Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе»




НазваниеИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе»
страница1/4
Дата публикации22.08.2014
Размер0.57 Mb.
ТипИсследовательская работа
5-bal.ru > История > Исследовательская работа
  1   2   3   4
ГОУ Гимназия 1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Исследовательская работа

ученицы 9 класса «А»

Оловенцовой Екатерины

по теме:

«Королева Елизавета

в исторических источниках и в кинематографе»
Научный руководитель:

к.и.н. Наумов Л.А.

Москва

20010 г.
Оглавление
Введение...............................................................................................................................3

Глава 1. Елизавета I

1.1 Елизавета I (историческая справка)………………………………………………….5

Глава 2. Описание кинематографических интерпретаций образа Елизаветы

1.1 Елизавета I по сценарию Майкла Хорста и режиссера Шекхара Капура……………………………………………………………..………………………13

Глава 3. Концепция Шиллера

    1. Фридрих Шиллер……………………………………………………………………17

    2. Мария Стюарт (историческая справка)……………………………………………20

    3. Образ Елизаветы I в трагедии Шиллера «Мария Стюарт»………………………23

Заключение……………………………………………………………………………….45


«Абсолютных знаний нет.

Может быть и не нужно».

Введение.
Очень трудная и интересная задача попробовать раскрыть образ самой великой женщины XVI в королевы Елизаветы I Английской, изображенной в литературе, кинематографии, режиссуре, трагедии, исторических исследованиях как английских, так и российских историков.

«Подлинность событий иногда проступает крупицами иногда пятнами и это самое важное, самое главное. Бывает, что это проступает неожиданно, а бывает, что «крупица» плод многолетних исследований, но очень важная, открывает целый пласт».

«Все, кто приступал к жизнеописанию Елизаветы, обязаны её биографам, поклонникам и критикам».

«Годы, посвященные работе над книгой, убедили меня, что богатство нашей истории уступает лишь гению наших историков».

Вот уже четыре столетия ученые не перестают интересоваться жизнью Елизаветы от самого рождения, до самой последней минуты. Её правление, длившееся почти пятьдесят лет до настоящего времени остается сокровищницей, как историков, так и политологов всего мира.

Важность исторических, а также историкобиографических исследований невозможно переоценить.

Писатели, драматурги, кинорежиссеры, романисты, актеры постоянно пользуются материалами исторических исследований, дабы правдиво воплотить образ этой величайшей женщины XVI в, внося свое видение тех или иных событий, образов.

Наглядным примером такого творчества являются работы Розалин Майлз «Я, Елизавета – Крест и плаха» и «Я, Елизавета – Золотой век», Ф. Шиллер «Мария Стюарт», Шекхар Капур «Елизавета. Королева – Девственница» и «Елизавета. Золотой век».

Авторы этих работ пропустили через себя образы своих героев. Это не только образец творческой непогрешимости, художественного воплощения образов, но они являются «подлинными» в глазах зрителей. Эти образы живут ярко и долго. Это дорогого стоит.

У каждого писателя, обращавшегося к этой эпохе, своя Елизавета.

«Пока я работала над этой книгой, самые разные люди, от министра и до таксиста, говорили мне, что Елизавета – их любимый исторический персонаж».

Для воплощения образа королевы Елизаветы I английской необходимо изучать, оценивать её правление, поступки, политическое значение, интуицию, её характер, жизнь.

Каждый по-своему воспринимает исторический образ, внося свое видение.

В народе Елизавету I прозвали «королевой – девственницей», считая её чуть ли не святой, а время её правления считали и считают «Золотым веком» Англии.

«Великая королева, величайшая правительница христианского мира».

«Мне нечего желать большего,

Чем удовлетворение подданных,

И этот долг я должна исполнить»


Елизавета I.

(историческая справка)
Генрих VIII – отца Елизаветы I отличали необузданный нрав и крайняя жестокость. Он успел жениться 6 раз, казнив при этом двух жен – Анну Болейн и Екатерину Говард. Подлинные и мнимые супружеские измены дорого обходились королевским женам.

Многолетний брак с испанской принцессой Екатериной Арагонской не дал стране наследника мужского пола, поставив под сомнение престолонаследие династии Тюдоров.

Взгляд Генриха VIII на Анну Болейн. Он просит развода у папы Климента VII, который в это время находится в плену у короля Испании и получает отказ.

Монарх провел через парламент ряд статусов, на создание независимой от Рима церкви подчиненной королю.

Окончательный разрыв с Римом произошел 1534 г. с принятием Акта о верховенстве (супрематии – от лат Supremus – наивысший), провозгласившего Генриха VIII главой англиканской церкви и исключавшего её подчинения другому суверену, в том числе Папе Римскому.

История рождения Елизаветы связана в мировой истории с беспрецедентным шагом, который привел Генриха VIII к открытому разрыву с католической церковью.

13 января 1533 г. состоялось тайное венчание Генриха VIII с Анной Болейн. И только 23 мая 1533 г. было принято решение о признание недействительным брака Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Таким образом, наконец-то брак с Анной Болейн был признан юридически законным, но не признанный Папой и католиками.

7 сентября 1533 г. во дворце Гринвич вторая супруга Генриха VIII родила девочку. Генрих был разочарован. У него уже имелась дочь Мария от первого брака, вопрос престолонаследия остался открытым.

Юную принцессу назвали Елизаветой. Народ ликовал.

Генрих решил подыскать себе новую жену (Джейн Сеймур). Анну обвинили в супружеской и государственной измене. Она была обезглавлена 19 мая 1536 г. (Вина её состояла в том, что она родила дочь).

Трехлетняя Елизавета и её сводная сестра Мария были признаны незаконнорожденными дочерьми короля, что было закреплено Актом парламента.

Девочку сослали в Хэтфильд, где в уединении, вдали от двора, она провела детские и юные годы. Нельзя сказать, что Генрих VIII ненавидел дочь – наоборот, она всегда присутствовала на королевских приемах и торжествах.

Елизавета получила прекрасное образование: её преподавали профессора Кембриджского университета. Она изучала древние и современные языки (Елизавета знала 15 языков, по другим источникам 8), историю, риторику, занималась музыкой, проявила художественный талант, была поэтессой, славилась остроумием, изысканностью, была книгочтеем и умницей.

Воспитатели и учителя отмечали, что «принцессе свойственен мужской склад ума, она степенна и рассудительна не по годам».

Полученное прекрасное образование, наблюдательность, ясный и пытливый ум, твердость характера, большое самообладание позволили Елизавете постичь все тонкости политической жизни, что значительно помогло в будущем исполнять королевские обязанности.

Ближе к концу жизни Генрих VIII восстановил Елизавету в правах и вернул ко двору; объявив её третьей наследницей престола после брата и старшей сестры в случае, если те не оставят наследников. Шансы когда-либо занять английский престол у Елизаветы были крайне не велики.

28 января 1547 г. в возрасте 55 лет скончался Генрих VIII, и трон перешел десятилетнему Эдуарду VI. Елизавета очень любила своего брата, часто ухаживала за ним во время болезни. Болевший чахоткой Эдуард VI в мае 1553 г. скончался.

На трон взошла сводная сестра Елизаветы – ревностная католичка Мария I Тюдор.

Она любой ценой стремилась вернуть Англию в лоно католической церкви: начались преследования протестантов, сопровождавшиеся пытками и кострами. Во внешней политике Мария придерживалась происпанской линии. Англо-испанский союз был скреплен браком Марии Тюдор с наследником испанского престола, единственным сыном императора Карла V Филиппом.

Мария видела в сестре опасную соперницу. Елизавету обвинили в заговоре с Томасом Сеймуром и заключили в лондонский Тауэр (1554 г.). Путь в Тауэр означал только одно – смертную казнь. Новой узнице исполнилось всего лишь 20 лет. В течение двух месяцев Елизавета жила в ожидание грозного приговора.

Освобождению Елизаветы из Тауэра и возвращению в Хэтфильд во многом способствовал Филипп, будущий король Испании. Королева Мария тяжело заболела раком. Стало понятно, что Мария Тюдор, его жена не сможет родить наследника, главный претенденткой на английский престол оказывалась Елизавета.

В 1557 г. по требованию мужа Мария I объявила войну Франции, в ходе которой англичане потеряли свое последнее владение на континенте – порт Кале. Авторитет королевской четы неуклонно падал: к внешнеполитическим неудачам добавился резкий рост цен.

Двор принцессы стал магнитом для льстивых придворных. Не доверяя льстивым придворным, принцесса продолжала соблюдать крайнюю предусмотрительность и осторожность, не посвящая никого в свои планы. Осторожность и хитрость были главным оружием в годы, предшествующие её правлению.

17 ноября 1558 г. в своей постели умерла королева Мария I. Перед смертью она с неохотой объявила Елизавету своей наследницей.

В Хэтфильд немедленно прибыл гонец, но, соблюдая осторожность и обвинения в заговоре, Елизаветы попросила в доказательство смерти Марии привезти кольцо, которое королева никогда не снимала с пальца. Только получив подтверждение о смерти сестры, Елизавета отправилась в Лондон.

14 января 1559 г. она прибыла в Вестминстерское аббатство на церемонию коронации. Елизавета явилась в том же платье, что и её предшественница в день её коронации: новой королеве его подогнали по размеру.

После того как епископ надел на безымянный палец Елизаветы коронационное кольцо, она сама возложила себе корону на голову. «Я обручена с моим государством». Присутствующие приветствовали новую королеву Англии, завоевавшую большие почет и уважение, чем её предшественница Мария.

Молодой королеве досталось тяжелое наследство: страна, измотанная религиозными распрями, пустая казна и долги, пришедшая в упадок торговля. Международное положение Англии оставалось крайне опасным: сильнейшие Европейские державы – Франция и Испания – только и ждали случая напасть на нее.

Одним из ценнейших качеств Елизаветы было умение отбирать нужных людей на важные государственные посты и сохранить благодарность всем, кто помог ей выстоять в суровые времена.

Главная задача – создать новый совет.

При отце в совет входило 20 лордов; Мария по слабости, а также из желания угодить мужу, возвышая его людей, увеличила число почти до 50.

Слишком много. Кому можно доверять? Или кто отправил ее в Тауэр? «И коли я, должна править, я буду править!» «Долг Королевы править – не мстить за прошлые обиды, а глядеть в будущее». Разом прогнать всех не возможно. Надо разбавить своими людьми и единоверцами, оставшихся возвысить или оставить в прежнем качестве.

Возглавлять совет Елизавета назначила сэра Уильяма Сесила, который до последнего своего дыхания, и практически до конца правления Елизаветы оставался преданным и надежным советником. Елизавета очень ценила и уважала его политическую мудрость и преданность. Его внутриполитическое деятельность способствовала укреплению королевской власти, он отличался осторожностью в принятии политических решений. Больше всего он желал процветания Англии.

Государственный секретарь (первый министр) Уильям Сесил – тяжело заболел в возрасте 78 лет (1598 г.). Елизавета часто навещала его перед смертью и собственноручно кормила супом.

Важную роль при дворе стала играть Френсис Уолсингем, создавшей мощную сеть агентурной разведки и контрразведки. Она позволяла Елизавете контролировать ситуацию как внутри страны, так и за её пределами.

На службу были приглашены высокообразованные, близкие по духу самой Елизавете молодые люди.

Свое положение при королеве сохранили приблизительно половина придворных, а новые были избраны из числа чиновников, имевших опыт службы.

Следующая проблема – придворные дамы. Первая и надежная – Кэт (наперсница и воспитательница Елизаветы с самого детства), остальных было поручено подобрать Кэт.

Трудно быть королевой. Эта «служба» выбирает из человека все силы, приносит много боли, но дает самоотверженному человеку, жертвующему собой, своей личной жизнью, возможностью веры служения своему народу. Елизавета принимает обет девственности. «Я замужем за Англией».

Первый вопрос, который необходимо было решить новой королеве, был вопрос о вероисповедании.

Рождение Елизаветы совпало с церковными реформами, проводившимися её отцом Генрихом VIII. Создав независимую от Рима церковь, король расколол общество на два непримиримых лагеря – католиков и протестантов. Это противостояние красной нитью проходит через все правление Елизаветы I.

В начале 1559 г. Елизавета по совету умеренного протестанта Уильяма Сесиля попыталась примирить враждующие конфессии.

Согласно Акту о верховенстве, принятом её отцом Генрихом VIII еще в 1534 г., Елизавета объявила себя главой англиканской церкви, в специальном Акте отменила прежние законы против еретиков. И только в 1563 г. выработала окончательный вариант 39-ти статей, в которых объединялись характерные черты католического ритуала и протестантские требования.

Это была золотая середина, определившая навсегда учение Английской Церкви.

В 1569 – 70 гг. вспыхнул мятеж католического дворянства на севере Англии под лозунгом «истинной веры». Его лидеры собирались освободить Марию Стюарт, и возвести её на трон вместо «еретички». В мае 1970 г. Папа Пий V издал буллу, отлучавшую Елизавету от церкви и призывал Англичан к сопротивлению, но протестантское большинство поддержало королеву, а армия разгромила повстанцев.

Религиозный мир, поддерживающийся в течение двух десятилетий, был нарушен.

В ночь на 24 августа 1572 г. во Франции в Париже (праздник святого Варфоломея) произошла массовая резня гугенотов католиками.

Узнав о страшных событиях «Варфоломеевской ночи» во Франции, - во время погромов, прокатившихся по стране, (погибло более 50 000 гугенотов) – Елизавета I сделала все, чтобы волнения не перекинулись на Англию и не привели к открытому противостоянию католиков и протестантов.

Стремясь обеспечить мир в Англии, Елизавета I была вынуждена оказывать поддержку протестантам по всей Европе.

Почти полувековое правление Елизаветы пришлись на XVI век – один из самых жестоких в европейской истории. Политическая борьба того времени велась без правил.

Лишения, перенесенные в молодые годы, выработали в Елизавете твердость характера и суждений. Со временем твердость переросла в стремление к самовластию, однако стремление повелевать никогда не затмевали ясность мысли. Вместе с тем это была эпоха английского Возрождения.

Елизавета I ценила литературу, покровительствовала театру. Подлинного расцвета литература и искусство достигли именно в елизаветинскую эпоху. Это период создания величайших творений: «Доктор Фауст» Кристофера Марло, «Гамлет», «Король Лир» Уильяма Шекспира.

Френсис Бэкон, крупнейший ученый, философ, государственный деятель, королевский прокурор.

Френсис Дрейк – первый англичанин и второй после Магеллана капитан, совершивший кругосветное путешествие. «Пират – джентльмен» с согласия королевы совершил дерзкий план набега на испанские колонии в Новом Свете, её флотилия пересекла Атлантику, ограбила побережье Южной Америки, затем вышла к Перу, открыла побережье современной Калифорнии, заявив, что отныне оно является владением английской короны.

Захваченная добыча принесла огромный доход казне. Елизавета I лично произвела Дрейка в рыцари.

Шло постепенное объединение разрозненных территорий в рамках национальных государств. По сему действенным факторам в решении этого вопроса становился династический брак.

Парламент стал настаивать на выборе жениха Елизавете, не имея возможности, открыто отказаться от замужества, всячески затягивая ответ на поставленный вопрос. Как оказалось рука Английской королевы может оказаться козырной картой в дипломатической игре. Елизавета использовала этот ход в течение нескольких десятилетий.

Экономическое процветание Англии, и ее политическая стабильность делали Елизавету завидной невестой. Елизавета умело пользовалась тем, что ее руки искали многие монархи Европы, в надежде вместе с ее рукой получить и английский трон. Годами, договариваясь то с одним, то с другим принцем, Елизавета сдерживала политическую активность их стран. Особенно Франции и Испании.

С конца 1570 г. обострились англо-испанские противоречия. Оказывая негласную поддержку жителям Нидерландов, восставшим против испанцев, Англия становилась лидером протестантских государств, а Елизавета снискала репутацию «протестантского папы». Из Англии выдворялись испанские послы. Английские пираты начали на море грабить испанские суда, перевозившие золото из Америки. С одобрения королевы английские капитаны развернули пиратскую войну. Не только грабительские рейды, но и совершенные пиратами географические открытия, основание колоний в Америке, усиливали авторитет Англии как мощной морской державы. Победа Англии над испанской «Непобедимой Армадой» в 1588 г. укрепила власть английского флота как влыдычицы морей и стала великим позором для Испании.

Новость о разгроме «Непобедимой Армады», считавшейся символом испанского могущества, мгновенно разлетелась по Европе. Эта победа явилась крупнейшим успехом Англии во время правления Елизаветы.

Война с Испанией тяжким временем легла на плечи английского народа и опустошила казну. Однако патриотический подъем после великой победы над извечным врагом и всеобщее преклонение перед монархом в Англии были непередаваемыми, и еще больше укрепился, когда в момент опасности Елизавета I поклялась солдатам «пасть вместе с ними в гуще сражений».

С одобрения королевы английские капитаны фактически развернули пиратскую войну на океанских просторах, стремясь наносить враждебному государству максимальный урон. Филипп II официально выразил протест и потребовал от королевы Англии прекратить морской грабеж. Елизавета ответила отказом, заявив, что Испания не может вмешиваться в торговые дела Англии.

Развитие судостроения, производство оружия позволили Англии создать мощный флот, изменивший соотношение сил в Европе и стать одной из первых, среди других стран в колонизации чужих земель.

Английская экспансия практически охватила все континенты от Нового Света вплоть до Австралии. Будущее процветание Англии во многом было обеспечено промышленным переворотом, начавшимся в правление Елизаветы I.

При Елизавете I была значительно усилена королевская администрация, упорядоченно финансовое ведомство, окончательно установлено протестантство (в его умеренной англиканской форме), церковь была полностью подчинена государству, увеличен флот.

Во внешней политике при Елизавете I усилена торговля, колонизация многих земель, успешная борьба с Испанией за преобладание на море, завоевание Ирландии.

На континенте беспрестанные жестокие войны. А Англия вступила в эпоху мира и процветания.

Мир в Англии способствовал усилению благосостоянию народа, развитию промышленности, торговли. Елизавета поощряла развитие новых производств, привлекала в страну искусных мастеров – эмигрантов, покровительствовала торговым компаниям. При её поддержке Московская компания утвердилась на русском рынке, Эстляндская – на Балтике, Берберийская – в Африке, Левантийская – на Ближнем Востоке, Ост – Индийская – в Индии.

Усилилось значение палаты общин (из низшего дворянства и горожан), была проведена реформа, которая подвела значение этой палаты в ущерб значению палаты лордов (вельможи, духовные и светские лица).

Но была и весьма грустная история в 1594 г. вспыхнуло восстание ирландцев-католиков. Почти 10 лет потребовалось английский войскам, чтобы подавить восстание ирландцев. Погибло почти половина населения страны.

Умерли ближайшие соратники Елизаветы, которые все годы правления поддерживали и спасали жизнь королевы от заговоров (Роберт Дадли, Френсис Уолсингем, Джон Хокинс, Френсис Дрейк, Уильям Сесил все это в период от 1590 – 1598 гг.).

Уход из жизни многих помощников и советников создал вокруг Елизаветы вакуум. Протестанты ратовали за отмену главенства монарха над англиканской церковью. Палата общин заявила о своем праве участвовать в управление государства.

С юридической точки зрения глава государства – монарх рассматривается как главный источник законодательной и исполнительной власти; он устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. Но наступает кризис политики абсолютизма (от латинского absolutus – независимый, неограниченный, абсолютная монархия последняя форма феодального государства и зарождения капитализма), который становился все более очевидным для Елизаветы. Груз проблем, накопившихся в Англии, становился все тяжелее и опаснее.

В 1601 г. началась последняя сессия парламента елизаветинской эпохи, среди членов которого нарастала аппозиция королеве.

Парламент потребовал аннулировать права монарха на раздачу жалованных грамот. Стремясь преодолеть кризис власти и добиться утверждения новых налогов и заимов, Елизавета пообещала выполнить некоторые требования парламента.

Она произнесла знаменитую «Золотую речь», как бы подводившую итог её правления: «Вы имели и, возможно, будите иметь много более могущественных и мудрых монархов, сидящих на этом месте, вы никогда не имели и не будите иметь ни одного такого же заботливого и любящего».

Через год здоровье королевы ухудшилось. Понимая неизбежное, государственный секретарь Роберт Сесил (племянник Уильяма Сесила) начал готовить переход власти в руки Якова VI, сына Марии Стюарт.

24 марта 1603 г. на кануне кончины Елизаветы I, Сесил подготовил текст завещания в пользу Якова VI – короля Англии Якова I.

Королева Елизавета I жила и скончалась в Ричмондском дворце, не дошедшем да наших дней. Этот дворец был символом династии Тюдоров.

Династия Тюдоров правила Англией почти 118 лет. Отец и его дети.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconИсследовательская работа ученицы 9 класса «А» Серебряной Алены По...
И. В. Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л. П. Берия,...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconИсследовательская работа ученицы 9 класса
И. В. Сталин. С тех пор не прекращается дискуссии политиков, журналистов и историков о причинах его смерти и о роли Л. П. Берия,...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconИсследовательская работа Ученицы 10 класса
Целью моей работы является изучение вопроса о том, как именно Император оценивал политическую ситуацию в стране; на основании какой...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconКонкурс учащихся 1-7-х классов «Первые шаги в науку»
Выполнили: Константиновская Наталья Сергеевна, Игнатьева Елизавета Викторовна ученицы 5 класса моу «сош села Березина речка Саратовского...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconИсследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы...
Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconПриспособленность растений к разным условиям влажности. Доклад ученицы...
Растение, обитающее в областях с исключительно сухим климатом, называется ксерофитом, а особенности структуры, позволяющие снижать...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconКоролева Елизавета I в истории и кинематографии: сходства и отличия

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconПлан урока: Просвещённый абсолютизм Екатерины II. А. Н. Радищев биография....
Рассказать о подвиге А. Н. Радищева, русском писателе XVIII века, протестовавшего против крепостного права, взывающего к чувству,...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconМадам Тюссо Шотландия Уэльс я люблю Москву Королевская коллекция...

Исследовательская работа ученицы 9 класса «А» Оловенцовой Екатерины по теме: «Королева Елизавета в исторических источниках и в кинематографе» iconДоклад по истории ученицы 6 ”В” класса Тимошкиной Екатерины
Некоторые университеты, например, в Севилье, Париже, Тулузе, Неаполе, Кембридже, Оксфорде, Валенсии, Болонье были основаны в XII...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru