«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации»




Скачать 92.74 Kb.
Название«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации»
Дата публикации04.08.2013
Размер92.74 Kb.
ТипДокументы
5-bal.ru > Информатика > Документы
Жосан Ирина Валентиновна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе,

воспитатель

Использование информационных технологий

в дошкольном образовании.

г. Нелидово, Муниципальное общеобразовательной учреждение гимназия №2

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждении — одна из новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях компьютерных программ.

Отечественные и зарубежные исследования использования информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, И. Пашелите, С. Пейперт, Г. Петку, Б. Хантер и др.[1,2,4,5]). Самым веским доводом в пользу применения информационных технологий в дошкольном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Кроме того, современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области образования. Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, если в нем будут использованы интерактивные технологии в качестве дидактического средства, так как применение цвета, графики, звука позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес к изучаемому предмету.

В дошкольных подготовительных группах гимназии №2 г. Нелидово, существующих с 2007 года, поставлена задача оптимизации учебно-воспитательной работы с дошкольниками средствами ИКТ. И первым шагом в этом направлении стало обучение компьютерным технологиям педагогов. Ведь для того чтобы использовать ИКТ в своей работе, воспитатель должен в полной мере овладеть компьютером сам. Все воспитатели дошкольных групп прошли курсовую подготовку на базе информационного центра гимназии по теме «Повышение квалификации в сфере ИКТ и формирование базовой ИКТ-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования ИКТ в НУДПОС «Всесоюзный центр повышения квалификации».

Следующим шагом стало определение направлений использования ИКТ в работе с дошкольниками и подбор цифровых образовательных ресурсов. В результате были выделены следующие направления использования ИКТ:

- в формировании представлений об окружающем мире на занятиях познавательного цикла;

- в совершенствовании речевых навыков;

- в формировании элементарных математических представлений;

- в формировании основ безопасности жизнедеятельности;

- в коррекционной работе;

- в проведении мониторинга знаний и умений дошкольников;

- в работе с родителями.

По данным направлениям спектр используемых нами информационных ресурсов сегодня очень разнообразен:


1.Обучающие программы.

- «Баба-яга учится читать». Оригинальность программы состоит в том, что весь процесс обучения представлен в стихах. На диске - волшебный лес, в котором озорная Яга спрятала буквы алфавита, и для того чтобы их найти, необходимо выполнять игровые задания при участии сказочных персонажей.

Игры серии «Лунтик», «Гарфилд» специально разработаны для детей от 6 до 8 лет. Каждая игра включает в себя до 25 тематических заданий по развитию речи и математике, дает понятия о твердых и мягких согласных; закрепляет знания о гласных буквах и слогах; помогает обогащать словарный запас ребенка; развивает логику, внимание и память; формирует навыки счета и простейших арифметических действий. Великолепная мультипликационная графика; игры озвучены профессиональными актерами.

Программа «Алик. Скоро в школу» разработана специально для дошкольников и направлена на обучение дошколят основным понятиям, необходимым для школы: Цвет. - Направление. - Форма. - Размер. - Обучение числам. - Развитие логического мышления. Главный персонаж - это симпатичный щенок, который в веселой игровой форме помогает детям в изучении этих понятий.

«Мир природы» - познавательная программа об окружающем мире для детей 6-10 лет. Программа с помощью наглядных анимаций, динамических рисунков, схем и таблиц помогает ребенку понять таинственные законы природы. Все материалы сопровождаются дикторским комментарием, что делает работу с ними доступной для дошкольников. Раздел «Проверь себя» включает красочные интерактивные развивающие задания по разным темам.

Серия «Умники» также помогает ребенку в познании окружающего мира. Умники – это компания самых веселых и самых любознательных ребят. Их девиз: «Познай мир путем эксперимента!» Окружающая среда, природные явления, законы физики – все становится объектом увлекательных исследований. Программа содержит 5 тематических разделов, разработанных профессиональными педагогами и дает возможность провести почти 100 оригинальных экспериментов. Кроме того, есть возможность сохранить или распечатать результаты исследований.
2. Авторские тематические презентации.

Серия «Времена года». Презентации из этой серии включают в себя несколько разделов, описывающих определенное время года: приметы, месяцы, события, загадки, фольклор, набор заданий для индивидуальной работы с детьми. Каждая презентация озвучена голосом педагога.

Серия «Звуки и буквы», «Веселый счет», «Животный мир». Эти презентации представляют собой серию заданий по развитию речи , математике, экологии.

Серия «Праздники». Здесь собраны сведения о различных праздничных датах по разделам: история праздника, праздничные персонажи, традиции. Дети имеют возможность не только увидеть информацию на экране, но и отгадать загадку или спеть песенку вместе с любимым персонажем, разучить стихотворение.
3. Познавательные фильмы.

Серия «Хочу все знать» включает фильмы об окружающем мире, природе, человеке, обществе.

Серия «Уроки тетушки совы» представляет мультипликационные фильмы по разделам «Валеология», «Формирования основ безопасности жизнедеятельности».
4. Программы для коррекционной работы

Программа «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова) используется в работе логопеда гимназии для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях

Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям. Применение программы “Игры для Тигры” способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные.

Компьютерный практикум - основной помощник, для проведения индивидуальных логопедических занятий с дошкольниками.

Программно-методический комплекс «Развитие речи состоит из нескольких разделов. Используются задания на темы:

- звукоподражание;

-голосистые и безголосые (гласные и согласные), сердитые и ласковые;

Развитие связной речи представлено мультимедийными играми: «Подбери слово-признак, слово-действие», «Составляем описание», «Прослушай рассказ» и т.д. Ценность этого комплекса состоит в том, что в каждом задании на панели имеется клавиша «Откл./вкл. голос диктора». Используя эту клавишу, можно самостоятельно объяснять детям все задания с целью достижения лучшего понимания задачи.
5. Создание электронной базы данных по результатам диагностических проверок.

Результаты обследования уровня развития детей заносятся нами в специально разработанную электронную таблицу, которая дает возможность осуществлять выборку данных по различным параметрам и представлять результаты анализа в виде диаграмм. Это позволяет достоверно определить количественный и качественный состав воспитанников, нуждающихся в коррекционной помощи, а также отслеживать динамику индивидуального развития детей подготовительных групп и освоение ими образовательной программы.
6. Создание видеотеки для родителей.

Благодаря наличию в дошкольных группах гимназии интерактивного оборудования, на встречах с родителями педагоги демонстрируют видеозаписи занятий, моменты повседневной жизни группы и т.д. Родители имеют возможность увидеть, чем заняты дети в течение дня и каких результатов они достигли. Обязательно делается акцент на то, что родители  не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На родительских собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации, помощь.
Эффективность образовательного процесса с использованием информационных технологий зависит как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от рационального и умелого их введения в образовательный процесс. В настоящее время приоритетное значение имеет решение психолого-педагогических проблем компьютерного обучения, которое непосредственно связано с разработкой продуктивных обучающих программ и методик.

Человеческое сознание использует два механизма мышления. Один из них позволяет работать с абстрактными цепочками символов, с текстами и т.п. Этот механизм мышления обычно называют символическим или логическим. Второй механизм мышления обеспечивает работу с чувственными образами и представлениями об этих образах. Его называют образным, интуитивным. Физиологически логическое мышление связано с левым полушарием человеческого мозга, а образное мышление – с правым полушарием. Каждое из полушарий человеческого мозга является самостоятельной системой восприятия внешнего мира, переработки информации о нем и планирования поведения в этом мире.

Левое полушарие представляет собой как бы большой и мощный компьютер, имеющий дело со знаками и процедурами их обработки. Речь, мышление словами, рационально-логические процедуры переработки информации и т.п. – все это реализуется именно в левом полушарии. В правом же полушарии реализуется мышление на уровне чувственных образов: эстетическое восприятие мира, музыка, живопись, ассоциативное узнавание, рождение принципиально новых идей и открытий и т.п. Весь тот сложный механизм образного мышления, который нередко определяют одним термином «интуиция», и является правополушарной областью деятельности мозга. Нередко правополушарное мышление связывают с деятельностью в искусстве. Иногда это мышление даже называют художественным. Однако и более формализованные виды деятельности в существенной мере используют интуитивный механизм мышления.

По данным исследования, проведенного С.В. Гурьевым [3] ,логическое мышление выделяет лишь некоторые, наиболее существенные элементы знания и формирует из них однозначное представление об изучаемых объектах и процессах, в то время как подсознание обеспечивает целостное восприятие мира во всем его многообразии.

Очень важно, чтобы полушария мозга ребенка работали одновременно и сбалансированно. Тогда у него формируется нормальная координация, он прекрасно воспринимает музыку, у него проявляются артистические и художественные способности.

Использование информационных технологий в образовательном процессе детей дошкольного возраста позволяет пропорционально развивать оба полушария головного мозга, что эффективно сказывается на продуктивности мышления ребенка, обогащении его интеллектуальной сферы, сохранении и укреплении здоровья. Использование современных информационных технологий в работе со старшими дошкольниками является также эффективным средством воспитания и развития у детей творческих способностей, формирования их личности,

Основная цель педагога  применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт [5]. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.
Список литературы

1. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании.

2. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в системе образования.

3. Гурьев С.В. Использование компьютера в образовательном процессе детей дошкольного возраста. Интернет –ресурс сайта Rusedu

4. . Сеймур Пейперт. Образование в просвещенном обществе. // Компьютерные инструменты в образовании. № 1, 2001 г

5. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. Дошкольное воспитание, 2000, № 4.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconСочинение рассуждение «Воспитание характера»
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой...

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconКурсы повышения квалификации Обязательна предварительная запись на курсы!
Формирование у обучающихся универсальных учебных действий как одно из требований реализации фгос-ii невозможно без наличия базовой...

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconТеоретические аспекты проблемы оценивания уровня сформированности...
Средства формирования икт-компетентности и общие принципы формирования икт-компетентности

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconФормирование икт-компетентности
В докладе освещаются вопросы необходимости единого квалификационного стандарта к освоению муниципальными служащими информационной...

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconКурсовая работа слушателя курсов повышения квалификации учителей...
Мотивация учения, познавательные мотивы, их уровни и формы проявления в учебной деятельности

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconСистема мероприятий по реализации основных направлений Международной...
Формирование открытого сетевого сообщества по проблемам формирования икт-компетентности школьников

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconНа августовский педсовет (21 августа 2008 г.)
Повышение уровня компетентности педагогического коллектива в области использования икт

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconИнтервью с директором Государственного образовательного учреждения...
Доклад министра образования и науки Самарской области Д. Е. Овчинникова «Модель системы повышения квалификации в Самарской области:...

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconМетодическое пособие посвящено использованию возможностей икт в преподавании...
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования центр повышения квалификации специалистов...

«Повышение квалификации в сфере икт и формирование базовой икт-компетентности», мною также было пройдено краткосрочное обучение по вопросам использования икт в нудпос «Всесоюзный центр повышения квалификации» iconОрганизация программ повышения квалификации на основе дистанционных технологий
Икт, активно внедряемых в систему образования и определяющих на сегодня уровень ее развития. Потребность в повышении квалификации...


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru