Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания




Скачать 160.08 Kb.
НазваниеМногообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания
Дата публикации28.01.2014
Размер160.08 Kb.
ТипУрок
5-bal.ru > Информатика > Урок


Муниципальное образовательное учреждение

«Шахунская гимназия имени А.С.Пушкина»


Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания.

(конспект урока биологии)

Класс: 7 А

Учитель: Зорина Н.Н.

Шахунья

2008
Тема урока:

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания.

Цели:

  1. Обучающая: Обеспечить в ходе урока усвоение особенностей строения рептилий, установить особенности их строения в связи с приспособленностью к среде обитания через работу с текстом;

  2. Развивающая: Способствовать развитию умений самостоятельной работы, работы с текстом. Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию через заполнение таблицы;

  3. Воспитательная: Создать условия для положительного взаимодействия учащихся друг с другом через работу в группах.

Оборудование: раздаточный материал, карточки с текстом, контрольно-измерительные материалы.

Тип урока: изучение нового материала.

Это заключительный урок по теме: Класс Пресмыкающиеся. Он включает информацию о структурно- функциональной организации рептилий в зависимости от среды обитания и направлен на формирование системы знаний по систематике животных. Урок является важным этапом, основой для изучения следующих тем.
План урока и хронометраж:


  1. Организационный этап (0,5 мин.)

  2. Воспроизведение и активизация опорных знаний (7 мин.)

  3. Сообщение темы урока, определение цели урока (5 мин.)

  4. Этап усвоения новых знаний (21,5 мин.)

  5. Этап закрепления новых знаний (5 мин.)

  6. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению (1 мин.)


Ход урока:

  1. Организационный момент: Приветствие, положительный настрой.

Ребята, давайте сегодня постараемся работать быстро, качественно, продуктивно. Для такой работы нам потребуется использовать знания прошлого урока. Работа на уроке оценивается консультантами, оценки за каждый этап урока заносятся в оценочный лист.

2.Воспроизведение и активизация опорных знаний:

Ребята, что же мы изучали на прошлом уроке?

Мы изучили происхождение пресмыкающихся, дали характеристику рептилий, выяснили особенности строения и жизнедеятельности на примере прыткой ящерицы. Давайте проверим, как вы готовы к сегодняшнему уроку. У вас на столе имеются проверочные задания, выпишите признаки, которые характеризуют пресмыкающихся- 1 вариант, земноводных- 2 вариант, признаки общие для пресмыкающихся и земноводных-3 вариант:

Проекция на мониторе компьютера:

а) кожа покрыта роговой чешуей;

б) кожа голая;

в) развиваются на суше;

г) яйцо покрыто плотной оболочкой;

д) развитие происходит с метаморфозом;

е) два круга кровообращения;

ж) в сердце смешанная кровь;

з) дыхание только легочное;
и) дыхание кожно-легочное;
к) пятипалые конечности;
л) холоднокровные;

м) несколько шейных позвонков;

н) один шейный позвонок.
Ключ к тесту:

1вариант- а, в, г, е, ж, з, к, л, м

2 вариант- б, г, д, е, ж, и, к, л, н.

3 вариант- г, е, ж, к, л.
Критерии оценки на компьютере:

0 ошибок- оценка 5

1-3 ошибки- оценка 4

4-6 ошибок- оценка 3

Больше 6 ошибок- оценка 2

Поднимите руку, у кого оценка 5; оценка 4; Молодцы, хорошо подготовились к изучению новой темы.

Консультанты заносят оценки в оценочный лист

Оценочный лист

Фамилия, имя

Проверка домашнего задания

Работа в группе

Тест на закрепление материала

Оценка за урок






























































А теперь посмотрите, пожалуйста, внимательно слайды и подумайте, что объединяет этих животных?

На компьютере демонстрируются изображения черепахи, змеи, ящерицы, крокодила, гаттерии.

Что объединяет животных, которых вы сейчас видели.?

Это представители класса пресмыкающиеся.

Класс пресмыкающиеся очень разнообразен, его представители населяют различные местообитания и тема нашего урока:

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания.

Что мы будем сегодня делать на уроке, определите цель урока.

Цель урока: изучить многообразие пресмыкающихся, особенности их строения, связанные со средой обитания.

Что бы вы хотели узнать на уроке?

Интересные факты из жизни пресмыкающихся, систематические группы пресмыкающихся, особенности их строения в зависимости от условий жизни.

Вы просмотрели слайды, изображающие многообразие рептилий,

Скажите, какие отряды пресмыкающихся можно выделить?

Можно выделить отряд черепахи, змеи.

В настоящее время выделяют четыре отряда из шестнадцати, доживших до наших дней. (Схема на компьютере)

Класс пресмыкающиеся







Отряд крокодилы

(гавиалы, аллигаторы) Отряд клювоголовые (гаттерия)

Отряд черепахи Отряд чешуйчатые (слоновая, болотная) (амбисфены, змеи, хамелеоны, ящерицы)
Сегодня специалисты в области птерологии- науки о земноводных и пресмыкающихся, проведут работу по выявлению многообразия пресмыкающихся и отличительным особенностям каждого отряда.

На уроке у нас будут работать четыре группы; группа серпентологии, группа черепахологии, группа герпетологии, группа эволюционистов. Каждая группа заполняет таблицу и готовит выступление, консультанты оценят вашу работу в группе.


  1. Этап усвоения новых знаний

Работа в группах по 4 человека:



1 группа

Шамшурина Е.

Перминова Н.

Ахмадьянов С.

Дёгин А.

Лесников В.

2 группа

Торопова М.

Сорокина Е.

Шамян К.

Асфандьярова А.

Волков С.

3 группа

Чиркина В.

Уханкова А.

Саидов А.

Юферов Д.

Торопова Е.

Ломтев А.


4 группа

Молоднякова Ю.

Авраменко А.

Гильманов Р.

Русов Р.

Горбунова Н.

Каждая группа получает свой текст и начинает заполнять таблицу, которую вы мне сдадите в конце урока на оценку. Тексты содержат интересную информацию о разных отрядах рептилий, но в них вы можете найти не все особенности для заполнения таблицы, необходимы также знания о пресмыкающихся прошлого урока.

Группа серпентологии занимается изучением змей, группа черепахологии изучает особенности черепах, группа герпетологии занимается крокодилами, группа эволюционистов. – гаттериями. Каждый учащийся при работе группы с текстом заполняет таблицу.

Характеристика отрядов пресмыкающихся

Признаки

Пресмыкающиеся



Клювоголовые

Чешуйчатые

(змеи)

Черепахи

Крокодилы

Места обитания













Органы передвижения













Покров

тела













Органы дыхания













Строение сердца













Крово­обращение ,













Температура тела













Способ и место размножения













Развитие













Приспособление к среде обитания














1. Группа серпентологов.

Подотряд Змеи.
Насчитывают около 2300—2500 видов змей. Распространены они повсеместно, но численно преобладают в теп­лых широтах. Обитают в лесах, пустынях, степях и горах. Боль­шинство видов ведет наземный образ жизни, но некоторые могут жить на деревьях, в почве и в воде.

Змеи имеют длинное тело, слабо подразделяющееся на голову, шею, туловище и хвост. Парных конечностей и их поясов практически нет. Отсутствуют также подвижные веки и барабанная пере­понка.

Тело покрыто роговой чешуей и щитками, которые периодиче­ски обновляются. Линька протекает своеобразно. Старый поверх­ностный слой кожи отделяется на челюстях и постепенно сходит с тела, выворачиваясь, как палец перчатки. При линьке отслаи­вается и поверхностный слой сросшихся век, поэтому глаза змей после линьки наиболее прозрачны.

В строении черепа имеется ряд особенностей, обеспечиваю­щих заглатывание крупной добычи. Кости обеих челюстей и нёба соединены связками, поэтому пасть может раскрываться широко. Заглатывание пищи достигается попеременным движением левой и правой половины нижней челюсти. Змея как бы наползает на свою добычу. Прохождение крупного пищевого комка по перед­нему отделу пищеварительной системы облегчается продукцией слюнных желез. Большинство змей не ядовиты. Они убивают до­бычу механическим действием зубов или тела, которое обвивается вокруг жертвы. У ядовитых змей несколько передних зубов круп­ные, в них есть каналы или бороздки, по которым стекает яд.

В связи с вытянутой формой тела и извивающимся характером движения позвоночник представлен большим числом (140—435) однообразных позвонков. Развито только одно правое легкое, а левое если есть, то рудиментарно. Почки сильно вытянуты, моче­вого пузыря нет. Размножаются откладыванием яиц, яйцеживорождением и живорождением.

Змеи питаются животной пищей разнообразной величины — от мелких насекомых и грызунов до оленят. Добычу подстерегают и бросаются на нее с молниеносной быстротой. На человека ядо­витые змеи нападают, только будучи потревоженными.

  1. Группа черепахологии.

Отряд Черепахи

Черепах известно около 210 видов. Основной их адаптацией к пассивной защите является развитие панциря, в который заклю­чено туловище и могут убираться шея, голова, конечности и хвост. Панцирь развивается из костных образований кожи, а также пу­тем сильного расширения и срастания ряда костей скелета. У не­которых черепах слабо развитый костный панцирь покрыт мягкой морщинистой кожей.

У черепах нет зубов. Своеобразен механизм дыхания. Роль на­соса выполняет ротовая полость, дно которой то поднимается, то опускается. Воздух засасывается через ноздри в ротовую по­лость, а оттуда проталкивается в легкие.

Болотная черепаха в нашей стране водится в степной полосе, в Крыму и на Кавказе, где заселяет стоячие или медленнотеку­щие водоемы. Для отдыха выходит на кочки, при опасности пря­чется в воду. Зиму проводит в спячке. Питается наземными бес­позвоночными. Яйца откладывает в песок прибрежных водоемов.

В песчаных пустынях и на невысоких горах встречается степная черепаха. Панцирь у самок длиной до 25 см, а у сам­цов заметно меньше. В марте — начале апреля черепахи появля­ются после зимней спячки. В апреле — мае самки откладывают яйца, развитие которых длится 70—80 суток. Взрослые черепахи в связи с выгоранием растительности уже в июне могут впадать в спячку. У большинства особей летняя спячка переходит в зим­нюю. В итоге черепахи спят 7—8 месяцев в году.

В пресных водоемах Дальнего Востока обитает мягкокожистая уссурийская черепаха *. Ноги у нее снабжены плавательными пе­репонками. Имеется длинный подвижный хоботок, на конце ко­торого открываются ноздри. Плавает быстро и способна проплыть несколько километров. Под водой может оставаться 2—10 ч. На берег черепаха выходит размножаться и греться на солнце. От воды далеко не уходит, однако известны случаи, когда застиг­нутая на суше черепаха закапывалась в песок. Питается рыбой, моллюсками и ракообразными. На зимовку уходит под воду. Яйца откладывает в песочные ямки на отмелях. При неосторож­ном обращении с этими черепахами они могут больно укусить.

Большинство видов черепах обитает в тропических странах. На островах Индийского и Тихого океанов встречается слоновая черепаха, длиной до 2 м, а массой до 200 кг. Еще более круп­ная— суповая, или зеленая, черепаха, распространенная в морях тропического пояса, длиной более 1 м, а массой до 450 кг.

Слоновую, суповую и другие виды черепах добывают ради мяса. Черепаху каретту вылавливают для получения красивого панци­ря, идущего на изготовление украшений.


  1. Группа герпетологов

Отряд Крокодилы

Наиболее высокоорганизованных пресмыкающихся — крокоди­лов насчитывают около 25 видов. Тело у них вытянутое, приплюс­нутое. Хвост сжат с боков и служит для плавания. На передних лапах 5 свободных пальцев, а на задних по 4 пальца, соединен­ных между собой перепонкой. Зубы у крокодилов сидят в углуб­лениях — альвеолах. Желудочек сердца разделен перегородкой на 2 изолированные половины, таким образом сердце у крокодилов четырехкамерное. Хорошо известны гавиалы длиной до 6 м, ниль­ские крокодилы — до 8 м (иногда до 10 м), китайские аллигато­ры — до 2 м.

Крокодилы живут в воде, предпочитают медленнотекущие ре­ки, озера. На сушу выходят редко. Размножаются крокодилы пу­тем откладывания яиц величиной с гусиные в вырытые на при­брежном песке ямки. В кладке бывает несколько десятков яиц. Период инкубации длится 1,5—2 месяца. Питаются крокодилы разнообразной животной пищей: от моллюсков до сравнительно крупных млекопитающих. Могут нападать на людей. Добычу ло­вят в воде, медленно подкрадываясь к ней. Пасть при этом рас­крыта, а все тело погружено в воду. При охоте ориентируются, используя слух и зрение. В воде крокодилы проворны и ловки, на суше неуклюжи и медлительны. Местами их добывают, ис­пользуя мясо и ценную кожу, либо разводят на специальных фер­мах (например, на Кубе).


  1. Группа эволюционистов.


Гаттерии

Много мил­лионов лет назад жила туатара, или пятнистая ящерица - гаттерия, которая сохранилась до наших дней в Новой Зеландии и на прилежащих мелких островах. Это единственный вид в отряде клювоголовые, самый древний представитель современных рептилий. Длина ее тела около 1 м. Вдоль спины тянется гребень, какой был и у динозавров. Кожа сухая, покрытая роговыми образованиями, конечности гаттерии расположены не по бокам тела, как у остальных рептилий, а на брюшной стороне тела, они снабжены когтями.

Живет она под землей, в необычном содружестве с птицей - вилохвостой качуркой. Кто из них хозяин двухметровой норы - решить трудно. Оба мирно спят в просторной спальне.
Итак, готовы ли группы к выступлению?

Каждая группа у доски представляет выступление по своему отряду пресмыкающихся, учащиеся индивидуально заполняют таблицу по каждому отряду. Характеристика отрядов пресмыкающихся на отдельных листочках, на компьютере эта таблица дублируется. Консультанты заносят оценки за работу в группах в оценочный лист.

Посмотреть какие оценки поставили консультанты и озвучить их.

5. Этап закрепления новых знаний

А теперь подведём итоги, каждая группа отвечает на свой вопрос, представитель группы даёт нам ответ. Вам даётся 3 минуты на обсуждение этого вопроса в группах.

1.Каковы форма и цвет тела различных пресмы­кающихся?

2.Как расположены конечности, чем они отличаются от конечностей лягушки?

3.Каковы покровы ящериц и змей, как это связано с образом их жизни?

4.Какие органы чувств развиты у рептилий?

5.Докажите что пресмыкающиеся стоят на более высокой ступени развития.

Приспособления пресмыкающихся к среде обитания

- удлиненная форма тела и конечности, приподнимаю­щие туловище над землей, позволяют быстро передвигать­ся по поверхности суши;

- сухая, лишенная желез, защищенная роговыми чешуями кожа препятствует высыханию и позволяет вести наземный образ жизни;

- неплохо развитое зрение, слух, прекрасное обоняние, а у некоторых - органы термического чувства дают воз­можность ориентироваться в пространстве и охотиться;

- подвижная шея позволяет лучше ориентироваться, хва­тать добычу и защищаться от врагов.

Благодаря большему насыщению крови кислородом, интенсивному дыханию и пищеварению обмен веществ у пресмыкающихся идет активнее чем у рыб и земноводных, однако теплокровность не достигается - температура тела пресмыкающихся также зависит от температуры окружающей среды.

Давайте в тетрадях составим схему:
Приспособления пресмыкающихся к среде обитания






удлинённая сухая кожа хорошо развитие

форма тела желез нет развиты шейных

органы чувств позвонков

Все вместе мы ответили на 4 вопроса и составили схему.

А какой вывод можно сделать, докажите что пресмыкающиеся стоят на более высокой ступени развития, чем земноводные.

Учащиеся делают вывод о приспособленности рептилий к среде обитания (Выводы показаны на экране):

Особенности внешнего строения (значительная подвиж­ность, сухая, покрытая роговыми пластинками кожа) по­зволяют рептилиям заселять самые разные биотопы, даже пустыни и соленые водоемы.

Наличие легочного дыхания, более активный обмен ве­ществ, размножение с помощью яиц, покрытых плотной оболочкой, характеризуют их как настоящих наземных жи­вотных. Суточная и сезонная цикличность являются чертами био­логической приспособленности пресмыкающихся к услови­ям среды.

Как вы усвоили материал урока?

Давайте проверим, как вы усвоили материал:

На компьютере 2 варианта теста.

Определите какие утверждения верны.

1 вариант.

  1. Змеи обитают в лесах, пустынях, степях и горах.

  2. Органы дыхания змей- лёгкие, а органы дыхания черепах- жабры.

  3. У змей тело покрыто роговой чешуёй и щитками.

  4. Сердце у крокодилов четырёхкамерное.

  5. Большинство пресмыкающихся обитает в тропических странах, потому что рептилии являются холоднокровными животными, температура их тела зависит от температуры окружающей среды.

2 вариант.

1. Органы передвижения у змей недоразвиты.

2. Развитие непрямое у крокодилов и черепах.

3. Змеи и черепахи живут только на суше.

4. Из 16 отрядов рептилий, известных по ископаемым останкам, только четыре дожили до настоящего времени.

5. У гаттерии трёхкамерное сердце.

Проверьте тест по ключу.

Правильные ответы:

1 вариант 2 вариант

1.+ 1.+

2.- 2.-

3.+ 3.-

4.+ 4.+

5.+ 5.+

Критерии оценки на компьютере:

0 ошибок- оценка 5

1 ошибка- оценка 4

2 ошибки- оценка 3

Больше 2 ошибок- оценка 2

Оценки занесите в оценочный лист.

Поднимите руку у кого оценка 5, оценка 4. Молодцы, хорошо поработали сегодня. Оценки занесите в оценочный лист.

Итак, ребята как вы думаете, мы сегодня на уроке выполнили все задания, достигли ли поставленной цели?

Да. Мы достигли цели урока и выполнили все задания, осталось только домашнее задание.

Давайте запишем д/з в дневник.

  1. Этап информации о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

На следующий урок у нас по плану тематическая проверочная работа по теме: «Класс пресмыкающиеся», поэтому вы должны хорошо подготовиться.

Учебник: с. 198-201, составьте контрольные вопросы по теме класс пресмыкающиеся.

По желанию: Создайте красную книгу пресмыкающихся или книгу рекордов пресмыкающихся, по следующим страничкам: самые длинные змеи, самые быстрые, самые летучие, самые большие, самые маленькие, самые голосистые, самые ядовитые, самые долгоживущие.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания icon«Надкласс Рыбы. Особенности строения, связанные с условиями среды обитания»
Цель: Изучить внешнее строение рыб, выявить особенности строения, связанные с условиями среды обитания

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconУрок по теме «Класс Олигохеты или малощетинковые черви»
Цель: в ходе лабораторных исследований выяснить особенности строения дождевого червя, связанные со средой его обитания

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconПлан-конспект урока Вертлюгова Татьяна Петровна мкоу «щ озерская...
Цель: раскрыть особенности внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconУрок по биологии в 7 классе учителя биологии мбоу «Красносельцовская сош»
Цель урока: раскрыть особенности строения птицы, связанные с полетом и средой обитания

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconУрок по теме: «Роль пресмыкающихся в экосистеме, их значение для...
Ресмыкающиеся; показать разнообразие, особенности строения и процес сов жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания; рассмотреть...

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconКак возникло великое многообразие видов и приспособленность их к среде обитания?
Как возникло великое многообразие видов и приспособленность их к среде обитания? Ответ дает научная теория эволюции живой природы,...

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconСамостоятельная работа: Домашнее задание
Особенности взаимодействия организмов человека, животных растений микроорганизмов с внешней средой, средой обитания. Доклад

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconТип Моллюски Составитель учитель биологии Никифорова Валентина Анатольевна Цели урока
Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconДоклад на тему: «Животный мир Волгоградской области»
Он состоит из представителей степей, полупустынь и лесов. На территории области обитают 68 видов млекопитающих, 17 видов пресмыкающихся,...

Многообразие видов, особенности строения пресмыкающихся, связанные со средой обитания iconУчитель Бабий Т. В. Предмет Биология. Тема урока: Моллюски. Тип урока:...
Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru