Тексты в памяти компьютера




Скачать 107.5 Kb.
НазваниеТексты в памяти компьютера
Дата публикации25.08.2013
Размер107.5 Kb.
ТипЛекция
5-bal.ru > Информатика > Лекция
Тема: Тексты в памяти компьютера
Класс: 6

Тип урока: изучение и применение новых знаний

Цели:

  • формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера;

  • применить способы кодирования текстовой информации при решении задач.

Основные понятия:

кодовая таблица;

двоичное кодирование текстовой информации;

Ход урока:




Учитель:

Учащиеся

1.Актуализация знаний

фронтал.

Целеполагание

фронтал.

На предыдущих уроках мы говорили о том, как представлена информация в памяти компьютера.

Кто бы хотел ответить на вопросы?

В: Как называется информация в памяти компьютера?

В: В виде чего можно представить память компьютера и содержащуюся в ней информацию?

В:Как называются значения 0 и 1?

В: в какой С.С. Используются только 2 символа 0 и 1?

В: О кодировании какой информации мы говорили на прошлом уроке?

В: Как представлено любое число 10 с.с. В памяти компьютера?

В: может ли такое быть?

Ей было 1100 лет,

Она в 101 класс ходила,

В портфеле по 100 книг носила -

Все это правда, а не бред.

В: Кроме числовой информации, какие еще виды информации обрабатывает компьютер?

В: С какой информацией мы чаще работаем на компьютере?

В: О кодировании какой информации мы будем говорить сегодня на уроке?

В: Если инф. в памяти комп .— это 1и 0, а текст-символы, то какие перед нами стоят задачи?

В:Тогда, какие умения вы приобретете?

Запишите эти умения себе в «Листы Обратной Связи»

О:Цифровые данные
О:в виде листа в клетку, в каждой ячейке которой хранится 0 или 1.

О:бит

О:в 2 С.С.
О:числовой
О:в виде 1и 0
О:да, если стих в 2 с.с.

О:Текстовая, звуковая, графическая, видео
О:текстовая

О:Кодирование текста в памяти компьютера


  • узнать как Т=двоичн код

  • кодировать Т

  • декодировать Т




  • умение переводить Т в 2 код

  • кодировать Т

  • декодировать Т




2.Основная часть

Лекция

фронтал.

Ситуация1.

Работа в парах

ИТОГ 1 сит.

Рефлексия по итогам 1 ситуации.
Лекция

С точки зрения компьютера, текст - это любая последовательность символов из компьютерного алфавита. Совсем не обязательно, чтобы это был текст на одном из естественных языков (русском, английском и др.). Это могут быть математические или химические формулы, номера телефонов, числовые таблицы.

Самое главное, чтобы все используемые символы входили бы в компьютерный алфавит.

Скажите какие символы входят в компьютерный алфавит?

Возьмите карточки 1



попробуйте сформулировать правило перевода текста в двоичный код, с доказательством.

1)пронумеровать все символы

2)номер перевести в двоичный код

Записать ниже и ответить.

Проверить ответы нескольких учащихся.

Действительно, Все символы компьютерного алфавита пронумерованы от 0 до 255. Каждому номеру соответствует двоичный код от 00000000 до 11111111. Этот код просто порядковый номер символа в двоичной системе счисления.

Отметьте в ЛОС: достигли ли вы 1 умения.

Таблица, в которой всем символам компьютерного алфавита поставлены в соответствие порядковые номера, называется таблицей кодировки. Международным стандартом для ПК стала таблица ASCII (читается АСКИ – американский стандартный код для информационного обмена).

В этой таблице представлены коды от 0 до 127 (буквы английского алфавита, знаки математических операций, служебные символы и т.д.), причем коды от 0 до 32 отведены не символам, а функциональным клавишам

Задание в тетр. №24(в таблице пропущены коды).

Восстановить коды. Каждый переводит по одному коду.

Проверить, сравнить со слайдом.
Коды с 128 по 255 выделены для национальных стандартов каждой страны. Этого достаточно для большинства развитых стран.

Для России были введены несколько различных стандартов кодовой таблицы (коды с 128 по 255).

КОИ8-Р(упр. 27)



1)пронумеровать все символы

2)номер перевести в двоичный код


Работа в парах







Ситуация 2

Закодируйте 1 слово для соседа в 10 и 2 коде.

Обменяйтесь листами.

Прочитайте сообщение.

Учащиеся расшифровывают сообщение по кодировочным таблицам

Рефлексия

Ситуация 3.

Работа в парах за компьютером

Посмотрим на умения в ЛОС. Умение 2 - кодировать Т. отметьте себе на карточках, где записаны умения +,-. Какие умения вы приобрели?
При печати на принтере произошел сбой программы и задание вам получилось в виде 1 и 0. Выполните на компьютере.

1. На Калькуляторе(Вид-Инженерный) получить 10 код, а затем в текстовом редакторе Блокнот, чтобы вывести на экране символ по его номеру кода, необходимо удерживая на клавиатуре клавишу “ALT” набрать код символа на дополнительной цифровой клавиатуре.

Что получилось?


Кодировать .

Учащиеся в парах выполняют практическую работу

Рефлексия

Умение 3: декодировать .

отметьте себе на карточках, где записаны умения +,-.

Какие умения вы приобрели?

Декодировать текстовую информацию с помощью компьютера.




Работа с листами ОС.

Те. у кого все +, поставьте себе 5

У кого была 1-2 ошибки, стоит -, - 4.

Остальные ничего не поставят







Учитель: Сегодня мы говорили, что одним из самых массовых приложений является работа с текстами

Почему же работа с тестовой информацией на компьютерах нашла такое большое распространение?

  • Экономия бумаги;

  • компактное размещение;

  • возможность многократного использования

  • возможность быстрого копирования ;

  • возможность передачи текста по линиям компьютерной связи.




Исторический экскурс

Человечество использует шифрование (кодировку) текста с того самого момента, когда появилась первая секретная информация. Перед вами несколько приёмов кодирования текста, которые были изобретены на различных этапах развития человеческой мысли:

- криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц;

- азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире);

- сурдожесты – язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха.

Вопрос: Какие примеры кодирования текстовой информации можно привести еще?

Учитель: Один из самых первых известных методов шифрования носит имя римского императора Юлия Цезаря (I век до н.э.). Этот метод основан на замене каждой буквы шифруемого текста, на другую, путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов, причем алфавит читается по кругу, то есть после буквы я рассматривается а. Так слово байт при смещении на два символа вправо кодируется словом гвлф. Обратный процесс расшифровки данного слова – необходимо заменять каждую зашифрованную букву, на вторую слева от неё.



Приводят примеры (кроссворд)




Вопрос: В каком из перечисленных приёмов кодирования используется двоичный принцип кодирования информации?

Ответ учащихся: В азбуке Морзе.

Подведение итогов.

Домашнее задание.



Самоанализ урока

Ходоренок Татьяна Юрьевна, учитель информатики, первая категория, гимназия № 1 города Канска

Урок информатики " Тексты в памяти компьютера " представлен на естественно-научное направление.

.Урок по теме «Тексты в памяти компьютера» разработан и проведен в 6 классе при изучении раздела «Представление информации в памяти компьютера». Урок является логическим продолжением темы «Представление числовой информации» и четвертым в изучении данного раздела по программе Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ 5-7 классы» (пропедевтический курс).

На данном уроке учащиеся получают первоначальные сведения о кодировании текста в памяти компьютера в двоичном коде, т. к. курс 5-7 классов является пропедевтическим и готовит учащихся к более глубокому изучению материала в базовом курсе информатики. Данная тема позволяет сформировать у учащихся научную картину кодирования информации в компьютере и представления ее в цифровом виде, ориентироваться в мире цифровых технологий. Это помогает учащимся более осмысленно видеть окружающий мир, формирует основы научного мировоззрения и представления об информационной деятельности человека как основах современного информационного общества.

Методически урок разработан на основе деятельностного подхода, с применением процессуального мониторинга, который позволяет учащимся быть познавательно активными, чтобы они ставили цели и планировали пути их достижения, т.е. осуществляли действия целеполагания, программирования, планирования, контроля и оценивания. Вся деятельность на уроке должна быть направлена на результат.

Структура урока такова:

      • Вводная часть (целеполагание);

      • Основная (создание учебных ситуаций);

      • Заключительная (подведение итогов, рефлексия).

Оборудование и материалы:

1. Компьютеры, проектор, экран;

  • Презентация

  • листы обратной связи

  • карточки с заданиями 1, 2, 3

Цели урока поставлены совместно с учениками и представлены для обозрения. При постановке целей учитывалось, что данный урок соответствует уровню изучения и применения новых знаний.

Цели:

  • формулировать правила кодирования текстовой информации в памяти компьютера;

  • применить способы кодирования текстовой информации при решении задач.

Тип урока: изучение и применение новых знаний

Основные понятия: кодовая таблица, двоичное кодирование текстовой информации.

Основная часть урока посвящена реализации поставленных целей. Для этого созданы учебные ситуации, способствующие их достижению. На моем уроке создано 3 учебные ситуации. т. к. учащимися поставлено 3 цели:

  • научиться переводить Текст в двоичный код;

  • кодировать Текст;

  • декодировать Текст.

Все ситуации сопровождались рефлексией и фиксацией достижения целей с использованием листов обратной связи, на которых учащиеся отмечали достигнута ли данная цель.

Ситуация 1. Работа с карточками, на которых представлена схема, позволяющая учащимся сформулировать правило перевода текста в двоичный код.

Ситуация 2. Используя кодировочные таблицы написать сообщение в двоичном или десятичном коде соседу.

Ситуация 3. Расшифровать сообщение, записанное в двоичном коде с помощью программы Калькулятор и Блокнот.

В конце урока подводится общий итог, выставление оценок, домашнее задание, и в оставшееся время исторический экскурс.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тексты в памяти компьютера iconПлан-конспект урока информатики в 6 классе по теме: «Тексты в памяти компьютера»
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, контроль (самоконтроль, взаимоконтроль)

Тексты в памяти компьютера iconУрок информатики в 8 классе тема: Назначение и устройство компьютера
Цели: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютерной памяти, принципы...

Тексты в памяти компьютера iconПлан-конспект урока по информатике для 6 класса на тему «Информация...
Цель урока: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти и познакомить с системами счисления

Тексты в памяти компьютера iconУрока информатики 8 класс тема: «Начальные сведения об архитектуре...
«Начальные сведения об архитектуре ЭВМ. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера»

Тексты в памяти компьютера iconПлан конспект урока по информатике в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологии
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, в памяти компьютера файлы – заготовки

Тексты в памяти компьютера iconИнформатика. Урок 2: «представление информации в памяти компьютера» Предмет
Педагог: Макарова Ирина Сергеевна, доцент кафедры информатики Самарской государственной академии путей сообщения (Самгапс)

Тексты в памяти компьютера iconВнеклассное мероприятие
«Единицы измерения информации», «Файловая система», «Всемирная паутина», «Кто есть кто в компьютерной истории», «Аппаратное обеспечение...

Тексты в памяти компьютера icon«Устройство компьютера»
Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером,...

Тексты в памяти компьютера iconА. С. Пушкин Цель: изучение способов описания и особенностей работы...
Массивы – одно из главных средств хранения в памяти компьютера больших объемов информации

Тексты в памяти компьютера iconУроки Памяти» тематическая внеаудиторная встреча в «Салоне памяти» посвящённая Дню Победы
...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru