I. доклады столяров В. И




НазваниеI. доклады столяров В. И
страница1/15
Дата публикации05.10.2013
Размер2.08 Mb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Культура > Доклад
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


Министерство образования и науки РФ
Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского
Координационный комитет спартианского движения
Спартианский гуманистический центр

Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма
СПАРТИАНСКАЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА:

содержание, опыт реализации, перспективы

Материалы

I Спартианского конгресса

(7 декабря 2012 г., г. Саратов)


Саратов 2012


УДК [796](075.8)

ББК 74.58я73+75я73
Спартианская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы: Сборник статей/Под общей редакцией д.ф.н., проф. В.И.Столярова. – Саратов:» Научная книга», 2012. – 124 с.

Данный сборник статей подготовлен в связи с проведением I Спартианского конгресса (7 декабря 2012 г., г. Саратов) и обсуждением на нем темы «Спартианская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы».

В сборнике представлены два доклада, которые включены в программу конгресса, и статьи.

Основная цель авторов докладов и статей – сформулировать и обосновать основные цели, задачи, формы, методы, роль и значение, перспективы спартианской гуманистической программы, а также поделиться опытом ее применения для решения комплекса важных социокультурных и педагогических задач системы оздоровления, воспитания, целостного развития личности и организации досуга различных групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями.

Материалы, представленные в сборнике, призваны помочь сделать более содержательным обсуждение темы конгресса и облегчить специалистам в области физической культуры и спорта, образования и воспитания, организации досуга решение сложных вопросов, связанных с применением спартианской гуманистической программы.


© Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского, 2012.
© Спартианский Гуманистический Центр, РГУФКСМиТ, 2012.

© ООО «Макси–Принт», 2012.

ISBN 978-5-9758-1445-6


СОДЕРЖАНИЕ
I. ДОКЛАДЫ

Столяров В.И.

«СПАРТ» – инновационная российская программа возрождения

гуманности, духовности, целостного развития личности……………………………5
Фирсин С.А., Абросимов А.В., Горбатов А.Н.

Спартианская программа как элемент комплексной системы

физического воспитания в досуговой деятельности детей и

молодежи Саратовской области …………………………………………….................23
II. СТАТЬИ

Афанасьева Н.А., Татаринова Ю.Г.

Спартианские идеи воспитательной системы «Преодолей себя!»

и проекта «Подари мне счастье»……………………………………………………….31
Беспалова Т.А., Царева Н.М.

Роль Спартианских игр в укреплении здоровья школьников………………………..36
Вишневский В.И.

Массовые спортивно-творческие соревнования в системе

олимпийского образования школьников………………………………………………38
Горбачева Е.Ю.

Опыт реализации спартианской программы в системе

профессионального самоопределения будущих педагогов ………………………...41
Егоркина Е.Э.

Опыт реализации спартианской программы в социально-педагогической

работе с детьми и родителями………………………………………………………….44
Железовская Г.И., Вишневская М.В.

Сущностные и содержательные характеристики педагогической

системы формирования гуманитарной культуры будущих инженеров ……………47
Мишагин В.Н., Васекин Ю.И., Короленко Б.И.

Спартианские игры как фактор интеллектуального, физического и

духовно-нравственного развития личности школьников…………………………….53
Крикунова М.А.,Герцог Л.В., Бубнов С.А.

Роль спартианского движения в воспитании гармоничной личности………………55
Логунова Г.А.

Проект использования спартианской программы для социальной

интеграции лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) ……….. …………58
Метель А.И.

Организационно-педагогические условия по совершенствованию

качества обучения и педагогического мастерства преподавателей

физической культуры лицея Белорусского Государственного

Университета…………………………………………………………………………….61
Можаров А.И., Пашин А.А.

Подвижные игры с межпредметной связью в системе

спартианского воспитания и образования……………………………………………..65
Пашин А.А.

Эффективность спартианской оздоровительной технологии.……………………….69

Пашин А.А., Можаров А.И.

Спартианский биатлон …………………………………………………………………73
Румянцев А.А.

Формирование многосторонне развитой и творческой личности

школьника на основе Спартианских игр и «Президентских состязаний»………….76
Самылкина Л.Н.

Проект «Красота действий и поступков дороже успеха»……………………………80
Столяров В.И.

Спартианская и олимпийская формы спортивно-гуманистической

культуры личности: общность и различие…………………………………………….84
Столяров В.И., Стопникова Е.В.

Необходимость и значение спартианских форм и методов

в системе олимпийского воспитания детей и молодежи …………………………….93
Фирсин С.А., Баринов С.Ю.

Реализация спартианской программы в системе воспитания и

организации досуга студенческой молодежи ………………………………………. 107
Фирсин С.А., Репникова Н.А.

Спартианские игры для школьников, родителей и учителей………………………..117
Шумакова Н.Ю.

Спартпедагогика и артпедагогика как программы гуманистического

воспитания детей и молодежи ……………………………………………...................121

I. ДОКЛАДЫ
«СПАРТ» –

ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА

ВОЗРОЖДЕНИЯ ГУМАННОСТИ, ДУХОВНОСТИ,

ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В.И. Столяров,

президент Координационного комитета

спартианского движения, д.ф.н. профессор,

Российский государственный университет

физической культуры, спорта, молодежи и туризма,

г. Москва
Уважаемые друзья и коллеги!

На 1-м Спартианском конгрессе, участниками которого мы являемся, планируется обсудить содержание спартианской гуманистической программы, обменяться опытом ее реализации и поделиться соображениями о перспективах данной программы.

Предваряя обсуждение всех этих вопросов, я хотел бы разъяснить основные положения спартианской программы.

В основе программы – новый гуманистический проект «СпАрт», разработанный автором в 1990 г. [9]. Основной замысел проекта заключался в том, чтобы «содействовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т.е. органическому синтезу спорта и искусства» [9, с. 13].

Придуманное автором название проекта «СПАРТ» («SpArt»), связано не с древнегреческой Спартой, а производно от английских слов: "Spirituality" – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство.

Главная цель спартианской программы

Глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество уже на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей. Все более ясно осознается, что если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общечеловеческие гуманистические ценности.

Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти ценности. Однако крепнет убеждение в том, что любое современное общество должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и нравственно.

Однако в процессе перехода России к новому типу экономических отношений гуманистические ценностные ориентиры во многом лишились своей привлекательности. На первый план вышли другие: жажда обогащения, культ денег и успех любой ценой – даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов. В результате этого значительную часть детей и молодежи охватил чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [см.: 5, 7, 23].

В последние десятилетия активно ведутся поиски национальной идеи, основанной на таких ценностях, которые могли бы содействовать развитию и процветанию нашей страны. Предложено много вариантов этой идеи. Должно быть очевидно, что она не может быть оторвана от тех традиций и ценностей, которые испокон веков свойственны российскому народу. На основе такого подхода можно сделать вывод о том, что искомая национальная идея должна быть ориентирована на построение общества, в основе которого лежат лучшие черты, издавна присущие россиянину.

Современной России в новых социокультурных условиях для достижения поставленных целей и преодоления трудностей, конечно, нужны огромные материальные ресурсы и решение экономических проблем. И все же в первую очередь необходимы здоровые, активные, творчески одаренные, разносторонне развитые люди, выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе.

Значит, приоритетной является задача формирования в обществе новой системы ценностей – таких идеалов, культурных образцов, эталонов, которые мотивируют на достижения, успех в жизни, в профессиональной карьере, но не любыми средствами, а на основе нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического совершенствования.

Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными методами навязывать детям и молодежи какие-то идеалы, культурные образцы, эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения, имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличия желания предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на основе самореализации, самосовершенствования.

На решение этой необычайно важной задачи и ориентирована спартианская программа. Главная цель программы – возрождение гуманности, духовности, целостного развития личности, т.е. приобщение детей и молодежи к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем формирование и развитие у них лучших черт, присущих россиянину, – образованности, доброты, великодушия, милосердия в сочетании с физической силой, здоровьем, двигательной культурой, талантливостью в различных видах творческой деятельности.

Основные задачи:

  • формирование и развитие ориентации детей и молодежи на самосовершенствование, самоактуализацию, гармоничное развитие, активное участие, проявление своих способностей в разнообразных формах творческой деятельности (научной, художественной, спортивной, экономической, технической, экологической и др.);

  • создание условий для того, чтобы они могли попробовать свои силы и способности в этих видах творческой деятельности с тем, чтобы определить свои «плюсы» и «минусы», выбрать ту сферу деятельности, которая им больше всего нравится и в которой они с наибольшей отдачей могут проявить свои способности, наметить соответствующую программу самосовершенствования;

  • выявление творчески одаренных детей и молодых людей, обладающих уникальными знаниями, физическими, двигательными или художественными, творческими способностями, содействие полному раскрытию и применению этих способностей в науке, искусстве, спорте и других видах деятельности;

  • приобщение их к здоровому образу жизни, физкультурно-спортивной деятельности, формирование и развитие мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической и спортивно-гуманистической культуры;

  • профилактика наркомании и других аспектов девиантного поведения учащихся;

  • содействие социальной адаптации и интеграции, преодолению социального отчуждения детей и подростков группы риска и социально-неуверенного поведения;

  • воспитание гражданского самосознания, патриотического чувства сопричастности судьбам России, гордости за нее, опираясь на примеры жизни и свершений выдающихся соотечественников, которые демонстрировали (демонстрируют) гармоничное развитие личности и высокие достижения в различных сферах творческой социально значимой деятельности;

  • формирование и развитие интереса к национальным видам спорта, народным играм и развлечениям, национальным и народным культурным традициям, видам искусства, а вместе с тем воспитание в духе мира, демократии, прав человека и толерантности (терпимости) к представителям различных наций, культур;

  • реализация интегративного подхода к организации физкультурно-спортивной деятельности;

  • организация увлекательного, творческого, активного досуга и общения.

Специфические цели и задачи, связанные с физкультурой и спортом.

Главная цель: гуманизация системы физкультурно–спортивной работы с детьми и молодежью, реализация интегративного подхода к ее организации, повышение ориентации на принципы личностно–ориентированного образования, гуманистические идеалы и ценности, включая идеал разностороннего и гармоничного развития личности [17].

Основные задачи:

  • повышение привлекательности занятий физкультурой и спортом с целью повышения физкультурно–спортивной активности детей и молодежи, формирования и развития мотивации к самостоятельным занятиям, направленным на освоение ценностей физической и спортивной культуры;

  • повышение оздоровительной направленности занятий физкультурой и спортом, формирование и развитие у детей и молодежи ориентации на здоровый образ жизни;

  • воспитание у детей и молодежи культуры спортивного соперничества, ориентированной на олимпийские принципы «Фэйр Плэй» («честной игры») и принципы спартианского поведения в соперничестве;

  • повышение у детей и молодежи спортивно–гуманистической образованности (в первую очередь знаний об олимпийском движении, спартианском движении и других спортивно–гуманистических движениях).

Но главная особенность спартианской программы не в постановке этой цели и связанных с ней социально-педагогических задач. Их ставят и пытаются решить многие исследователи. Главное, каким образом – с помощью каких форм и методов – пытаются решить эти задачи и насколько эффективным является предлагаемый способ их решения.

Спартианские формы и методы

Формы и методы решения задач спартианской программы определяются прежде всего тем, что это – социально-педагогическая программа. В соответствии с этим ее основной замысел состоит в том, чтобы создать такую педагогически организуемую развивающую среду, которая побуждает личность к гармоничному и разностороннему развитию при самом активном его участии в этом, а вместе с тем обеспечивает помощь со стороны специалистов. Предполагается, что в результате такого взаимодействия педагогически организованной среды и активности самого индивида формируется личность, для которой характерны спартианская культура и спартианский образ (стиль) жизни: ориентация на сохранение и укрепление здоровья; физическое, психическое и духовно-нравственное совершенствование; включенность в процесс постоянного самопреодоления, самоактуализации, разностороннего развития и проявления своих способностей; творческие достижения в различных сферах деятельности; культура соперничества и ярко выраженное стремление к сотрудничеству и т.п.

Для реализации такого замысла спартианская программа предусматривает комплекс социально-педагогических форм и методов. Важное место среди них занимают Спартианские игры.

Выбор игровой деятельности объясняется тем, что, как давно обосновано в философской и психолого-педагогической литературе, игра не только необычайно привлекательна для детей, подростков, молодежи, других лиц, но вместе с тем имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал, является эффективным средством социализации, приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям культуры. Напомним хотя бы известные слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Нидерландский историк и философ Й. Хёйзинга рассматривал игру как высшее проявление человеческой сущности и основу культуры.

Возможны, однако, различные формы игровой деятельности.

В настоящее время, например, широкое распространение получили ее пошлые, грубые, агрессивные формы, противоречащие критериям нравственности и эстетики. Спартианская программа, разумеется, предусматривает отказ от такого рода антигуманных форм игровой деятельности.

Все более популярными являются также соревновательные формы игровой деятельности, проводятся различные соревнования и конкурсы, в ходе которых выявляются победители и побежденные. Такой подход основан на признании важной позитивной роли соперничества в жизни людей. Оно действительно способно выполнять важные социокультурные функции: при определенных условиях позволяет сравнивать качества (способности) соперничающих сторон, оценивать их по определенным показателям и тем самым побуждает людей к активности, к формированию и развитию, совершенствованию своих способностей.

Но имеются и противники соревновательных форм игры. Полагают, что всякое соперничество, в том числе игровое (например, спортивное), оказывает негативное влияние на личность и социальные отношения: приводит к развитию негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в системе гуманистического воспитания.

Так, еще в 1706 г. Бернарде де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании» утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол: «Соперничество есть стимул своеобразного свойства. Не мы пользуемся им, а он нами… Оседлав нашу душу, соперничество наполняет нашу жизнь заботами, беспокойством и тщетными желаниями» [цит. по: 24, с. 42]. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости». А вот что по данному вопросу писал К.Д. Ушинский: «Ни от чего так не развиваются самые дурные стороны души человеческой – зависть, злорадство и, наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувства соревнования».

Негативное отношение к соревнованиям (в том числе спортивным) в системе воспитания детей высказывал и основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. Он считал, что «в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как и отличия и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе». По мнению П.Ф. Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения «ни в каком случае не могут являться в виде состязания» [4, с. 155, 180, 340]. П. де Кубертен, возродивший древнегреческую агонистику в форме современных Олимпийских игр, вместе с тем категорически возражал против включения в их программу детских соревнований. По его мнению, организация таких Игр противоречит воспитательным задачам олимпийского движения [3, с. 19]. Негативное отношение ко всяким соревнованиям, включая спортивные, лежит в основе широко используемых в настоящее время идей вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори.

В основе спартианской программы лежат следующие основные положения по данной дискуссионной проблеме.

1. В процессе социализации детей и молодежи целесообразно использовать и сотрудничество, и соперничество, т.е. их гармоничное сочетание. При этом важно не только (и даже не столько) научить участников соперничества побеждать (такой подход преобладает в настоящее время в теории и практике педагогической деятельности), но также (причем, в первую очередь) воспитать у них систему связанных с ним и гуманистически ориентированных ценностей, знаний, умений, интересов, потребностей, т.е. культуру игрового соперничества, Эта культура предусматривает не пассивное, а активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, выложиться «до конца» для победы, но сохраняя при этом ориентацию в первую очередь на высоконравственное поведение. Если в процессе воспитания детей и молодежи не ставится и не решается задача воспитания такой культуры, они оказываются предоставленными сами себе в их отношении к соперничеству, а потому чаще всего у них стихийно формируется поведение в соревновании, не соответствующее, а иногда и прямо противоречащее педагогическим принципам и требованиям гуманистической педагогики и психологии.

2. Важно учитывать возможность не только позитивного, но и негативного влияния игрового соперничества на личность и социальные отношения. Характер и степень такого влияния существенным образом зависит от того, как это соперничество организуется.

Способ организации игрового соперничества – это принципы подхода к формированию программы соревнования и способа его проведения, состава участников, системы выявления и поощрения победителей (выбор тех ценностей, норм и образцов поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характер этих поощрений и т.д.).

Программа соревнования может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности, система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной, состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т.д.

Тот или иной способ организации игрового соперничества определяет субъективную позицию его участников и педагогов: какие задачи они ставят в этом соперничестве, что для них является наиболее важным, значимым в соревновании, как, каким образом и для каких целей они используют его, и т.д., а тем самым характер и степень как позитивного, так и негативного влияния игровой деятельности на личность и социальные отношения [см.: 13, 18].

При проведении спортивных соревнований, художественных, научно-технических и других конкурсов обычно применяется такой способ игровой организации соперничества и сотрудничества (назовем его традиционным), для которого характерны следующие основные принципы.

  • Участники соревнования распределяются по группам (с учетом пола, возраста, уровня подготовленности и т. д.), и соревнования проводятся раздельно в этих группах (в частности, лица, имеющие ограниченные возможности – инвалиды, соревнуются отдельно от других).

  • В соревнованиях команд каждая из них, как правило, составляется из представителей одной страны, одного региона, города, учебного, трудового, спортивного коллектива.

  • Программа соревнований строится таким образом, что предполагает узкую специализацию участников в каком-то одном виде игровой деятельности (например, в беге, плавании и т. п.) или нескольких ее видах, но в основном требующих проявления «односторонних» (например, физических – в легкоатлетическом десятиборье или интеллектуальных – в шахматах) способностей. При таком подходе спортивное соревнование, например, изолируется от художественных, научных и других творческих конкурсов, хотя и может дополняться культурной программой (концертами и т. п.).

  • По итогам соревнования всем участникам присваивается определенное место, причем количество мест равно количеству участников. При определении мест участников учитываются только их результаты и соблюдение правил вида спорта; не принимаются во внимание нравственные аспекты поведения. На одно место не может быть поставлено несколько участников: ставится задача на основе одного основного или ряда дополнительных критериев сравнить их результаты и, учитывая разницу (даже минимальную) по каким-то показателям, обязательно выяснить, у кого результат лучше, а у кого – хуже.

  • Лица, занявшие первое место или несколько первых мест (как правило, три первых), всемерно восхваляются и поощряются (в том числе призами и наградами, имеющими большую материальную ценность), тогда как другим обычно достаются лишь упреки, насмешки и т. п.

  • Предусматривается ограниченный круг форм и методов организации сотрудничества участников соревнования: как правило, это лишь такие формы, как кооперация и взаимопомощь участников «своей» команды, а также общение с участниками других команд.

В соответствии с таким способом организации соперничества и сотрудничества на соревнованиях (например, спортивных), строится и вся подготовка к ним.

Традиционный способ позволяет успешно решать ряд социально-педагогических задач: вырабатывает у участников соревнования стремление к постоянному совершенствованию, формированию и развитию волевых и ряда других психических качеств, улучшению своих результатов, повышает зрелищность соревнований и т. д.

Основной его недостаток состоит в том, что он развивает у участников соревнования желание любой ценой – даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов – добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д. Кроме того он содействует одностороннему развитию участников, ограничивает проявление их творческих способностей, приводит к формированию таких негативных качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., затрудняет социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями, поскольку изолирует от лиц, не имеющих таких ограничений и т.д. При традиционном способе сотрудничество не играет существенной роли во взаимоотношении соперников по соревнованию.

Спартианская программа предусматривает иной способ организации игрового соперничества, который не противоречит, а содействует решению задач гуманистической социализации, позволяет максимально полно и эффективно реализовать гуманистический идеал целостного развития личности, а также предотвращает возможность негативного влияния соперничества на личность и социальные отношения.

Именно такой способ организации игрового соперничества в интеграции с сотрудничеством используется на Спартианских играх. В этом состоит главная особенность данных Игр, а не развлекательность и не набор комплекса различных соревнований и конкурсов, как нередко считают.

Для спартианского способа организации соперничества и сотрудничества в игровой деятельности характерны следующие основные принципы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. доклады столяров В. И iconДоклады следует направлять в Программный комитет доц. А. В. Толоку: e-mail
Все рисунки и схемы должны быть сгруппированы. Для сложных рисунков желательно прислать печатный вариант. Принимаются доклады двух...

I. доклады столяров В. И iconСистема документоснабжения библиотечных фондов
Столяров Ю. Н., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой документных ресурсов и документационного обеспечения управления...

I. доклады столяров В. И iconДоклады: Тематика докладов
Студенты в парах готовят короткие (не более 10 минут на пару) доклады в форме электронной презентации

I. доклады столяров В. И iconПрограмма конференции включает: пленарные доклады, секционные доклады
Межвузовская научно-практическая конференция выпускников бакалавриата 2013 года – стипендиатов

I. доклады столяров В. И iconИнститут Математики им. С. Л. Соболева со ран
Принятые доклады будут опубликованы. По итогам конференции избранные доклады предполагается опубликовать в специальном выпуске Lecture...

I. доклады столяров В. И iconМ. Е. Дорошенко, Г. М. Куманин, И. Е. Рудакова
Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (зав кафедрой канд экон наук Т. М. Степанян) и д-р...

I. доклады столяров В. И iconДоклады учащихся
Закончилась неделя, посвященная 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Прошли увлекательные...

I. доклады столяров В. И iconГермания и Россия: Актуальные вопросы экономики и политики: м-лы...
Водопьянова Е. В. Европейская наука в зеркале национальных культур. М., 2005. (Доклады ие ран, №151)

I. доклады столяров В. И iconРегламент пленарное заседание Доклады до 30 мин. Выступления до 10...
Мы рады приветствовать вас в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края!

I. доклады столяров В. И iconСтраница из Критическая рецензия на ежегодные Доклады Госдепартамента
Доклады «О положении с правами человека», «О положении беженцев», и «О свободе вероисповедания» в странах мира (дата последнего обновления...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru