Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца»




Скачать 177.45 Kb.
НазваниеКонспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца»
Дата публикации10.10.2014
Размер177.45 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Информатика > Урок


Конспект урока

Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца»

Тип урока: Комбинированный урок

Цель урока:

  1. Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении.

  2. Установить взаимосвязь строения и функций сосудов.

  3. Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. изучение новых знаний;

  2. сообщение новых фактов;

  3. введение новых понятий и терминов;

  4. изучение новых явлений, законов, закономерностей;

  5. обобщение, углубление уже известного материала;

  6. отработка речевых навыков;

  7. обучение работе с источником знаний: книгой, учебником, справочной литературой;

  8. систематизация знаний; обзор, упорядочение изученного.

Развивающие задачи:

  1. формирование умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,

  2. развивать умение сравнивать и находить различий и сходства у изучаемых объектов,

  3. развивать умение аргументировать и доказывать свое мнение,

  4. развивать умение обобщать и синтезировать знания,

  5. выдвигать гипотезы и предположения,

  6. переносить знания в новые ситуации,

  7. искать аналоги и другие варианты решения,

  8. планировать свою деятельность,

  9. тренировать память, развивать способности концентрировать внимание и его распределять;

10. развивать ассоциативного мышления, воображения;

Воспитывающие задачи:

  1. воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности (исполнительности, дисциплинированности, внимательности, добросовестности, деловитости, уверенности, эмоциональности, уравновешенности, ответственности, трудолюбия, работоспособности),

  2. воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности (активности, увлеченности, целеустремленности, настойчивости, наблюдательности, волевых качеств, интуиции, сообразительности, самостоятельности);

  3. воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность существования и деятельности в ученическом коллективе (требовательности, принципиальности, критичности и самокритичности, великодушия, благородства, человечности, чуткости и гуманности, вежливости, тактичности, уважительности, самообладания, выдержки, умеренности, скромности, верности, постоянства, достоинства, смелости, осмотрительности, характера, оптимизма, жизнерадостности, дружелюбия, приветливости, солидарности, женственности, мужественности, стремления к взаимовыручке).

  4. Формирование диалектико-материалистического мировоззрения, активной жизненной позиции.

Оборудование: Компьютер и проектор, презентация «Строение и работа сердца».

Технологическая карта урока



Этапы урока.

Дидактические задачи.

Реальный результат.

Работа учащихся, учителя.

Формирование УУД.

Организация начала занятия.

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Принять рапорт от старосты, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания).

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.

Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов.

Работа по вариантам(1-ый и 2-ой).

а) Дайте четкое определение каждому термину.

б) Подготовьте ответ на

вопрос: Значение

кровообращения.

в) Ответьте на вопросы.


Познавательные: 1.Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.

2.Логические: установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Подготовка к восприятию нового материала.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

Актуализация и активизация знаний учащихся с помощью видео и наглядно-словесного методов.

Оформление доски, записи в тетради: число, тема. Включение презентации.

Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные: 1.Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию. 2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов; установление причинно-следственных связей; синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации.

Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Показ презентации. Рассказ учителя с элементами беседы. Запись в тетрадь новой информации и уже имеющейся по данной теме в виде таблицы.(двойные дневники)

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное

Закрепление знаний и способов действий.

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.

Самостоятельная работа учащихся:

1. Сделать выводы о полученных новых знаниях.

2.Дать понятия терминам.

Знаково-символические: формирования обобщенных знаний; моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного.

Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности; коррекция полученных знаний; целеполагание.

Коммуникативная: владение монологической и диалогической формами речи; умение полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные: Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей.

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, выделение идей мировоззренческих.

Активная, продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутрипредметных связей.

Беседа учителя с учащимися по вопросам изучаемой темы.




Контроль и самопроверка знаний.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.

Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.

1.Блиц-опрос.

2.Взаимопроверка.

а) Где находится сердце?

б) Каковы его размеры?

в) Из каких слоев состоит стенка сердца?

г) Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?

д) Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?

е) Что такое автоматизм сердца?


Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; коррекция полученных знаний.

Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.

Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; мотивировать свои действия.

Подведение итогов занятий.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Что было главным на уроке?

  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

  4. Что нового вы узнали?

  5. Что было нтересным?

  6. Чему научились?


Оценка ответов с использованием схемы «Рекомендации по оценке устных ответов».

Выставление аргументированных оценок учителем.




Рефлексия.

Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.

Осуществление контроля над своими действиями, контролирование логики мысли, определение последовательности этапов познавательной деятельности, осуществление диалектического подхода.

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Информация о домашнем задании.

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Реализация необходимых условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися.

Записывают задание в дневник: Стр.110-114 учебника «Биология человека» Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. Ответить на вопросы в конце параграфа. Пересказать тему. Сделать доклад по теме. Каждому ученику задание дается индивидуально.


Познавательные: 1.Общеучебные: смысловое чтение, поиск информации; моделирование.

2. Логические: анализ компонентов с целью выделения особенностей.


Ход урока


  1. Организация начала занятия.

Принять рапорт от старосты, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.

  1. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания).


Работа по вариантам(1-ый и 2-ой).

а) Дайте четкое определение каждому термину.

Лимфатические узлы- периферический орган лимфатической системы,

выполняющий функцию биологического фильтра, через который протекает

лимфа, поступающая от органов и частей тела.

Лимфатические капилляры- сосуды,состоящие из слившихся лимфатических

капилляров, по которым в организме происходит отток лимфы из тканей и

органов в венозную систему(в крупные вены в нижних отделах шеи); часть

лимфатической системы.

Вены- кровеносный сосуд, по которому кровь движется к сердцу.

Артерии- это трубки, по которым циркулирует кровь, выходящая из сердца и

идущая к различным органам. Артерии имеют большой диаметр и толстые

эластичные стенки, выдерживающие очень высокое давление крови.

Оксигемоглобин- гемоглобин, соединенный с кислородом; переносит кислород

от органов дыхания к тканям, определяет ярко красный цвет артериальной крови.

Венечная артерия- сосуды, кровоснабжающие сердце.
б) Подготовьте ответ на вопрос: Значение кровообращения.

Кровообращение – это непрерывный ток крови по сосудам

1) Транспорт ( кислорода к органам, углекислого газа к легким, пит.

веществ , продуктов распада и выделения)

2) Защита (тромбоз, фагоцитоз)

3) Терморегуляция (перераспределение тепла в организме)

4) Гуморальная (транспорт гормонов и других биологически

активных веществ)

в) Ответьте на вопросы.
1 вариант



  1. Где начинается малый круг кровообращения? В правом желудочке сердца.

  2. В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения? В правом предсердии сердца.

  3. Какая кровь движется по легочной вене? Артериальная .

  4. Где осуществляется газообмен в малом круге кровообращения? В альвеолах легких.

  5. Какая кровь в левом предсердии и левом желудочке? Артериальная.

  6. Как влияют на просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота? Расширяют.



2 вариант


  1. Где начинается большой круг кровообращения? В левом желудочке сердца.

  2. В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения? В левом предсердии сердца.

  3. Какая кровь движется по верхней полой вене? Венозная.

  4. Где осуществляется газообмен в большом круге кровообращения? В капиллярах.

  5. Какая кровь в правом предсердии и правом желудочке? Венозная.

  6. Как влияют на просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин, серотонин? Суживают.


3. Подготовка к восприятию нового материала.

(Актуализация и активизация знаний учащихся с помощью видео и наглядно-словесного методов.)

Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.

Когда-то в медицине считалось, что врач, который пытается зашить сердечную мышцу, недостоин уважения. Еще в 19 веке крупные хирурги высказывались об операциях на сердце как о «пределе осквернения хирургии».

Очень долго сердце было «нехирургическим органом».

  • 1897-1941г. 315 операций на сердце

  • 1961г создание института сердечно-сосудистой хирургии имени Александра Николаевича Бакулева

  • 1967г хирург из Кейптауна проф. Кристиан Барнард-трансплантация сердца

  • Александр Александрович Вишневский (сын) (1906-1975)- техника местного обезболивания, искусственное кровообращение при операциях

  • академик Николай Михайлович Амосов (р.1913г.) один из основоположников хирургии сердца и легких

  • в настоящее время операции на сердце стали массовыми, были спасены и спасаются тысячи жизней


Может быть кто-то из вас продолжит плеяду этих замечательных хирургов, и на сегодняшнем уроке мы сделаем шаг навстречу вашей мечте. Узнаем о строении и работе сердца.
Оформление доски, записи в тетради: Число, тема.

Включение презентации:

Слайд 1. Тема «Строение и работа сердца.»

Слайд 2. Цели урока:

  • Рассмотреть строение сердца и его роль в кровообращении.

  • Установить взаимосвязь строения и функций сосудов.

  • Сформировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца.


4. Усвоение новых знаний и способов действий.

Просмотр презентации. Рассказ учителя с элементами беседы. Запись в тетрадь новой информации и уже имеющейся по данной теме в виде таблицы (двойные дневники).

Слайд 3. Кровообращение-циркуляция крови в организме человека.

Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения.
Сердце Сосуды

Стенки Камеры Артерии Вены

Клапаны Капилляры

Слайд 4. Строение сердца.

  • Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево. Масса сердца у мужчины - 300-360 гр, у женщины – 220-270 гр. Средний объем сердца у мужчины -750-800 см3, у женщины – 550-600 см3.

  • Сердце – «середина». Сердце – полый четырехкамерный мышечный орган, «мышечный насос».

Слайд 5.

  • Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

Слайд 6.

  • В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

  • Стенка сердца имеет три слоя:

эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей;

эндокард – внутренний слой (из эпителия).
Слайд 7.

Условно сердце делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая половина состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки по-другому он называется

митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между

предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении. Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) «клаппе» - «крышка». Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки.
Слайд 8.

  • Предсердие (лат.) – «атриум» - «передний двор», желудочки – мускульные образования.

  • Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие.

  • Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2-3 раза толще стенок правого желудочка.


Слайд 9. Работа сердца.

  • Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящих во время одного сокращения сердца. Сердечный цикл состоит из трех фаз.

  • Сокращение предсердий – систола предсердий – длится около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.

  • Сокращение желудочков – систола желудочков – длится около 0,3 сек., при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. Кровь устремляется в легочную артерию и аорту.

  • Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, - длится около 0,4 сек.

  • Продолжительность сердечного цикла около 0,8 секунд.


Слайд 10. Сердечный цикл.

Фазы сердечного цикла

Продолжительность фаз (сек.)

Положение клапанов

Движение крови.

1. Сокращение предсердий (систола)

0,1 сек.

Створчатые – открыты, полулунные – закрыты.

Из предсердий в желудочки

2. Сокращение желудочков (систола)

0,3 сек.

Створчатые – закрыты, полулунные – открыты.

Из желудочков в легочную артерию и аорту.

3. Пауза. Расслабление предсердий и желудочков (диастола)

0,4 сек.

Створчатые – открыты, полулунные – закрыты.

Из вен в предсердия и частично в желудочки.


Слайд 11. Фазы работы сердца.
Слайд 12. Чем обусловлена высокая работоспособность сердца?

  • Она обусловлена высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нем. Сердце имеет собственный «встроенный» механизм,обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом.

  • Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что приводит к генерации волны возбуждения.

Слайд 13. Сердце человека:

сокращается:

  • 70 ударов в минуту;

  • 100 тысяч раз в сутки;

  • 40 млн. в год;

  • 2,5 млрд. за всю жизнь.

перекачивает крови:

  • за 2 минуты – 5,5 литров;

  • в сутки – 8 000 литров;

  • за 70 лет – 200 млн. литров.


5. Закрепление знаний и способов действий.

Слайд 14. Вывод:

  • Циркуляция крови в организме человека происходит благодаря непрерывной работе сердца, которое перегоняет кровь по большому и малому кругам кровообращения.

  • Сердце человека четырехкамерное, разделено сплошной перегородкой на левую и правую части, благодаря которой артериальная кровь не смешивается с венозной.

  • В работе сердца различают три фазы: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза.


Слайд 15. Термины и понятия.

  • Перикард – околосердечная сумка;

  • Эпикард – наружный серозный слой;

  • Миокард – средний мышечный слой;

  • Эндокард – внутренний слой;

  • Артерии – сосуды, несущие кровь от сердца, “гладкие воздухоносители”, “воздушные жилы”;

  • Аорта (греч) – “прямая артерия”;

  • Капилляры (лат) – “капилярис” – “волосной”;

  • Предсердие сердца (лат) – “атриум” – “передний двор”;

  • Желудочки – мускульные образования – проталкивают кровь по артериальному пути;

  • Клапан (нем) – “клаппе” – “крышка, заслонка, закрывание просвета”;

  • Сердце – “середина”.


6. Обобщение и систематизация знаний.

Беседа учителя с учащимися по вопросам изучаемой темы.

7. Контроль и самопроверка знаний.

1.Блиц-опрос.

2.Взаимопроверка.

а) Где находится сердце?

б) Каковы его размеры?

в) Из каких слоев состоит стенка сердца?

г) Почему стенки предсердий тоньше стенок желудочков?

д) Что происходит в каждой фазе сердечного цикла?

е) Что такое автоматизм сердца?



  1. Подведение итогов занятий.

Беседа с классом по вопросам:

  1. Достигли ли вы цели урока?

  2. Что было главным на уроке?

  3. Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

  4. Что нового вы узнали?

  5. Что было интересным?

  6. Чему научились?

Оценка ответов с использованием схемы «Рекомендации по оценке устных ответов».

Выставление аргументированных оценок учителем.

Оценка устных ответов учащихся


Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

9. Информация о домашнем задании.

Стр.110-114 учебника «Биология человека» Д.В. Колесова, Р.Д. Маш, И.Н. Беляева. Ответить на вопросы в конце параграфа. Пересказать тему. Сделать доклад по теме. Каждому ученику задание дается индивидуально.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока по биологии 8 класс «строение и работа сердца»
Урок изучения нового материала с элементами следующих технологий: игровой, икт и проблемного обучения

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconМетодическая разработка урока по биологии. Тема урока: "Строение и работа сердца"
Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока по биологии в 7 классе. Лабораторная работа по теме «Строение пшеницы»
Цель: на основе знаний о признаках класса Однодольные и семейства злаковых выяснить особенности строения пшеницы

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний»
Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием...

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока по биологии 9 класс
Название работы: Урок биологии в 9 классе по теме «Дарвинизм и его основные положения»

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconУрока биологии в 6 классе. Урок-исследование по теме «Строение растительной клетки»
«Строение растительной клетки»; способствовать выработке умений применять полученные знания при работе со схемами, карточками – заданиями,...

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока по биологии 8-м классе по теме «Гигиена сердечно-сосудистой...
Образовательная: расширить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; о роли тренировки...

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Пять, двадцать...
...

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconУрок №17 28. 10. 2012 год Тема «Строение и работа сердца. Круги кровообращения»
...

Конспект урока Урок биологии в 8-м классе по теме «Строение и работа сердца» iconКонспект урока по биологии в 7 классе «Органы дыхания животных»
Здравствуйте, меня зовут О. А., сегодня я проведу урок биологии, а с вами, ребята, мы познакомимся в течение урока


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru