Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь»




Скачать 300.71 Kb.
НазваниеРабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь»
страница1/3
Дата публикации31.08.2014
Размер300.71 Kb.
ТипРабочая программа
5-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа

по внеурочной деятельности

кружка «Юный исследователь»

составлена учителем начальных классов

Богдановой Галиной Александровной

для учащихся 1 Г класс

2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

Рабочая программа (далее – Программа) составлена на основе авторской программы «Я - исследователь» 1- 4 классы (автор А.И. Савенков), методических рекомендаций Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011).

Современное общество с его высокой динамичностью предъявляет к человеку очень высокие требования. Обществу нужны люди, способные принимать ответственные решения в любых ситуациях, люди творческие, с нестандартным, гибким мышлением.

В настоящее время педагогическая практика испытывает затруднения:

  • у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые при решении исследовательских задач;

  • низкий уровень у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию, без чего практически невозможны процессы саморазвития, самообучения, самовоспитания;

  • обучающиеся не владеют приемами поэтапного выполнения проектной и исследовательской деятельности.

Новые стандарты образования внесли значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Программа  курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. Программа предусматривает развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, готовность слышать и слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность сосуществования различных точек зрения и право каждого иметь собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Программа опирается на коллективные формы обучения, на передачу полученных знаний и взаимопомощь. Младшие школьники посредством ее учатся рассуждать, анализировать, доказывать, взаимодействовать. Организация выполнения практических заданий предполагает использование групповых видов работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются только те сведения, которые получены в результате самостоятельного исследовательского поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно выбирать предмет исследования, находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа по обучению ребенка исследовательской деятельности позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;

  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.



Основные принципы организации внеурочной деятельности:

  • учёт возрастных особенностей;

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

  • связь теории с практикой;

  • доступность и наглядность;

  • включение в активную жизненную позицию.


Сроки реализации данной программы 4 года, которые делятся на 4 периода.

В первом классе 33 часа, 2-4 классах по 34 часа в год. Занятия проводятся с нагрузкой 1 час в неделю для каждого класса. Продолжительность занятий в первом классе – 35 минут, во 2-4 классах- 45 минут.
Первый период является вводным и направлен на первичное знакомство с исследованиями, их ролью в жизни; в результате – выполнение коллективной работы.
Второй период обучения ориентирован на базовую подготовку детей, формирование первичных умений, необходимых в исследовательском поиске; в результате – создание групповой исследовательской рабо-

ты.
Третий период предполагает освоение следующих умений и навыков, совершенствование уже приобретенных; в результате каждый ребенок выполняет собственную исследовательскую работу теоретического плана.
Четвертый период направлен на активизацию и применение полученных знаний, привитых умений; как результат – самостоятельно проведенное исследование эмпирического характера.
Программа предусматривает следующие формы организации учебного процесса: работа детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей.

Занятия проводятся в учебном кабинете, в музе, библиотеке, на пришкольном участке.
К концу обучения ученики

будут знать:

• основные особенности проведения исследований разных видов;

• методы исследования;

• правила выбора темы и объекта исследования;

• основные логические операции, их отличительные особенности;

• правила успешной презентации работы.

будут уметь:

• самостоятельно выбирать тему и объект исследования;

• правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы;

• выделять главное и второстепенное в собранном материале;

• выделять из текста основные понятия и давать им определения;

• классифицировать предметы, процессы, явления и события;

• выявлять и обозначать замеченные парадоксы;

• ранжировать выдвигаемые идеи;

• предлагать примеры, сравнения и сопоставления относительно определенной темы;

• делать выводы и умозаключения;

• указывать пути дальнейшего изучения объекта;

• презентовать свою работу.
Ученики смогут решать следующие жизненно-практические задачи:

• самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

• реализовывать право на свободный выбор.
Ученики будут способны проявлять следующие отношения:

• без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;

• работать в коллективе, группе;

• презентовать работу общественности.


Учебно-тематический план

Тематическое планирование 1 класс




п\п

Содержание

Количество

часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1

Тренинг

16

16

-

2

Исследовательская практика

11

4

7

3

Мониторинг

6

-

6




Итого:

33

20

13


Тематическое планирование 2 класс




п\п

Содержание

Количество

часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1

Тренинг

14

10

4

2

Исследовательская практика

14

7

7

3

Мониторинг

6

-

6




Итого:

34

17

17



Тематическое планирование 3 класс




п\п

Содержание

Количество

часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1

Тренинг

12

6

6

2

Исследовательская практика

16

8

8

3

Мониторинг

6

-

6




Итого:

34

14

20



Тематическое планирование 4 класс




п\п

Содержание

Количество

часов

Всего

Теоретических

занятий

Практических

занятий

1

Тренинг

10

4

6

2

Исследовательская практика

16

8

8

3

Мониторинг

8

-

8




Итого:

34

12

12

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Тренинг исследовательских способностей. Общий объём тренинговых занятий – 16 часов.

Тема 1. Что такое исследование?

Знакомство с понятием «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2-3. Что можно исследовать? (тренировочные занятия)- 2ч
Тема 4. Как выбрать тему исследования. Какими могут быть темы исследования.
Тема 5. Коллективная игра «Конструирование игровой площадки»
Тема 6. Коллективное занятие «Жилой дом»
Тема 7. Учимся высказывать суждения.

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения.
Тема 8. Как правильно классифицировать.

Что такое классификация и что значит классифицировать. Неправильные классификации – поиск ошибок.
Тема 9. Что такое определение.

Знакомство с понятием и особенностями их формулировки. Загадки как опре-

деление понятий.
Тема 10. Учимся делать умозаключения и выводы.

Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения.
Тема 11,12. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы- 2ч.

Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.
Тема 13. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?- 1ч.

Учиться строить схемы «Дерево Паук». Знакомство с «матрицей по оценке

идей». Выделение логической структуры текста.10

Тема 14,15. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек- 2ч.

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т. п. . С чего лучше начинать читать научные книги.
Тема 16. Как сделать сообщение о результатах исследования.

Что такое доклад. Как составлять план своего выступления. Задания на сравнение и метафоры.
Самостоятельная исследовательская практика. Общий объём – 10 часов, из них 6 – индивидуальная.
Тема 17. Экспресс – исследование.

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс

делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести

собственное мини исследование. По итогам этих исследований проводится мини

конференция. Выступают только желающие.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconПрограмма кружка «Юный исследователь»
Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconПрограмма внеурочной деятельности «Юный исследователь»
Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconПрограмма «Юный исследователь»
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности с учащимися начальной школы и направлена на организацию знакомства...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconОценка достижения результатов внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «юный натуралист» ориентирована на духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconПрограмма занятий внеурочной деятельности «Юный математик»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconРабочая программа внеурочной деятельности «Юный эколог» Автор-составитель:...
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconПринято утверждаю
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Я – исследователь» разработана на основе авторской программы...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconРабочая программа кружка «Занимательная математика»
Программа кружка «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках...

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconОбразовательная программа внеурочной деятельности научного объединения...
Образовательная программа внеурочной деятельности научного объединения «Юный эколог»

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Юный исследователь» iconРабочая программа учебного курса по внеурочной деятельности «Я исследователь»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru