Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения»




Скачать 61.95 Kb.
НазваниеДоклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения»
Дата публикации13.01.2015
Размер61.95 Kb.
ТипДоклад
5-bal.ru > Информатика > Доклад
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 р.п. Юрты.

Доклад

Тема: « Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения».

Выполнила: учитель начальных классов

МКОУ СОШ №24 р.п. Юрты

Занина Л.А.
Юрты 2013г

Уважаемые коллеги разрешите представить вашему вниманию доклад на тему « Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения». (Слайд 1,2)

Развитие речи – важная задача при обучении языку. Речь является основой всякой умственной деятельности и средством человеческого общения (коммуникации).

Есть два основных пути развития речи:

-Во-первых, развитие речи осуществляется в процессе применения языка в практической деятельности человека, при этом мы не только пользуемся уже имеющимися знаниями, умениями и навыками о языке, но и расширяем свои речевые возможности.

-Во-вторых, развитие речи может осуществляться в ходе специально организованного обучения.

(Слайд 3)

Задачи учителя заключается в том, что необходимо:

  • обеспечить хорошую речевую среду для учащихся (восприятие речи взрослых, чтение книг);

  • обеспечить создание речевых ситуаций;

  • обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов;

  • вести постоянную работу по развитию речи, связывая ее с уроками грамматики, чтения;

  • создавать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к хорошей речи.

Дети к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Наибольшие трудности у детей вызывают задания, требующие непосредственного участия речи при их выполнении.

Подводя итоги выше сказанного можно сделать вывод, что речь является основным средством обучения и источником необходимой информации. Логическая, чёткая, документальная, образная речь учащихся является одной из главных задач обучения. Чем активнее обучаемые совершенствуют свою речь, пополняют свой словарный запас, тем выше их уровень познавательных возможностей и культуры.

(слайд 4,5)

Развитие речи будет происходить эффективно при определённой последовательной педагогической работе, в основе которой лежит логика усвоения речевого материала, его неоднократное восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в речевых ситуациях на всех уроках.

(слайд 6)

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса.

Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по грамматике, и правописанию. Работа над правильным произношением, над внятностью и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над правильным и точным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически-грамотным письмом – вот основное содержание уроков по русскому языку в начальных классах.

Для развития речи, для обогащения лексического запаса большое значение имеет чтение. Поэтому необходимо с первых дней обучения детей в школе воспитывать у них интерес и любовь к книге, приучать их к самостоятельному чтению не только в школе, но и дома.
Образцом для учащихся должна быть безукоризненная правильная, ясная, четкая, содержательная и в меру эмоциональная речь учителя.
Большую помощь в развитии связной речи младших школьников оказывают наглядные пособия, различные технические средства обучения. Этой же цели служат внеклассная работа, участие в художественной самодеятельности, кружках художественного слова и т.п.
Развитие связной речи учащихся тесно связано с активным приобретением ими знаний об окружающем мире, с общим ростом культуры школьника, повышением его познавательных интересов, любознательности и наблюдательности (слайд 7)

Систематическая работа обязательно приведёт к успеху.

Учебный процесс подразумевает развитие речи на всех уроках, в том числе и на уроках математики. Но математический язык кардинально отличается от естественного языка. При изучении математики особую важность играет умение логически мыслить и правильно рассуждать. Таким образом, речевая деятельность учителя должна носить информационно познавательный, коммуникативный, стимулирующий характер, постоянно и целенаправленно способствовать речевому развитию младшего школьника.

Для организации работы по развитию речи использую упражнения из учебника по математике.

Задания изменяю таким образом, что цель задания сохранена, но его вид или формулировка направлены на максимальное участие речи детей при выполнении данного задания.

Все предлагаемые упражнения дифференцирую по следующим темам:

  1. Работа с числовыми выражениями.

  2. Работа с условием задачи.

Работе с числовыми выражениями уделяю особое внимание.

- чтение числовых выражений разными способами способствует более интенсивному развитию звуковой стороны речи и обогащению словарного запаса учащихся;

Использую формы работы с условием задачи, такие как:

    • Составление вопроса или вопросов к условию задачи.

    • Составление текста задачи по рисунку.

    • Восстановление задачи из так называемого «деформированного» текста

Полагаю, что такие формы работы с условием задачи нужно использовать как можно чаще. Такие упражнения могут быть полезны для развития связной речи (слайд 8)

Уроки окружающего мира способствуют развитию связной речи детей. Это объясняется тем, что дети, обсуждая близкие им темы в непринужденной обстановке, учатся беседовать, описывать, рассуждать, вести диалог, составлять повествовательный и описательный рассказы, рассказ-загадку.

Книга А.П. Плешакова содержит яркие красочные иллюстрации, интересные вопросы. В учебнике даны небольшие сообщения о различных явлениях в природе. Прошу учащихся подобрать дополнительный материал по нужной теме. В работу включаются родители. Находят вместе с детьми интересные сведения, делают рисунки, аппликации, активно работают с дополнительной литературой. Тема каждого урока представляет собой вопрос, на который школьники за отведенное учебное время должны ответить. Например, что у нас над головой? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? звери? рыбы? птицы? Откуда берется шоколад и изюм? Как путешествует письмо? и другие. Сколько здесь простора для мысли, рассуждений, поисков, составления рассказов.

Таким образом, увеличивается словарный запас младших школьников, а это тоже одна из главных задач обучения на начальной ступени.(слайд 9)

На уроках трудового обучения необходима организация живого общения учащихся через включение их в осмысленное и развернутое обсуждение вопросов связанных с проблемами урока. Как это организовать? В материал урока, кроме определенной зрительной и словесной информации, обычно включаю и вопросы, обращенные к ученикам. Эти вопросы требуют, чтобы ученик, оценив в целом предложенную информацию, попытался представить и спроектировать будущую работу. Причем, вопросы ставлю так, чтобы ученик мог увидеть не отдельные действия и операции, а понять их содержание и взаимосвязи, уловить особенности конструкции. Это означает, что ему необходимо выстроить мысленно систему действий. Проблемные вопросы и задачи требуют размышлений и, соответственно, осмысленных, самостоятельных ответов. Для развития речи детей желательно использовать на уроке и любые другие возможности. Очень хорошо, например, чтобы время от времени ученики рассказывали после завершения работы о том, как они ее планировали. Это позволяет привести в систему предпринятые действия, еще четче увидеть взаимосвязь, а также лучше оценить содержание того, что делалось в процессе работы. Эти приемы ценные тем, что они одновременно позволяют привлечь внимание учащихся друг к другу. Приучая их внимательно слушать ответы и рассуждения товарищей, задумываться над ними, включаться в разговор (а не только отвечать учителю), это формирует взаимный интерес и соответствующий микроклимат в классе (слайд 10)

Начальное образование, направленное на формирование общей культуры, закладывает фундамент для самостоятельной реализации возможностей личности, а также обеспечивает социальную успешность в условиях информационного общества. В силу этого перед начальной школой стоит сегодня задача максимально использовать возможности методики преподавания для того, чтобы найти эффективные и современные способы развития речи учащихся, согласно федеральным государственным образовательным стандартам. Учебные программы начальных классов и учебно-методические пособия по развитию речи учитывают реалии времени и выполняют задачи по реализации познавательных и социокультурных целей, которые сегодня признаны принципиально необходимой чертой образовательной политики.

Спасибо за внимание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconДоклад по рускому языку тема : «развитие связной речи младших школьников...
Тема : «развитие связной речи младших школьников в процессе обучения написанию сочинений по картине»

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconДоклад на тему: развитие диалогической речи младших школьников с...
Развитие диалогической речи младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи посредством организации коллективной деятельности

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconУрок по теме: «Методы формирования и развития навыков подбора по...
«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся класса фортепиано», преподавателем...

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconУчебники «Французский язык»
Обучение французскому языку на начальном этапе в средней школе предполагает формирование коммуникативных компетенций обучающихся,...

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconИсследование влияния проектной деятельности на развитие навыка говорения
I. особенности формирования и развития навыка говорения на начальном этапе обучения английскому языку

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconТема «Создание речевой среды младших школьников. Первые стихи» Сохранение...
Сохранение и развитие индивидуальности младшего школьника в процессе работы по развитию речи. (Презентация опыта)

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconДоклад на районном методическом объединении на тему: «Развитие коммуникативной...
«Развитие коммуникативной активности младших школьников в процессе проектной деятельности». Прием «Кластер»

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconI. Теоретические основы обучения младших школьников навыкам устной и письменной речи
Роль учебника в работе по формированию навыков устной и письменной речи

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» iconМамаева евгения ивановна
Формирование фонетических навыков учащихся на начальном этапе обучения

Доклад Тема: «Развитие речи младших школьников на начальном этапе обучения» icon«Развитие устной и письменной связной речи младших школьников» Учитель начальных классов: Чупина
Цель в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях, используя приоритетные средства – культуру речи и...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru