Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности»




Скачать 305.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности»
страница1/3
Дата публикации15.08.2014
Размер305.09 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»


Кафедра медико-биологических основ и безопасности жизнедеятельности





Основы научно-методической деятельности

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: «050104.65 – Безопасность жизнедеятельности с дополнительной специальностью «Физическая культура»


Красноярск 2007

Рабочая программа составлена доцентом кафедры МБО и БЖ Мейнготом Я.Я.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры МБО и БЖ

_____________________________________________________

"__" _____________200__ г.

Заведующий кафедрой

Одобрено учебно-методическим советом (методической комиссией)

____________________________________________________

"____" ___________200__ г.


Пояснительная записка

Согласно ФГОС ВПО, специалист по направлению подготовки «050104.65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»» должен быть готов к следующим видам профессионально деятельности:

  • сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования;

  • разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности;

  • проведение экспериментов по использования новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов.

Для достижения указанных выше требований ФГОС ВПО, необходимо введение учебного курса «Основы научно-методической деятельности» (ОНМД) в учебные планы подготовки специалистов безопасности жизнедеятельности.

Включение курса «Основы научно-методической деятельности» (ОНМД) в состав основных учебных дисциплин так же объясняется тем, что совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов в вузе предполагает соединение учебного процесса с научно-методической подготовкой, особенно в системе университетского образования.

Курс ОНМД находится в интегральной связи с основными учебными дисциплинами и направлен на обеспечение глубокого научного и методического осмысления безопасности жизнедеятельности, а также на освоения умений практической реализации научно-методических положений. Этот курс тесно связан с учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой студентов, с проблематикой научных исследований и методических разработок на кафедре и факультете. Основные формы занятий: лекции и семинарские занятия.

На лекциях излагаются основные сведения по курсу ОНМД, раскрываются наиболее значимые, сложные для самостоятельного изучения разделы курса, выделяются проблемные вопросы, сведения дискуссионного характера. Определяются подходы для продуктивных семинарских занятий и самостоятельной работы.

На семинарских занятиях совместные усилия преподавателей и студентов направлены на углубление знаний и развитие познавательных, творческих способностей студентов, проверки их знаний посредством решения учебно-познавательных задач, дискуссий и др.

На индивидуальных занятиях с преподавателем учитываются пожелания студентов.

Самостоятельная работа студентов направлена на изучение и анализ литературных данных, освоение методов научно-исследовательской и методической работы.
1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – совершенствование процесса профессиональной подготовки студентов на основе соединения учебного процесса с научной и методической деятельностью.

Задачи дисциплины:

  • обеспечение научного и методического осмысления безопасности жизнедеятельности;

  • освоение методов исследования, навыков организации и проведения эксперимента;

  • освоение умений практической реализации научно-методических положений в процессе урочных занятий.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • методы организации и проведения научно-исследовательской работы в сфере безопасности жизнедеятельности;

  • основы методической деятельности в сфере безопасности жизнедеятельности.

Студент должен уметь:

      • организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам безопасности жизнедеятельности;

      • применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе урочных занятий;

владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;


3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия

30

Лекции

20

Практические занятия (семинары)

10

Лабораторные работы



Самостоятельная работа

40

Вид итогового контроля: экзамен

0

Общая трудоемкость

70


4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ




Разделы дисциплины

Лекции

Практические занятия, семинары

Лабораторные работы




Научная и методическая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности

2








Методологические основы научного познания и творчества

2








Методическая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности

2








Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана

2








Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы

2








Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности

2

2






Педагогический эксперимент, виды, организация и проведение

2

2






Обработка результатов научного исследования и методических материалов

2

2






Оформление результатов научной и методической работы

2

2






Критерии качества, внедрение результатов и эффективность научных исследований, методических разработок

2

2






Всего часов

20

10




4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. Научная и методическая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности, в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов безопасности жизнедеятельности.

Наука как фактор прогрессивных преобразований в обществе, во всех областях, в образовании, сфере безопасности жизнедеятельности.

Характеристика высшего профессионального образования, место и роль научно-методической подготовки студентов.

II. Методологические основы научного познания и творчества

Основная проблематика научных исследований, организационная структура НИР. Методология научного познания и определение научных проблем. История науки (отрасли) в аспекте формирования ее предмета и методов исследования. Методы, используемые на теоретическом и эмпирическом уровне исследования. Методология творчества. Мотивация творчества. Современные методы генерирования идей.

Организационная структура науки в Российской Федерации. Система государственного управления наукой. Стандартизация – основа управления качеством. Контроль научной деятельности.

Система подготовки и использования научно-педагогических кадров. Докторантура, аспирантура, соискательство, стажировка. Роль научной школы и научного руководства. Материальное оснащение науки.

Значение науки в профессиональной деятельности специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности.

Основная проблематика научных исследований.

Организация работы в научном коллективе. Основные принципы управления коллективом. Формирование и методы сплочения коллектива.

Научная организация и гигиена умственного труда. Рациональный режим ученого. Нравственная ответственность ученого.
III. Методическая деятельность в сфере безопасности жизнедеятельности

Трансформация научных, теоретических положений в практический результат.

Методическая деятельность как служба реализации, воплощения результатов научных исследований в сфере безопасности жизнедеятельности (наука и практика, теория и методика). Содержание методической деятельности. Элементы исследовательской работы в методической деятельности (наблюдение, фиксирование информации и внесение корректив и т.п.).

Виды методических работ: учебник, учебное пособие, методические рекомендации (указания), программы, наглядные пособия, учебные кино- и видеофильмы и др.
IV. Связь учебной, научной и методической деятельности студентов на базе дисциплин учебного плана

Дисциплина ОНМД имеет важное значение в обеспечении высокого уровня профессиональной готовности выпускников вузов, осуществляющих подготовку специалистов в сфере безопасности жизнедеятельности.

Во-первых, освоение основ научно-методической деятельности входит в число требований к успешно оканчивающих вуз.

Во-вторых, в каждой учебной дисциплине даются сведения научного характера на лекциях и других видах занятий.

В-третьих, дисциплина ОНМД по своему характеру междисциплинарная: знания и умения научно-методической работы входят в той или иной мере в программы, например, безопасности жизнедеятельности как предмета в школе.

В-четвертых, подготовка студентами курсовых и выпускных дипломных работ.

В-пятых, непосредственная связь дисциплины ОНМД с учебно-исследовательской и научной деятельностью студентов (УИРС, НИРС).
V. Выбор направления научного исследования и этапы научно-исследовательской работы

Познавательные, прикладные и экономические функции научного исследования. Классификация научно-исследовательских работ.

Выбор направления научного исследования. Критерии актуальности научно-исследовательских работ.

Этапы научно-исследовательской работы. Сбор и анализ информации по теме исследования. Разработка рабочей гипотезы. Выбор и разработка методики исследования. Проведение исследования. Обработка и анализ полученных результатов. Представление и передача информации. Внедрение результатов научной работы. Планирование дальнейших исследований.
VI. Поиск, накопление и обработка информации в процессе научно-методической деятельности

Понятие «информация», «информатика», «информатизация». Информатика как наука. Рассеивание и старение информации. Информационно-поисковые системы. Универсальная десятичная классификация: ее структура, классы, знаки.

Основы теории и практики научно-технической патентной информации. Порядок проведения поиска в патентных фондах.

Накопление научной информации. Домашние библиотека и картотека. Особенности работы с архивными материалами.

Использование знаний и умений по метрологии в научно-методической деятельности.

Современные информационные технологии в процессе научно-методической деятельности.
VII. Педагогический эксперимент, виды, организация и проведение

Эксперимент как метод исследования. Виды эксперимента: по целям исследования; условиям проведения; по направленности; по способу комплектования групп испытуемых и др.

Стратегия и тактика эксперимента. Задачи, организация и проведение эксперимента. Экспериментальная база, подготовка документации, обеспечение безопасности проведения эксперимента. Учет факторов, влияющих на ход и качество эксперимента.
VIII. Обработка результатов научного исследования и методических материалов

Основы теории математической статистики. Методы определения случайных ошибок. Установление стабильности процессов. Определение связи между признаками.

Методы графической обработки экспериментальных данных. Рациональные приемы графического изображения экспериментальных данных.

Анализ теоретико-экспериментальных исследований, формулирование выводов и предложений, практических рекомендаций.
IX. Оформление результатов научной и методической работы

Формы представления результатов научного исследования, методической работы. Научный отчет, монография. Диссертации докторская и кандидатская. Выпускные квалификационные работы: дипломная, аспирантская и докторская диссертации. Учебники, учебные пособия, методические разработки.

Основные требования к рукописи и ее оформлению. Рубрикация текста. Язык и стиль научной и методической работы. Представление табличного и иллюстративного материала. Редактирование рукописи.
X. Критерии качества, внедрение результатов и эффективность научных исследований, методических разработок

Произведения и авторское право. Критерии качества научно-методических работ: проблема, тема, актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Формы внедрения результатов, этапы внедрения, акты внедрения. Система конкурсов на лучшую научную работу, учебное издание на Федеральном, региональном и вузовском уровнях.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины медицина катастроф направление...
...

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Безопасность на...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню...

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconПояснительная записка место дисциплины в структуре ооп согласно фгос...
Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области, кандидат юридических наук,...

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины безопасность на дороге и...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины информационная безопасность...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины психологические основы безопасности...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины возрастная анатомия и физиология...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Здоровый образ жизни и его...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Здоровый образ жизни и его...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»

Пояснительная записка Согласно фгос впо, специалист по направлению подготовки «050104. 65 Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Опасные ситуации техногенного...
Специальность: «050104. 65 – Безопасность жизнедеятельности» с дополнительной специальностью «Физическая культура»


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru