Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество




Скачать 335.78 Kb.
НазваниеКонспект урока. Тема урока. Устное народное творчество
Дата публикации01.12.2013
Размер335.78 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Культура > Урок
.

Конспект урока.

1.Тема урока. Устное народное творчество .

2.Предмет. Литературное чтение.

3.Класс. 1.

4.Авторы разработок. Лазарева Галина Михайловна (учитель начальных классов)Пелемешко Людмила Анатольевна (учитель начальных классов).

5.Образовательное учреждение МОУ «Черняевская ООШ»

6. Тарский район, Омской области.

7. Обобщение материала «Устное народное творчество» «Народная мудрость» На уроке используются игровые формы работы, элементы критического мышления и здоровьесберегающей технологии. Используются эмоциональные, познавательные, социальные методы мотивации.

8.Тип урока - Комбинированный урок на основе игровой технологии.

9.Форма организации - Урок – игра

10. Представление о результатах.

Личностные результаты: Урок подготовлен для решения задач личностного развития учащихся. Используются гуманистические педагогические технологии. Реализуется стратегия сотрудничества, педагогическая помощь и поддержка учащихся. Сочетается умело фронтальная работа с индивидуальной работой. Поощряются индивидуальные творческие достижения детей .Общая атмосфера и образовательная среда урока способствует саморазвитию, самоопределению, самовыражению учащихся в ходе овладения знаниями, развитию их мышления, чувств и личного опыта. Обеспечивается продвижение в развитии и усвоении знаний. Урок отвечает принципам индивидуально – личностного подхода. Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. Используется смысловое чтение текстов различных жанров; извлекается информация в соответствии с целью чтения.

Метапредметные результаты: осуществляется информационный поиск для выполнения учебных задач, учатся самостоятельно выделять и формулировать учебные цели, учатся планировать, контролировать и оценивать учебные действия, способность регулировать собственную деятельность и управлять ею. Умение понимать причины успеха, осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Предметные результаты: формируются умения работать с информацией, с учебными моделями, умением выделять характерные особенности разных видов жанров, формируются умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок),

способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера, способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант)

Цель: Обобщение изученного материала по теме «Устное народное творчество».

Задачи: 1.Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала.

2. Активизация творческого потенциала учащихся. (Развитие выразительной речи, интонации; памяти, сообразительности, фантазии)

3. Способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.

4. Воспитывать уважение к народной мудрости.

Психолого - педагогические задачи:
1. Повышение уровня учебной мотивации.
2. Развитие творческого мышления.
3. Активизация высших психических функций (ВПФ).
4. Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания , чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.

Предметные области, затронутые на этом уроке: литература, музыка, театр.

Участвуют: ученики 1-го класса, учитель начальных классов, учитель музыки.

Организация деятельности: индивидуальная, групповая и парная работа учащихся, учитель, учитель музыки

Оборудование:

  1. Слайд – фильм «Устное народное творчество»

  2. Карта «Огороды Бабы – Яги» (подсолнечник, репей, одуванчик, крапива, ромашка)

3. Карточки для составления кластера: Колыбельные песенки, Потешки, Дразнилки, Скороговорки, Считалки, сказки докучные, Заклички, Загадки, Пословицы, Былины, Р.н.сказки, Устное народное творчество, Фольклор

Памятка «Улыбнись себе и другим»

  1. Кот ученый, Маша, Миша, птички из соленого теста, сдоба, чудесный туесок





п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.

Организационный момент.

.Психологически настроить на работу на уроке

Сконцентрировать внимание детей

Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю. что вы мне в этом поможете .Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева.
(Учитель каждому положил на парты памятки).
Теперь настроение у всех хорошее и мы можем

Приступить к работе.

к работе.

Дети улыбаются друг другу.
Читают памятки

. Памятка (на слайде и у каждого на парте)

Улыбнись себе и другим.

  1. Научись любить.

  2. Не заносись.

  3. Радуйся успеху.

  4. Береги своё здоровье.

  5. Не бойся ошибок, помни – в классе тебе всегда помогут.




Эмоциональны, доброжелательны друг к другу, жизнерадостны,

полны творческих сил.

Дети настроены на урок

К уроку готовы.


2.

Постановка учебной задачи.

Создание образовательной среды, способствующей максимальному усвоению пройденного материала Вывести вместе с детьми учебную задачу урока

.Развивать интерес к предмету.

Формировать навыки чтения.

1.На листах напечатаны разные жанры, они расположены на доске.

(докучные сказки, загадки, пословицы, заклички, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, былины, РНсказки, прибаутки, считалки)

Выходят все дети к доске.

Должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают.

Задания. 1. Для карточки «Знаю не знаю» (на слайдах)
«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось». («Курочка ряба») - сказка
2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи - пословица

3. Раз, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой. считалка

4. А баю, баю, баю,

Не ложися на краю

Придет серенький волчок,

Схватит Таню за бочок. колыбельная

5. Бабочка – липочка,

Сядь покури!

Я тебя не буду бить.

Буду сахаром кормить! закличка

6. Плакса – вакса,

Гуталин,

Проглотил

Горелый блин. дразнилка

7. Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами. загадка

8. От топота копыт пыль по полю летит. скороговорка

9. Ездил Илья по чистому полю, защищал Русь от врагов с молодых лет до старости. былина

10. Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Очень! прибаутка


Вводятся элементы критического мышления. Формируются навыки чтения полными словами.

Самоконтроль, взаимоконтроль,

использование

жизненного опыта.










2.Ребята, для чего мы выполняли данную работу?

Что мы выяснили?


3.Сегодня мы отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы попробуйте угадать сами.


Вывод.
- Да, это удивительная страна – народное творчество. - Вы знаете, что все жанры устного народного творчества можно назвать одним словом: фольклор. Будет ли это понятие лишним в нашей теме?

- Скажите, пожалуйста, что скрывается за понятиями, которые составили тему нашего урока?
-1. На какие две формы делится жанр УНТ?

-2. Какие произведения в устном народном творчестве относятся к малым формам? К крупным формам?

4) На доске: Составляем кластер
.

Думали, размышляли, давали правильные ответы.

Выясняли : « Что известно уже нам, а чего мы не знаем, но хотим узнать»

Знаем:докучные сказки, загадки, пословицы, заклички, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, прибаутки, считалки

Не знаем: былины, РНсказки

Выявление темы урока детьми:

Задание.

Поставить в правильном порядке.

Устное Фольклор Творчество Народное

Дети переставляют таблички.

Запись.

Устное народное творчество.


Фольклор – это устное народное творчество

Ответы детей.

1.Устное – от слова «уста – рот», «губы» то что произносится, но не пишется.

2.Народное – принадлежащее народу.

3. Творчество – создание чего – то нового.

Ответы.

Малые формы, крупные формы.

Ответы

Устное народное творчество

Фольклор




Малые Крупные

жанры

Колыбельные Былины

дразнилки Р.н.сказки

песенки

потешки

заклички

загадки

пословицы

скороговорки

считалки

сказки докучные



Ученики проявляют следующие субъектные свойства: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, давать оценку фактам, событиям, уважение к чужому мнению, стремление к взаимопониманию, согласию. Используется смысловое чтение текстов различных жанров; извлекается информация в соответствии с целью чтения.


3

Задачи урока

Учить анализировать, размышлять, делать простые выводы, применять полученные знания на в жизни .Помочь детям в определении темы и цели урока на основе изученных знаний учащихся,

Поддерживать стремление и желание детей к овладению новыми знаниями

Сегодня мы расскажем всё то, что знаем об устном народном творчестве, покажем наши творческие способности.

Сегодня вы играете на уроке главную роль, а я буду вашим помощником.

Будем внимательными, дружными, чуткими друг к другу и окружающим людям.



Слушают, осознают свою значимость на уроке, принимают учителя как помощника - консультанта

Дети старательны, внимательны, активны.

Значимы на уроке.

4.

.

5.

6.


Актуализация знаний.

Рефлексия по уроку.

Подведение итогов.


Расширять кругозор учащихся, учить слушать товарищей, развивать речь, память, мышление, формировать навык выразительного чтения. Учить осуществлять проверку учебной деятельности. Оказывать взаимопомощь. Воспитывать чувство радости общения друг с другом.

подвергать простейшему анализу ответ товарища

Узнать отношение детей к проведённому занятию, каков психологический климат в классе, какое настроение у учащихся


Выявить и проанализировать

результаты проделанной работы


1.Поиск информации из учебника «Литературное чтение» по предложенному плану по памяти.

План

- устное народное творчество

- главные помощники

-препятствие

-огород

-кто сопровождает

- волшебные предметы

(рисунок болота, Бабы – Яги, Миши и Маши, огорода и огородных растений)


2.Рассказ учителя.

Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество:

потешает, поет, развлекает, веселит, учит.

Устное народное творчество – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, не будем знать народных обычаев, пословиц, скороговорок, играть в народные игры, ценить свое прошлое.

    3. Сегодня мы постараемся наполнить вот этот чудесный туесок (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа, народной мудростью.

( карточки с заголовками и рисунками)

4.Практическая направленность

1.* БАЮШКИ – колыбельные песенки

(реквизиты: кукла, пеленка или платок)

- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?

Вывод учителя.

- Оказывается, устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – вы родились, и над вашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки.

Эти песни нужны для того, чтобы убаюкать, приласкать, успокоить ребенка. В колыбельных песенках часто упоминаются кот, который так приятно мурлычет, воркующие голуби – гули. Колыбельная песенка все время создает образ тишины и покоя.

- Какие колыбельные песенки знаете вы?

- Вам пели такие песни, когда вы были маленькими? Кто?
      Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова,

2.*ПОТЕШКИ Например, купают ребенка и приговаривают:

С гуся вода, с лебедя вода,

А с моего дитятки вся худоба.

- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?

Разыгрывание потешек.

- Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).

- Будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.

- Самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
- Подумайте, какие жесты можно добавить.

Во всех этих ситуациях что же нам помогло?

Вывод учителя.

От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными.

3. Дразнилки.

Подрастая, дети часто шутят друг с другом, дразнятся, но так, чтобы было не обидно, а смешно

тветы детей.

4.Асколько сКОРОГОВОРОК придумал русский народ.
4.Скороговорки.

Много существует скороговорок. Объясните смысл скороговорок.

- Кто из вас скороговорки
Повторить сумеет звонко?
- Давайте посоревнуемся, кто лучше произносит скороговорки. (Выбирается лучший чтец.)

5. Докучные сказки

Учитель:

Шел я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

Шел я как – то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост:

- Пусть ворона сохнет.

*Какой это жанр?

(Сказки докучные)

6.Заклички

.Любой народ чтит свои традиции, обычаи, обряды. Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к солнцу, земле, ветру, воде, т.е. они произносили ***ЗАКЛИЧКИ

Одной из традиций на Руси была встреча весны. Ведь весна – это надежда на хороший урожай, который принесёт достаток, благополучие; надежда на здоровье близких, счастье в доме. Зазывали весну закличками.

Давайте и мы хором позовем весну – добрую, солнечную, благополучную.

- Молодцы! А в подарок вам – символ весны: птица, несущая на своих крыльях «радость, огромную милость». По древнему обычаю весну встречали испечёнными из теста фигурками жаворонков.
( На подносе выставлены птицы из солёного теста.)
Но весне очень плохо без яркого солнышка.

Эти заклички произносились на улице, но мы на улицу выходить не будем, а только представим, что находимся на улице. Когда произносится закличка, нужно обязательно стоять на земле и руки протягивать к солнышку. А где у нас солнышко?

Произносить нужно с интонацией просьбы, ведь мы просим. Давайте произнесем эту закличку.


     - Молодцы! Здорово закликали, позвали весну! Солнышко порадовалось за вас и каждому подарило частичку себя, но с секретом.

7.Загадки

Задание.

Каждому ребенку даётся по солнышку, на котором записана загадка.

Загадку надо отгадать и найти отгадку на лучике солнышка.

8.Пословицы

Повеселились, но …. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?)

      Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.

-Как аукнется. так и …….откликнется.

-Увидел скворца - …..весна у крыльца.

-В марте и курица ….из лужицы напьется.

-Много воды …..- много травы.

-Щи да каша ….- пища наша.

-Написано пером, …..не вырубишь топором.

-Хочешь есть калачи, ….не лежи на печи.

Задание.
1)Получил ли удовольствие от урока?

2)Как себя похвалишь?

3)Хорошо ли ты работал?

4)Как похвалит тебя учитель?

5)Как он считает, как ты работал?

6)Какую оценку можно поставить учителю?
Мы постарались наполнить наш чудесный туесок.

- Чем же мы его заполняли?

- Как называются одним словом все эти произведения?

Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.

Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.


Во время нашей работы по учебнику «Литературное чтение» по теме «Устное народное творчество» помощниками были Миша и Маша. На нашем пути было самое большое препятствие – это огород Бабы – Яги. Посажены: репейник, ромашки, одуванчики, подсолнечник, крапива. Дети заполняют огород растениями) Ей все это надо для того, чтобы варить свое зелье, чтобы был трудный путь.

А главный помощник был :

Кот ученый – нас он сопровождал:

По лесам дремучим,

По рекам кипучим,

По сказкам интересным,

По дорогам заповедным.

- Он принес волшебные предметы: сапоги – скороходы и шапку невидимку.

Сапоги – скороходы – это сапоги, с помощью которых можно сделать 1шаг и оказаться в другом городе. Сделать 2шага и оказаться в другой стране. Они помогают преодолеть трудный путь.

Шапка – невидимка это головной убор, надев который, его владелец становится невидимым. Она поможет любознательным заглянуть во все потаенные уголочки волшебной страны. Разгадать все тайны.

Рассказывают, когда кто первый раз услышал колыбельную песенку и объясняют это понятие.

Дети говорят, что им пели мамы, бабушки.


Дети исполняют песенки с куклой в руках, баюкают ее.

Когда мамы пели нам колыбельные.


Ответы детей.

Чтобы были здоровыми и не болели.
4человека разыгрывают потешки, а пятый человек называет свою.

Дети распределяют роли .

На партах дан текст.

1. Ситуация.
1.У лисы боли,

У медведя боли,

А Петенькины боли

Уходите за горы

2.Ситуация.

Ах, ты, моя девочка,

Золотая белочка,

Сладкая конфеточка,

Сиреневая веточка.

Дети придумывают жесты.
Ответы детей
Дети вспоминают дразнилки.

(свои) и проигрывают их.

Пример.

Валя, Валя, простота,

Кислая капуста!

Съела мышку без хвоста

И сказала: «Вкусно

Ответы детей:

Скороговорка – это шутка, забава, игра

Люди играют в скороговорки. Скороговорки учат нас быстро и четко проговорить слова. Это помогает развивать нашу речь.
Дети рассказывают скороговорки.

Идёт соревнование между детьми на лучшее исполнение скороговорки.

Ответы детей.

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ: бесконечная, докучать – значит умолять, просить неотступно, шуточные, они придуманы для развлечен

Даётся время на подготовку для чтения по ролям.

А чтобы кому первому начать выступать, надо посчитать считалкой.

Считалки – посчитаться, узнать, кто первый будет начинать или водить.

Считалка.

Раз- два.- три,- четыре,- пять..

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

Убегает зайчик мой.


Дети читают по ролям.

- Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк – щелк.

- Дятел долбит ствол сосны: тук – тук.

- Белочка сидит на сосне и щелкает орешки: щелк – щелк, щелк – щелк.

- Дятел долбит ствол сосны: тук – тук, тук – тук.

- Белочка все щелкает : щелк – щелк, щелк – щелк, щелк – щелк.

- Дятел все долбит: тук – тук, тук – тук, тук – тук.

По ролям:

Медведь лезет по липе за медом: выше – выше.

А пчела жужжит и отгоняет: вж –ж, вж – ж.

Медведь лезет да лезет по липе за медом: выше –да выше.

А пчела жужжит и отгоняет: вж –ж, вж – ж.

Медведь лезет : выше –да выше, выше да выше.

А пчела жужжит, жужжит: вж –ж, вж – ж, вж –ж, вж –


Хоровое чтение.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С огромной милостью.


Дети произносят закличку.
Солнышко, покажись!

Красное, разожгись!

 В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй! (проигрывают)

Ответы детей.

В окошке.

Ответы детей:

ЗАГАДКИ значит думать, рассуждать, раскрывать что – то скрытое.
Чтение загадок и разгадывание.
1.Солнце греет все теплей,

Начинается капель.

Снег с полей бежит ручьями. (весна)

2.Золотое яблочко

По небу катается,

С утра улыбается,

А улыбка – лучи

Очень даже горячи. (солнышко)

3.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

И солнце ее припечет

Заплачет она и умрет. (сосулька)

4.На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…….(скворец)

5.Лежало одеяло

Мягкое, белое.

Солнце припекло –

Одеяло потекло. (снег)

пословица

      Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Заканчивают пословицы


Дети рисуют кружочки: КРАСНЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ. (Если подходят).




Дети дают ответ: докучные сказки, загадки, пословицы, заклички, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, былины, РНсказки, прибаутки, считалки
Устное народное творчество



Активность, заинтересованность, хорошие знания материала, самостоятельный поиск информации, развитие правильной выразительной речи, Дети умеют слушать друг друга.

Развиты

коммуникативные качества личности, умение классифицировать предметы.

Взаимопомощь . и взаимопроверка между детьми.

Воспринимать ученика – консультанта, как помощника учителя

Развитие и воспитание интереса к устному народному творчеству,

уважение к народной мудрости.

Идет развитие интереса к устному народному творчеству; к театрализованной деятельности.

Работают с большим желанием и вдохновением.

Формируются навыки чтения полными словами и навык выразительного чтения .

Воспитывается чувства радости от общения друг с другом. Происходит межпредметная связь с уроками музыки, трудового обучения.
Приобретение коммуникативных навыков. Воспитание эстетических чувств: доброты, внимания , чуткости друг к другу и окружающим людям, повышение уровня сплоченности в классе.
Дети с желанием преодолевают этапы, двигаясь к намеченной цели. Они активны

Дети участвуют в диалоге, отстаивают свою позицию, дают оценку фактам, событиям, умеют делать выбор при чтении прочитанного, умеют слушать учителя и товарищей, работая коллективно и в паре, знают и выполняют правила учебного труда. Все активны, старательны.




































































































































































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУрок-обобщение Форма урока Урок-путешествие Цель Обеспечить усвоение...
...

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconПлан-конспект урока сказка ложь, да в ней намек… Давыдова Анна Викторовна
Устное народное творчество. Сказка как вид народной прозы. Волшебные сказки. Урок №9

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУрок Кубановедения в 3 классе. Тема: Устное народное творчество
Оборудование: презентация по теме, разрезные карточки с пословицами и поговорками, карточки с загадками

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУрок устное народное творчество
А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Повести Белкина»

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconКлассный час для обучающихся 4 класса на тему «Здоровый сон»
«Устное народное творчество», на которой представлены колыбельные песни, сонники

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «устное народное творчество»

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество icon«Устное народное творчество Кубани»
Цели: изучение культурных традиций Кубани и ее этнографических особенностей, устного народного творчества. Знакомство с кубанской...

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУрок кубановедения по теме: «Устное народное творчество»
Главные задачи этого предмета перед собой я определила четко – расширение знаний детей о родном крае, активизация познавательного...

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУрок необычен. Это урок обобщения по теме «Устное народное творчество»
Рядом с русской печью девочки в русских костюмах сидят на лавке за рукоделием прядут, вышивают, поют русскую песню

Конспект урока. Тема урока. Устное народное творчество iconУстное народное творчество. Василий Осипович Каратаев верный хранитель эпической памяти народа
Описание урока «Василий Осипович Каратаев – верный хранитель эпической памяти народа»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru