Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была




НазваниеИст как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была
страница1/5
Дата публикации23.07.2013
Размер0.6 Mb.
ТипДокументы
5-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
1 Предмет истории России.

Ист. как учебная дисциплина и как наука вызыв. общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел. знать свою историю страны. В прошлые годы ист. была политизирована. Её соб. освещались односторонне. Это откладывало отпечаток на формирование ист-го мышления. Сегодня мы имеем возмож-ть изуч. правдивую ист. страны. Русс-я история охват. период в 12 столетий. Предметом изуч. ист. Росс. явл. общ-но-полит-е процессы, деят-ть партий и гос. структур. Ист. Рос. изуч. формы проявл. ист-х закономер-й. Они выраж. в соб. и фактах. Термины и понятия истор. м. условно разделить на группы: терм. и понят. письменных источников; терм. и понят., кот. использ. для систематиз. ист-го материала; терм. и пон., кот. использ. в др. гуманит-х науках. Наиб. важным понятием явл. истор-е время. С помощ. него м. проанализ-ть все соб. и явления. Основу историч-х знаний состав-т факты. Факт имеет двоякое знач.: как явление, имевшее место в истории; как отражение в ист-й науке. Исслед-ли придают фактам значения. Один и тот же факт имеет несколько интерпретаций. Это не означ. отсутствие истины. Меняется наше представл. об ист-й истине. Движение науки происходит от неполной истины к более полной. Инфор-ю о соб-х прошлого нам предоставл. ист-е источники. Рассм-ют первую классиф-ю: письменный ист-к, вещественный ист-к, этнографич-й, фольклорный, лингвистич-й, кино, фото докум-ы, устный ист-к. Вторая классиф-я: письменный ист-к, вещест-й, изобраз-й, устный.

2 Ист-е сознание, методы ист-го исслед-я.

История имеет методы, кот. делятся на 3 группы: общенаучные (логич-й, метод классиф-и); специальные (хронолог-й, синхронный, сравнит.-истор-й); методы др. наук (матем-й, социол-й). Логич-й метод предполаг. изуч. события с помощбю анализа его элементов. В методе классиф-и сложным явл. выбор критерия классиф-и. Полит-е партии в Рос. в н. 20 в. м. сгруппировать по критериям: по классовому признаку, по методам борьбы, по отнош. к сущ-му режиму. Хронолог-й метод – это выстраивание соб. во временной последоват-ти. Разновидностью его явл. проблемно-хронолог. метод. Исследователь изуч. проблему в опред-й временной промежуток. Это метод использ. Гумилев. Синхронный метод позвол. проанализ. соб., происходящие одновременно в разн. регионах. Сравнит.-истор-й метод позвол. сопоставить и проанализ. события разн. периода. Математич-й метод положил начало нов. направлению в изуч. прошлого.

Историч-е сознание – это знание о прошлом и настоящем общ-ва. Виды ист-го сознания: индивидуальное (знание об общ-ве, преломленное через жизненный опыт чел), групповое (знание об общ-ве, преломленное через опыт соц. групп). Фун-и истор-го сознания: познавательная, практически-преобразов-я (учет уроков прошлого), мировоззренческая, воспитательная.

3 Представители ист-х школ Рос.

Василий Татищев (1686-1750) написал работу "Ист-я росс-я с самых древнейших времен". Она изложена в четырех книгах. Им предпринята попытка создания обобщ. работыпо ист. страны. Он был современником и участником петровских преобразований. Это наложило отпечаток на его концепцию. Он рассм. развитие Рос. под углом борьбы монархии с аристократией. Доказал полезность самодержавия. В работе испол. много нов. источников (русская правда, судебник 1550 г., летописи). Его ист. содержит обзор соб. от скифов до к. 16 в. Излож. материала носит двойств-й хар-р. В первых двух частях освещ. общие вопросы (древнейшая ист-я народов вост. Европы, славянская письм-ть, происх-е гос-ва). Следующие две части приближ. к типу сводной летописи. На основе данных из разн. летописей освещается история страны в хронолог-й последов-ти. Другой представитель ист-й школы явл. Н. Карамзин (1766-1826). Его главн. труд – "Ист-я гос-ва российского" в 12 томах. Его концепция следующая: Россия громадная страна и сост-ет половину мира. Гос-м строем д.б. монархия. Русск-е самод-е сыграло полож-ю роль. Оно объединило феодал-е земли в единое гос-во. В работе дано опр-е самодер-я. Подчеркнуто его обязанность перед народом. Он указ. периодизацию: 1.древнейший период ( от Рюрика до Ивана 3). Это период основания монархии. 2. Средний период (от Ивана3 до Петра 1) Это период единовластия. 3. Новый период (От Петра до Александра 1) Это самодерж-й период.

Др. представитель – С. Соловьёв (1820-1879). В его работе "Ист-я Рос. с древнейш. времен" рассм-ся развитие росс-й госуд-ти от Рюрика до Екатерины 2. Он считал, что госуд-ть явл. основной силой ист-го процесса. Большое вним. уделял природе и географич. среде. События ист-и объяснял внутр-ми причинами. Стремился показ., как новое происходило от старого. Выделил 4 этапа в ист-и страны: 1. от Рюрика до Андрея Боголюбского (господство родового строя). 2. От А. Богол. до нач. 17 в. (борьба родовых и гос-х начал). 3. от первых Романовых до сер. 18 в. (время вступления Рос. в систему евр-х гос-в). 4. от сер. 18 в. до великих реформ сер. 19 в. (нов. период ист. Рос.).

Последователем Соловьева стал В. Ключевский (1841-1911). В работе "Курс русской ист-и" дал иную периодизацию ист-и страны. Она делится на периоды: днепровский, верхневолжский, московский, всероссийский. Теоретическое построение Ключевского опиралось на триаду: чел-я личность, люд-е общ-во, природа страны. Осн. место в его работе содержит вопросы соц.-экон-й истории.

Ученые 20 в. пересмотрели многие работы этих авторов.

4 Восточные славяне в 6-8 вв.

Предки славян праславяне по мнению большинства историков принадлежали к индоевропейской семье народов. Занимали территорию от реки Одер до Карпатских гор. Их выделение из общности произошло в сер. второго тыс. до н.э. Арабские, византийские, греческие авторы именовали славян венедами, антами или склавинами. В 6 в. началась их миграция. Её причины: значительный рост числ-ти славян, начавшееся соц. расслоение. Вост-е славяне – это поляне, древляне, кривичи, вятичи. Последние проживали в бассейне реки Ока. Восточно-слав-е племена имели различ. уровень развития. Осн-е население будущего гос-ва нах-сь м/у Днепром и Ладонежским озером. Движение славян происходило по речному пути. Его вехи – река Днепр, река Ловать, озеро Ильмень и Ладога. На этом пути возникали др. селения. Позднее они превратились в крупные городища. Сев. часть террит-и заселяли финоугорские племена. Среднюю часть – балтские племена. Южную часть – иранские и тюрские племена. Нет сведений о конфликте м/у славянами и племенами. Возможно, что их жизненные интересы не совпадали. Развитие хоз-ва и родоплеменных связей привели к образованию сильных племенных союзов. Они стали возникать в 7 в. Название племенного союза происходило от названия сильного племени, местности и легендарных прародителей. В н.8 в. насчитывалось 14 племенных союзов. Напр., Куяба, Славия, Артания. В 8 в. у вост. славян была военная демократия. Её признаки: роль народного собрания как органа высшей власти; доминирующая роль мужчин в реш. вопросов; всенародное вооружение для отражения нападения врага. В с. 8 в. роль народного собрания стала ослабевать. Усиливалась роль князя. Одновременно он был высшим лицом исполнительной власти родового управления. В племенных союзах стала формироваться военно-дружинная знать. Она вытесняла родоплеменную знать, захватывала земли. Общинники землевладельцы платили ей дань за землю. Главным занятием славян было земледелие и скотоводство. Было у них коневодство, огородничество. Совершенст-сь железодетальное, гончарное пр-во. Развивалось мореходство, торговля, рыбная ловля. Разводили свиней, кур. Занимались охотой, бортничеством (лесной улей).

5 Образ-е и этапы развития Киевской Руси.

Др.рус. гос-во возникло как двухцентричное с центрами в Киеве и Новгороде. По мнен. академика Рыбакова ядром гос. была территория около Киева. На ней жили поляне. Киевская Русь возникла после захвата Олегом Киева. Это произошло в 882 г. Князь Олег объединил Новгород и Киев, совершил цивилиз-й выбор. Он был сделан в направлении Византии. Большинство исследователей условно делят историю Руси на 3 периода: 1. 9 в. – сер. 10 в. (образ. гос-ва, утверждение на престоле династии Рюриковичей). 2. втор. пол. 10 в. – перв. пол. 11 в. (расцвет Киевской Руси по Владимире 1 и Ярославе Мудром). 3. втор. пол. 11 в. – нач. 12 в. (переход к феодальной раздробленности).

6 Теории происхождения древнерусс-го гос.

Свыше 2-х веков ведутся дискуссии о времени образования и хар-ре др. рус. гос. В них выдел. 2 направления: норманизм и антинорманизм. Основоположником 1-го стали немецкие ученые Байер, Миллер и др. Они жили в Рос. в 18 в. В основу своей концепции взяли эпизод из летописи "Повесть временных лет". Её сущ-ть: в с. 9 в. новгородцы платили дань варягам. В н. 60-х гг. варяги были изгнаны. В городе возн. смута. Для ее устранения были приглашены Рюрик и его братья. В ист-й лит-ре м. встретить упоминание о Рюрике с дружиной. Норманисты заявили, что варяги принесли идею госуд-ти в дикую славянскую среду. Они подчеркивали роль северного очага в образован. гос-ва. Слово "Русь" по их мнению имеет скандинавское происхождение. Русь – это племя, к кот. принадл. Рюрик с братьями. Многие дореволюц-е историки разделяли положение норманистов. Основоположником др. направления был Н. Ломоносов. Он первым стал критиковать норманистов. Летописные варяги по его мнению захватили власть в формирующемся гос-ве. От Ломоносова идет традиция трактовки слова "Русь". Оно произошло от названия реки Рось на Киевщине. В соврем-й ист-й науке доминировал антинорманизм. Советские ученые не отрицали историчность Рюрика и его братьев. Подчеркивали необх-ть комплекса причин для образ. гос-ва. В 1991 г. была опубликована работа историка Новосельцева "Образование др.рус. гос-ва". Осн. положения: походы викингов стимулировали образ. др.рус. гос-ва; древ. Русь развивалась как часть Европы. В росс-й ист-й науке реанимируются осн. положения норманской теории. Ряд исследователей пытаются объединить положения норм. и антинорм. теорий. В. Кожинов в работе "История Руси. Соврем-й взгляд" подчеркнул опр-ю роль варягов в ист-и Руси. Их роль совпадала с собственной судьбой страны. Эпоха аврягов началась во втор. четв. 9 в. и законч. в с.10 в. Ученые использовали для оценки хар-ра др. рус. гос. ряд определений – варварская, доклассовая, дофеодальная и т.д. Историк Троянов хар-т Киевскую Русь как гос-во доклассовое. Его оценка базируется на 3-х признаках: размещение населения по территор-му признаку; наличие публичной власти, отделенной от осн. массы населения; сбор налогов для содержания публичной власти.

7 Крещение Руси и его последствия.

С 980 г. Владимир стал единым правителем Руси. Он был крещен и женился на дочери византийского императора Василия 2 принцессе Анне. Опр-я часть насел. стало приобщаться к христианству с 860 г. В 988 г. была крещена Русь. Предпосылки принятия христианства: природно-климат-е условия, особ-ти ментальности восточных славян. Зап. Европа взяла христ-во от Рима, а Русь от греков. Христианизация было большое испытание для народа. Вначале было крещено население Киева. Все языческие идолы были опрокинуты. На след. утро все жители города явились к реке. Все вошли в воду. Священники произвели обряд крещения. Началось строительство церквей. Первая из них – церковь св. Василия – установили на холме, где раньше стоял Перун. Новгород сильно сопротивлялся крещению, как и многие др. города. Сущ. несколько точек зрения в отнош. принятия христианства: 1. принятие христ-ва Др.Русью было преждевременным. 2. Принятие христ-ва помешало тесному сближению зап. Европы и Киевской Руси. 3. Прин. христ-ва спасло Др. Русь от ислама.

Значение принятия христ-ва: укрепление княжеской власти; укрепление связей с др. странами; смена духовных и нравственных приоритетов в развитии страны; христ-во повлияло на развитие культуры; принятие христ-ва опр-ло особенности развития росс-й цивилизации.

Историческое значение этого времени заключалось в следующем:

1)Приобщение славяно-финского мира к ценностям христианства.

2)Создание условий для полнокровного сотрудничества племен Восточно-Европейской равнины с другими христианскими племенами и народностями.

3)Русь была признана как христианское государство, что опредилило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.
8 Оценки росс. ист-ми школ. личности Ивана 4.

Сер. и втор. пол. 16 в. – сложный период в истории Рос. Авторы 17 в. начинали свои работы с описания деят-ти Ивана 4. Историк Карамзин первым дал цельное описание деят-ти росс-го царя. На вооружение им была взята концепция двух Иванов. Её автором был князь Курбский. В нач. правления Иван 4 был добрым князем ицарем. Затем стал тираном. С. Соловьев и представители "гос-й школы" рассм-ли ист-й процесс в 16 в. как вытеснение родовых начал гос-ми. Деят-ть Ивана по их мнен. была шагом вперед. Историк дал и моральную оценку деят-ти царя. Она была отрицательной. Позднее историки отказались от моральных оценок гос. деятелей. Платонов (к. 19-20вв) разработал концепцию о деят-ти Ивана 4. С небольшими изменениями она дошла до наших дней. В ее основе идея борьбы дворянства и боярства. Боярство явл. тормозом на пути создания централизов-го гос. Под влиян. Платонова оказ. первый советский историк Покровский. Он утверждал, что опричнина явл. дворянской революцией. Личность Ивана 4 привлекла внимание Сталина. В 30-е гг. репрессии Ивана Гр. рассм-сь как гос-я необх-ть. В 40-е гг. в Иване 4 видели патриота и государственника. Историки Бахрушин, Смирнов и др. видели только положит-е в деят-ти царя. Иной подход стал возможен после смерти Сталина. Пионером нов. направления стал Зимин. В 1972 г. была опубликована его книга "Росс. на пороге нов. времени". Автор подверг критике две идеи: идея борьбы двор-ва и боярства; идея о прогрессивности опричнины.

Много внимания данному периоду уделял исследователь Кобрин. Он утверждал, что Иван 4 развязал геноцид против своего народа. Его цель – установление личной диктатуры. Историк заявлял, что без опричнины Росс. продвинулась бы –на много вперед. Исслед-ть Бочаров в работе "Заговор против русской истории" пытается представить деят-ть царя как нескольких людей. В новейших исследованиях доминируют негативные оценки личности и деят-ти Ивана 4.
9 Иван 4 – первый росс-й царь.

25 авг. 1530 г. родился Иван 4. Его мать – Елена Глинская. Глинские были выходцами из великого княжества литовского. Будущему царю было 3 года, когда умер его отец Василий 3. Елена Глинская продолжила политику мужа – укрепление гос. власти. В период ее княжения были построены 5 км каменная стена, звонница и ряд крепостей. В 8-м возрасте Иван осиротел. Ряд иссл-й утверж, что Е. Глинская была отравлена. Наступил период борьбы за власть. В ней приняли участие Шуйские (бояре достойные, ведущие род от Рюриковичей), Бельские (недостойные), Глинские. Победили Глинские. Иван 4 воспитывался в атмосфере пренебрежения к нему бояр. В его душе росла ненависть к ним. Иван много читал. Он глубоко изучил ист-ю киевской Руси и –новгородской республики. Прочитал библиотеку русс-х летописей. Он обладал острым, природным умом, блестящим красноречием и талантом публициста. Иван 4 потребовал царского венчания по царьградскому чиноположению. Это означало, что власть ему дана от бога. Венчание произошло в явн. 1547 в Успенском соборе Московского кремля. Метрополит Макарий изложил программу молодого царя. Её положения: укрепить суд и правду в стране; заботится о расширении террит-и гос-ва. В 60- гг. 16 в. была написана летопись "Степенная книга". В ней прославлялся союз светской и церковной власти. Родословная царя выводилась от византийских и римских императоров. В ней так же освещена история династии Рюриковичей. Иван 4 по мнен. летописца был достойным продолжателем династии Рюриковичей.
10 Реформы Ивана Гразного.

В деят-ти Ивана 4 выдел. 2 периода: 1. 1547-1564, 2. 1564-1584. Первый период прошел под знаком реформ. Причины преобразований молодого царя: боярское правление подорвало центральную власть; выступление народных масс. В своей деят-ти Иван опирался на избранную раду. Она была образована в 1549 г. Её возглавил вотчинник из Костромы А. Адашев. В состав рады входили: Адашев, Макарий, Сильвестр, князья Курбский, Воротынский и др. Точная цифра не известна. В ист-й лит-ре использ-ся термины для обознач. ее статуса: совет близких людей, круг советников, новое правит-во, неофициальное прав-во. Изб-я рада провела ряд реформ. Они создали условия для изменения сущности самодержавной монархии. Были созданы органы гос. управления (приказы). Принят новый судебник, реорганиз-но местн. самоуправл-е.С одной стороны, реформы завершали процесс гос.централи зации.С др.- создавали предпосылки формир-ния элементов гражд. общ-ва.Избр. рада прекратила свою деят-ть в 1560 г. В феврале 1549г. был созван Земский Собор. Его представители- боярская думы, высшее духовенство, дворянство и пасад. Цель его созыва –ослабление роли боярства и церкви.На первом зем. соборе с яркой речью выступил Иван 4. Он обвинил бояр в злоупотреблениях, призвал присутствующих к совместной деятельности по укреплению гос-ва.Земск. соборы решали вопросы мира, войны, законодат-ва, и тд. Их обсуждение проходило по сословиям, решения принимались коллегиально. Они не были обязател-ми. Значение Земск.Соборов: они не избирались, не были постоянными, не имели юрид. прав, созывались в течение 100 лет. На 1 Зем. Соб. было решено издать новый судебник. Он был издан в 1550 г. Его основн. полож-я: усиление роли ценнтр. органов власти, ограничение прав наместников; церьковь была решена –права решать светские вопросы; монастыри были решены привелегий; !! крестьяне имели право смены владельцев. Судебник впервые ввел наказание гос. чиновников за взятки. Иван4 реформировал вооруженные силы страны. Служба в них была пожизн. и наследственной. Войсками управлял разрядный приказ. Ядро новой армии- дворянское ополчение из 1000 чел. Оно стало опорой молод. царя. Были созданы пехотные части- стрелецкие войска. Самост. родом войск стала артилерия. Впервые было разработано "Уложение о службе". Было 2 способа комплектование вооруж. сил. Тыловые работы выполняла посоха, т.е. ополченцы из числа черносошных и монастырских крестьян. Военная реформа потребовала значительных денежн. средств. Другой важной реформой Ивана 4 стала "земская" реформа. Должности наместников были упразднены. В1556 г. суд и управленческ. функции были переданы губным старостам, земским старостам и др. Изменился облик боярской думы. Численность ее увелич. в 3 раза. Активную роль стали играть дворяне. Наряду с отраслевыми приказами происходило формирование и террит-ных( казанский, сибирский) Руководителями в них стали дворяне.

Реформы укрепили гос. управление, военную систему гос, заметно способствовали его централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи гос. Проводилась пол-ка своего рода компромисса – сочетание интересов всех слоев феодалов от мелких провинциальных дворян до вельмож-бояр.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconИстория Отечества как наука. Исочники. Периодизация
В переводе с греч яз. «история» рассказ о прошлом. Отеч ист., или ист. России, наука о становлении и развитии человеческого сообщества...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была icon2. Наука и религия о происхождении человека. Первобытное общество
Нумезматика(история монет)4)Бонистика(ист бум денег) При изучении истории можно выделить 2 подхода: 1)Цивилизованный2)Формационный....

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconМетодические рекомендации для студентов. Тема № Теория государства...
Тема № Теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Методология юридической науки

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconПо истории соответствующей отрасли науки утверждается на кафедре,...
Прием 2011 г. / Российский государственный гуманитарный университет, Управление аспирантурой и докторантурой; сост.: канд ист наук...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconДипломная работа по истории как вид квалификационного научного исследования....
Программа курса "Методика дипломного исследования по отечественной истории" для студентов исторического факультета / Под общ ред...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconФилиал
Кащенко С. Г., канд ист наук, доцент Шишкин В. В., канд экон наук Иваненко В. А канд экон наук, доцент Летуновская М. Е., канд экон...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconИ исторической информатики самарский государственный университет
Программа курса "Историческая информатика" для студентов исторического факультета / Под общ ред д-ра ист наук Л. И. Бородкина; Самарский...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconСредняя общеобразовательная школа имени Дмитрия Тарасова города Озёрска Калининградской области
Проходят годы. Проходит время. У времени есть своя память. Стыдно не знать историю своей семьи. Каждый человек обязан знать хоть...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconРеферат по дисциплине ист в образовании На тему «Динамика ввп в различных...
Ввп рассчитывается как сумма объёмов потребления, инвестиций, государственных расходов и экспорта за вычетом импорта. Ввп подсчитывается...

Ист как учебная дисциплина и как наука вызыв общ-й интерес. Он обусловлен потребностью чел знать свою историю страны. В прошлые годы ист была iconЛ. С. Окунева (мгимо мид россии, кафедра истории и политики стран Европы и Америки)
Российского университета дружбы народов (зам зав кафедрой д-р ист наук, проф. Н. Н. Марчук); д-р ист наук, проф. Л. С. Окунева (мгимо...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru