Современный школьный урок музыки




Скачать 51.93 Kb.
НазваниеСовременный школьный урок музыки
Дата публикации24.09.2013
Размер51.93 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Культура > Урок
Современный школьный урок музыки

Урок – это зеркало обшей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.

В.А. Сухомлинский

В общепринятом понимании современный урок музыки – это урок, созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе, быть преобразователем себя и окружающей действительности.

Существует три постулата, лежащие в основе современного урока:

1.Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности детей и учителя.

2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.

3. Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства.

Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовать и пополнять его.

Изменения, происходящие в ребенке, проявляются во всех компонентах его музыкальной культуры: его музыкальном опыте, музыкальной грамотности, музыкальном творчестве. Формирование каждого из компонентов музыкальной культуры ребенка является предметом педагогической деятельности учителя музыки.

Конструкцию конкретного школьного урока можно представить тремя его составляющими:

- организационной, которая состоит из внешних элементов: структура,

тип, вид урока;

- содержательной, комплекс информационного материала, на котором

строится урок: музыкальные произведения, литературные источники,

живописные полотна, нотные тексты;

- методической, содержит цель, задачи, методы, приемы.

Основные компоненты современного урока:

1. Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность обучающихся к уроку, порядок и дисциплина.

2. Целевой – постановка целей учения перед обучающимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

3. Мотивационный – определение значимости изучаемого материала, как в данной теме, так и во всем курсе.

4. Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

5. Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы.

6. Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса.

7. Контрольно- оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

8. Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности обучающихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

« Если в раннем детстве – писал В. А. Сухомлинский – донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство».

Тема: « Образы Востока в русской музыке».

Цель: проанализировать своеобразие музыкального языка. Выявить интонационно-ритмические особенности русской и восточной музыки. закрепить представления о поэтизации Востока русскими композиторами

Задачи:

1. Закрепить и расширить ранее полученные знания об особенностях музыкального языка народов России;

2. Выявить особенности претворения «восточной темы» в русской культуре 19 века.

2. Развивать навыки анализа музыкальных произведений; развивать ассоциативное мышление, устанавливать интонационно-образные связи музыки с литературой и изобразительным искусством; творческие навыки

3. Воспитывать уважение к различным мировым культурам.

ХОД УРОКА

Звучит хор « ходим мы к Арагве светлой» из оперы А.Г. Рубинштейна

«Демон»

- В какую часть света мы попали?

- На Восток.

- Издавна русские композиторы, художники, поэты обращали свои взгляды к Востоку. Что привлекало и привлекает их?

- Необычность природы, людей, много непознавательного, неизведанного.

- В чем необычность природы по сравнению с русской?

- Яркие, сочные краски, необычная форма растений, цветов.

- Отличается ли характер восточного человека от характера и нрава русского человека?

- Да

- Чем?

- Более темпераментный, яркий, быстрый.

- Какие свойства человеческого ума мы связываем с Востоком?

- Мудрость.

- Есть даже выражение « восточная мудрость». А каким вы представляете себе восточного мудреца?

- Седой, с бородой, в колпаке. Похожий на старика Хоттабыча.

- В каком литературном жанре мы обычно встречаем таких мудрецов- седых, в остроносых туфлях, колпаке?

- В сказках.

- Можете ли вы назвать такие сказки?

- « Старик Хоттабыч», « Волшебная лампа Аладдина».

- Очень много восточных сказок собрано в замечательном произведении, которое называется « 1001 ночь». Тысячу и одну ночь рассказала прекрасная Шехеразада своему грозному повелителю волшебные сказки, чудесным узором вплетая в них песни и стихи древних поэтов. Тысячу и одну ночь отвоевывала она свое право на жизнь у жестокого султана, немало жен предавшего смертной казни. Шехерезада была дочерью визиря, т.е. министра. О ней мы узнаем, что она читала книги, летописи, жития древних царей и предания о минувших временах. Вот откуда она знала столько сказок.

Послушайте ее речь к отцу: « Отчего ты грустен и подавлен? Ведь сказали же древние об этом: « Кто заботами подавлен, ему скажи: Не вечно горе! Как кончается веселье, так проходят и заботы». Какими качествами наделена она?

- Умом, мудростью, знаниями.

- Мы представляем мудреца старцем, а как выглядит Шехерезада? Послушайте, какой увидел ее композитор Римский – Корсаков.

Звучит тема Шехерезада из симфонической сюиты « Шехерезада»

Римского- Корсакова.

- Музыка красивая, утонченная, прекрасная.

-Как относится к ней композитор?

- Восхищается, любуется.

- Какими средствами подчеркнул он красоту?

- Звучанием скрипки, арфы, «извилистой» красивой мелодией. Очень теплой и задушевной.

- только ли красотой, молодостью любуется композитор или его привлекают

Поступки Шехерезады?

- Ему нравится не только внешность, но и то, что она умом, хитростью сиогла смягчить жестокого человека.

- Красота, мудрость Шехерезады принесли добро и свет, красота имеет власть, способность повлиять на судьбу человека.

- Всегда ли красота, молодость приносит людям добро? Можете ли вы привести примеры?

Звучит ария Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок»

- Это опера Римского- Корсакова « Золотой петушок».

- Как выглядит Шемаханская царица?

- Красивая, но холодная, злая.

- Какими средствами Римский- Корсаков нарисовал образ злой царицы?

- Очень высокий голос, мелодия «изломанная», колючая, но нарядная.

- Ожидали ли мы, что зло может прийти от красоты?

- Нет.

- Что же такое красота – благо или зло? Что дала Шехеразаде и Шемаханской царице красота?

- Власть, способность влиять на поступки людей.

Исполнение песни Ю. Чичикова « Волшебный цветок».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современный школьный урок музыки iconОпорный конспект Формы организации музыкальной деятельности детей...
Урок музыки художественно-педагогическое действо, он строится по законам искусства

Современный школьный урок музыки iconГородской конкурс разработок уроков «современный урок в начальной...
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Баласс; Школьный дом, 2010 (стр....

Современный школьный урок музыки iconТема: Современный урок это…
Каким же должен быть современный урок, чтобы оказывать на ученика максимально развивающее и воспитывающее воздействие?

Современный школьный урок музыки iconУроков в соответствии с требованиями фгос. Участники семинара
«Современный урок изо, музыки, технологии в соответствии с фгос второго поколения»

Современный школьный урок музыки iconКонкурс «Лучший урок» «Правдивость и художественность музыки»
На примере музыки В. Салманова, К. Сен-Санса обратить внимание учащихся на выразительные и изобразительные средства музыки

Современный школьный урок музыки iconУрок опк и Музыки во 2 классе. «Звать через прошлое к настоящему»
Учитель музыки: Доброе утро! Сегодня у нас необычный урок, этот урок мы будем проводить вместе с Любовь Николаевной

Современный школьный урок музыки iconИтоги общероссийского конкурса методических разработок уроков и внеклассных...
«Лучший современный урок. Обж» и «Лучший современный урок. Русский язык» в конкурсе приняли участие педагоги из 23 регионов РФ

Современный школьный урок музыки iconСовременный урок- это развивающий, личностно-ориентированный урок,...
Современный урок, в моём понимании, -это 45 минут непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения, обеспеченного...

Современный школьный урок музыки iconМоу пановская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза П. Л. Черябкина
Главным в школе, по-моему, мнению был и будет урок. Каким же должен быть современный урок? Считаю, что современный урок состоит из...

Современный школьный урок музыки iconКаким должен быть современный урок?
Вопрос уже почти риторический. Современный урок это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru