Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности




Скачать 420.5 Kb.
НазваниеГражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности
страница1/2
Дата публикации02.11.2014
Размер420.5 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > История > Урок
  1   2


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»


Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.


Работу выполнила

учитель истории и обществознания

Благовестова Наталья Михайловна.


г. Вологда

2012 год

Содержание.

cтр.

Введение. 2-4

I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического

воспитания обучающихся школьников. 5-8

II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания

в практической деятельности. 9-17

III. Результативность педагогической деятельности по

гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. 18-22 Заключение. 23

Список используемой литературы. 24-25

Приложения: 1 – награды; 2 – 5-детские работы; 6 – тест.

"… Не может сын глядеть спокойно

на горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

к Отчизне холоден душой…"

А.Н.Некрасов.

Введение.

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции. В российском образовании приоритет все больше отдается именно воспитанию и в частности воспитанию гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств

массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа. Своеобразие и темпы развития нового общества во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания школьников заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

- уроков истории и обществознания, работы школьного музея, школьного клуба;

- духовного опыта предшествующих поколений;

- памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

- связи с Центром гражданского образования, как условия формирования гражданской позиции школьников через участие в акциях, играх, конкурсах, исследованиях, направленных на гражданское и патриотическое воспитание школьников;

- связи с духовно-просветительским центром "Северная Фиваида" как условия формирования более глубоких знаний о родной истории и развития исследовательских умений;

- в творческом поиске учителем различных форм организации деятельности учащихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека - гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

- ориентации учителя и учащихся при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

- опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

- активного вовлечения учащихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;

- вовлечения школьников в исследовательскую и поисковую деятельность;

- включения обучающихся в деятельность, требующую непосредственного участия детей в благоустройстве города, в школьном самоуправлении, в работе школьного музея, клуба (проведение экскурсий, пополнение коллекций, встречи с выпускниками школы и др.).

I. Теоретическая база исследования темы гражданско-патриотического воспитания обучающихся школьников.

Исследованием проблемы воспитания гражданственности и патриотизма давно занимаются не только педагогика, но и философия, психология, социология.

Педагог А. С. Макаренко считал необходимым воспитывать такие качества гражданина как образованность, общественная и политическая активность, умелое и активное участие в государственном управлении и общественной жизни. Его идея - это идея воспитания в коллективе и через коллектив, но при сохранении творческой индивидуальности личности, позволяющей в полной мере реализовать все свои возможности и способности. (1).

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. "Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье". (2). В своей статье, вышедшей в 1966 году в журнале "Воспитание школьников", В. А. Сухомлинский писал: "… Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу… . … Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души". (3).

Педагог К.Д.Ушинский писал: "Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями".

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины. В современных условиях ведущими качествами личности являются: чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоянию, умение сочетать личные и общественные интересы. Нельзя утверждать, что современное поколение негативно относиться к идеям гражданственности и патриотизма. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Задача учителя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о "великих чувствах, возвышающих человека". (4).

По мнению А.Н.Вырщикова и В.И.Лутовинова патриотизм - это сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам. Оно включает в себя знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, чувство любви и ответственности перед ней, готовность участвовать в укреплении государства. (5).

Для упрочения национального сознания необходимо так же опираться на такие ценности как "государственная символика, примеры служения Отечеству выдающихся людей России". (6).

Важным является координировать взаимодействие школы, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо диалектическое единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию, решение задач гражданско-патриотического

воспитания должно происходить на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

«Гражданское становление личности подростка на уроках и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника школы занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность». (7).

В понятии гражданин сливаются воедино духовно-нравственный компонент понятия патриотизма и социальный и правовой компоненты понятия гражданственности. В своих исследованиях педагоги подчеркивают органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, основой которого является развитие у воспитанников чувства Родины.

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма придает государство. В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: "Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов".

"… Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений". /Послание Президента России Федеральному собранию Российской Федерации в 2008 году /.

В статье 2 Закона РФ "Об образовании" среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2011 г. подчеркнуто, что наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-

нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. "Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями школьников, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции". (9).

Современный "национальный воспитательный идеал" - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. (9).

В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения определены ценности, являющиеся основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности. Эти ценности выступают как базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности, общие для всех россиян: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. «Система базовых национальных ценностей имеет ключевое значение не только для образования, но и для всей организации жизни в нашей стране. Она определяет самосознание российского народа, характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни, расставляет приоритеты общественного и личностного развития».(10).

II. Реализация идеи гражданско-патриотического воспитания в практической деятельности.

На основании изученной литературы можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

- формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

- воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

- формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

- формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

- формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

- формирование системы ценностных ориентаций.

Основными целями исторического и обществоведческого образования, заложенными в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения, являются: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества". В содержании учебных дисциплин история, обществознание, история родного края заложены большие возможности для гражданского и патриотического воспитания школьников.

Огромную роль в решении главной проблемы – проблемы социализации личности школьника играют уроки обществознания, которые способствуют формированию знаний учащихся о человеке, об обществе и общественных отношениях, о деятельности человека, о видах и способах ее организации. Уроки обществознания способствуют формированию умения школьников применять теоретические знания на практике, помогают адаптироваться в быстро меняющемся мире социально-экономических и политических отношений. На уроках обществознания воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к семье, к Родине, к окружающей природе.

Для лучшего осмысления учениками событий истории, деятельности людей, для лучшего понимания ценности единства народа, его патриотизма и гражданского долга в годы монгольского нашествия, польско-литовской интервенции, Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны и других переломных событий используется:

- проблемно-диалогическая технология ведения урока, позволяющая удовлетворить потребность ребенка быть услышанным на уроке, дающая возможность сосредоточить

мышление-поиск в нужном направлении, возможность включиться в анализ явлений, сопоставить свою позицию и позиции других, сопереживать происходящее;

- уроки самостоятельного поиска ответов на вопросы в документах и текстах;

- урок защиты реферата;

- уроки подготовки и заслушивания сообщений о личностях: героях, полководцах, правителях, общественных деятелях;

- приемы вовлечения детей в творческую деятельность, позволяющие заинтересовать конкретным результатом: создание плаката, стенда, проекта журнала по изучаемой теме, дающие возможность проявить творчество в совместной групповой работе, направленные на достижение "благородной цели": наше творение полезно людям, имеет практическое значение. Важно отметить вниманием, оценить работу ученика.

"Гордиться славой своих предков, - писал А.С.Пушкин, - не только можно, но и должно". В какие моменты все люди - взрослые и дети могут ярче и полнее ощутить свое единство, смогут выразить свои гражданские, патриотические чувства? Такие моменты есть у каждой страны, государства, у каждого народа. К ним можно отнести самые яркие страницы родной истории, в частности памятные даты и знаменательные события, жизнь и деятельность замечательных людей - героев, писателей, художников, ученых, а так же достижения отечественной культуры, традиции и веру.

Особое внимание при изучении тем, связанных с героическим прошлым важно уделять подбору такого материала, который вызывал бы отклик в умах и сердцах детей, заставлял бы их сопереживать и гордиться своей страной, своими предками, размышлять над поступками людей. Ради чего гибли наши предки во времена великих испытаний? Что заставляет человека идти на подвиг, жертвовать жизнью? Как связана моя семья с событием того времени? Кем я мог бы гордиться, о ком должен помнить?

История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому необходимо привлечение на уроках краеведческого материала. Например, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» целесообразно привлечь материал об участии населения Вологодского края в этом событии. При раскрытии тем, связанных с эпохой сталинизма, привлекаются произведения вологодских писателей В.Т.Шаламова, В.И. Аринина.

Тема Великой Отечественной войны особенно тесно связывает историю страны и историю Вологодского края. Учитель может приводить множество примеров героизма вологжан - воинов на фронтах войны, тружеников в тылу, партизан и разведчиков. Ученики с интересом изучают тему войны. Они особенно стремятся узнать о подвигах героев, об известных маршалах и генералах, делают сообщения о мужестве солдат, готовят исторические справки о людях и событиях войны. Большой интерес у ребят вызывают исторические личности. Об этом говорит тот факт, что в кабинете истории накопилось немалое количество детских сообщений и рефератов об известных полководцах, адмиралах флота, правителях государства, замечательных людях разных эпох, о героях и деятелях культуры, искусства. Важно, чтобы рассказ ученика носил ценностно-нравственную окраску, собственную оценку деятельности и поступков людей, в которых можно много почерпнуть патриотизма, проявлений высокой гражданственности, примеров служения Отечеству, героизма, верности и преданности своей Родине, своему народу.

Во внеурочной деятельности школьники готовы участвовать как индивидуально, так и коллективно. Особенное удовлетворение они получают от общего успеха своей группы. Как показали результаты анкетирования восьмиклассников, сделанные после проведения мероприятия в честь 65-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, наибольшее удовлетворение дети получили от совместной работы в группе, где могли советоваться, делать правильные выводы, могли быть полезны коллективу. После мероприятия одна ученица написала в отзыве: «Мне понравилось выполнять задания, потому что мы все делали вместе. У нас получился уголок по истории о войне. Нам надо знать, что наши предки большой ценой завоевали Победу, чтобы больше на планете не было войн, голода, горя». Это мероприятие, посвященное юбилею Великой Победы, называлось "Цена Победы". Главной целью мероприятия было создать условия для того, чтобы ученики самостоятельно смогли сделать выводы об огромной цене победы, значении всенародного героизма, патриотизма, который проявляли наши соотечественники во время войны. Ценным результатом деятельности было отсутствие равнодушия у детей. Они выражали и эмоциональное переживание, и сострадание, и восхищались героизмом воинов и тружеников. Помимо этого мероприятия, ученики писали сочинения или эссе, участвовали в викторинах и других мероприятиях в честь 65-

летней годовщины Великой Победы. Методическая разработка мероприятия «Цена Победы» было отмечено грамотой. Некоторые детские работы тоже были отмечены грамотами. (Приложение 1).

Действительно, важным оказалось, что эти все мероприятия проводились именно в дни всенародного празднования Дня Победы, потому что это позволило подключить к участию родителей учеников, которые помогали своим детям отвечать на вопросы анкеты и викторины. Из рассказов своих родных дети узнали и поняли, что их семьи не были в стороне от событий страшной войны и отразили это понимание в своих работах, анкетах и сочинениях о войне. (Приложение 2).

"Интеграция населения вокруг духовного наследия Великой Победы позволит развивать его национальное сознание через идеалы и ценности патриотизма, идею служения Отечеству, идею долга, что в свою очередь, обеспечит активизацию созидательных сил российских граждан. Сегодня, как никогда прежде, актуальным становится освоение духовного наследия Великой Победы - выявление в нашем обществе таких условий, которые способны актуализировать эти героические традиции, воплотить их в современной символике и смысле патриотизма, в самосознании народа. Наследие Великой Победы - это живая социальная связь прошлого и настоящего. Это форма самоорганизации, целеполагания, интеграции. Способ духовного воспроизводства,

самоосмысления и самосознания российского общества, исключительно важного для решения актуальнейшей проблемы - выживания страны в экстремальных условиях". (11).

Не случайно интерес у учеников вызывают события смутного времени в истории нашей страны, потому что смута не обошла историю родного края, малой родины. БОУ ДОД ВО "Духовно-просветительский центр "Северная Фиваида" ежегодно проводит

Ферапонтовские чтения, Димитровские чтения, различные областные конкурсы, которые способствуют патриотическому, гражданскому, духовно-нравственному воспитанию через изучение истории нашей Родины и родного края, истории своей семьи и т.д. Центр создает условия для проявления совместных творческих умений и навыков учащихся и их родителей в области научно-технического творчества, проектной и исследовательской деятельности.

Заинтересованные ученики учатся самостоятельному поиску, развивают навык исследовательской деятельности. Некоторым активно помогают их родители, отправляясь вместе с ними на экскурсии, помогая в сборе материалов. Наиболее активной

является ученица 10 класса Макова Юлия, победительница Ферапонтовских чтений и Димитровских чтений. (Приложение 1). Надо отметить, что после глубокого исследования и изучения выбранной темы ученики делают выводы, отражающие их знания, понимание значения исторического события, чувства, которые они испытывают. (Приложение 2).

В настоящее время одна из учениц готовится принять участие в XI областном конкурсе «Моя семья», объявленном «Духовно-просветительским центром «Северная Фиваида».

Двое учеников решили принять участие в Открытом международном историко-патриотическом конкурсе "Морской венок славы: моряки на службе Отечеству", посвященном 200-летию Отечественной войны 1812 года и участию в ней моряков Российского флота. Дети пишут исследовательские проекты и рефераты.

Все, приведенные выше примеры, свидетельствуют об интересе детей к знаменательным событиям истории страны и истории малой родины, к героическому прошлому. У школьников есть желание узнать больше, чем узнают на уроках истории. Они посещают памятные места, обращаются к учителю за консультацией и за литературой, подключают к участию своих родителей, проявляют высокую активность. Несомненно, что учащиеся почерпнут в этой деятельности опыт социальный, гражданский, духовный.

Формирование гражданственности, воспитание патриотизма возможно при условии, что дети хорошо знают российскую символику, понимают ее смысл и назначение, испытывают чувство гордости за свой флаг, герб, гимн, Конституцию, народ,

их создававший, а значит и за свою отечественную историю.

ГОУ ДПО «Вологодский институт развития образования» активно привлекает школьников к участию в ежегодной областной акции "Я - гражданин Российской Федерации", способствуя "формированию гражданской позиции граждан современной России". 2010 году три ученицы (9, 10 классы) принимали участие в конкурсе работ, посвященных российской символике. Выводы, сделанные в работе «Государственная символика российского государства» ученицей Артемьевой Мариной очень зрелые, серьезные, требующие внимания. (Приложение 2). Работа была отмечена Дипломом 1 степени. (Приложение 1). Ученица получила подарок - книгу о символах родного края.

Ежегодно дети участвуют в конкурсах, проводимых ДТДиМ, Центром гражданского образования: "Конституция - основной закон страны", "Гражданином быть обязан" и др. Школьникам нравится дух состязательности, который присутствует в конкурсах и играх, способствующих росту самооценки и гордости за свои достижения. (Приложение 1). Испытав свои знания, ощутив способности, дети пишут доклады, помогают в оформлении стендов, школьных стенгазет, посвященных российской Конституции, символам нашего государства. Работу выполняют со знанием дела, самостоятельно, с интересом.

Заинтересованные ученики принимают участие в научно-практических конференциях "Мир науки" и "Мир науки +", проводимых МОУ ДОД ДЮЦ "Единство", получают награды. (Приложение 1).

Наиболее восприимчивыми к воспитанию гражданских и патриотических чувств на уроках оказались шестиклассники. Их очень увлекает деятельность, связанная с ожиданием результата своего личного или совместного труда. Примером может быть создание на уроке обществознания проекта журнала под названием "Научиться быть гражданином". Главный вопрос, на который надо было ответить - кто такой гражданин? Дети должны были осознать, что вся земля, Родина и родной край - это еще и их родной дом, а они - граждане, значит хозяева своего родного дома. Красной нитью в высказываниях детей звучало понимание ими ценности Родины и понимание того, что

гражданин это, в первую очередь, человек, не равнодушный к своей судьбе, судьбе своей страны и малой родине. В результате проект журнала был создан коллективом учеников.

Он находится в кабинете истории и доступен детям для чтения и размышлений. (Приложение 3).

Однажды был создан проект журнала "Причины и начало холодной войны". Девятиклассники работали с документами в группах и делали определенные выводы по различным вопросам, проблемам темы, формировали рубрики журнала. Обсуждение, умение выслушивать друг друга, сопоставлять свои мнения с мнениями других, быть полезным в общем деле - это, наверное, те качества и умения, которые очень необходимы современному гражданину.

Такие проекты-журналы можно создавать совместно с учениками по различным темам курсов истории, обществознания и права. Главное определиться с названием

журнала, проблемами для рассмотрения, назвать его рубрики, создать рабочие листы для групп. Все проблемы обсуждаются в группах, потом создаются мнения, выводы по разным вопросам одной общей темы, оформляется журнал. Работа учеников оценивается и по степени их участия, и по полезности вклада в общее дело, и по их знаниям.

"Школьная практика подтверждает, что ученик формируется как гражданин не просто благодаря внешним воздействиям на него, а с помощью отношений с окружающим его миром. Со стороны ученика эти отношения обусловливаются его разносторонней реакцией на окружающий мир и проявляются в деятельности по отношению к внешнему миру, они определяются воспитателем, обстоятельствами, условиями, в которых живет и развивается школьник. Воспитание правильных гражданских отношений - одна из задач деятельности педагога. Важно чтобы школьник убедился в своих силах, понял, что его гражданская позиция нужна и полезна ему и обществу. Только включившись в активную деятельность можно понять это и научиться быть нужным, получить удовлетворение этой своей потребности. Деятельность школьников только тогда будет иметь общественную значимость, когда она, во-первых, осуществляется добросовестно и осознанно, во-вторых, приносит общественно полезные результаты и, в-третьих, сочетается с положительно-нравственными путями достижения целей. Гражданская активность означает готовность и умение на деле доказывать свои гражданские убеждения, добровольно и творчески выполнять обязанности. Гражданская

активность предполагает не просто исполнение обязанностей, но и проявление творчества, инициативы, энтузиазма и гражданского мужества. Только настоящий

гражданин готов на героический подвиг и самопожертвование, если этого требуют интересы общества". С этими убеждениями педагогов нельзя не согласиться. Ценностно-ориентированная внутренняя позиция подростка возникает в результате организации общественной практики, в которую он включен.

Примером такого включения может являться активное участие учеников в экологических мероприятиях по благоустройству города, организованных местной властью, местными организациями, учреждениями дополнительного образования. Как настоящим гражданам, детям не безразлично, в каком состоянии находятся самые посещаемые вологжанами и самые красивые места: скверы и парки, улицы города, стадионы. Надо отметить высокую активность детей в мероприятиях по благоустройству родного города. (Приложение 1).

Еще одним примером включения детей в активную деятельность по освоению опыта гражданственности может являться работа школьного клуба "Я среди людей", который действовал в школе в 2007-2008 году. Ученики изучали на уроках курс обществознания и выполняли программу клуба, построенную на заданиях, которые предлагает учебник автора Л.Н.Боголюбова для практического применения теоретических знаний учеников. Выполняя одно из заданий, учащиеся самостоятельно, опираясь на обществоведческие знания, создали малую группу, распределив роли, и сделали «доброе дело» - инсценировали сказку «Курочка ряба» для детей детского сада №80 города Вологды. (Приложение 4). Еще две малые группы организовывали и проводили уроки здоровья для начальной школы, где их с большим нетерпением ждали дети.

Большие возможности для гражданского и патриотического воспитания учащихся создает программа работы школы в этом направлении. Воспитание гражданственности и патриотизма через участие в различных акциях и мероприятиях таких как: "Подарок солдату", "Концерт для ветеранов", встречи с ветеранами и выпускниками школы, возложения венков к могиле погибшего выпускника школы - героя Алексея Теричева, работа музея истории школы. Дети проявляют свою активность, творчество, благодарят

ветеранов, общаются с выпускниками школы, приобретают бесценный опыт практической деятельности и общения, формируют гражданские качества:

ответственность за порученное дело, чувство долга, уважения к старшему поколению, становятся гражданами своего общества. (Приложение 5).

Гражданско-патриотическое воспитание достигает качественного результата, если:

- содержание урочной и внеурочной деятельности находятся во взаимосвязи и способствуют активной жизненной позиции подростка;

- гражданское самосознание и чувство патриотизма подростка формируется на основе изучения истории своего народа, истории родного края, освоения богатого духовного опыта предшествующих поколений, особенно в моменты тяжелых для страны испытаний, на основе знания законов и документов о правах и обязанностях граждан, на уважении к

законам государства и правам другого человека, на основе понимания значения государственной символики;

- на уроке приоритет отдается диалоговым (интерактивным) формам и методам гражданского воспитания (дискуссии, обсуждения проблемных ситуаций, работа в группах или парах), формирующим самосознание гражданина, его гражданскую позицию;

- знания и навыки подкрепляются внеурочной деятельностью, которая позволяет подросткам проявить свои гражданские, духовно-нравственные качества и получить социальный опыт через участие в общественно-полезных делах;

- органы ученического самоуправления и система воспитательной работы школы создают условия для проявления активной гражданской позиции с помощью организации отдельных мероприятии и акций, а также через разработку и реализацию социально значимых проектов, где объединяются усилия учителей, учащихся и их родителей, общественных организаций, органов местного самоуправления.

III. Результативность гражданско-патриотического воспитания школьников.

Продуктивность деятельности гражданско-патриотической направленности выражается в предметно-практических достижениях подростка.

Для определения результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся необходимо опираться на показатели:

- оценка качества обучения детей истории, обществознания, права и экономики;

- уровень вовлеченности учеников в исследовательскую, познавательную и творческую деятельность при изучении истории, обществознания и права и результаты этой деятельности;

- уровень активности учеников во внеурочной деятельности и ее результаты;

- выводы, сформулированные учениками после глубокого исследования и изучения событий истории России и истории родного края, деятельности исторических личностей, государственной символики, законов, прав человека и т.д.;

- результаты наблюдений, тестирования или анкетирования школьников.

Качество знаний и успеваемость учеников в 2007-2011 гг.

Качество знаний по истории, обществознании, праву, экономике: 50 - 63%;

успеваемость: 99,5 - 99,9%.

Уровень и результаты участия в олимпиадах по обществознанию, истории, праву учащихся старшей школы в 2007 – 2011 гг.

учебный год

уровень олимпиад

предмет

количество

участников

всего

занятые места

2006-2007

городская

право

4


4

2 - Смирнова Дина

2007-2008

городская

право

4


8

6 – Рогозина Виктория

8 – Уланова Наталья

10 – Аракян Карина







история

2




10 – Паунина Наталья







обществ.

2




8 – Сивякова Марина

2008-2009

муницип.

история

4

4










обществ.

8

16










право

3

9 – Соловьева Марина

2009-2010

муницип.

обществ. право

5




2010-2011

муницип.

история

2

13







городская

обществ.

6







городская

история

5





Данный анализ показал, что наблюдается рост количества участников олимпиад по праву, обществознанию и истории. Надо отметить, что школьники всегда преимущественно выбирали для участия в олимпиадах предмет «Право, что говорит о стремлении детей к правовым знаниям.

В школьных турах олимпиад по истории, обществознанию, праву в среднем участвовали по 80 учеников с 5 по 11 классы ежегодно с 2007 по 2011 гг. Это достаточно высокий уровень участия. Результаты участия оцениваются как хорошие.

В 2011-2012 учебном году в общероссийской заочной олимпиаде «Олимпус» по истории. организованной Институтом Развития Школьного Образования г. Калининграда приняли участие 35 учеников школы.

В 2011-2012 учебном году три ученицы 8 класса участвовали в отборочном этапе олимпиады школьников по праву (предмет - обществознание) в М.Г.Ю.А. имени О.Е.Кутафина в городе Вологде. Махонина Дарья набрала 25 баллов. Три ученицы 11 класса принимали участие в Верещагинском проекте социально-гуманитарного направления и получили сертификаты, одного балла до победы не хватило Чебыкиной Дарье. (Приложение 1). Ученицы готовились самостоятельно, во внеурочное время,

получали консультации и рекомендации учителя, помощь в подборе учебников и литературы.

Определить результаты сформированности гражданственности и патриотических чувств, личностных чувств подростка, часто скрытых от других людей, довольно трудно,

так как это результаты не сиюминутные, а на отдаленную перспективу. Тем не менее, педагоги считают возможным опереться на анкеты и тест - опросы разного вида, позволяющие отметить результаты личностного развития детей в данном направлении.

В журнале "Воспитание школьников" №3 за 2011 год в публикации "Способы оценки качества патриотического воспитания подростков" авторов Сафроновой Е.М., Поповой Е.Н. представлена авторская методика наблюдения за учащимися в период подготовки и проведения в школе патриотических мероприятий, которую можно использовать для оценки результативности работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Авторами выработаны позиции для наблюдения и шкала результативности для оценки уровня воспитанности патриотических чувств. Так же авторы предлагают методики: "Мини-сочинение", "Продолжи предложение". Авторы статьи предлагают вопросы, разработанные для анализа (самоанализа) педагогом реализации событийного подхода при проектировании патриотического воспитания и тестовый материал, отражающий направления программы патриотического воспитания школы. "В результате обработки тестового материала, педагог может определить (в процентном отношении) активную и пассивную деятельностные позиции школьника и внести коррективы в систему воспитания". (12). Признаками высокого уровня овладения подростком личностным опытом патриотической деятельности авторы считают следующие:

- эмоциональное выражение патриотических чувств, любовь к Родине в реальном поведении;

- переживания по поводу явлений патриотического характера как особая эмоциональная деятельность большой напряженности и нередко продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира подростка и обретению необходимого равновесия в отношении к истории и культуре своей страны;

- заинтересованное отношение к возможности быть полезным в подготовке и проведении акций и дел патриотической направленности;

- сформированный опыт выражения собственного отношения к явлениям патриотического характера, а также к традициям и содержанию отечественной культуры;

- позиция "Я горжусь культурой и историей нашей страны";

- осознанное стремление участвовать в различных мероприятиях патриотического характера (акциях, КТД, встречах, классных часах);

- проявление инициативы в мероприятиях патриотической направленности, их личностная значимость для учащихся;

- стремление стать полезным своей стране, своему близкому и далекому окружению;

- в деятельности патриотического характера способность к присвоению ценностей и смыслов служения Отечеству; проявление ответственности, самостоятельности, творческой инициативы в делах патриотического характера;

- выбор позиции "Я готов, настроен и могу действовать на благо своей страны".

Данную методику тестирования, направленную на выявление гражданской позиции и патриотических чувств школьников, можно перерабатывать, дополнять и применять на практике.

Результаты диагностики качества гражданско-патриотического воспитания с помощью методики тестирования для учащихся.

Тестирование проводилось в 8 классе и в 10 классе. Цель тестирования: выявить, насколько школьники осознают смысл своего участия в мероприятиях, акциях гражданско-патриотического характера, и продуктивность этой деятельности, выражаемой в предметно-практических достижениях подростка. (Приложение 6).

Результаты обработки тестового материала показали, что активную гражданскую позицию занимают 70% школьников, пассивную – 30%.

Надо отметить повышение интереса учащихся к исследовательским видам деятельности, требующим самостоятельного и глубокого изучения истории страны, родного края, своей семьи. Растет число детей, которые стремятся принимать участие в различных мероприятиях, требующих личностного самовыражения, проявления способностей, умений и знаний. Повысилась активность детей в различных делах школьной жизни и во внешкольных мероприятиях. Наблюдения показали, что среди учащихся, проявляющих интерес к истории, к творчеству, к стремлению достичь успеха в учении собственными усилиями и волей появились такие, которые сначала не проявляли данные качества. В ответах на вопросы теста, в своих собственных выводах и суждениях на патриотические темы, на отношение к гражданскому долгу значительная

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconВ 3х4 иноградова Мария Юрьевна
Дипломант муниципального конкурса «Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках истории, обществознания и во внеурочной...

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconНа уроках истории и обществознания
Обобщение опыта работы на фестивале педагогического мастерства гражданско-патриотическое воспитание школьников

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconДуховно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников...
Х направлений работы с подрастающим поколением остаётся духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Сейчас, в период...

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconАктивизация познавательной деятельности учащихся через интерактивное...
Учитель истории и обществознания коукши во «Борисоглебский кадетский корпус» Шаньшерова В. В

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconУправление образования администрации муниципального района «Город...
Личностное развитие учащихся основной школы на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности через эвристический и...

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconВоспитание экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconГражданско-патриотическое образование и воспитание как источник повышения...
Гражданско-патриотическое образование и воспитание как источник повышения качества учебно-воспитательного процесса. Доклад учителя...

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconУроках истории и обществознания. Целью педагогической деятельности по теме
«Развитие ценностно-мировоззренческой и информационной компетенций учащихся на уроках истории и обществознания через активные методы...

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности iconПрограмма «Гражданско-патриотическое воспитание школьников»
Моу сош №1 п г т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района рт в рамках реализации программы «Наша новая школа»

Гражданско патриотическое воспитание школьников на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности icon«Великая Отечественная война советского народа» Участники: учащиеся 11 класса
Патриотическое воспитание это одно из основных направлений деятельности в школе. Воспитание любви и уважения к своей Родине и её...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru