Скачать 346 Kb.
|
Проект ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «О Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье-2020)» В целях охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики, дальнейшего развития сектора здравоохранения Кыргызской Республики Правительство Кыргызской Республики постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Стратегию охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года. 2. Министерству здравоохранения Кыргызской Республики в трехмесячный срок разработать и в установленном порядке внести на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики межведомственный План мероприятий по реализации Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года. 3. Возложить общую координацию за реализацией Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года на Министерство здравоохранения Кыргызской Республики. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел образования, культуры и спорта Аппарата Правительства Кыргызской Республики. Премьер-министр Ж.Ж. Сатыбалдиев Справка-обоснование к проекту постановления Правительства Кыргызской Республики «О Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье-2020)» Целью Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года является создание социальных, экономических и управленческих условий, необходимых для эффективной профилактики различных заболеваний, обеспечение повышение качества и доступности медицинских услуг в организациях здравоохранения и устойчивости системы здравоохранения, движимой интересами людей и каждого человека на основе межсекторального подхода. Пунктом 10 Плана мероприятий на 2013 год по реализации Программы деятельности Правительства Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 марта 2013 года №111, Министерству здравоохранения КР поручены разработка и в установленном порядке внесение проекта Стратегии развития системы здравоохранения до 2020 года в срок до 25 июня 2013 г., который затем был продлен до 1 марта 2014 года. В качестве государства-члена Европейского региона ВОЗ, Кыргызская Республика поддерживает цели политики Здоровье-2020, принятой в сентябре 2012 г. на шестьдесят второй сессии Регионального комитета ВОЗ, – Европейской политической основы для здоровья и благополучия – «значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства в отношении здоровья, укрепить общественное здравоохранение и обеспечить наличие устойчивых систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей и характеризующихся высоким качеством помощи и соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости и устойчивости». Принципы настоящей Стратегии полностью соответствуют ценностям Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы и Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы. Она включает стратегическое видение улучшения сектора здравоохранения, основанное на межсекторальном подходе охраны и укреплении здоровья населения в целом. Для преодоления многих вызовов в системе здравоохранения нужны общегосударственный подход и интеграция вопросов здравоохранения в программные документы других секторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и доступность услуг, таких как социальная защита, образование, сельское хозяйство и водоснабжение, экономическое регулирование, местное самоуправление и другие. По данным ВОЗ (2005), состояние здоровья населения только на 10-15% определяется сектором здравоохранения, на 15-20% связаны с генетическими факторами и на 20-25% зависит от состояния внешней среды и природно-климатических факторов. Ожидается, что при условии стабильного финансирования и эффективного межсекторального подхода будет достигнуто значительное улучшение показателей здоровья, а также улучшена деятельность по профилактике заболеваний, развитие навыков, знаний населения по охране и укреплению здоровья, а также снижена заболеваемость населения, связанной с неблагоприятными факторами окружающей среды. Реализация мероприятий Стратегии «Здоровье-2020» по сектору здравоохранения будет осуществляться в пределах средств государственного бюджета Кыргызской Республики, включая средства в рамках механизма SWAp, а также бюджет развития, поддерживаемый международными донорскими организациями в рамках Программы государственных инвестиций (ПГИ). По другим секторам в рамках утвержденных бюджетов соответствующих министерств и ведомств, органов местного самоуправления на соответствующие годы. Важными источниками финансовых средств также будут программные кредиты и гранты международных донорских организаций, техническая помощь. Проект Стратегии размещен на сайте Правительства Кыргызской Республики с 25 июня 2013 года. Кроме того, 12 декабря 2013 года был проведен круглый стол «Общегосударственное видение здравоохранения: Национальная стратегия Кыргызской Республики «Здоровье – 2020» с участием премьер-министра Кыргызской Республики, всех заинтересованных министерств и ведомств, а также представителей партнеров по развитию, Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) при технической поддержке ВОЗ. Настоящая стратегия была доработана с учетом принятой резолюции круглого стола, а также поступивших замечаний и предложений. На основании вышеизложенного, Министерство здравоохранения Кыргызской Республики вносит на рассмотрение проект постановления Правительства Кыргызской Республики «О Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье-2020)». Министр Д.З. Сагинбаева Проект Стратегия охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года (Здоровье-2020)
Стратегия охраны и укрепления здоровья населения до 2020 года основана на видении и целях развития страны для улучшения здоровья населения Кыргызской Республики. Она включает стратегическое видение улучшения сектора здравоохранения, основанное на межсекторальном подходе охраны и укреплении здоровья населения в целом, опираясь на прогресс реализации предыдущих реформ и продолжение реализации Национальной программы реформирования системы здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 24 мая 2012 года № 309. В то же время, настоящая Стратегия охватывает и другие актуальные вопросы, требующие всеобъемлющих и комплексных мер, в том числе с учетом модели устойчивого развития.
Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики на 2013-2017 гг., утвержденная указом Президента Кыргызской Республики от 21 января 2013 года № 11, предусматривает развитие Кыргызской Республики как сильного и независимого государства; страны, удобной для проживания, где обеспечиваются права, свободы и безопасность, страны с высоким уровнем образования, здоровой окружающей средой, общественной стабильностью, международным имиджем государства со стабильным, устойчивым экономическим ростом и высокой привлекательностью для инвесторов. В качестве государства-члена Европейского региона ВОЗ, Кыргызская Республика поддерживает цели политики Здоровье-2020, принятой в сентябре 2012 г. на шестьдесят второй сессии Регионального комитета ВОЗ, – Европейской политической основы для здоровья и благополучия – «значительно улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства в отношении здоровья, укрепить общественное здравоохранение и обеспечить наличие устойчивых систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей и характеризующихся высоким качеством помощи и соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости и устойчивости». Основные принципы европейской политики «Здоровье-2020» включают повышение участия руководства в вопросах здоровья, укрепление здоровья на протяжении всей жизни, создание устойчивых сообществ и благоприятных условий для здоровья. Принципы Стратегии охраны и укрепления здоровья населения Кыргызской Республики до 2020 года, полностью соответствуют ценностям Национальной стратегии устойчивого развития на 2013-2017 годы и Национальной программы реформирования здравоохранения Кыргызской Республики «Ден соолук» на 2012-2016 годы. Учитывая существование сильной Программы «Ден соолук», настоящая Стратегия не стремится охватить все имеющиеся инициативы в секторе здравоохранения, а направлена на укрепление и оказание дальнейшей поддержки ключевым приоритетным областям, определенным в Программе «Ден Соолук», а также усиление межсекторального сотрудничества. Для преодоления многих вызовов в системе здравоохранения нужны общегосударственный подход и интеграция вопросов здравоохранения в программные документы других секторов, оказывающих влияние на состояние здоровья и доступность услуг, таких как социальная защита, образование, сельское хозяйство и водоснабжение, экономическое регулирование, местное самоуправление и другие. По данным ВОЗ (2005), состояние здоровья населения только на 10-15% определяется сектором здравоохранения, на 15-20% связаны с генетическими факторами и на 20-25% зависит от состояния внешней среды и природно-климатических факторов. Государственная политика должна обеспечивать создание среды, способствующей укреплению здоровья населения на справедливой основе, что позволит отдельным лицам, семьям и местным сообществам делать здоровый выбор и вести здоровый образ жизни.
К 2020 году создать социальные, экономические и управленческие условия, необходимые для эффективной профилактики различных заболеваний, обеспечить повышение качества и доступности медицинских услуг в организациях здравоохранения и устойчивость системы здравоохранения, движимой интересами людей и каждого человека на основе межсекторального подхода. IV. Общие принципы реализации 4.1. Солидарность и сокращение неравенства Каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, в том числе на бытовые и социальные условия для того, чтобы жить здоровой жизнью. Таким образом, государство заинтересовано в сокращении неравенства в отношении здоровья, в том числе различий в доступе к социально-бытовым условиям, необходимым для хорошего здоровья. Для достижения данного обязательства, настоящая Стратегия следует следующим подходам: - продвижение к всеобщему доступу к услугам здравоохранения; -определение уязвимых групп и наличие четкой стратегии для удовлетворения потребностей этих групп; -принятие усилий по вовлечению других секторов, а не только системы здравоохранения по ключевым социально-экономическим факторам, вызывающим несправедливость в отношении здоровья (социальное отчуждение/исключение, развитие, финансы). 4.2. Общегосударственные действия в интересах здоровья Существует необходимость принятия комплексных мер политики для улучшения показателей здравоохранения. В настоящее время меры политики сконцентрированы в секторе здравоохранения, не учитываются социально-экономические и культурные факторы, вопросы здравоохранения недостаточно интегрированы в смежные отраслевые программы. Необходимо обеспечить последовательность принципов и механизмов подотчетности разных секторов по здоровью населения во время выполнения своей ведомственной деятельности. 4.3. Продвижение концепции здоровья в течение всей жизни Необходимо развитие знаний, навыков и отношения общества к укреплению здоровья граждан всех возрастов, а также усиление профилактики заболеваний. 4.4. Создание устойчивых сообществ Настоящая Стратегия предусматривает широкую концепцию расширения потенциала сообщества. 4.5. Вопросы неравенства в отношении здоровья Сокращение социальных неравенств вносит значительный вклад в здоровье и благополучие. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин почти на 8 лет меньше по сравнению с женщинами. Существует значительный гендерный разрыв в преждевременной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. В возрастной группе 0-64, коэффициент мужской смертности от болезней системы кровообращения превышает смертность женщин в 2,5 раза, от коронарной болезни сердца в 3 раза и от цереброваскулярных болезней в 1,9 раза. Превышение смертности среди мужчин связано с рядом факторов, в том числе поведенческими, включая употребление табака и алкоголя, характер питания и физической активности, недостаточной осведомленностью о медицинских состояниях, таких как повышенное артериальное давление; низкий коэффициент использования первичной медицинской помощи приводит к позднему выявлению и неудовлетворительному ведению хронических заболеваний. Низкий уровень жизни населения, в особенности в сельской местности оказывает влияние на доступность медицинских услуг. При этом неравные условия труда между мужчинами и женщинами, выраженные в том, что женщины заняты на должностях, которые оплачиваются ниже по сравнению с мужчинами (за последнее время заработная плата женщин составляет в среднем около 2/3 заработной платы мужчин) также приводит к тому, что женщины вынуждены осуществлять ведение домашнего хозяйства и уход за членами семьи, совмещая это с приносящей доход деятельностью. В соответствии с анализом интегрированного обследования домохозяйств в 2001-2010 гг., в Кыргызской Республике доля населения, которая сообщила, что она нуждалась в медицинской помощи, но не обратилась за такой помощью ввиду финансовых или географических причин значительно сократилась, составив 4,4 процента. Остается проблематичной ситуация с кадрами, особенно в сельской местности, а текучесть медицинских кадров в результате приводит к увеличению нагрузки врачей ПМСП, что может негативно влиять на качество и доступность помощи в конечном итоге. V. Факторы здоровья и благополучия Здоровье человека формируется и поддерживается целым комплексом условий повседневной жизни. ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье и благополучие отражают влияние многих факторов и отношений между отдельными лицами, группами населения и общества. Принятие подхода к здоровью как охватывающему все этапы жизни, предполагает признание сложного взаимодействия между жизненными событиями, биологическими рисками и детерминантами здоровья. Социальные детерминанты здоровья являются условиями, при которых люди рождаются, растут, живут, работают и стареют и включают в себя благополучие, доходы и бедность, трудовой стаж, дальнейшее участие в жизни общества, модели зависимости и социальной уязвимости к заболеваниям, инвалидности, изоляции и отсутствие социальной поддержки. Социальные детерминанты здоровья имеют прямое или косвенное влияние на формирование несправедливости в отношении здоровья, однако, эти различия предотвратимы и контролируемы на всех этапах жизни человека. Другим значимым фактором, оказывающим влияние на здоровье является состояние окружающей среды. Значительная часть факторов риска для здоровья связана с экологическими условиями. Факторы риска, связанные с профессиональной деятельностью, воздействие химикатов и загрязнение воздуха в помещениях вследствие использования в быту твердого топлива, оказывают воздействие в более чем 80% заболеваний, по которым ВОЗ ведет регулярный учет. За счет действия окружающей среды можно отнести примерно одну четвертую часть смертей и случаев болезней от их общего числа в мире. Ежегодно до 13 миллионов смертей можно было бы предотвратить путем оздоровления окружающей среды. |
![]() | Общие положения, цель, задачи и область применения инвестиционной стратегии чувашской республики до 2020 года | ![]() | В соответствии с Лесным кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «Об охране окружающей среды» Правительство... |
![]() | Демографическая политика Республики Коми направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности,... | ![]() | Целью стратегии является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными... |
![]() | Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и концепции федеральной системы подготовки граждан Российской... | ![]() | Доработка Стратегии социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 г., включая инновационный раздел Стратегии,... |
![]() | Байдакова Н. С. – национальный координатор по Орхусской Конвенции в Кыргызстане, начальник отдела стратегического планирования Управления... | ![]() | Распоряжение Правительства РФ от 28 мая 2011 г. N 924-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического... |
![]() | Республике на 2014-2020 годы (далее Стратегия) определяет цели и основные направления совершенствования корпоративной финансовой... | ![]() | Эг конкретных предложений для «Стратегии 2020» (т е предложений, по сути адресованных Президенту РФ и Правительству рф). И, учитывая... |