Скачать 168.51 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики и прикладной математики Программа дисциплины Русский язык и культура речи для направления 010400.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра Автор программы: Батищева Т.С., доц., tbatishcheva@hse.ru Одобрена на заседании кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации 27.08.2012г. Зав. кафедрой докт. филол.н., проф. В.Г.Зусман _______________________ Рекомендована секцией УМС «Гуманитарные науки» «27» августа 2012г. Председатель В.Г.Зусман _______________________ Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «23» октября 2012г. Председатель Н.С. Петрухин ________________________ Нижний Новгород, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по направлению подготовки 010400.62 «Прикладная математика и информатика». Уровень подготовки: бакалавр. Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплиныЦелью освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыДля студентов направления «Прикладная математика и информатика» данная дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки бакалавра. Изучение данной дисциплины базируется на общей эрудированности студентов. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: иметь понятие о современном русском литературном языке, его нормах; владеть лингвистическими понятиями норма, речевая культура, совещание, презентация, договор (контракт), деловое письмо, организационно-распорядительная документация, этикет (речевой, деловой, национальный); уметь профессионально общаться в области избранной специальности; иметь навык поиска и оценки информации; развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.); повысить культуру разговорной речи, обучиться речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений; иметь представление об изменчивости словарного фонда и историческом составе русской лексики, архаизмов, диалектизмов; жаргонизмов; неологизмов. уметь осуществлять анализ текста: характеризовать этимологический состав лексики, определять наличие в тексте терминологии и процедурной лексики, анализировать деловой текст на всех уровнях: словообразования, лексическом, морфологическом, синтаксическом (синтаксис предложения и синтаксис текста); находить \ подбирать синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. должен уметь правильно писать деловые письма; должен владеть азами ораторского искусства (презентации, выступления, защита эссе и т.д.); должен владеть основами международного делового и речевого этикета. Знать основ-ные правила его соблюдения. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех дисциплин, подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения (ведение переговоров, дискуссий и т.п.); написании творческих работ и деловых писем. 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов 2012/13
Для того чтобы получить зачет, студент должен продемонстрировать знание предмета, умение различать тексты в соответствии со стилем, знание отличительных особенностей текстов научного стиля, умение в написании тех или иных документов, текстов разных жанров, освоение правил письменной коммуникации. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. При проведении контроля осуществляется следующая дистанционная поддержка: выдача заданий к семинарским занятиям, разбор текстов. 7 Содержание дисциплины Лекция 1. Нормы и стилистические ресурсы русского литературного языка. Зависимость речи от стиля, жанра, вида, ситуативных детерминант (целей и задач общения, статуса собеседника, условий, времени, места действия и др.). Стилистическая и жанровая целесообразность использования языковых средств в речи. Культура речи. Коммуникативные качества речи: 1. правильность (языковая норма), 2. точность (причины ее нарушения: незнание значений слов, незнание фразеологизмов, незнание смысловых оттенков значений слова, паронимы, нарушение лексической сочетаемости слов, стилистическая окраска слова), 3. чистота, 4. логичность (понятийная, предметная), 5. выразительность, 6. эмоциональная окрашенность, 7. уместность речи. 8. богатство (разнообразие).Речь как деятельность. Структура речевой деятельности: подготовка высказывания, структурирование высказывания, переход к внешней речи.Виды и формы речи. (2 часа) Литература:
Лекция 2. Жанры речи: монолог, диалог, полилог. Жанры текста: текст-побуждение; текст-ретроспекция; оценочный текст; контактоустанавливающий текст. Текст как единица речи. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Основные монологические жанры деловой речи. Жанры-полилоги деловой речи. Речевые фигуры и тропы. (2 часа) Литература:
Лекция 3. Формы деловой коммуникации. Деловая беседа по телефону. Телефон как средство делового общения. Тест «Культура телефонного общения». (2 часа) Литература:
Лекция 4. Культура речи как характеристика социального поведения человека и один из главных показателей его общей культуры. Нормы речевого социокультурного поведения - речевого этикета и ритуалов. Речевой этикет. Границы явления речевого этикета. Речевой этикет и речевая ситуация: Ты- и Вы- формы общения. Формы речевого этикета: употребления местоимений, Выбор формы залога глагола, выбор вида глагола, вводные слова и обороты. Паралингвистические аспекты речевого этикета. Речевой этикет в исторической и этнокультурной перспективе. Русский речевой этикет. Система обращений. Этика деловых отношений. Международный речевой / деловой этикет. (2 часа) Литература:
Лекция 5. Прагматические аспекты культуры речи как умения пользоваться языком: мастерство публичного выступления, речевая культура научного, делового и производственного общения. (2 часа) Литература:
8 Образовательные технологииНа семинарских занятиях используются различные виды учебной работы: активные и интерактивные формы проведения занятий - деловые и ролевые игры, разбор практических задач. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаДля оценки текущей успеваемости студентов на семинарских занятиях предлагается решить практические задания, например, проанализировать текст, найти и исправить логические ошибки и т.д. 9.1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу или для самопроверки студентов:
10 Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: активность студентов в деловых играх, дискуссиях, правильность ответов и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях, полнота освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленнаяй = 0,5·Оаудиторная + 0,5·Осам.работа Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,5·Озачет + 0,5·Онакопленная Способ округления оценок – арифметический. При пересдаче студент не может получить возможность компенсировать низкие результаты за текущий контроль или работу на занятиях, самостоятельную работу. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. 11 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1 Базовый учебник1. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие / И.Б.Голуб. - М.: Логос, 2011.11.2 Основная литература
11.3. Дополнительная литература
12 Материально-техническое обеспечение дисциплиныНа занятиях используется проектор (для лекций или семинаров), подсобные материалы для проведения ролевых игр. Автор программы Т.С. Батищева |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих Иностранный язык (английский) для студентов, обучающихся по направлению 010400.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки / специальности... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 «Прикладная... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 231300.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400.... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400. 68 «Прикладная... |