Скачать 2.08 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского Координационный комитет спартианского движения Спартианский гуманистический центр Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма СПАРТИАНСКАЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА: содержание, опыт реализации, перспективы Материалы I Спартианского конгресса (7 декабря 2012 г., г. Саратов) Саратов 2012 УДК [796](075.8) ББК 74.58я73+75я73 Спартианская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы: Сборник статей/Под общей редакцией д.ф.н., проф. В.И.Столярова. – Саратов:» Научная книга», 2012. – 124 с. Данный сборник статей подготовлен в связи с проведением I Спартианского конгресса (7 декабря 2012 г., г. Саратов) и обсуждением на нем темы «Спартианская гуманистическая программа: содержание, опыт реализации и перспективы». В сборнике представлены два доклада, которые включены в программу конгресса, и статьи. Основная цель авторов докладов и статей – сформулировать и обосновать основные цели, задачи, формы, методы, роль и значение, перспективы спартианской гуманистической программы, а также поделиться опытом ее применения для решения комплекса важных социокультурных и педагогических задач системы оздоровления, воспитания, целостного развития личности и организации досуга различных групп населения, включая лиц с ограниченными возможностями. Материалы, представленные в сборнике, призваны помочь сделать более содержательным обсуждение темы конгресса и облегчить специалистам в области физической культуры и спорта, образования и воспитания, организации досуга решение сложных вопросов, связанных с применением спартианской гуманистической программы. © Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2012. © Спартианский Гуманистический Центр, РГУФКСМиТ, 2012. © ООО «Макси–Принт», 2012. ISBN 978-5-9758-1445-6 СОДЕРЖАНИЕ I. ДОКЛАДЫ Столяров В.И. «СПАРТ» – инновационная российская программа возрождения гуманности, духовности, целостного развития личности……………………………5 Фирсин С.А., Абросимов А.В., Горбатов А.Н. Спартианская программа как элемент комплексной системы физического воспитания в досуговой деятельности детей и молодежи Саратовской области …………………………………………….................23 II. СТАТЬИ Афанасьева Н.А., Татаринова Ю.Г. Спартианские идеи воспитательной системы «Преодолей себя!» и проекта «Подари мне счастье»……………………………………………………….31 Беспалова Т.А., Царева Н.М. Роль Спартианских игр в укреплении здоровья школьников………………………..36 Вишневский В.И. Массовые спортивно-творческие соревнования в системе олимпийского образования школьников………………………………………………38 Горбачева Е.Ю. Опыт реализации спартианской программы в системе профессионального самоопределения будущих педагогов ………………………...41 Егоркина Е.Э. Опыт реализации спартианской программы в социально-педагогической работе с детьми и родителями………………………………………………………….44 Железовская Г.И., Вишневская М.В. Сущностные и содержательные характеристики педагогической системы формирования гуманитарной культуры будущих инженеров ……………47 Мишагин В.Н., Васекин Ю.И., Короленко Б.И. Спартианские игры как фактор интеллектуального, физического и духовно-нравственного развития личности школьников…………………………….53 Крикунова М.А.,Герцог Л.В., Бубнов С.А. Роль спартианского движения в воспитании гармоничной личности………………55 Логунова Г.А. Проект использования спартианской программы для социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) ……….. …………58 Метель А.И. Организационно-педагогические условия по совершенствованию качества обучения и педагогического мастерства преподавателей физической культуры лицея Белорусского Государственного Университета…………………………………………………………………………….61 Можаров А.И., Пашин А.А. Подвижные игры с межпредметной связью в системе спартианского воспитания и образования……………………………………………..65 Пашин А.А. Эффективность спартианской оздоровительной технологии.……………………….69 Пашин А.А., Можаров А.И. Спартианский биатлон …………………………………………………………………73 Румянцев А.А. Формирование многосторонне развитой и творческой личности школьника на основе Спартианских игр и «Президентских состязаний»………….76 Самылкина Л.Н. Проект «Красота действий и поступков дороже успеха»……………………………80 Столяров В.И. Спартианская и олимпийская формы спортивно-гуманистической культуры личности: общность и различие…………………………………………….84 Столяров В.И., Стопникова Е.В. Необходимость и значение спартианских форм и методов в системе олимпийского воспитания детей и молодежи …………………………….93 Фирсин С.А., Баринов С.Ю. Реализация спартианской программы в системе воспитания и организации досуга студенческой молодежи ………………………………………. 107 Фирсин С.А., Репникова Н.А. Спартианские игры для школьников, родителей и учителей………………………..117 Шумакова Н.Ю. Спартпедагогика и артпедагогика как программы гуманистического воспитания детей и молодежи ……………………………………………...................121 I. ДОКЛАДЫ «СПАРТ» – ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЙСКАЯ ПРОГРАММА ВОЗРОЖДЕНИЯ ГУМАННОСТИ, ДУХОВНОСТИ, ЦЕЛОСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В.И. Столяров, президент Координационного комитета спартианского движения, д.ф.н. профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, г. Москва Уважаемые друзья и коллеги! На 1-м Спартианском конгрессе, участниками которого мы являемся, планируется обсудить содержание спартианской гуманистической программы, обменяться опытом ее реализации и поделиться соображениями о перспективах данной программы. Предваряя обсуждение всех этих вопросов, я хотел бы разъяснить основные положения спартианской программы. В основе программы – новый гуманистический проект «СпАрт», разработанный автором в 1990 г. [9]. Основной замысел проекта заключался в том, чтобы «содействовать полной реализации культурного потенциала спорта, преодолению разрыва между физическим и духовным развитием человека, приобщению спортсменов к миру искусства, деятелей искусства – к миру спорта, развитию форм художественной деятельности, направленной на гуманистическое осмысление спорта средствами искусства, т.е. органическому синтезу спорта и искусства» [9, с. 13]. Придуманное автором название проекта «СПАРТ» («SpArt»), связано не с древнегреческой Спартой, а производно от английских слов: "Spirituality" – духовность, «Sport» – спорт и «Art» – искусство. Главная цель спартианской программы Глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество уже на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей. Все более ясно осознается, что если человечество хочет выжить, оно должно в современной системе ценностных координат на первый план выдвинуть общечеловеческие гуманистические ценности. Конечно, социальная организация разных государств, поведение многих людей, групп, наций в весьма неодинаковой мере воплощают эти ценности. Однако крепнет убеждение в том, что любое современное общество должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет обеспечить более высокую степень динамизма и стабильности своего развития, более высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически и нравственно. Однако в процессе перехода России к новому типу экономических отношений гуманистические ценностные ориентиры во многом лишились своей привлекательности. На первый план вышли другие: жажда обогащения, культ денег и успех любой ценой – даже за счет здоровья, нарушения нравственных норм и принципов. В результате этого значительную часть детей и молодежи охватил чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [см.: 5, 7, 23]. В последние десятилетия активно ведутся поиски национальной идеи, основанной на таких ценностях, которые могли бы содействовать развитию и процветанию нашей страны. Предложено много вариантов этой идеи. Должно быть очевидно, что она не может быть оторвана от тех традиций и ценностей, которые испокон веков свойственны российскому народу. На основе такого подхода можно сделать вывод о том, что искомая национальная идея должна быть ориентирована на построение общества, в основе которого лежат лучшие черты, издавна присущие россиянину. Современной России в новых социокультурных условиях для достижения поставленных целей и преодоления трудностей, конечно, нужны огромные материальные ресурсы и решение экономических проблем. И все же в первую очередь необходимы здоровые, активные, творчески одаренные, разносторонне развитые люди, выдвигающие на передний план духовно-нравственные ценности в своем отношении к другим людям, к природе и к самим себе. Значит, приоритетной является задача формирования в обществе новой системы ценностей – таких идеалов, культурных образцов, эталонов, которые мотивируют на достижения, успех в жизни, в профессиональной карьере, но не любыми средствами, а на основе нравственного, культурного, научного, интеллектуального и физического совершенствования. Речь не идет о том, чтобы в принудительном порядке, насильственными методами навязывать детям и молодежи какие-то идеалы, культурные образцы, эталоны поведения. Имеется в виду создание условий, в которых они осознают привлекательность для себя социально значимых идеалов и форм поведения, имеют возможность «примерить» их на себя, оценить и при наличия желания предпринимать активные действия в плане дальнейшего приобщения к ним на основе самореализации, самосовершенствования. На решение этой необычайно важной задачи и ориентирована спартианская программа. Главная цель программы – возрождение гуманности, духовности, целостного развития личности, т.е. приобщение детей и молодежи к общечеловеческим ценностям, а вместе с тем формирование и развитие у них лучших черт, присущих россиянину, – образованности, доброты, великодушия, милосердия в сочетании с физической силой, здоровьем, двигательной культурой, талантливостью в различных видах творческой деятельности. Основные задачи:
Специфические цели и задачи, связанные с физкультурой и спортом. Главная цель: гуманизация системы физкультурно–спортивной работы с детьми и молодежью, реализация интегративного подхода к ее организации, повышение ориентации на принципы личностно–ориентированного образования, гуманистические идеалы и ценности, включая идеал разностороннего и гармоничного развития личности [17]. Основные задачи:
Но главная особенность спартианской программы не в постановке этой цели и связанных с ней социально-педагогических задач. Их ставят и пытаются решить многие исследователи. Главное, каким образом – с помощью каких форм и методов – пытаются решить эти задачи и насколько эффективным является предлагаемый способ их решения. Спартианские формы и методы Формы и методы решения задач спартианской программы определяются прежде всего тем, что это – социально-педагогическая программа. В соответствии с этим ее основной замысел состоит в том, чтобы создать такую педагогически организуемую развивающую среду, которая побуждает личность к гармоничному и разностороннему развитию при самом активном его участии в этом, а вместе с тем обеспечивает помощь со стороны специалистов. Предполагается, что в результате такого взаимодействия педагогически организованной среды и активности самого индивида формируется личность, для которой характерны спартианская культура и спартианский образ (стиль) жизни: ориентация на сохранение и укрепление здоровья; физическое, психическое и духовно-нравственное совершенствование; включенность в процесс постоянного самопреодоления, самоактуализации, разностороннего развития и проявления своих способностей; творческие достижения в различных сферах деятельности; культура соперничества и ярко выраженное стремление к сотрудничеству и т.п. Для реализации такого замысла спартианская программа предусматривает комплекс социально-педагогических форм и методов. Важное место среди них занимают Спартианские игры. Выбор игровой деятельности объясняется тем, что, как давно обосновано в философской и психолого-педагогической литературе, игра не только необычайно привлекательна для детей, подростков, молодежи, других лиц, но вместе с тем имеет огромный гуманистической социокультурный потенциал, является эффективным средством социализации, приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям культуры. Напомним хотя бы известные слова Платона: «Игра – занятие, наиболее достойное для человека» и Ф. Шиллера: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Нидерландский историк и философ Й. Хёйзинга рассматривал игру как высшее проявление человеческой сущности и основу культуры. Возможны, однако, различные формы игровой деятельности. В настоящее время, например, широкое распространение получили ее пошлые, грубые, агрессивные формы, противоречащие критериям нравственности и эстетики. Спартианская программа, разумеется, предусматривает отказ от такого рода антигуманных форм игровой деятельности. Все более популярными являются также соревновательные формы игровой деятельности, проводятся различные соревнования и конкурсы, в ходе которых выявляются победители и побежденные. Такой подход основан на признании важной позитивной роли соперничества в жизни людей. Оно действительно способно выполнять важные социокультурные функции: при определенных условиях позволяет сравнивать качества (способности) соперничающих сторон, оценивать их по определенным показателям и тем самым побуждает людей к активности, к формированию и развитию, совершенствованию своих способностей. Но имеются и противники соревновательных форм игры. Полагают, что всякое соперничество, в том числе игровое (например, спортивное), оказывает негативное влияние на личность и социальные отношения: приводит к развитию негативных качеств личности, таких, например, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., формирует порочное разделение людей на победителей и проигравших, тем самым наносит вред сотрудничеству, содействует разрушению социальных отношений, а потому не должно использоваться в системе гуманистического воспитания. Так, еще в 1706 г. Бернарде де Сен-Пьер в работе «Мысли о воспитании» утверждал, что соперничество является источником всякого рода зол: «Соперничество есть стимул своеобразного свойства. Не мы пользуемся им, а он нами… Оседлав нашу душу, соперничество наполняет нашу жизнь заботами, беспокойством и тщетными желаниями» [цит. по: 24, с. 42]. Л.Н. Толстой негативно относился к соперничеству, о чем свидетельствуют его слова: «Помните, что ничего нельзя делать прекрасного из соперничества, ничего благородного из гордости». А вот что по данному вопросу писал К.Д. Ушинский: «Ни от чего так не развиваются самые дурные стороны души человеческой – зависть, злорадство и, наконец, положительная злоба, как от неосторожного возбуждения чувства соревнования». Негативное отношение к соревнованиям (в том числе спортивным) в системе воспитания детей высказывал и основоположник научной системы физического воспитания в России П.Ф. Лесгафт. Он считал, что «в играх должно исключаться всякое состязание между занимающимися, точно так же, как и отличия и преследования, так как действительно образованные молодые люди должны побуждаться к деятельности не личной выгодой или боязнью преследования, а искренним желанием совершенствоваться и приближаться к идеалу человека, который выработали себе». По мнению П.Ф. Лесгафта, даже в борьбе физические упражнения «ни в каком случае не могут являться в виде состязания» [4, с. 155, 180, 340]. П. де Кубертен, возродивший древнегреческую агонистику в форме современных Олимпийских игр, вместе с тем категорически возражал против включения в их программу детских соревнований. По его мнению, организация таких Игр противоречит воспитательным задачам олимпийского движения [3, с. 19]. Негативное отношение ко всяким соревнованиям, включая спортивные, лежит в основе широко используемых в настоящее время идей вальдорфской педагогики и педагогических идей школы Монтессори. В основе спартианской программы лежат следующие основные положения по данной дискуссионной проблеме. 1. В процессе социализации детей и молодежи целесообразно использовать и сотрудничество, и соперничество, т.е. их гармоничное сочетание. При этом важно не только (и даже не столько) научить участников соперничества побеждать (такой подход преобладает в настоящее время в теории и практике педагогической деятельности), но также (причем, в первую очередь) воспитать у них систему связанных с ним и гуманистически ориентированных ценностей, знаний, умений, интересов, потребностей, т.е. культуру игрового соперничества, Эта культура предусматривает не пассивное, а активное участие в соревновании, стремление проявить мужество, волю, настойчивость, выложиться «до конца» для победы, но сохраняя при этом ориентацию в первую очередь на высоконравственное поведение. Если в процессе воспитания детей и молодежи не ставится и не решается задача воспитания такой культуры, они оказываются предоставленными сами себе в их отношении к соперничеству, а потому чаще всего у них стихийно формируется поведение в соревновании, не соответствующее, а иногда и прямо противоречащее педагогическим принципам и требованиям гуманистической педагогики и психологии. 2. Важно учитывать возможность не только позитивного, но и негативного влияния игрового соперничества на личность и социальные отношения. Характер и степень такого влияния существенным образом зависит от того, как это соперничество организуется. Способ организации игрового соперничества – это принципы подхода к формированию программы соревнования и способа его проведения, состава участников, системы выявления и поощрения победителей (выбор тех ценностей, норм и образцов поведения, которые поощряются в ходе соревнования, характер этих поощрений и т.д.). Программа соревнования может быть сориентирована, например, на узкую специализацию способностей участников или на их разносторонние способности, система поощрения победителей может быть только моральной или также и материальной, состав участников может быть ограничен только лицами определенного пола, возраста, подготовленности, а может не иметь таких ограничений и т.д. Тот или иной способ организации игрового соперничества определяет субъективную позицию его участников и педагогов: какие задачи они ставят в этом соперничестве, что для них является наиболее важным, значимым в соревновании, как, каким образом и для каких целей они используют его, и т.д., а тем самым характер и степень как позитивного, так и негативного влияния игровой деятельности на личность и социальные отношения [см.: 13, 18]. При проведении спортивных соревнований, художественных, научно-технических и других конкурсов обычно применяется такой способ игровой организации соперничества и сотрудничества (назовем его традиционным), для которого характерны следующие основные принципы.
В соответствии с таким способом организации соперничества и сотрудничества на соревнованиях (например, спортивных), строится и вся подготовка к ним. Традиционный способ позволяет успешно решать ряд социально-педагогических задач: вырабатывает у участников соревнования стремление к постоянному совершенствованию, формированию и развитию волевых и ряда других психических качеств, улучшению своих результатов, повышает зрелищность соревнований и т. д. Основной его недостаток состоит в том, что он развивает у участников соревнования желание любой ценой – даже за счет здоровья и нарушения нравственных принципов – добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д. Кроме того он содействует одностороннему развитию участников, ограничивает проявление их творческих способностей, приводит к формированию таких негативных качеств личности, как эгоизм, агрессивность, зависть и др., затрудняет социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями, поскольку изолирует от лиц, не имеющих таких ограничений и т.д. При традиционном способе сотрудничество не играет существенной роли во взаимоотношении соперников по соревнованию. Спартианская программа предусматривает иной способ организации игрового соперничества, который не противоречит, а содействует решению задач гуманистической социализации, позволяет максимально полно и эффективно реализовать гуманистический идеал целостного развития личности, а также предотвращает возможность негативного влияния соперничества на личность и социальные отношения. Именно такой способ организации игрового соперничества в интеграции с сотрудничеством используется на Спартианских играх. В этом состоит главная особенность данных Игр, а не развлекательность и не набор комплекса различных соревнований и конкурсов, как нередко считают. Для спартианского способа организации соперничества и сотрудничества в игровой деятельности характерны следующие основные принципы. |
![]() | Все рисунки и схемы должны быть сгруппированы. Для сложных рисунков желательно прислать печатный вариант. Принимаются доклады двух... | ![]() | Столяров Ю. Н., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой документных ресурсов и документационного обеспечения управления... |
![]() | Студенты в парах готовят короткие (не более 10 минут на пару) доклады в форме электронной презентации | ![]() | Межвузовская научно-практическая конференция выпускников бакалавриата 2013 года – стипендиатов |
![]() | Принятые доклады будут опубликованы. По итогам конференции избранные доклады предполагается опубликовать в специальном выпуске Lecture... | ![]() | Российского государственного открытого технического университета путей сообщения (зав кафедрой канд экон наук Т. М. Степанян) и д-р... |
![]() | Закончилась неделя, посвященная 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта Валентины Владимировны Терешковой. Прошли увлекательные... | ![]() | Водопьянова Е. В. Европейская наука в зеркале национальных культур. М., 2005. (Доклады ие ран, №151) |
![]() | Мы рады приветствовать вас в Государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края! | ![]() | Доклады «О положении с правами человека», «О положении беженцев», и «О свободе вероисповедания» в странах мира (дата последнего обновления... |