Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2»




Скачать 202.08 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине « д 2»
Дата публикации09.11.2014
Размер202.08 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
5-bal.ru > Информатика > Учебно-методический комплекс


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Институт прикладной информатики, математики и физики

Кафедра информатики и информационных технологий обучения

Учебно-методический комплекс
по дисциплине «Б3.ДВ6.2» «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Направление подготовки 230700 "Прикладная информатика "

Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике»

Квалификация выпускника - Бакалавр

Форма обучения: заочная

Составитель: Козырева Г.Ф.

Армавир, 2013


2. Обоснование учебно-методического комплекса



Учебно-методический комплекс (далее УМК) по дисциплине «Интеллектуальные информационные системы» разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника и предназначен для студентов, обучающихся по направлению Прикладная информатика.

Учебно-методический комплекс дисциплины рекомендован к утверждению учебно-методической комиссией на заседании кафедры информатики и ИТО «___» от «_____» ___________ 2013 г., протокол № __.


Автор (составитель): к.п.н., доцент Козырева Г.Ф.
Учебно-методический комплекс дисциплины утвержден на заседании кафедры информатики и ИТО

(наименование учебного подразделения)

«____»_________________ 20___ г. протокол № ____
Заведующий кафедрой ______________/ Бельченко В.Е.

(подпись) Ф.И.О.

3. Представление содержания УМКД





2. Обоснование учебно-методического комплекса 2

3. Представление содержания УМКД 3

4. Организационно-программный раздел 4

4.1. Пояснительная записка 4

4.2. Цели освоения учебной дисциплины (модуля) 4

4.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО 5

4.4. Дидактический минимум содержания дисциплины 5

4.5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины 6

4.6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ 8

Раздел, тема 11

4.7. Список рекомендуемой литературы 14

4.8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения мероприятий промежуточного контроля 15

5. Учебно-методический раздел 16

5.1. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе 16

5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 16



4. Организационно-программный раздел

4.1. Пояснительная записка


Курс «Интеллектуальные информационные системы" предусмотрен ФГОС ВПО по направлению 230700 Прикладная информатика. Данный курс относится к числу курсов, призванных заложить фундамент общей подготовки будущих специалистов в области информатики и информационных систем.

В данном курсе изучаются такие разделы как:

Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства.

Экспертные системы

Инструментальные средства создания ИИС.

Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекции необходимо раскрыть наиболее сложные, узловые вопросы, ставить студентам задачи по самостоятельному изучению материала, как по отдельным вопросам, так и по какой-то проблеме в целом.

После прослушивания лекций и проведения самостоятельной работы студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”.

Более глубокое и конкретное изучение нормативных документов, рекомендуемой литературы, подготовка рефератов, сообщений, докладов осуществляется при проведении самостоятельной работы.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы в среде Visual Prolog.

Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.

4.2. Цели освоения учебной дисциплины (модуля)


Целью изучения дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» является изучение основных принципов построения и функционирования нового класса информационных систем (ИИС), в основе которых лежит искусственный интеллект; обеспечить высокую профессиональную подготовку специалистов в области разработки и практического применения интеллектуальных информационных технологий по профилю будущей специальности.

Задачи изучения дисциплины:

  • развитие современного профессионального мировоззрения и знакомство с передовыми технологиями разработки специального класса прикладных систем;

  • знакомство со всем кругом задач, решаемых в рамках искусственного интеллекта;

  • овладение методами проектирования и разработки модулей информационных систем, использующих технологии искусственного интеллекта.

На основе приобретенных знаний формируются умения осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации; ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС; определять эффективность выбираемых решений.

По окончании изучения курса студент должен:

  • иметь представление: о  принципах  построения и функционирования интеллектуальных информационных систем, а также новых перспективных подходов к решению проблем, возникающих в области искусственного интеллекта;

  • знать: проблематику искусственного интеллекта с акцентом на идеи, перспективы и прикладные системы этого типа, полезные в процессе обучения и практической работе инженера;

  • владеть: вопросами организации, проектирования разработки и применения систем, предназначенных для обработки информации, базирующихся на применении методов искусственного интеллекта.


4.3. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО


Учебная дисциплина «Интеллектуальные информационные системы» относится к профессиональному циклу Б3. Дисциплина опирается на знания, полученные в ходе изучения курсов: информационные технологии, информационные системы, теория информационных процессов и систем.

Распределение часов в тематическом плане по реализуемым формам обучения производится в соответствии с учебным планом.
Распределение трудоемкости (в часах) дисциплины


Семестр

Трудоемкость

Лекции, час.

Практич.

занятия, час.

Лаб. раб., час.

СРС,

час

Форма

аттестаци

зач. ед.

час

3 курс

5 семестр

2

72

4

-

6

56

зачет

В т.ч. в интерактивной форме







6







4.4. Дидактический минимум содержания дисциплины



 №

ТЕМА

Форма рубежного контроля

1.

Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства.

ДЗ

2

Экспертные системы.

ДЗ

3

Инструментальные средства создания ИИС.


ДЗ

4.5. Требования к результатам освоения содержания дисциплины



В соответствии с требованиями ФГОС ВПО в результате освоения дисциплин обучающийся должен овладеть комплексом компетенций. Выполнение этого требования проверяется при аттестации образовательной программы, в том числе путём контроля остаточных знаний обучающихся.

Распределение компетенций, формируемых в ходе изучения дисциплины


Коды

компетенций

Название компетенции

Форма текущего контроля качества

компетенции

ОК - Общекультурные компетенции профиля

ОК -4

способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность

устный опрос

ОК -5

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию

устный опрос

ОК -13

способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

устный опрос

ПК - профессиональные компетенции профиля

Общепрофессиональные (ОПК)




ПК-1

способен использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

- тестирование



4.6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»
Институт прикладной информатики, математики и физики

Кафедра информатики и ИТО


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Б3.ДВ6.2»«Интеллектуальные информационные системы»

Направление подготовки 230700 Прикладная информатика

Профиль подготовки «Прикладная информатика в экономике»

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр

Форма обучения: заочная

Составитель: Козырева Г.Ф.


Армавир, 2013

Лист согласования


Автор-составитель: к.п.н., доцент Козырева Г.Ф.


Рабочая программа дисциплины (модуля) утверждена

на заседании кафедры информатики и ИТО

« ___ » ________ 2013 г. протокол № ____
Заведующий кафедрой Бельченко В.Е. / ________________________

4.6.1. Пояснительная записка

Курс «Интеллектуальные информационные системы" предусмотрен ФГОС ВПО по направлению 230700 Прикладная информатика. Данный курс относится к числу курсов, призванных заложить фундамент общей подготовки будущих специалистов в области информатики и информационных систем.

В данном курсе изучаются такие разделы как:

Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства.

Экспертные системы

Инструментальные средства создания ИИС.

Лекции по курсу проводятся с целью дать слушателям знания по изучаемым темам в наиболее общем, системном виде.

В ходе проведения лекции необходимо раскрыть наиболее сложные, узловые вопросы, ставить студентам задачи по самостоятельному изучению материала, как по отдельным вопросам, так и по какой-то проблеме в целом.

После прослушивания лекций и проведения самостоятельной работы студент должен усвоить предложенный материал на уровне “иметь представление”, а отдельные элементы на уровне “знать”.

Более глубокое и конкретное изучение нормативных документов, рекомендуемой литературы, подготовка рефератов, сообщений, докладов осуществляется при проведении самостоятельной работы.

Лабораторные занятия имеют цель дать студентам практические навыки работы в среде Visual Prolog.

Практические занятия целесообразно проводить по схеме: повторение пройденного материала, изучение последовательности выполнения отдельных элементов знания по новой теме, а затем практическое их выполнение на ПК.

Целью изучения дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» является изучение основных принципов построения и функционирования нового класса информационных систем (ИИС), в основе которых лежит искусственный интеллект; обеспечить высокую профессиональную подготовку специалистов в области разработки и практического применения интеллектуальных информационных технологий по профилю будущей специальности.

Задачи изучения дисциплины:

  • развитие современного профессионального мировоззрения и знакомство с передовыми технологиями разработки специального класса прикладных систем;

  • знакомство со всем кругом задач, решаемых в рамках искусственного интеллекта;

  • овладение методами проектирования и разработки модулей информационных систем, использующих технологии искусственного интеллекта.

На основе приобретенных знаний формируются умения осуществлять проектирование ИС от этапа постановки задачи до программной реализации; ориентироваться в методах и средствах, используемых для разработки ИС; определять эффективность выбираемых решений.

По окончании изучения курса студент должен:

  • иметь представление: о  принципах  построения и функционирования интеллектуальных информационных систем, а также новых перспективных подходов к решению проблем, возникающих в области искусственного интеллекта;

  • знать: проблематику искусственного интеллекта с акцентом на идеи, перспективы и прикладные системы этого типа, полезные в процессе обучения и практической работе инженера;

  • владеть: вопросами организации, проектирования разработки и применения систем, предназначенных для обработки информации, базирующихся на применении методов искусственного интеллекта.


4.6.2. Структура и содержание учебной дисциплины (модуля)



Всего

В т.ч. аудиторных,час

Самост.

работа






Раздел, тема


часов

Всего

Из них










аудит.

Лекции

Лаб. работы

час




1

2



















1

Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства. Экспертные системы.

23

2

2




22




8

Инструментальные средства создания ИИС.

45

8

2

6

40




Итого:

72

10

4

6*

62





* - занятия проводятся в интерактивной форме.
4.6.3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Содержание учебного материала: ЛЕКЦИЙ
Лекция № 1.
Тема: Понятие интеллектуальной информационной системы (ИИС), основные свойства. Экспертные системы.

Содержание:

Исторические аспекты развития интеллектуальных средств и систем.. Искусственный интеллект, основные понятия. Понятие интеллектуальных информационных систем (ИИС). Отличие ИИС от традиционных информационных систем. Виды и характеристики интеллектуальных систем. Понятие и виды интеллектуального управления.

Подходы к построению интеллектуальных информационных систем. Основные классы ИИС. Отличительные признаки каждого класса.   

Понятие и классификация экспертных систем, области применения. Условия применимости экспертных систем. Факторы, определяющие реализацию конкретной ЭС. Структура ЭС, интерфейсный блок, база знаний, система вывода, система объяснений. Приобретение знаний. Работа эксперта, инженера по знаниям и пользователя.

Лекция № 2.

Инструментальные средства создания ЭС.

Содержание:

Анализ и обзор традиционных языков и языков представления знаний: языки ЛИСП, ПРОЛОГ, среда разработки экспертных систем Сlips.

Представление данных при помощи фактов. Представление данных при помощи правил. Поиск с возвратом в Прологе. Список как рекурсивный объект данных в ПРОЛОГе. Стандартные задачи обработки списков.


Содержание учебного материала: ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
Лабораторная работа № 1.

Тема: Создание простейших проектов. Поиск с возвратом

Цель работы: Отработка практических навыков по созданию простейших проектов в среде Visual Prolog

Рекомендации к самостоятельной работе:

* Изучить литературу [1], [2], [6]

* Повторить лекционный материал

* Выполнить электронный тест «Общие сведения о Прологе» для самоподготовки в среде АСТ.

*Изучить материалы электронного методического пособия «Основы искусственного интеллекта» (Разделы 5.4, 5.5, 5.6) http://www.agpu.net/fakult/ipimif/fpiit/kafinf/rabkab/OII/Default.aspx
Содержание работы:

    1. Реализовать в среде Visual Prolog Пример1 лабораторной работы №1( http://www.agpu.net/fakult/ipimif/fpiit/kafinf/rabkab/IIS/IIS.aspx)

    2. Проанализировать полученные результаты.

    3. Выполнить задание для самостоятельной работы лабораторной работы №1

Форма представления отчета:

Отчет о выполненной самостоятельной работе должен содержать:

  1. тему лабораторной работы;

  2. условие задачи;

  3. листинг программы;

  4. результаты ее тестирования.



Лабораторная работа № 2.

Тема: Рекурсия.

Цель работы: Отработка практических навыков составления программ с использованием рекурсии.

Рекомендации к самостоятельной работе:

* Изучить литературу [2], [3], [4], [6]

* Повторить лекционный материал

*Изучить материалы электронного методического пособия «Основы искусственного интеллекта» (Раздел 5.10) http://www.agpu.net/fakult/ipimif/fpiit/kafinf/rabkab/OII/Default.aspx

Содержание работы:

1.Реализовать в среде Visual Prolog Примеры 1, 2 лабораторной работы №7( http://www.agpu.net/fakult/ipimif/fpiit/kafinf/rabkab/IIS/IIS.aspx)

2.Проанализировать полученные результаты.

3.Выполнить задания №2, 8 для самостоятельной работы лабораторной работы №7

Форма представления отчета:

Отчет о выполненной самостоятельной работе должен содержать:

  1. тему лабораторной работы;

  2. условие задачи;

  3. листинг программы;

  4. результаты ее тестирования;


Лабораторная работа № 3.

Тема: Работа со списками.

Цель работы: Отработка практических навыков составления программ с использованием списков

Рекомендации к самостоятельной работе:

* Изучить литературу [2], [3], [4], [6]

* Повторить лекционный материал

*Изучить материалы электронного методического пособия «Основы искусственного интеллекта» (Раздел 5.10) http://www.agpu.net/fakult/ipimif/fpiit/kafinf/rabkab/OII/Default.aspx
Содержание работы:

1.Реализовать в среде Visual Prolog Примеры 1, 2 лабораторной работы №8 ( http://www.agpu.net/fakult/ipimif/fpiit/kafinf/rabkab/IIS/IIS.aspx)

2. Проанализировать полученные результаты.

3. Выполнить задания №2, 8 для самостоятельной работы лабораторной работы №8

Форма представления отчета:

Отчет о выполненной самостоятельной работе должен содержать:

  1. тему лабораторной работы;

  2. условие задачи;

  3. листинг программы;

  4. результаты ее тестирования;

4.7. Список рекомендуемой литературы



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агальцов, В.П. Информатика для экономистов: учебник / В.П. Агальцов, В.М. Титов.- М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2013.- 448 с.

  2. Балдин, К.В. Информационные системы в экономике: учеб. пособ. / К.В. Балдин.- М.: ИНФРА-М, 2012.- 218 с.

  3. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013.- 352с.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Акперов И.Г. Информационные технологии в менеджменте. – М.: ИНФРА-М. 2013- 400 с.

  2. Безручко В. Т. Информатика курс лекций: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013-432.с

  3. Мезенцев К.Н.. Автоматизированные информационные системы [Текст] : учебник / - М : Academia, 2010. - 176 с.

  4. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами: Учеб. пособие. -2-е издание., перераб. и доп. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-232с.

  5. Светлов Н.М., Светлова Г.Н. Информационные технологии управления проектами: Учеб. пособие. -2-е издание., перераб. и доп. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2012-232с.

  6. Федотова Е.Л. Информационные технологии и системы: Учебное пособие. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2013.- 352с.

  7. Федотова Е.Л., Федотов А.А., Информатика. Курс лекций : Учеб. Псоб. - М.: ИД. "Форум" : ИНФРА - М. 2011.- 480с.

  8. Черников Б. В. Управлением качеством информационных систем в экономике [Текст] : учебное пособие [Гриф УМО МО РФ] / Б. В.Черников, В.В. Ильин - М. : ФОРУМ, 2010. - 240 с.


4.8. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения мероприятий промежуточного контроля




4.8.1 Вопросы к защите лабораторных работ



Лабораторная работа №1

Вопросы.

  1. Каковы основные особенности языка Пролог?

  2. Какие основные разделы содержить Пролог-программа?

  3. Из каких типов утверждений состоит база знаний в Прологе?

  4. Какова структура запроса?

  5. Переменные в ПРОЛОГе.

  6. Объекты и типы данных в ПРОЛОГе.


Лабораторная работа №2

Вопросы.

  1. Что такое рекурсия?

  2. Какова структура рекурсивных правил в Прологе?

  3. В чем преимущества и недостатки рекурсии?

  4. Для чего необходимо граничное условие в рекурсивном правиле?


Лабораторная работа №3

Вопросы.

  1. Какая структура данных называется списком?

  2. Как объявляются списки?

  3. Как задаются списки?

  4. Как осуществляется доступ к отдельному элементу списка?

  5. Какие стандартные операции определены для списков?


5. Учебно-методический раздел

5.1. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе



Преподаватель в процессе подготовки к проведению занятий исходит из того, что

  • студенты знакомы с фундаментальными основами и практикой использования средств информационно-коммуникационных технологий, таких как компьютер, периферия, средства связи, системное программное обеспечение, системы программирования, пакеты прикладных программ;

  • в ходе проводимых занятий предлагаемые студентам задания, упражнения, темы рефератов и т.п. должны быть ориентированы на расширение кругозора, освоение инструментария используемых средств современных информационных технологий;

  • для приобщения обучаемых к поиску, к исследовательской работе, для развития их творческого потенциала следует по возможности избегать прямого руководства работой обучающихся при выполнении ими тех или иных заданий, чаще выступать в роли консультанта, эксперта, коллеги-исследователя;

  • данный курс предполагает значительный объём самостоятельной работы студентов. В частности, для успешного прохождения процедуры тестирования требуется систематическая, целенаправленная работа в рамках самоподготовки.


5.2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов



Цель самостоятельной работы студентов – приобретение навыков проектирования интеллектуальных информационных систем в среде Visual Prolog..
Задачи:

1) усвоение новых терминов и понятий;

2) подготовка к успешному выполнению заданий лабораторных практикумов.
Пути достижения цели:

1) изучение материалов лекций;

2) рассмотрение примеров, разобранных в ходе лабораторных занятий;

3) работа с рекомендованной литературой;

4) практическая работа в компьютерных классах с изучаемыми средами проектирования, являющихся решением различных примеров, как предлагаемых преподавателем, так и извлекаемых из рекомендованной литературы;

5) работа с рекомендованными для самостоятельного изучения электронными ресурсами.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс Специальность: 100101 Сервис Москва...
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Безопасность предприятия в сфере услуг» составлен в соответствии с требованиями Государственного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс курс по выбору по дисциплине « дв4»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б2»
Учебно-методический комплекс (далее умк) по дисциплине «Информатика» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Внешнеэкономическая деятельность
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине История железнодорожного
...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв6»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв12»
Учебно-методический комплекс по дисциплине " Технические и аудиовизуальные средства обучения"

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оценка бизнеса» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс по дисциплине « д 2» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент в налогообложении» разработан для студентов, обучающихся на очной и заочной...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru