Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству»




НазваниеПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству»
страница1/7
Дата публикации29.01.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Отдел образования администрации Невельского городского округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино»

Невельского района Сахалинской области

Рекомендована Утверждаю

Методическим советом школы директор МБОУ СОШ с.Шебунино

от « 30 » августа 2012 г. А. В. Погорелов

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

2012-2013 учебный год

Основное общее образование

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом и на основе примерной программы среднего (полного) общего образования

По изобразительному искусству

Учитель: Карепанова Е.А.

С. Шебунино

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» основного общего образования и авторской программы Б.М.Неменского, М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008. Используются учебники: Горлева Е.А., Островская О.В. изобразительное искусство. 5 класс. 2008. М.: Просвещение. Неменская Л.Н. Изобразительное искусство. 6 класс.2008. М.: Просвещение. Питнрских А.С., Гуров Г.Е. под редакцией Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 7-8 кл. Такой УМК выбран потому, что его содержание соответствует стандартам основного общего образования по изобразительному искусству.

Рабочая программа построена так, чтобы дать обучающимся ямные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Принцип введения обучающихся в связи искусства с жизнью выражен в программе в темах, которые логически связаны между собой и развивают друг друга

Тематическая цельность программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты обучающихся с искусством, приобщать их к художественной культуре.

Преподавание изобразительного искусства в 2012-2013 учебном году осуществляется в соответствии со следующими нормативно – правовыми документами:

  1. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. с последующими изменениями.

  2. Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004г. №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.»

  3. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.032004г. №1089).

  4. Методические письма о преподавании учебных предметов в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

  5. Примерная программа основного общего образования( Письмо департамента государственной политики в образовании Минообрнауки РФ от 07.07.2005г.№ 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана).

  6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010г. №1897).

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной( итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего общего образования».

  8. Программа основного общего образования по изобразительному искуссству автора Б.М.Неменского

  9. Сборник нормативных документов. Изобразительное искусство. Сост. Э.Д.Днепров А.Г. Аркадьев.-М.: Дрофа, 2004 -174.с.

  10. Материалы 6 съезда Всероссийского педагогического собрания, 31.05.11. Выступление В.В.Путина

  11. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

  12. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год).

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит на предмет «Изобразительное искусство» 170 часов

Программа распределена по главам:

В 5 классе:

  1. Древние корни народного искусства – 8ч.

  2. Связь времен в народном искусстве – 7ч.

  3. Декоративное искусство в современном мире – 10 ч.

  4. Декор, человек, общество, время – 9ч.

В 6 классе:

1. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка – 8ч.

2. Мир наших вещей. Натюрморт – 7ч.

3. Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве – 11ч.

4. Человек и пространство в изобразительном искусстве – 8ч.

В 7 классе:

  1. Изображение фигуры человека и образ человека – 8ч.

  2. Поэзия повседневности – 6 ч.

  3. Великие темы жизни – 12ч.

  4. Реальность жизни и художественный образ – 8ч.

В 8 классе:

  1. Истоки архитектуры и монументальных видов искусства – 8ч.

  2. Синтез искусств в архитектуре – 7ч.

  3. Стиль в искусстве – это мироощущение времени – 10ч.

  4. Архитектура Руси – 9ч.

В 9 классе:

  1. Эволюция изобразительных искусств: от карандаша к компьютеру, от папируса до полиграфии – 8ч.

  2. Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства – 7ч.

  3. Эстафета изобразительных искусств (фотография – кино – телевидение) – 13ч.

  4. Художник – зритель – современность – 6ч.

Программа рассчитана на 5 лет обучения.

Цели и задачи

Изучение изобразительного искусства направленного на достижение следующих целей:

  • Развитие Художественно – творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического восприятия действительности;

  • Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно – прикладного искусства, архитектуры дизайна;

  • Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально – практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • Овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Главной задачей изобразительного искусства становится задача пробуждения фантазии ученика, увлечение его творчеством без навязывания собственных мнений и вкусов. Учащиеся должны увидеть силу художественных материалов и их возможностей. Формировать устойчивую потребность учащихся в контактах с искусством и в собственной художественно – творческой деятельности. Развивать умения работать в различных техниках и материалах, проявляя творческую активность и свободу при выборе средств изображения. Реализовать нравственно – духовный потенциал отечественного и культурного наследия как средства формирования и развития ценностей и идеалов личности – гражданина России, воспитания любви к отечеству, национального достоинства, интереса к культурно – историческим и национально – культурным традициям народов России.

Актуальность данной программы в том, что она построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта обучающихся, живых примеров из окружающей среды.

Формы обучения: игровая драматургия, создание сказочных ситуаций, умение организовать уроки – диспуты, уроки – путешествия, уроки – праздники. Наряду с индивидуальными занятиями для активизации творческой деятельности учащихся вводятся коллективные, групповые задания. Учитель должен стремиться создать атмосферу увлеченности и творческой активности на уроках изобразительного искусства.

Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, метод проектов, коммуникативный, эвристический.

Контроль знаний: самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа.

Требования к уроку подготовки выпускников основной школы.

Учащийся должен знать:

- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуре в мировом историко – культурном пространстве;

- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно – прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение), специфике их образного языка;

- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;

- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;

- о конструктивных искусствах как среде организации окружающей нас среды жизни;

- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно – прикладном искусстве, традиции и новаторство;

- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителей искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;

- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

- понимать художественно – образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятии и интерпретации образов художественных произведений;

- творчески относится к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.

Тематический план 5 кл.

№ п/п

Наименование разделов курса

Кол-во часов

1.

Древние корни народного искусства

8

2.

Связь времен в народном искусстве

7

3.

Декоративное искусство в современном мире

10

4.

Декор, человек, общество, время

9




ВСЕГО:

34


Основное содержание

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства – условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно – символический характер.

Дом – космос. Единство конструкции и декора а народном жилище. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе изб (небо, земля, подземно – водный мир). Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Внутренний мир русской избы. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет, и т.д.) жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметного быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробнее рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Народный праздничный костюм. Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Народные праздничные обряды (обобщение темы). Календарные неродные праздники – это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостного мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Связь времен в народном искусстве. Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде – городской и совершенно иной жизнью. Задача – дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.

Древнейшие образы в современных народных игрушках. Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм.

Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений Городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству 5 8 классы
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования....

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка статус документа
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка статус документа
Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по физике...
Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа по русской...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 -ого класса и реализуется на основе следующих документов

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка рабочая программа по изобразительному искусству...
«Изобразительное искусство» под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. С. Кузина, утвержденной Министерством образования...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconРабочая программа по изобразительному искусству создана на основе...
Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство и художественный...

Пояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы по «Изобразительному искусству» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. А также на...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru