Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год




Скачать 160.32 Kb.
НазваниеТематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год
Дата публикации31.10.2014
Размер160.32 Kb.
ТипТематическое планирование
5-bal.ru > История > Тематическое планирование
Рассмотрено на заседании

РМО учителей истории Котласского района

.2012г.

К Р А Е В Е Д Е Н И Е
Тематическое планирование
«История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века»

на 2012 – 2013 учебный год.
8 класс, 34 часов.

XVII

Составлено на основе авторской

учебной программы по краеведению.

Учитель Раздобурдина Т.В.,

высшая квалификационная категория


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа факультатива разработана на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: «Вентана-Граф», 2008). Программы регионального компонента основного общего образования Архангельской области» Агурьяновой Л. С. ,Брюхова К. Н.,Горбунова А. В 2006г.

Идея разработки факультатива возникла не случайно. Россия переживает один из самых глубинных переломов в своей истории, связанный со становлением демократического гражданского общества. Воспитание гражданина своей страны невозможно без воспитания любви к своей деревне, семье, краю. «Малая Родина» - часть России, и все события, происходящие в стране, отражаются на деревне, районе. В школе есть музей, который помогает углубить, конкретизировать знания по истории.

Этот курс состоит из 34 часа и рассчитан на учеников 8 класса, проводится в течение года, помогает осваивать новые виды деятельности, учит анализировать, овладевать исследовательскими навыками, делать выводы.

Одной из важных форм деятельности: работа в музее с документами, экспонатами.

Итогом деятельности ученика: реферат по выбранной теме.

Задачи:

  1. Освоение знаний о важнейших событиях, явлениях и процессах по истории края и их взаимосвязь с историей страны.

  2. Овладение методами работы с историческими источниками ( письменными и вещественными) в школьном музее.

  3. Воспитание любви к малой Родине, патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу края.

  4. Развитие способностей понимать историческую действительность, определять свое отношение к фактам реальной истории края.


Требования к уровню подготовки восьмиклассника.

В результате изучения истории ученик должен знать:

1. Основные этапы и события истории родного края с древности до начала XX века.

2. Важнейшие достижения культуры, характерные для севера.

3. Выдающихся деятелей, чья судьба переплетается с историей нашего края.

4. Исторические источники.
В результате изучения истории ученик должен уметь:


  • уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;

  • уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов Севера;

  • владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

  • давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

  • уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;

  • уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России , достижениям культуры;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.);
    объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    использования знаний об историческом пути и традициях народов Севера в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

  • уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.


Основное содержание курса.

Раздел I.
Исторические источники по изучению истории родного края - 5 уроков
Основные этапы в истории первобытного общества. Археологические памятники Архангельской области, Котласского района. Топонимика. История Северного края в названиях. Способы создания топонимов.Нумизматика. Формы денег. Денежная реформы Елены Глинской и Петра Великого. Бумажные деньги. Деньги в 20 веке. Метрология. Древнерусские меры длины, объёма, веса

Генеалогия. Антропонимика. Родословная своей семьи.

Раздел II.
История нашего края. Возникновение и развитие феодализма на Севере - 29 уроков.
Архангельский север в период средневековья. Заволочье, Подвинье, Двинская земля. Север в составе Новгородской республики.

Борьба М. и Н. за Двинскую землю. Вхождение Двинской земли в состав Русского государства.). Три формы землевладения на Севере.

Монастырская колонизация. Соловецкий монастырь, Антониев-Сийский монастырь, Михайло –Архангельский монастырь, крестный Монастырь. Крупнейшие монастыри и их роль в экономической и культурной жизни Севера. Церковный раскол. Соловецкое восстание. Наш край в 16 веке. Опричнина Ивана Грозного и Север, Ливонская война и оборона Беломорья. Становление отношений с Англией. Основание г. Архангельска. Гостиные дворы в г. Архангельске.

XVII век. Разгром польско-шведских интервентов на Севере. Наш край – центр внешней торговли и родина кораблестроения. Петр I на Севере. Новодвинская крепость.

Средневековые города на Севере: Великий Устюг, Каргополь, Вельск, Красноборск, Сольвычегодск, Холмогоры.

Пустозерск. История возникновения. Гербы уездных городов. Деревянное зодчество. Архитектура крестьянского жилища

Трудовая деятельность крестьян. Ремёсла и промыслы. Иконопись. Северодвинская роспись. Прялки северного края. Изделия из бересты и дерева.

Предпосылки развития капитализма на Севере. Капиталистические мануфактуры.

Участие Северян в защите Отечества 1812 г

Кораблестроение и мореплавание в XVIII - начале XIX века. Развитие образования на севере. Образование. История Песчанской школы. М.В.Ломоносов. В.В.Крестинин, А.И.Фомин, Ф.И.Шубин – представители культуры русского Севера.

Развитие промышленности на Севере во второй половине XIX века. Развитие сельского хозяйства на Севере после реформы 1861 года. Русский Север в годы Крымской войны.

Декабристы на Севере. Революционное движение на Севере.

Крестьянская семья на Севере. Русский быт, обычаи. Экспозиция крестьянского жилища. Народный костюм. Крестьянская трапеза.


Раздел

Тема урока


Тип урока.

Экспозиции


музея, наглядность

Домашнее


задание

Литература


I.
Исторические источники по изучению истории родного края

1 урок.

Путешествие в каменный век ( Археологические памятники. Археологи А.А.Скуратов

О.В. Овсянников.)

Урок - экскурсия

Экспозиция «Археологические памятники Котласского района».

  1. Изготовление карты с местами стоянок первобытных людей на Севере.

  2. Рисунки по рассказу «На древней стоянке»

или мини-сочинение «Путешествие в древность»

  1. А.А. Скуратов «Археологические памятники Архангельской области» с – з

Издательство. Архангельск, 1978 г.

  1. Историческое краеведение М. Просвещение. 1975 г. стр.17

  2. Наш край в древности, стр.3 – 17.

4. Форпост государства

Российского.

5. В.С. Томилин «Север в далеком прошлом»

2 урок.

Топонимика. История Северного края в названиях

Мини - исследования

Карта Архангельской области.

Нарисовать остров с географическими названиями, используя 5 способов образования топонимов.

  1. История 9 – 10, 93 г, стр.17-18

  2. Патриот Севера. 1985, 212стр.

  3. Т.К. Щеглова «Школьное краеведение. Методика сбора устных исторических источников, М, 1993, 27, 41.

3 урок.

Что предметы старины рассказать тебе должны (Нумизматика, метрология )

Лабораторная работа

Экспозиция «Нумизматика. Монеты».

Измерить длину комнаты локтями, футами, аршинами.

«История» 9 – 10, 93.







4 урок.

Практическое занятие в музее.

Экспозиция «Меры длины, веса, объема».

Подготовиться к словарному диктанту. Повторить Новгородскую республику.







5 урок.

Генеалогия. Антропонимика. Составление своей родословной.

Урок-исследование

Схема «Родословное дерево»

Исследовательское задание: Составление своей родословной.

«Наш край», стр. 83, 84.

II.
История нашего края.

а. Возникновение и развитие феодализма на Севере.


6 урок.

Архангельский север в период средневековья. (Заволочье, Подвинье, Двинская земля. Север в составе Новгородской республики.

Борьба за Двинскую землю. Вхождение Двинской земли в состав Русского государства.)

Мини – проекты. Работа в группах

Экспозиция «Наш край в далеком прошлом».

Сделать схему:

3 формы землевладения на Севере. Записи.

  1. Наш край в истории СССР, стр. 17 – 21

  2. Л. Морозов «Родина Ломоносова» с-3 книжное издательство, Архангельск, 1975, 8-23.

  3. «Форпост государства Российского» Арх. педаг. институт.

  4. Ф.С. Томилов «Север в далеком прошлом», Архангельск. Издательство, 1947 г.

7 урок.

Монастырская колонизация. Крупнейшие монастыри и их роль в экономической и культурной жизни Севера. Церковный раскол. Соловецкое восстание.

Семинар

Презентация о северных монастырях.

Подготовить сообщения «Соловецкий монастырь», Антониев-Сийский монастырь, Михайло –Архангельский монастырь, крестный Монастырь.

Повторить эпоху Ивана Грозного.

  1. «История» п.19, 94 г.

  2. «Наш край в истории СССР», 21-23.

  3. Ф.С.Томилов «Север в далеком прошлом» Архангельское издательство, 1947.

  4. Д.А. Ушаков «Беломорье», Современник. М, 1984г., стр. 27

  5. Г.Г.Фруменков «Соло-

вецкий монастырь и оборо-

на беломорья»

С-З книжн. издание. 1975г.

  1. Памятники Арх. Севера

С-З книжн. издание, 1983г.,

стр. 34, 123, 129.







8 урок.

Наш край в XVI веке. («Опричнина Ивана Грозного и Север», «Ливонская война и оборона Беломорья», «Становление отношений с Англией»

«Основание г. Архангельска».

Комбинированный урок

Презентация:

«Основание г. Архангельска».

Подготовить презентацию:

Основание г.Архангельска.

Повторить польско-шведскую интервенцию.

Эпоха Петра I.

Гостиные дворы в г. Архангельске.

  1. «Наш край в истории СССР» стр. 28-32

  2. Л Морозов «Родина Ломоносова» С-З книж.

издательство, Архангельск 1975, стр. 25,26,38,53, 62-72, 188

  1. Форпост государства Российского

  2. Ф.С.Томилов «Север в далеком прошлом» Арх. издат., 1947г.

  3. Памятники Арх. Севера

С-З книж.изд.,1983г., стр.29, 40,138.

9 урок.

XVII век. Разгром польско-шведских интервентов на Севере. Наш край – центр внешней торговли и родина кораблестрое-

ния. Петр I на Севере.

Работа в группах.

Презентация

Записи.

Повторить Северную войну.

Кораблестроение.

  1. «Наш край в истории СССР» стр. 30-33

  2. Л.Морозов «Родина Ломоносова» стр. 92-102

  3. Ф.С.Томилов «Север в далеком прошлом»,

Арх.изд., 1947г.

10 урок.

Наш край в XVIII веке.

Петр I на Севере.

Наш край в годы Северной войны.

Лабораторная работа.

Карта

Записи.

Подготовиться к п – о уроку.

Новодвинская крепость.

  1. «Наш край в истории СССР» стр. 33-37

  2. Л.Морозов «Родина Ломоносова» стр. 154, 190, 191

  3. Памятники Арх. Севера

С-З книж.изд.,1983г., стр.87

11 урок.

Обобщающий урок «Возникновение и развитие феодализма на Севере»

( КВН)





Вопросы:

стр. 37 («Наш край»)

«Наш край в истории СССР»

б. Культура Севера до 18 века.

12 – 13 уроки.

Средневековые города на Севере. История возникновения. Гербы уездных городов.

Семинар




Экспозиция

г. Сольвычегодска.

Подготовить сообщения и презентации о Великом Устюге, Каргополе, Вельске, Красноборске, Сольвычегодске, Холмогорах.

Придумать герб Песчаницы

  1. «История» №2 93, п.7-8

  2. «Родина» №2. 91. стр.50

  3. Л.Морозов «Родина Ломоносова» стр.102, 112, 115,119,135,137

  4. Форпост государства Российского.

  5. По Северной Двине. Изд-во «Речной транспорт» М, 1987.

  6. Памятники Арх.Севера, С-З книж.изд. 1983, стр.110,114,131.

  7. На родину М.В.Ломоносова.

14 урок.

Экскурсия в г. Сольвычегодск.

Экспозиция музея в Благовещенском соборе.

Мини-сочинение

«Сольвычегодск и его история».




15 урок.

Деревянное зодчество. Архитектура крестьянского жилища.

Урок-экскурсия.

Экспозиция крестьянской избы.

Сообщение «Малые Карелы»

  1. «Наш край», 39-42

  2. Л.Морозов «Родина Ломоносова» стр.129

  3. Памятники Арх.Севера, С-З книж.изд. 1983, стр.97

16 урок.

Трудовая деятельность крестьян. Урок-экскурсия.

Экспозиция «Ремесла и промыслы».

Сообщение о ремеслах и промыслах.

  1. «Наш край»,стр. 38-39

  2. Л.Морозов «Родина Ломоносова» стр.102, 112,115,119.

  3. Памятники Арх.Севера, С-З книж.изд. 1983, стр.151, 158.

17 урок.

Иконопись. Северодвинская роспись.

Урок в музее.

Экспозиция «Прялки Северного края».

Сообщение:

«Прялки Северного края»

  1. «Родина» №1,95,113, №17,93, стр.7-12, №11, 93, стр.19, №1,94,ст.102

  2. Л.Морозов «Родина Ломоносова» стр.138

18 урок.

Урок обобщения «Культура Севера до 18 века»

Игра: Колесо истории

Экспозиция «Ремесла и промыслы».

Сообщение:

№Изделия из бересты и дерева.»

«Наш край в истории СССР.»

в. Развитие капиталистических отношений на Севере.

19 – 20 уроки.

Предпосылки развития капитализма на Севере. Капиталистические мануфактуры.

Комбинированный урок

Сумка крестьянина – отходника.

Повторить Отечественную войну 1812 г.

  1. «Наш край в истории СССР» стр. 41-48

  2. «Наш край» стр. 48-51.

21 урок.

Участие Северян в защите Отечества 1812 году. Работа с историческим документом

Карта

Записи. Кроссворд о героях Отечественной войны 1812г.

  1. «Наш край в истории СССР» стр. 51-52

  2. «Следопыт Севера», Архан., С-З изд., 1986, стр.127-145

г. Культура русского Севера в 18 – 1 полови-

не 19 века.

22 урок. Кораблестроение и мореплавание в XVIII веке, начале XIX века.

Мини - исследования.




Сообщение о М.В. Ломоносове.

«Наш край», 56-57,61-62.

23 урок.

Образование. М.В.Ломоносов.

Мини – проекты. Работа в группах

Экспозиция о М.В.Ломоносове.

Мини-сочинение о М.В.Ломоносове.

  1. «Наш край», 37-58

  2. Сказ В.Шергина о Ломоносове.

  3. Морозов «Родина Ломоносова». 214.

  4. Г.Г.Фруменков «М.В.Ломоносов – историк нашей Родины», С-З книж. изд. 1970

  5. Павлова, Федоров «М.В.Ломоносов». Изд. «Наука», М, 1986.

  6. Памятники Арх.Севера, С-З книж.изд.,1983г., стр. 85, 161.

24 урок.

В.В.Крестинин, А.И.Фомин, Ф.И.Шубин – представители культуры русского Севера.

Лабораторная работа.

Портреты

Подготовиться к п-о уроку.

  1. «Наш край». стр. 59-61

  2. «Патриот Севера», Арх, С-З книж.изд. 1985 г., стр. 59, 246

д. Наш край в период капитализма.

25 урок.

Урок обобщения «Наш край в XVIII – начале XIX века»

Игра«Умники и умницы»




Вопросы для повторения, стр.63(«Наш край»).

Повторить : С/Х после реформы 1861 г.




26 урок.

Северная деревня в XIX веке. ( Развитие с/х и положение крестьян на Севере после реформы)

Урок-экскурсия.

Экспозиция «Наш край в XIX веке»

Повторить: Промышленность после реформы 1861 г.

«Наш край», стр. 64-68

27 урок.

Развитие промышленности на Севере во второй половине XIX века.

Урок в музее.

Экспозиция«Наш край в XIX веке»

Повторить Крымскую войну.

«Наш край», стр. 69-72

28 урок.

Русский Север в годы Крымской войны.

Работа в группах.


Карта.

Повторить: Декабристское движение.

  1. «Наш край», стр.

  2. Г.Г.Фруменков «Соловецкий монас-

тырь и оборона беломорья»

е. Культура Севера во II половине XIX века.

29 урок.

Декабристы на Севере. Революционное движение на Севере.

Комбинированный урок.




Мини-сочинение: «Мое отношение к декабристам»

  1. «Наш край», стр.72-81

  2. Г.Г.Фруменков «Узники Соловецкого монастыря», С-З книж. изд., Арх., 1979 г.

  3. Г.Г Фруменков «Декабристы на Севере», Арх., С-З книж. изд.,1986г.

30 урок.

Образование. История Песчанской школы.

Мини – проекты.

Экспозиция «История Песчанской школы».

Подготовить сообщение и презентацию:

«История Песчанской школы».

Схема: История

Песчанской школы.

«Наш край», стр.82,83.




31 урок.

Крестьянская семья на Севере. Русский быт, обычаи.

Урок-экскурсия.

Экспозиции крестьянского жилища, народного костюма.

Сообщение и презентация:

«Поморская семья».

ПИШ №896 «Русская свадьба»

32 урок.

Крестьянская трапеза.

Проектная деятельность.



Экспозиция

«Крестьянская трапеза»

Подготовить

  1. Презентации:

  • о крестьянской избе

  • о приготовлении хлеба

  • о пирогах и пряниках

  • о кашах и щах на Руси

2. Сценки из сказок «Колобок», «О попе и его работнике Балде»

ПИШ № 7, 1995 г.

«Крестьянская трапеза»

33 урок.

Урок Тема: «Разложение феодализма и развитие капиталистичес-

ких отношений на Севере

Игра «Колесо истории»




«Наш край»

Вопросы стр. 81




34 урок.

«Песчаница в конце XIX века» Урок в музее

Экспозиции «Жилище крестьян. Жизнь и быт крестьян до революции».

Исследовательское задание:

  1. История возникновения села.

  2. Описание местоположения села.

  3. Экономика села.

  4. Состав и характеристи-

ка населения.

5. Внешний облик села. Исторические и географи-

ческие достопримечатель-

ности.

6. Жизнь и быт крестьян до революции.

Т.М. Щеглова «Методика сбора устных исторических источников» М, 1993 г.

В.И. Коротаев «Русский Север в конце XIX – I половина ХХ века».

Архангельск, 1998г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconМетодические рекомендации к учебникам А. Н. Сахарова и В. И. Буганова...
Тематическое планирование предназначено для курса «История России с древнейших времен до конца XIX в.», предназначенного для учащихся...

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconО. П. Кузнецовой от 16. 09. 2013 №271
В основе программы обучения Всеобщей истории в 10 профильном классе лежит программа курса и тематическое планирование «История. История...

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconРабочая программа по истории россии XIX век 8 класс
«История России с древнейших времён до конца XVIII века». Программа курса и тематическое планирование рассчитаны на преподавание...

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconУчебники: Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история. История...
Планирование составлено на основе Государственной образовательной программы Министерства образования РФ на 2013-2014 учебный год

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала История –...
Тематическое планирование уроков по курсу Всемирной истории с древнейших времен до конца XVIII века. (10 класс)

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала История 6
Учебник: Данилова А. А., Косулиной Л. Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века, 6 класс

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconА, урока
«Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» Загладина Н. В., Козленко С. И., Загладиной Х. Т....

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconЗагладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времен...
Мбоу сош №3, принятого на заседании педсовета, протокол №1 от 29 августа 2013 года и утвержденного приказом директора от 29 августа...

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconКалендарно-тематическое планирование «Всеобщая история (с древнейших...
Календарно-тематическое планирование «Всеобщая история (с древнейших времен до конца ХIХ в.)» 10 класс ( 24 часа)

Тематическое планирование «История и культура родного края с древнейших времен до конца XIX века» на 2012 2013 учебный год iconРабочая программа основного общего образования по истории
М.: Просвещение, 2009. Предлагаемая программа ориентирована на учебники Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История средних веков»,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru