Моего исследования




Скачать 102.94 Kb.
НазваниеМоего исследования
Дата публикации29.08.2013
Размер102.94 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > История > Реферат
Министерство образования Российской федерации

Районное научное общество учащихся «Поиск»

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский оздоровительно образовательный центр»

Нововаршавского муниципального района

Омской области
История происхождения и значение школьных терминов

Выполнила Кенжебаева Марал, 4кл.

воспитанница МОУ ДОД «ДООЦ»
Руководитель ШевкоВ.И., педагог

дополнительного образования

р.п. Нововаршавка 2008

Содержание



  1. Введение………………………………………… 3

  2. Основная часть…………………………………. 4

2.1. Материалы опроса школьников.

2.2. История происхождения и значение школьных терминов

2.3. Выводы……………………………………. 8

3. Заключение……………………………………… 8

4. Литература……………………………………….. 9

5. Приложение ……………………………………… 10

3
1. Введение
В русском языке существует множество слов, которые все произносят, не задумываясь над тем, что они означают, откуда произошли? И очень часто даже не подозреваем, что обозначают они совсем не те понятия, что мы в них вкладываем. Я решила выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов и понятий, связанных со школой. Я взяла для исследования слова, наиболее часто употребляемые школьниками – школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, акварель, цифра.

Тема моего исследования:

«История происхождения и значение школьных терминов».

Объект - учебные предметы и понятия

Предмет - значение и происхождение учебных предметов и понятий.

Цель работы – выяснить значение и происхождение некоторых учебных предметов, вещей и понятий, связанных со школой.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1. Провести опрос школьников с целью выяснения знаний о происхождении и значении школьных терминов.

2. Определить источники информации, которые помогут выяснить значение и происхождение школьных терминов.

. 3. Выяснить значение и происхождение терминов: школа, каникулы, парта, портфель, тетрадь, карандаш, пенал, альбом, акварель, цифра.

Источниками проведения исследования стали детские энциклопедии, словари, материалы периодической печати.

При исследовании были использованы методы:

изучение литературы, опрос, описание, сравнение, обобщение, систематизация полученных результатов.
4
Считаю, что мои исследования помогут не только расширить кругозор школьников и их словарный запас, но и вызвать внимание и интерес к слову, более осмысленному его использованию и подбору родственных слов.
2 .Основная часть.
2.1. Ежедневно, в разговоре учеников звучат слова, которые знакомы им с первого школьного дня - уроки, каникулы, парта, пенал.

И вряд ли когда-нибудь кто-то задумывался над тем, что они означают.

Чтобы выяснить это, я провела опрос не только учеников начальной школы, но и ребят старших классов. Было опрошено 12 человек, из них - 3 человека учащиеся 2 кл., 1 -3 кл., 1 – 4 кл., 2 – 5 кл., 5 – 6 класса.

Я задала им вопрос: знают ли они, что означают слова «школа», «каникулы», «цифра», «портфель», «тетрадь», «карандаш», «пенал», «альбом», «акварель», «парта»,

Результат опроса показал, (Приложение) что только 25 процентов знает значение таких часто употребляемых слов. Да это и не мудрено. Ведь за сотни лет с этими словами произошли такие удивительные изменения, которые порой даже трудно объяснить.

2.2. Например, слово «школа»* пришло из Древней Греции, где оно звучало как «схолэ». И означало оно вовсе не учебное заведение, а «досуг», «праздность», «отдых». Короче говоря, очень приятное времяпрепровождение. Наверное, древние греки именно так и представляли себе учебу – как очень приятное и полезное занятие. И надо сказать, они были правы. Дело в том, что греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов – философов со своими учениками о

разных науках.

*Российская газета, 30 августа, 1996, статья «Опять в школу, читай – на отдых».

5
Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия.

С большим нетерпением ждут школьники во время учебы каникулы. А что же означает это слово? В буквальном переводе «каникулы» * означает «собачонки» от латинского «канис» - собака. Каникулой» - собачонкой именовали римляне звезду Сириус, считая ее, охотничьим псом небесного ловчего Ориона. Когда Сириус появлялся на небосклоне), в Риме начинались самые жаркие летние дни, (происходило это с середины июля до конца августа) и тогда объявлялся перерыв во всех занятиях. Естественно, он и получил название каникулы. Слово перешло в русский язык, и тоже означает перерыв в занятиях, но уже не только летом. Мы знаем, что сейчас есть каникулы зимние, осенние и весенние.

Каждый день на уроках математики мы пользуемся цифрами и знаками.

А кто из вас знает, что означает слово «цифра»? Это слово пришло к нам из арабского языка. Кружочек или ноль у арабов назывался «сифра».** Так и появилось слово «цифра», только им обозначали уже и другие знаки

Всем школьникам с первого класса знакомо стихотворение С. Маршака:

Семь ночей и дней в неделе,

Семь вещей у нас в портфеле:

Промокашка и тетрадь,

И перо, чтобы писать,

И резинка, чтобы пятна ,

Подчищала аккуратно

И пенал и карандаш,

И букварь, приятель ваш.


*Российская газета, 30 августа,1996

**Начальная школа, № 2, 1990, «Слово о словах»

6
Все учебные принадлежности мы носим в портфеле. Слово «портфель»* -французского происхождения.. Первая часть этого слова - «порт» - означает «нести», вторая - «фель» - лист. Портфель назвали так потому, что в нем носят листы, бумаги, книги, тетради..

«Тетрадь».** «Тетра» а переводе с греческого языка означает «четыре», «сложенный в четверо».

Интересна история появления тетради. Раньше люди писали в восковых тетрадках, которые появились еще во времена древних греков. Это были деревянные дощечки, покрытые воском коричневого или черного цвета. Их связывали шнуром в книжечку и писали палочкой, которая была одновременно и карандашом и ластиком. Один конец был заострен, а другой тупой, в виде лопаточки, им стирали все написанное. Кроме восковых в старину были и железные тетради, вернее дочечки , на которых не писали, а вырезали буквы острым резцом. Вот такие тетрадки были у тогдашних школьников.

Ребята! Отгадайте загадку. « Длинный парнишка по полю бежит, а за парнишкой дорожка лежит». Это карандаш.*** Слово это по происхождению не русское. Пришло к нам из тюркского языка. Первая часть - «кара» - означает «черный», вторая - «таш» -камень. Очень интересна история появления карандаша. Появился он случайно. В конце 18 века чешский фабрикант Гартмурт, изготавливающий химические чашки тигли, нечаянно уронил одну из них. Осколок чашки, падая на пол, прочертил четкую линию на бумаге, потому что в глину добавляли немного
*Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык, 1998, стр.486

** там же, стр.487,

*** там же, стр. 484

7
порошка графита. После недолгих опытов Гартмурт нашел их оптимальное соотношение, и вскоре его фабрика начала делать стержни для письма. Однако их было неудобно держать в руке, потому что они часто ломались и пачкали пальцы. Тогда французский ученый Конте изобрел для них «деревянную одежду». И вскоре по всей Европе заработали фабрики, одевая пишущие палочки в деревянные «рубашки»

Пенал. * Для школьника необходимая вещь в портфеле. А произошло оно от латинского слова «пенна», которым называли перо. Поэтому ящичек для хранения перьев назвали пенал.

Всем, кто любит рисовать, знакомы альбом ** и акварель. *** Слово «альбом» произошло от латинского слова «альбус», что означает «белый». Действительно, листы в альбоме белые и чистые..

Акварель. Слово «аква» в переводе с латинского – вода, акварель-водяная прозрачная краска, а так же живопись такими красками.

Вы наверное заметили, что все слова, которые мы исследовали, пришли к нам издалека . А вот школьная парта - это наше российское изобретение. В конце 18 века в уральский город Брусняты Белоярского района за участие в деятельности тайного революционного общества народников «Земля и воля» был сослан студент Петербургского

Университета Петр Феоктистович Коротков. Работая в школе учителем, он изобрел стол с наклонной верхней плоскостью, за которой можно было писать не горбясь.

За свое изобретение в 1887 году получил серебряную медаль на Урало-Сибирской кустарно-промышленной выставке.
*Я познаю мир .Детская энциклопедия., История 1997, стр.68

**там же, стр.482

*** там же, стр.482

8
Конструкция оказалась очень удачной, и вскоре распространилась повсеместно.* А вот почему это изобретение назвали «парта» **даже ученые не все ясно себе это представляют. В результате исследования , я выяснила, что слово это произошло от французского « apart» , что означает «особо», «в отдельности», когда - то партами называли сиденья для одного или двух учеников, в противоположность длинным многоместным общим школьным столам и скамьям.
2.3. Выводы

В результате собственных исследований я установила,

что из опрошенных мною школьников, только 25 процентов могут пояснить значение избранных для исследования школьных терминов.

Исследуя выбранные источники с целью выяснения значения и происхождения школьных терминов, я пришла к выводу, что из 10 исследуемых мною школьных терминов 4 имеют латинские корни, 2 слова заимствованы из французского языка, 2 - из греческого, 1 слово арабского происхождения, 1 слово из тюркского языка.
3.Заключение

В дальнейшем я думаю продолжить исследование этой темы, так как это очень интересно и может пригодиться на уроках. Зная историю слов, легче запомнить их правописание, и разобраться, какой был их изначальный смысл. Данный материал можно использовать в работе с учащимися младших классов на занятиях в школе,
*Российская газета, 30 августа, 1996

**Я познаю мир. Детская энциклопедия. Русский язык,1998, стр. 485

9


Литература

1. Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. Почемучка, М., Педагогика, 1987

2. Я познаю мир. Детская энциклопедия: История. М, ООО «Фирма издательства АСТ», 1997

3. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Русский язык/М., ООО «Фирма издательства АСТ», 1998

4. Слово о словах./ «Начальная школа», № 2, 1990

5. «Опять в школу, читай – на отдых», / «Российская газета», 30 августа, 1996

10
Приложение

Результаты опроса


№ п/п

Фамилия, имя

Класс

Знает

Не знает

1.

Ромась Н.

2




+

2.

Круговой И.

2.




+

3.

Бачурин А.

2




+

4.

Крюкова Я.

3




+

5.

Брусянина Л.

4




+

6.

Мукушова А.

5




+

7.

Корчагина А.

5




+

8.

Санников А.

6

+




9

Дубинина Л.

6




+

10

Абулханов А.

6




+

11

Макаренко Д.

6

+




12

Кенжебаева Т.

6

+




Школа (греч.) «схолэ» -досуг, отдых, праздность.

Каникулы (латин.) «канис» - собачка.

Цифра (араб.) «сифра» - ноль, кружок.

Портфель (франц.) «порт» -нести, «фель» - лист.

Тетрадь (греч.) «тетра» - четыре.

Карандаш (тюрк.) кара» -черный, «таш» - камень.

Пенал (латин.) «пенна» - перо.

Альбом (латин.) «альбус» - белый.

Акварель (латин.) «аква»-вода.

Парта (франц.) «апарт» - в отдельности, особо.

  1. слова из латинского языка,


2 слова из французского языка,
2 слова из греческого языка,
1 слово из арабского языка,

1 слово из тюркского языка

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моего исследования iconОткрытое письмо В. В. Путину от участницы конкурса
Оренбургской области – уже давно стал объектом моего пристального внимания (ниже объясню почему). Хотелось бы передать Вам результаты...

Моего исследования iconМирча элиаде йога: бессмертие и свобода
Посвящается памяти моего дорогого попечителя махараджи кассимбазара, господина маниндры чандры нанди, моего гуру профессора сурендраната...

Моего исследования iconРеферат Причины Смуты в России в представлении европейца XVII в
Целью моего исследования является раскрыть причины смуты в России в конце XVI- начале XVII века. Перед тем как начать исследования,...

Моего исследования iconРеферат по учебной дисциплине «Новые информационные технологии в...
Задача моего исследования – представить обзор наиболее интересных, по моему мнению, проектов, провести их классификацию, обрисовать...

Моего исследования iconМоего исследования
Английская пословица гласит: По мнению кошки, все вещи принадлежат кошкам.„Истину этого высказывания я поняла, когда в моем доме...

Моего исследования icon10 апреля 2012 г
Содержание. В докладах необходимо сформулировать проблемы, отразить объект исследования, предмет исследования, достигнутый уровень...

Моего исследования icon«Оценка экологического состояния реки Красивая Меча в районе г. Ефремова»
...

Моего исследования iconВ ходе моего исследования будут предложены неопровержимые доказательства...
Лужителями церквей и правителями государств, желающих укрепить свою власть и показать свою независимость от внешних факторов. Поэтому...

Моего исследования iconАнциферова Л. И. Условия деформации личности / Л. И. Анциферова // Новые исследования
Основание для проведения исследования: запрос адвоката Хруновой И. В. о проведении психологического исследования материалов уголовного...

Моего исследования iconРеферат Империя инков и Испания до начала колонизации и «Доклад об открытии королевства Перу»
Целью моего исследования является сравнить империю инков и Испанию до начала колонизации, а потом, используя полученные сведения,...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru