Культурная психология личности




НазваниеКультурная психология личности
страница1/28
Дата публикации18.12.2013
Размер3.5 Mb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Культура > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28



СТАРОВОЙТЕНКО ЕЛЕНА БОРИСОВНА

КУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Москва - 2006



Работа выполнена при поддержке индивидуальных исследовательских грантов 2005 и 2006 г. г. Научного Фонда ГУ-ВШЭ (номера грантов 05 – 01 – 0030 и 06 – 01 – 0055)

АННОТАЦИЯ
Данная книга продолжает цикл работ автора, посвященных психологическим новациям. Она содержит обоснование перспектив культурной психологии личности как нового направления в изучении единства личности и культуры. На первый план выходит разработка культурно – психологических моделей личности, отражающих этапы становления европейского персонализма. Личность исследуется во множестве свойств, порожденных культурой, в культурном творчестве и культурно обусловленном самопознании. В духе стремления современной науки к интегративному знанию, предлагаются «интегралы» личности, определяющие ее в измерениях индивидуальности и типов. Работа основана на психологическом синтезе мифологических, философских, литературных и культурологических идей о личности.

Рекомендуется профессионалам, молодым ученым, аспирантам, студентам, специализирующимся в области психологии личности и гуманитарных наук.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: В НАПРАВЛЕНИИ К КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.

……………………………………………………………………………………………. 5 - 26

1. ДИНАМИКА КУЛЬТУРНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ

ЛИЧНОСТИ


1. 1 КУЛЬТУРОГЕНЕЗ ПОИСКА И РАСКРЫТИЯ ЛИЧНОСТИ…….......... 26 - 73
«Личное» античного мифа. «Личное» античного мыслителя. Личность – автор раннехристианской исповеди. Личность зрелого средневековья. Ренессансная личность. Фаустовская личность.

1. 2. МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ В ЕЕ СВЯЗИ С ЖИЗНЬЮ…………… ……..74 - 131
Модель отрицательной связи личности с жизнью. Модель развития личностью жизни. Модель сознательно – бессознательной жизни личности. Модель отношений личности к жизни:

1.3. КУЛЬТУРНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА: ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ТВОРЧЕСКАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ………………………………………. 131 -144
Тенденции подавления «личного». Модель выдающейся личности. Знаки исчезновения личности. Личность - субъект инноваций.

2. ИНТЕГРАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТИ

2. 1. ФОРМЫ СИНТЕЗА ИДЕЙ О ЛИЧНОСТИ……………………………….144 - 171
Модель «я» творцов культуры. Модель глубинных потенциалов человека. Модель культурного потенциала индивидуальной личности. «Тип» как личностный интеграл.

2.2. МЕТОД ТИПИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ……………………………………….171 - 219
Порядок типологического моделирования. Тип личности как социальное явление. Тип личности как культурное явление. Структурные основания типологий. Единство индивидуализации и типизации личности.



    1. ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕГРАЛЫ ЛИЧНОСТИ………………………..219 - 312


Модель гендерной типизации личности. Модель психофункциональной типизации личности. Модель акмеологический типизации личности.
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………….313 - 318



«Психология» – исконное слово как раз для


европейского способа творить человеческие

образы. Оно также подходит к портрету

Рембрандта, как и к музыке Тристана, к

стендалевскому Жюльену Сорелю, как и

дантовской Vita Nouva»

О. Шпенглер.

ВВЕДЕНИЕ: В НАПРАВЛЕНИИ К КУЛЬТУРНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ЛИЧНОСТИ

Психология личности, давно выделившись в самостоятельную науку, продолжает оставаться совокупностью канонических «теорий личности», в разнообразных вариантах представленных в учебных и академических текстах. Целостность этих текстов достигается за счет применения таких объединяющих принципов, как хронология создания теорий личности, научный авторитет и известность их авторов, соответствие духа теорий приоритетам в исследованиях человека, сравнительный анализ теорий, мода на те или иные идеи о личности в среде интеллектуальной элиты. Относительно мало изданий посвящено последовательному обоснованию отдельных «измерений» или парадигм современной психологии личности, к которым можно отнести природную социальную, феноменологическую, глубинную, жизненную, «субъектную». И особенно ощутим недостаток в разработке новых направлений психологии личности, основанных на творческом синтезе известных теорий и практик для решения актуальных задач поддержки индивидуального человека в конкретном социуме.

Полагаем, что на данном этапе становления психологии личности необходимо разрабатывать культурную парадигму, указывающую на область явлений, которые в исследованиях личности часто остаются вторичными или имплицитными. Ее развитие должно осуществляться с акцентом на мало изученные связи личность – культура и в единстве с другими парадигмами психологии личности, в частности, идеями «субъекта» и «жизни». Проблемное поле «личность - субъект – жизнь - культура», оказываясь на волне научного поиска неизвестных потенциалов человека и их синтеза, намечает перспективу множества психологических инноваций.

На наш взгляд, для рассмотрения психологии личности сквозь призму культуры сложились благоприятные эпистемологические предпосылки. Они состоят в распространенном понимании культуры как сферы порождения ценностей и смыслов; в самоопределении психологии как гуманитарной науки; в обновлении способов психологического мышления за счет помещения индивида в фокус онтопсихологического, психосоциального и психокультурного изучения; во взаимном проникновении разных типов знания о личности и в расширении информационного обмена персонологов, принадлежащих к различным культурам.

Кроме того, современная психология постепенно становится важнейшей частью единого культурного пространства, включающего философию, историю, социологию, культурологию, искусство. На проблеме личности концентрируется многоплановый поисковый опыт, сопоставляющий индивидуальные реалии с Бытием, Духом, обществом, Я и «другими». В контексте многих психологических исследований проводятся радиусы от реальной личности к универсальным величинам, придающим ей активность, подлинность и мощь. Психология личности все больше выступает местом притяжения и синтеза неизмеримого богатства культурных смыслов, призванных подчеркнуть значительность положения индивида в мире. Как комплексное знание, она обозначается термином «персонология».

Издавна определение человека в качестве личности указывало на его соотношение с обществом и коллективной жизнью индивидов. При растущем сближении наук о личности, социуме и культуре, бинарная оппозиция «личность – общество» станет более гибкой и позволит решить ряд актуальных междисциплинарных задач. Речь идет, во-первых, об установлении исторических мер и уровней самостоятельности индивида в данном обществе. Во – вторых, о выявлении способов личностного освоения и преобразования культурных форм социальной жизни. В – третьих, о дальнейшем изучении типов культур, которые характеризуются или выраженным поглощением личного социальным, или самоотчуждением личности в обществе, или экспансией личного в коллективное, или свободным принятием и соединением личности с другими людьми. В – четвертых, об исследовании личности в ее одновременной принадлежности многим культурам и многим культурным эпохам, как «атома» на только социальной, но и культурной жизни», в котором, по мысли М. М. Бахтина, отражаются неисчислимые пересечения культур.

Углубление современных психологических подходов к личности становится невозможным без понимания того, как развивалась идея личности в исторической динамике разных культур, прежде всего тех, которые наиболее тесно связаны с поиском индивидуального места и назначения человека в мире. Изучение связи психологии личности с теорией культурогенеза означает, с одной стороны, введение в историю и культурологию индивидуально - психологических содержаний, а с другой стороны, перспективу создания психологических моделей личности, релевантных различным эпохам той или иной культурной общности.

Интеграция психологии и наук о социокультурных процессах ведет к установлению новых концептуальных отношений «индивидуальности», «личности» и «субъекта». Например, несомненный психологический интерес представляет следующая дефиниция Л. М. Баткина: «Индивидуальность» утверждается через свободу самоформирования человека в обществе…. Взятая со стороны культурной, она состоит в смысловом общении человека с другими и с самим собой. То есть предстает в качестве «личности» (8; с. 47). Продолжая эту мысль, можно сказать, что «субъект» как активное «я» индивида выступает смысловой основой деятельности, взаимоотношений с другими, самоотношения и самоформирования человека в культурном социуме и интегрирует в жизни «личность» и «индивидуальность». При таком сведении базовых свойств человека, в любом психологическом исследовании личности можно гибко сочетать три момента. Первое, погружение в уникальный мир и жизнь индивида; второе, изучение его внешних и внутренних, пространственных и временных соотношений с личными мирами других людей, третье, раскрытие качественно – смыслового разнообразия и единства «я» и ответственное определение масштаба жизненного самовыражения и продуктивности индивида в социокультурной сфере. «Интеграл я - субъекта», выстроенный в координатах социума, культуры и жизни, хорошо проясняет значение термина «индивидуальная личность», пришедшего в психологию из философии и культурологии.

Традиционно применяемые в психологии глубинные, поведенческие, когнитивные, социальные критерии анализа, оценки и сравнительного изучения личности все чаще дополняются культурными критериями. Они позволяют раскрыть универсальные, уникальные и специфические для определенного этноса или социума отношения личности к ценностям культуры, охватывающие разнообразные направления ее жизни и представленные в ее внутреннем мире. Это приобретение знаний и эстетическое развитие, этическая сопричастность и религиозный поиск, профессиональная деятельность и самопознание.. В число культурных критериев входят реализация личностью бессознательных культурных «первоначал» - архетипов, активное освоение ею традиций и новаций культуры, многомерные культурные идентификации, осознание себя уникальным субъектом культуры и культуротворчества, развитие качеств и способов жизни, имеющих культурное происхождение. «Культура - по выражению Э. Мунье - это не какая-то часть жизни личности, а ее глобальная функция… Для человека, который сам себя сознает и развивает, все есть культура. Поскольку жизнь личности является свободой и превосхождением, то и цель культуры – глубинное преобразование субъекта, и чем более она апеллирует к его внутреннему миру, тем большие возможности открывает перед ним». (43; с. 535)

В системе психологических наук связь личности и культуры специально исследуется кросс - культурной психологией, культурной психологией, психологической антропологией. Как правило, «личность» выступает в них моделью усредненного носителя культуры, у которого изучаются общие культурно зависимые особенности мотивации, когнитивных стилей, смысловых образований, я - конструктов, функциональных установок, сопоставимые с аналогичными особенностями индивидов из других культур. При соотнесении «личностного» и «культурного» доминирует феномен культуры. Основное внимание уделяется объективной детерминации культурного становления сознания, проективных систем и поведения человека в ущерб субъектной, ценностно-смысловой детерминации. При изучении культурных влияний на личность подчеркивается роль традиций, ритуалов, норм, верований, духовных канонов, устоявшихся в конкретной культуре. Часто недооценивается роль индивидуального культуротворчества и индивидуального уровня самопознания культуры.

В числе наук, развивающих культурно – психологическую тему, наиболее персоналистичными являются культурная психология и психологическая антропология, становление которых произошло, благодаря трудам Вундта, Джеймса, Юнга, Нойманна, Деверо, Спиро, Триандиса, Хофстеде и др ( 30; 52; 68). Ряд выдвинутых ими общих идей о связях культуры и личности можно представить следующим образом.

- В зависимости от типов носителей культуры (индивид, группа, социум) существуют различные уровни культурного функционирования, культурной динамики и продуктивности. К одному из них относится личностный уровень функционирования культуры.

- Культуры существенно различаются своим отношением к личности: сравнительная ценность коллективного или индивидуального выступает в их определении на первый план. Соответственно различаются коллективистские и индивидуалистические культуры.

- Культуре принадлежит ведущая роль в развитии «внешней» и «внутренней» личности индивидов. В мире и жизни культура и личность взаимозависимы, составляют друг друга.

- Понять ту или иную культуру можно, лишь изучая ее личностную форму, то есть, индивидов, находящихся в процессах культурного научения, активного освоения культуры и культурной деятельности. Исследование личности позволяет сделать выводы о том, какими психологическими средствами воссоздается и субъектно преобразуется определенная культура.

- Важнейшей характеристикой культуры является специфика ее персонализации в формах индивидуальных значений, смыслов, переживаний, мотивов, деятельностей и поступков. Обобщенные способы персонализации порождают культурные типы, модели и идеалы личности, то есть, культурно специфическую или «модальную» личность.

- В соотношении с модальной личностью, относящейся к определенной эпохе культурного процесса, культура является источником развития – детерминирующим фактором - внутренней образующей, то есть, выступает системой культурных переменных личности.

- Взаимопроникновение культуры и личности изучается в основном качественными методами, включая идиографический, биографический, феноменологический, метод анализа уникальных случаев, метод изучения продуктов деятельности, метод глубинного интервью, метод психоанализа и т. д., хотя распространено применение и стандартизованных личностных методик.

Однако если в контексте культурной психологии и психологической антропологии сместить акценты с «культуры» на «личность», получит развитие взгляд, удерживающий тему культуры в границах психологии личности.

Рассмотренные предпосылки говорят об актуальности применения культурного подхода к личности как единичному субъекту культуры и индивидуальности. Речь идет об акцентах на культурные условия индивидуальной жизни, на индивидуальное преломление культуры в свойствах и душевно - практической активности личности, на субъективные вклады и влияния личности в мире культурных ценностей, а также на авторское развитие психологического знания о личности в конкретной культуре. Открывается путь к согласованному решению проблем «личность - в - культуре», «культура - в - личности», «личность – субъект культуры», «культура - о - личности», «культурное самопознание личности», то есть, новое научное направление - культурная психология личности.

Культурное измерение в познании личностных реалий предполагает ювелирно тонкое применение и синтез открытий, сделанных в психологии личности, философской антропологии, литературе, культурологии, социологии, филологии. Исследования в русле нового направления могут носить культурогенетический, персоногенетический, акмеологический характер, подчеркивать тип или индивидуальность личности в культуре, моделировать психические функции и способности как культурные производные, раскрывать условия духовной культурации и культурной активности личности, относиться к разряду методологических, теоретических или эмпирических. Высокий концептуальный уровень и прагматика культурной психологии личности зависят от присутствия в ее моделях эвристических установок известных психологических наук о культуре и психологических теорий личности.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Культурная психология личности iconМетодические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Психология...
Перечень и содержание основных тем по курсу «Психология развития личности. Технологии личностного развития» 1

Культурная психология личности iconПсихология личности Конспект лекций
Лекция № Споры о главенстве влияний среды и наследственности на развитие личности

Культурная психология личности iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Культурная психология личности iconДоклад Тестирование как метод определения типа. Уважаемые коллеги!...
В номере 4 журнала «Соционика, ментология и психология личности» только что вышла первая часть статьи, посвящённой нашему Многофакторному...

Культурная психология личности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Программа по гендерной психологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...

Культурная психология личности iconСписок литературы по психологии Абульханова-Славская К. А. Деятельность...
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.–335с

Культурная психология личности iconПрограмма дисциплины Английский язык для аспирантов для специальностей:...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Культурная психология личности iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...

Культурная психология личности iconСписок литературы абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980
Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с

Культурная психология личности iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
Программа по гендерологии и феминологии является междисциплинарным предметом и требует знаний по таким научным дисциплинами как биология,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru