося как цели образовательного процесса, пытаются выполнить требование формирования универсальных учебных действий. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, их способности умело регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие, в дезадаптации, росте девиантного поведения. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

Согласно требованиям ФГОС НОО комплексная программа художественно-эстетического развития обучающихся «Чудесный сундучок» предназначена для выполнения Базисного учебного плана школы, в котором предусматривается до 10 часов на организацию занятий по направлениям внеурочной деятельности. Программа разработана на основе анализа общеобразовательных программ в области «технология» и «искусство», программ дополнительного образования детей.

Теоретическую базу программы составила концепция развития универсальных учебных действий, разработанная согласно системно-деятельному подходу (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов). В работах этих ученых исследованы основные психологические закономерности развивающего образования, условия и механизмы процесса усвоения знаний, общей структуры учебной деятельности учащихся и формирования у них картины мира. Личный опыт педагогов - мастеров является одним из важнейших источников составления программы.

Практическая значимость разработанной программы состоит в том, что в ней учтен социальный заказ социума на изучение и освоение наиболее популярных видов ремесел (техник и технологий традиционных и современных видов ДПИ).

Комплексная программа художественно-эстетического развития обучающихся «Чудесный сундучок» призвана формировать универсальные учебные действия – психологическую составляющую ключевых компетентностей на протяжении всего периода обучения.

Ценностным основанием выделения компетентностей является ориентация на создание максимально благоприятных условий для саморазвития, самоопределения обучающихся в дополнительном образовательном процессе. Формирование компетентностей осуществляется посредством овладения универсальными учебными действиями в процессе освоения четырех дополнительных образовательных программных модулей: «Волшебный мир оригами», «Сувенир», «Волшебный мир бисера», «Радуга творчества».

Содержание модулей предусматривает развитие у обучающихся художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта и духовности через мастерство. Предусматривается целый ряд заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, развитие фантазии. Модули ориентируют обучающихся 7 – 10 лет на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления изделий. Специфика изучаемых предметов направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основное отличие данной образовательной программы от аналогичных или смежных по профилю деятельности программ


  1. Создание модели формирования универсальных учебных действий.

  2. Создание условий для реализации модели формирования универсальных учебных действий: выбор УМК, использование современных технологий, вовлечение обучающихся в процесс овладения УУД.

  3. Разработка диагностических материалов по проблеме формирования УУД.

  4. Наличие оценочно – результативного блока, позволяющего оценить эффективность программы, уровень личностного развития ребенка, сформированности универсальных учебных действий.

Тип дополнительной образовательной программы: комплексная.

Основной способ разработки программы: Самостоятельная разработка программы формирования УУД в процессе художественно-эстетического развития обучающихся, согласованной с начальной школой и утвержденной на уровне образовательного учреждения.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconОрганизация основных направлений внеурочной деятельности младших школьников
В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconПрограмма внеурочной деятельности младших школьников (для детей 1...
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников по литературному...
Ьности по литературному краеведению в начальной школе. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что внеурочная...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconДоклад о деятельности Муниципального бюджетного образовательного...
Мы представляем вашему вниманию открытый отчет о деятельности нашего учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconТема: «Организация внеурочной деятельности в условиях введения фгос....
Особенности организации внеурочной деятельности в условиях введения фгос в начальной и основной школе. (докладчик зам дир по вр зайцева...

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconОрганизация исследовательской деятельности младших школьников
Психолого-педагогические основы и содержание исследовательской деятельности младших школьников…стр. 6

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconМетодические рекомендации по развитию дополнительного образования...
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconДейственное управление конкурентоспособностью учреждения дополнительного...
Публичный доклад о состоянии результатов деятельности Центра развития творчества детей и юношества «Советский»

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях учреждения дополнительного образования детей iconОтчёт муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей
Основной функцией мбоудод является организация дополнительного образования детей, посредством реализации государственных и иных утвержденных...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru