Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал.




НазваниеШкольный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал.
страница1/10
Дата публикации23.07.2013
Размер1.24 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Бухарин Сергей Николаевич, к.ф.-м.н., СНС ИПУ РАН

Некоторые проблемы исторического образования

Проблема будущего и философия истории


Школьный курс истории - это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал.

Прежде чем приступить к существу вопроса, проведем небольшой обзор проблем современной философии истории.

Российский физик и историк С. Переслегин выделяет три философские концепции исторического процесса: классическая история, вероятностная история, квантовая история. Рассмотрим данные концепции.

Классическая или истинная история


«Истинная история» потому называется «истинной», что детерминирована в смысле: «История не имеет сослагательного наклонения!» То есть классическая история – описательная наука и не предполагает наличия каких-либо исторических теорий. Фундаментальные понятиями такой истории являются, согласно М. Блоку, свидетельства. Свидетельства бывают материальными и документальными. Материальные свидетельства – это плоды человеческой деятельности, в частности, пирамида Хеопса или пепел кострищ, осколки глиняной посуды и обглоданных костей на местах древних стоянок людей. Документальные свидетельства – это, например, папирус-путеводитель по загробному миру, который египтяне времен фараонов вложили в гробницу, военный устав Петра I или папская булла об освобождении от налогов.

Документальные свидетельства разделяют на намеренные и ненамеренные. Ненамеренные документальные свидетельства – это свидетельства, не предназначенные для формирования каких-либо отношений, например, те же папирусы мертвых, предназначенные лишь для того, чтобы их читала находящаяся в опасности душа умершего и слушали одни боги, или «Домострой» в редакции Сильвестра – инструкция по ведению дома, или упомянутая папская булла об освобождении от налогов, «которая хранилась в сундуке монастыря и была предназначена лишь для того, чтобы в нужный момент потрясти перед глазами назойливого сборщика налогов». В перечисленных примерах забота о создании определенного общественного мнения у авторов документов не играла никакой роли. В связи с этим свидетельства, относящиеся к ненамеренным, как правило, достоверны.

Намеренные документальные свидетельства – свидетельства, предназначенные для формирования определенного общественного мнения, отношений, предпочтений, а также реализации меркантильных целей. Примерами подобных свидетельств, в частности, являются: «История Рима» Тита Ливия, Светония или «Повесть временных лет» Нестора, «Мемуары» маршалов Жоффа и Жукова или донесения послов. Намеренные документальные свидетельства, как правило, являются фальшивками. Лотарингский дворянин в XI в. выкрикивал: «Имея чернила, кто угодно может написать что угодно». Современную же историческую традицию, сложившуюся к середине XVII в., создал бизнес. С середины XV в., стараниями прежде всего флорентийских банкиров Медичи, история стала предметом выгодного бизнеса – начиная от торговли «священными реликвиями” и кончая изготовлением и продажей “древних рукописей». Ярчайший пример – «Грамота Константинова Дара», подложность которой в середине XV в. доказал Л. Валла. Именно в это время и происходит важное событие – появление книгопечатания, стимулированное неудовлетворенным рыночным спросом на книги. Именно в это время появляется изобилие только что обнаруженных «древних» рукописей и хроник. Все эти хроники обрываются «где-то в древности»: типичный пример – летопись Саксонского Грамматика, обрывающаяся в 1185 г. и обнаруженная в 1514 г. Эта летопись и была положена в основание истории скандинавских стран. То же касается и других хроник. Например, аналогичную «древнепольскую», простирающуюся до 1113 г., написал некий Галл Аноним, а обнаружена она в XVI в. и т. д. Таким образом, в истории каждой европейской монархии в течение XVI-XVII веков появился свой придворный фальсификатор.

Материальные свидетельства также могут быть подделаны. Так, поддельные мощи начали изымать почти с тех пор, как появился культ мощей. Следует отметить, что фальшивки порой являются драгоценными источниками знаний. «Недостаточно раскрывать обман, надо раскрывать его мотивы. Хотя бы для того, чтобы лучше его изобличить», – учил Марк Блок. Французский историк приводит следующий пример. Доказав, что знаменитый диплом Карла Великого, пожалованный церкви в Ахене – резиденции французских королей и месте коронации германских императоров, является подделкой, люди лишь избавятся от заблуждения, но не приобретут никаких знаний. А вот если удастся установить, что фальшивка была сфабрикована в окружении Фридриха Барбароссы с целью подтолкнуть рыжебородого лидера к великим завоеваниям и притязаниям на господство над Римом, то перед исследователями открываются обширные исторические горизонты.

То, что отражено в свидетельстве, классические историки называют «фактом». Совокупность фактов образует «событие». Событие может содержать только один факт. Свидетельства в истинной истории абсолютизируются: если два свидетельства дают различные версии события, оба признаются истинными, при этом «факт» остается единственным. Возникающее противоречие разрешается созданием «школ», которые подвергают сомнению одно свидетельство и усиливают другое.

История рассматривается как причинно связанная последовательность событий. Предполагается, что на исторические процессы оказывает влияние «свободная воля людей». Отсюда следует наличие в истинной истории морали, то есть оценивание по шкале «хорошо - плохо». Моралей существует множество, например, у каждой цивилизации, каждого класса, криминального сообщества и т. п. – своя мораль.

На будущее оказывает влияние «свободная воля людей». Данное влияние реализуется через процедуру выбора. Раз так, то «точка ветвления» (множества альтернативных «путей» развития исторического процесса) всегда одна и находится в «настоящем». В «настоящем» находятся зародыши будущего – локусы, которые независимы и не могут быть созданы. Настоящее развивается через выбор или цепочку выборов. Данные выборы определяют «окружающую среду», в которой развиваются локусы. В зависимости от состояния среды («природы») какие-то локусы развиваются, а какие-то подавляются. Предсказание будущего основано на анализе локусов. Предполагается наличие существования состояния (состояний), которое система пройдет при любых мыслимых выборах – неизбежное будущее.

Среди возможного будущего есть «хорошее» и «плохое». В зависимости от сделанных выборов реализуется одно или другое. Существует предельное состояние истории – «земной рай», в котором, наконец, реализовано абсолютно хорошее будущее – «Конец истории и последний человек» Френсиса Фукуямы. Смысл проекта «Будущее» в оптимизации выборов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconУрок информационной грамотности по теме "Александр Невский" (5-й класс)
С. И. Ожегов дал такое толкование слову “защитник”- это тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconДорогие учителя, пусть в ваших домах всегда будет место любви, здоровью и достатку!
И действительно, настоящий учитель – это не просто тот, кто даёт знания, это человек, полностью отдающий себя детям, который ни днем,...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconА что должен знать или уметь тот, кто управляет миром?
Расхожее мнение – миром правит тот, кто владеет информацией. Мы считаем, что миром правит тот, кто владеет временем и умеет правильно...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconКурильщики проповедуют жизнь без наркотиков, любители пива нападают...
Курильщики проповедуют жизнь без наркотиков, любители пива нападают на зависимых от героина, тот, кто не принял еще таблетку экстази,...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconОтчет о проведении недели физики
В то же время нельзя забывать, что будущее наших воспитанников и всей страны зависит от развития науки и техники. А это накладывает...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconНашего урока гражданская война и её влияние на судьбы страны. Сегодня...
Сформировать представления о том, что гражданская война стала национальной трагедией

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconПояснительная записка Статус документа
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconПояснительная записка Статус документа
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconПрограммасы лаеш муниципаль районы
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...

Школьный курс истории это стратегическая высота в глобальной информационной войне. Кто ею овладеет, тот будет определять будущее страны, контролировать власть и капитал. iconН. Д. Каракулина моу «Средняя общеобразовательная Архангельская школа»
И будущее нашей страны в XXI веке станут определять не только её природные ресурсы, производственный потенциал, технологии и инфраструктура,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru