Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт»




Скачать 395.74 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт»
страница1/3
Дата публикации20.04.2014
Размер395.74 Kb.
ТипПояснительная записка
5-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3
Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение Самарской области средняя

общеобразовательная школа №1 "Образовательный центр"

с. Большая Глушица муниципального района

Большеглушицкий Самарской области


Согласовано:

Зам. директора по учебной работе

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»

с.Большая Глушица

________________ Е.В. Писаренко

«_____» _____________ 201__ г.

Утверждаю:

Директор

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Большая Глушица

______________ С.М. Уколова

«_____» ____________ 201_ г.



Адаптированная рабочая программа курса

«Информатика и ИКТ»

для основного общего образования (8-9 классы)

Рассмотрено и согласовано на заседании

школьного методического объединения

учителей математики, физики и информатики:

Протокол № ___ от «___»___________ 20___ г.

Руководитель м/объединения ________________/М.С. Богомолова /

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и ИКТ» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Угриновича Н.Д. «Программа курса информатики и ИКТ для основной школы (8– 9 классы)».

Структура

Программа включает следующие разделы:

  • общая характеристика учебного предмета;

  • цели изучения информатики и ИКТ;

  • пояснительная записка к учебникам «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса (автор Угринович Н.Д.);

  • количество часов, на которое рассчитана программа;

  • учебно-тематический план;

  • основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения разделов и тем;

  • результаты обучения;

  • общеучебные умения, навыки и способы деятельности;

  • требования к уровню подготовки выпускников;

  • перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы;

  • таблица соответствия учебного материала к государственному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ.


Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые – в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так, например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики – дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Цели изучения информатики и ИКТ

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Пояснительная записка к учебникам «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса (Автор Угринович Н.Д.)

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки РФ Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

  1. Учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов входят в состав учебно-программного и методического комплекса, который обеспечивает изучение курса «Информатика и ИКТ» в соответствии с образовательным стандартом.

В состав комплекса входят:

  • учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов основной школы;

  • учебники по профильному курсу в старшей школе на базовом уровне: «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Базовый уровень» для 11 класса;

  • учебники по профильному курсу в старшей школе на профильном уровне: «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 10 класса (входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2008/2009 учебный год) и «Информатика и ИКТ. Профильный уровень» для 11 класса;

  • учебное пособие и CD-ROM по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;

  • методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», включающее CD- и DVD-диски, на которых размещены цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), необходимые для преподавания курса, программное и методическое обеспечение:

  • Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

  • Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

  • Visual Studio-CD (выпускается по лицензии корпорации Microsoft), содержащий системы объектно-ориентированного программирования Visual Basic 2005, Visual C# и Visual J#;

  • Turbo Delphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования Turbo Delphi.

  1. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по подключению всех школ РФ к Интернету, в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое место и внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.

  2. В соответствии с Федеральным проектом в области образования по оснащению всех школ РФ легальным программным обеспечением, компьютерный практикум в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

  3. В этой связи учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов, не большего, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

  4. Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.

  5. Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:

  • алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;

  • объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;

  • объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.

  1. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика и ИКТ» межпредметный характер.

  2. Учебник «Информатика и ИКТ» для 8 класса содержит 3 главы, а также:

    • 15 практических вариативных работ компьютерного практикума;

    • ответы и решения к теоретическим заданиям;

    • словарь компьютерных терминов.

  1. Учебник «Информатика и ИКТ– 9» содержит 6 глав, а также:

    • 31 практическую вариативную работу компьютерного практикума;

    • ответы и решения к теоретическим заданиям.

10. Учебники ориентированы на закрепление теоретических знаний с использованием практических работ. Важно, что дистрибутивы, необходимые для выполнения практических работ, а также готовые проекты и решения (ЦОР) содержатся на Windows-CD и Visual Studio-CD, и учитель или учащиеся могут воспользоваться ими.
Количество часов, на которое рассчитана программа

Программа рассчитана на 102 часа (34 часа в 8 классе и 68 часов в 9 классе).

Программой предусмотрено проведение:

  • в 8 классах: 18 практических работ и 5 занятия по контролю знаний и умений (из которых 2 занятия в виде итоговых практических работ);

  • в 9 классах: 30 практических работ и 7 занятия по контролю знаний и умений (из которых 3 занятия в виде итоговых практических работ и 2 занятия в виде защиты проекта).


Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

Всего

8 класс

9 класс

1

Информация и информационные процессы

7

7

 

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

8

 

3

Кодирование и обработка текстовой информации

8

8




4

Кодирование и обработка числовой информации

10

10




5

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

10

 

10

6

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

19




19

7

Моделирование и формализация

12

 

12

8

Хранение, поиск и сортировка информации

9




9

8

Коммуникационные технологии

14




14 

9

Информационное общество

3




3

 

Повторение

2

1

1

 

ВСЕГО:

102

34

68


Основное содержание (102 часа)

Информация и информационные процессы – 7 часов

Информация в природе, обществе и технике. Информационные процессы в технике.

Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.

Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Роль информации в жизни людей.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Практическая работа « Вычисление количества информации с помощью калькулятора».

Компьютер как универсальное устройство

обработки информации - 8 часов

Программная обработка данных на компьютере.

Устройство компьютера: процессор и системная плата, устройства ввода информации, устройства вывода информации, оперативная память, долговременная память.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Файлы и файловая система. Работа с  файлами и дисками.

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение.

Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».

Практическая работа « Работа с файлами с использованием файлового менеджера».

Практическая работа « Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты».

Практическая работа « Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши, установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС».

Практическая работа «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Кодирование и обработка текстовой информации – 8 часов

Кодирование текстовой информации.

Создание документов в текстовых редакторах.

Ввод и редактирование документа (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Сохранение и печать документов.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Формирование документа: форматирование символов, форматирование абзацев, нумерованные и маркированные списки, стили форматирования, оглавление документа.

Таблицы.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практическая работа « Кодирование текстовой информации».

Практическая работа « Создание визитных карточек на основе шаблона».

Практическая работа « Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц. Вставка в документ формул».

Практическая работа « Форматирование символов, абзацев, списков»

Практическая работа « Вставка в документ таблицы, её форматирование и заполнение данными».

Практическая работа « Создание гипертекстового документа».

Практическая работа « Перевод текста с помощью компьютерного словаря. Сканирование и распознавание бумажного текстового документа».

Кодирование и обработка числовой информации – 10 часов

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления.

Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц.

Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа «Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора».

Практическая работа «Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах».

Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».

Практическая работа «Построение диаграмм различных типов».

Кодирование и обработка графической и

мультимедийной информации – 10 часов

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Растровая и векторная графика.

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков.

Растровая и векторная анимация.

Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и видео.

Практическая работа «Кодирование графической информации»

Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации».

Практическая работа «Захват и редактирование цифровое фото и видео».

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного

программирования – 19 часов

Алгоритм и его формальное исполнение.

Основы объектно-ориентированного визуального программирования на языке Visual Basic. Разработка проектов в системе программирования Visual Basic. Объекты: свойства и методы. Графический интерфейс проекта и событийные процедуры.

Переменные: тип, имя, значение.

Арифметические, строковые и логические выражения.

Функции в языке программирования Visual Basic.

Кодирование алгоритмических структур основных типов на языке программирования Visual Basic.

Графические возможности языка программирования Visual Basic 2005.

Практическая работа «Создание в системе программирования проекта «Калькулятор».

Практическая работа «Создание в системе программирования проекта «Сложение строк».

Практическая работа «Создание в системе программирования проекта «Логические выражения».

Практическая работа «Создание в системе программирования проекта «Регистрация» и «Часы».

Практическая работа «Создание в системе программирования проекта «Тест».

Практическая работа «Создание в системе программирования проекта «Слово-перевертыш».

Моделирование и формализация – 12 часов

Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Приближенное решение уравнений.

Построение геометрических моделей.

Экспертные системы распознавания химических веществ.

Информационные модели управления объектами.

Практическая работа « Приближенное решение уравнений графическим методом и с помощью метода «Подбор параметра».

Практическая работа « Построение графиков функций».

Практическая работа «Построение модели экспертной системы для лабораторной работы».

Практическая работа «Биологическая модель развития популяций «Жертва-хищник».

Хранение, поиск и сортировка информации – 9 часов

Базы данных и системы управления базами.

Сортировка в базах данных.

Поиск в базах данных.

Практическая работа «Сортировка данных в электронных таблицах».

Практическая работа «Поиск данных в электронных таблицах».

Практическая работа «Создание и редактирование базы данных «Записная книжка».

Разработка проекта Services. Часть 1 «Создание базы данных. Таблицы и формы».

Разработка проекта Services. Часть 2 «Фильтры и запросы».

Коммуникационные технологии – 14 часов

Передача информации. Локальные компьютерные сети.

Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете.

Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах.

Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети». Общение в Интернете.

Практическая работа «Подключение к Интернету».

Практическая работа «География Интернета».

Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине».

Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой».

Практическая работа «Загрузка файлов с серверов файловых архивов».

Практическая работа « Поиск информации в Интернете».

Практическая работа «Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Разработка проекта собственного сайта.

Информатизация общества – 3 часа

Информационное общество. Информационная культура.

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Повторение – 2 часа
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconРабочая программа по курсу «Информатика и икт»
Настоящая программа составлена на основе примерной программы базового курса «Информатика и икт» в основной школе

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа составлена...
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом и на основе примерной программы среднего...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
«Информатика и икт» (Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005)...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconРабочая программа по информатике и икт 8 класс
Икт составлена на основе авторской программы Угриновича Н. Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconПрограмма составлена на основе авторской программы Горячев А. В. «Информатика и икт»
Икт для 3 класса составлена на основе примерной (типовой) учебной программы основного общего образования по информатики и икт (базовый...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету информатика и икт класс
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике в соответствии...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconРабочая программа по предмету информатика и икт класс
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconПояснительная записка 8 класс рабочая программа по технологии составлена на основе
Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии, 2004 г., соответствующей...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconРабочая программа и тематическое планирование информатика и икт 5
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика и икт» для 5 класса II ступени обучения средней общеобразовательной...

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерной программы «Информатика и икт» iconРабочая программа базового курса «Информатика и икт»
Икт» для 8 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru