Пояснительная записка Статус документа




Скачать 340.42 Kb.
НазваниеПояснительная записка Статус документа
страница1/3
Дата публикации25.07.2014
Размер340.42 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3
Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Примерной программы основного общего образования по истории, авторских программ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования.Примерная программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, рекомендуемое структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым, изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого, примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в V классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронно-параллельное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала.

За счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается в качестве краеведческого модуля в курсе истории в IX классе.

Особенностью исторического образования на ступени основного общего образования является необходимость организации предпрофильной подготовки учащихся. Эта задача решается в IX классе за счет учебного времени из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Цели

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ:

Основная форма контроля- это проведение и прием зачетов по основным темам разделов курса. Кроме того, осуществляются текущие самостоятельные, контрольные, тестовые работы в рамках каждой темы (например, в виде фрагмента урока).

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАЧЁТОВ ПО ИСТОРИИ

Класс

Количество зачётов

Вид работы, № работ

Тема

5

2

Зачёт № 1

«Первобытность и Древний Восток» «

Зачёт № 2

«Древняя Греция и Рим».

6

2

Зачёт № 1

Образование централизованных государств в Европе.

Зачёт № 2

Древнерусское государство. Раздробленность.

Образование единого Русского государства

7

2

Зачёт № 2


Мир в начале нового времени. Великие географические открытия.

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

Зачёт № 1

Россия в 17 – второй половине 18 века.

8

2

Зачёт № 1

«Россия в 19 веке».

Зачёт № 2

Становление и развитие индустриального общества.»

9

2

Зачёт № 1

Россия в первой половине XX века.

Зачёт № 2

.СССР к новой России. Мир вво второй половине XX веке

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

  • написание сочинений-эссе;

  • заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИИ 5 КЛАСС

Задачи курса:
Формировать историческое мышление:

  • дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;

  • чем отличается Древний мир от мира современного.


Цели курса:


  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средовой, экономическое развитие древних обществ;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и инстинктов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотичная форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования);

  • раскрыть на конкретном примере, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Формировать у ученика терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.
Умения:


  • сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия;

  • умение спорить и отстаивать свои взгляды;

  • умение оперировать историческими датами;

  • умение читать карту;

  • умение анализировать исторические источники.


Тематическое планирование опирается на стандарт основного общего образования по истории и Федеральную программу по истории.

Рабочая программа рассчитана для работы в заочной группе, чем обусловлено меньшее количество часов (в соответствии с планом Вечерней (сменной) общеобразовательной школы).

1 Введение Жизнь первобытных людей.

Источники знаний о прошлом. Счет лет в истории. Летоисчисление..Человек и природа. Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Орудия труда, занятия первобытного человека. Родоплеменные отношения. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел 2«Древний Восток»

Египет. Передняя Азия. Индия. Китай. Природные условия. Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Культурное наследие Древнего Востока.

Раздел 3«Древняя Греция»

Легенды о людях и богах. Полис- город-государство. Свободные и рабы. Афины. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Империя Александра Македонского. Культурное наследие Древней Греции.

Раздел 4«Древний Рим»

Легенды и верования римлян. Патриции и плебеи. Республика. Римские законы.

Учебно-методический комплекс:

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свеницкая И С. «История Древнего Мира» -М., «Просвещение», 2009.

  2. Годер Г. И. «Рабочая тетрадь по истории Древнего мира» -М., «Просвещение», 2009.

  3. Вигасин А.А., Годер Г. И., Методические рекомендации к учебнику «История Древнего мира.»,- М., Просвещение, 2009.

  4. Годер Г.И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира.

Коровкин Ф. Н., Никифоров Д.Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.

Электронные пособия: CD диски.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИИ 6 класса

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Введение

Раздел 1 «Раннее Средневековье»

Великое переселение народов. Варварские королевства. Образование германских королевств. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Культура раннего средневековья.
Раздел 2 «Расцвет Средневековья»

Сословный строй в Европе. Крестьяне, сеньоры и рыцарство. Вассалитет. Средневековый город.(возникновение и расцвет) Ремесло и торговля .Католическая церковь. Борьба с еретиками. Крестовые походы. Образование централизованных государств в Западной Европе. Сословно-представительные монархии. Культура Западной Европы в 14-15 веках.
Раздел 3 «Осень Средневековья»

Кризис европейского средневекового общества в 14-15 в.в. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение. Племена Аравийского полуострова. Культура Западной Европы в 14-15 веках. Духовный мир европейского средневекового человека. Культурное наследие Средневековья.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН до КОНЦА 16 века

Раздел 1 Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение территории нашей страны. Восточные славяне и их соседи в древности. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Язычество.
Раздел 2 Русь в первой половине 12 века.

Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Первые русские князья. Правление князя Владимира. Крещение Руси. Культура и быт Древней Руси.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка статус документа
Моу судиславская средняя общеобразовательная школа Судиславского муниципального района

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Д. Тарасова

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Сатинская средняя общеобразовательная школа

Пояснительная записка Статус документа iconРабочая программа педагога Коваленковой В. Е. по математике 6 класс...
Статус документа: Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена на основе общеобразовательной программы моу харатской...

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Программа основного общего образования по учебному предмету «технологии ведения дома»

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Рабочая программа педагога Соловьёвой Елены Юрьевны по русскому языку в 8 классе

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка Статус документа
Беленький Г. И., Лыссой Ю. И. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2006

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ моин РФ от 05. 03. 2004, №1089)

Пояснительная записка Статус документа iconПояснительная записка. Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе следующих нормативно – правовых документов


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru