5 класс
Учитель ВКК Наталья Алексеевна Курочкина
Урок 49.
Тема урока: повторительно-обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»
Раздел урока
| Содержание
| Примечание
| Тема урока | Путешествие по Древней Греции
(повторительно-обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг»).
|
| Цели урока | Систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции.
Продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
На примере истории Древней Греции, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры — чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.
|
| Оборудование | карта «Древняя Греция (до середины Vв. до н.э.)», картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея.
|
| План-конспект урока | I.
| Организационный момент Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.
1. Класс разделен на 2 команды.
2. Правила игры.
Каждая команда должна принять участие в игре не менее одного раза.
Капитан команды следит за активностью игроков, руководит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.
Правильный ответ — 10 баллов, ответ с неточностями —5 баллов, дополнение команд — 3 балла.
За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменяется.
За I место участникам игры ставится отметка «5», за II и III - «4».
|
| II.
Первый тур
| Игра «Брейн-ринг» Назовите и покажите по карте три части Греции.
(Южная, Средняя, Северная.)
Каковы были основные источники рабства в Древней Греции?
(Плен, пиратство, самовоспроизводство, долговое до реформ Солона.)
3. Кого в Греции в древности называли отцом истории? (Геродота.)
|
| Второй тур
| Золотое руно, дракон, Ясон, аргонавты, Медея — о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова? (Миф об аргонавтах.)
Как называется площадь в древнегреческом городе, где ведется торговля? (Агора.)
Задание на доске - на линию времени прикрепляются карточки с датами.
594 г. до н.э. 490 г. до н.э. 480 г. до н.э. 776 г. н.э.
Кто больше назовет исторических событий по датам, связанных с историей Древней Греции?
(594г. до н.э. — реформы Солона, 490г. до н.э. - Марафонская битва, 480г. до н.э. — Саламинское сражение, 776 г. н.э. — Первые олимпийские игры)
|
| Третий тур
| На доску вывешивается изображение коня.
Вопрос: Как изображение этого животного можно связать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои.)
Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорошо бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве?
(Спарта, цель — воспитать воина.)
Задание на доске - вывешены карточки.
город-государство илоты демос комедия колония аристократ
Чья команда больше даст определений этих терминов.
|
| Четвертый тур
| 1. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)
2. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.)
3. Задание на доске — вывешены карточки.
| аристократы | | мужчины | | уроженцы Аттики | | все население Греции |
— Кто мог считаться гражданином афинского государства? (Уроженцы Аттики.)
|
| Пятый тур
| Задание на доске - на карточке изображены виноград и сосуд для вина.
Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти предметы? (Дионису)
Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер. К какому сражению Греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? (Марафонская битва, 490 г. до н.э.)
Как древние греки называли свою Родину? (Элладой.)
|
| Шестой тур
| Задание на доске - изображение триер и картина «Саламинский бой».
Фрагмент какого сражения из Греко-персидских войн здесь изображен? (Саламинская битва.)
Задание на доске - карточка с изображением Прометея, прикованного к скале.
Какому мифу посвящен этот рисунок? За что почитали греки героя этого мифа? (Прометей принес людям огонь.)
Как называются сосуды с узким горлышком и двумя ручками? (Амфоры.)
|
| Седьмой тур
| В каком государстве древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить? (в Спарте)
Как называли себя древние греки? (Эллинами.)
Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)
|
| Восьмой тур
| Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Какие работы Фидия вы знаете? (Статуи Зевса, Афины.)
Сколько дней длились Олимпийские игры? (пять.)
Что означает слово трагедия? (Песнь козлов.)
|
| Девятый тур
(реши задачу)
| По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государство? (Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей с разным количеством вещей.)
У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земледелия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названиям богов можно узнать о занятиях и осуществлении религии древних греков.)
В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (Мальчиков спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание; юноши-спартанцы днем прятались, ночью умерщвляли сильных илотов, боясь их восстания.)
|
| Дополнительные вопросы
| Где находится Греция? (На Балканском полуострове.)
Кто из древнегреческих ученых высказал гениальную мысль, что весь мир состоит из мельчайших частиц - атомов? (Демокрит.)
Какие вазы назывались чернофигурными? (На красном фоне черное изображение.)
|
| III.
| Итог урока |
| IV.
| Домашнее задание: Подготовить сообщение о занятиях и быте жителей Рима.
|
| |