Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования




Скачать 281.18 Kb.
НазваниеДепартамент образования города москвы Южное окружное управление образования
страница1/2
Дата публикации18.12.2013
Размер281.18 Kb.
ТипРеферат
5-bal.ru > Информатика > Реферат
  1   2


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города москвы

Южное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1526

УТВЕРЖДАЮ

Директор Гимназия № 1526

_____________ /Т.Г. Болдина/

«___»_____________2007 г.

РЕКЛАМНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

«Развитие информационной компетенции учащихся в работе с иноязычными средствами массовой информации»
.32453246.000106-01 99 01

Листов 22

Содержание

1.

Введение………………………………………………………………………………….3

2.

Цели и задачи работы………………………………………………………………..…3

3.

Подбор материала и составление заданий…………………………………………...4

4.

Структура пособия………………………………………………………………………6

4.1.

Модуль 1………………………………………………………………………….………7

4.2.

Модуль 2…………………………………………………………………………………10

4.3.

Модуль 3………………………………………………………………………………….14

4.4.

Модуль 4……………………………………………………………………………….....17

4.5.

Модуль 5………………………………………………………………………………….20

5.

Используемые материалы……………………………………………………………..22



  1. Введение.


XXI век –это век «глобального информационного общества». Это понятие отражает объективную тенденцию нового этапа эволюционного развития цивилизации, связанного с появлением информационных и телекоммуникационных технологий. В наше время все более возрастает влияние массовых коммуникаций на жизнь современного общества.

Информация, получаемая через СМИ, на данном этапе рассматривается в качестве глобального ресурса всего населения планеты. Информационные технологии настолько глубоко проникли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой её частью. Они есть часть культуры и мировоззрения современного человека.

Одним из важнейших направлений деятельности ЮНЕСКО в настоящее время является обеспечение гарантии доступа к информации каждому человеку планеты. Решению этой глобальной проблемы призвана содействовать Программа ЮНЕСКО «Информация для всех». В ней говорится, что информатизация общества порождает новые формы образовательной деятельности, требуя новых подходов к системе образования. Очевидно, что современному учащемуся XXI века необходимо уметь ориентироваться в колоссальном информационном потоке, уметь читать, переводить, анализировать медиатексы разных видов (газета, радио, видеосюжеты) и жанров, то есть приобретать практические навыки работы ещё со школьной скамьи. Следовательно, развитие информационной компетенции учащихся в работе с иноязычными средствами массовой информации выходит на приоритетный уровень и становится одной из первоочередных задач современной школы.

Слово «медиа», термин прочно вошедший в языки мира, в том числе русский, обозначает в переводе с латинского «средство», «посредник». Данное понятие включает в себя такие средства как печать, пресса, радио, телевидение, кинематограф, а также видео, CD, DVD –продукция, компьютер, Интернет. Одни из них являются визуальными, другие – аудио и аудиовизуальными средствами. Все они совмещают как аспект передачи информации, так и аспект её восприятия. На современном этапе развития общества они являются одной из главнейших сфер в жизни человечества.


  1. Цели и задачи работы


В условиях информационного общества представляется чрезвычайно важным включение людей уже на раннем этапе их сознательной жизни (школа, институт) в самостоятельный поиск необходимой информации, обучение творческому отношению к тому, что они видят, читают, слушают по радио и смотрят по каналам телевидения.

Образование через средства массовой информации можно назвать процессом развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации с целью формирования культуры общения между людьми, критического мышления, умения полноценного восприятия мира, а также творческого самовыражения.

В большинстве развитых стран мира на современном этапе активно внедряются разнообразные образовательные программы, учебные пособия, методические разработки на уровне средних и высших учебных заведений. В резолюциях ЮНЕСКО указывается, что медиаобразование- это часть основного права каждого гражданина любой страны на свободу самовыражения и получения информации, оно способствует поддержке демократии. ЮНЕСКО рекомендует странам вводить медиаобразование везде, где возможно в пределах национальных учебных планов, а так же в рамках дополнительного образования. ЮНЕСКО определяет медиаобразование в качестве одного из приоритетных направлений в педагогике XXI веке.

В связи с этим ключевыми целями данной работы являются развитие умения анализировать и критически осмысливать медиаматериал (так как далеко не вся медиапродукция является стоящей и необходимой для восприятия), определение источников медиаматериалов и отбор необходимого для обучения материала, создание условий для заинтересованности учащихся в работе со средствами массовой информации (т.е. развитие мотивации в овладении информационной компетенцией), повышение стратегической коммуникативной компетенции через языковое развитие, социолингвистической компетенции (монологическая, диалогическая речь), а также учебной компетенции через постановку решения , познавательных задач и преобразование информации.

Отсюда, основными задачами работы являются развитие умения аудирования, чтения (параллельного и раздельного), аудирования с видеовосприятием информационных материалов, развитие умения монологической речи на политические, экономические, культурные, спортивные темы, отраженные в СМИ, умение давать собственную оценку услышанному (прочитанному), повышение лексического запаса учащихся по общеполитическим темам, ознакомление со спецификой грамматических явлений в СМИ , аббревиатур и основных политических и экономических определений.

Исходя из этого, основной целью работы является создание учебного пособия: отбор тренировочных газетных статей по материалам информационных сайтов, разработка серии заданий к статьям и аудиоматериалу (радиорепортажам), отбор видеосюжетов (запись текущих новостей канала BBC-news, поиск изложений видеосюжетов на сайте BBC-news в Интернете, подбор информационного материала из текущей прессы англоговорящих стран.

Пособие может быть использовано в качестве стартового для организации серии специальных уроков рамках учебного плана, а также его можно использовать как первую ступень медиаобразования для одноименного элективного курса. В дальнейшем целесообразно продолжить данную серию уроков , а также разработать серию

практических работ и систему более сложных заданий для стимуляции творческой деятельности учащихся.

На данном этапе работы главным является овладение базовыми информационными компетенциями в работе с основными средствами массовой информации.



  1. Подбор материала и составление заданий


Основными самыми доступными информационными ресурсами в мире являются газеты, радио и телевидение. Поэтому подбор учебного материала производился по материалам новостных сайтов в Интернете, газет, видеосюжетов BBC-NEWS и CNN.

Работа с газетой является составным компонентом обучения иностранному языку. Газета представляет собой 1) вполне доступный материал для обучения, 2) аутентичный материал, что обеспечивает ее ценность, 3) разнообразный по типам текстов и языковых стилей и сюжетам материал. Важным моментом является то, что газета, написанная на языке определенной страны (стран(, размышляет о культуре этой страны (стран). Культура проникает в язык через ссылки на людей, географические места, организации, традиции. Еще одним уровнем проникновения культуры в язык являются ассоциации, жизненный опыт, знания, ценности, убеждения, который выражает автор текста. Тем самым учащиеся больше приобщаются к культуре и особенностям жизни других стран, т.е. расширяют свои социокультурные знания.

Из курса Opportunities, Intermediate, Longman учащиеся 9 класса уже знакомы с основными видами газет (Broadsheets – широкоформатные и Tabloids – таблоиды). Broadsheets – это информативные газеты, которые строго разделяют новости и комментарии, факты и мнения. Они представляют серьезные новости, сопровождающиеся информативным анализом и комментарием экономических, политических мировых событий. Примером таких газет являются The Times, The Financial Times, The Independent, The Guardian. Таблоиды – это неширокоформатные газеты, они содержат много фотографий, сенсационных новостей, информацию, затрагивающую известных людей, скандалов и т.д. Они считаются более развлекательными, чем информативными в отношении освещения новостей. Примером таких газет являются The Daily Mirror, The Daily Express, The Sun. Существует еще одна категория газет, называемая “middle brow”. Это что-то среднее между широкоформатными газетами и таблоидами. Содержание таких газет в основном серьезно, но они также привлекают материал, характерный для таблоидов. Характерными примерами таких газет являются The Daily Mail, The Mail on Sunday. Именно такого рода газеты являются наиболее подходящими для формирования умений чтения периодики у учащихся на первом этапе медиаобразования. Если же на новостных сайтах имеется материал газет, одновременно освещенный по радио, его следует обязательно привлечь в качестве учебно-тренировочного.

При выработке системы упражнений и при подборе материала для обучения чтения газеты я руководствовалась общей моделью чтения, которую можно разделить на 3 фазы: pre-reading (до прочтения), reading (собственно чтение), и post-reading (пост-чтение). В первой фазе происходит выбор материала для чтения, формируются цели чтения, эти цели доводятся до учащихся. Во второй фазе осуществляется процесс чтения (восприятие, смысловая переработка и понимание прочитанного), в третьей – реализуется оценка прочитанного, его обсуждение. На второй стадии в процессе прочтения учащимся предлагаются различные задания для более быстрого и успешного овладения умением чтения газетного материала.

Итак, при подборе материала учителю необходимо руководствоваться следующими факторами: 1)актуальность текста, радио или телесюжета, 2) соответствие материала знаниям учащихся и их способности интегрировать новую информацию с существующими у них знаниями, 3) соответствие материала языковому уровню учащихся, а в процессе работы составлять задания, с которыми учащиеся способны справиться при имеющемся языковом уровне. Отдельно нужно сказать, что при выборе материала приоритет в пользу только свежих новостей вовсе не обязателен, т.к. это не всегда является практичным. Новости имеют тенденцию быстро устаревать, к тому же газеты часто используют материал, который не относится к определенному моменту времени. Если с точки зрения учителя материал, не будучи взят из последнего выпуска новостей, имеет практическое значение, его следует привлечь в качестве учебного. В этом смысле удобно использовать информацию, содержащуюся на новостных сайтах в Интернете. На них можно найти новости по многим аспектам и разным странам. Нужно лишь грамотно ориентироваться в них, осуществлять правильный подбор материала, организуя соответствующую работу при подготовке заданий. При этом необходимо учитывать факт того, что газета ( радио или ТВ сюжет) является аутентичным источником. Он содержит вокабуляр, который может вызвать затруднения у учащихся. Наряду с нейтральной лексикой такой материал содержит эмоционально окрашенную лексику, идиомы, метафоры , разговорные выражения, сленг, политические термины, профессионализмы и клише. Поэтому ряд заданий должен быть направлен на упражнения с лексикой такого рода. Структура предложений также может вызвать затруднения у учащихся, Сложные в синтаксическом отношении предложения следует отдельно разбирать с учащимися для последующего успешного понимания текста. Определенной спецификой обладает также газетный заголовок. Существует даже «особый язык» газетных заголовков,т.е. особый набор стилистических и синтаксических приемов, которые могут воздействовать на читателя. Поэтому целесообразно до перевода статьи со сложным пониманием значения заголовка дать учащимся пояснение особенностей газетного заголовка и познакомить их с наиболее частыми в них языковыми явлениями (идиомами, сравнениями, игрой слов, метафорами), а также особенному употреблению артиклей, пунктуацией.

Таким образом, при написании данного пособия руководящими факторами, способствующими успешному использованию информационного материала для работы на уроке явились: 1)подготовительный период, 2) тщательный отбор материала, 3) тщательное продумывание заданий, 4) переработка материала Целью содержащихся в данном пособии уроков является развитие устойчивого интереса у учащихся к получению информационного материала через СМИ, умение воспринимать (понимать), оценивать информацию и использовать полученные умения в дальнейшей жизни.


  1. Структура пособия

Пособие состоит из 5 модулей (по 7 уроков каждый). Первый и второй модули посвящены политике, третий модуль – новостям экономики, четвертый модуль посвящен новостям культуры и науки, пятый – спорту , погоде, рекламе. На каждом уроке, независимо от темы модуля, предполагается проводить языковую разминку, Языковая разминка в данном случае – это небольшой аудиофрагмент, не связанный тематически с конкретным уроком. Материалом для разминки служат понятия и явления современной жизни общества. Разминка настраивает учащихся на более успешное дальнейшее восприятие аудиоматериала, одновременно обогащая их лексикон.

Каждый из семи уроков модуля имеет свою конкретные цели и задачи и строится по строго определенному плану. Новостной материал учитель может пополнять из более свежих блоков новостей, используя ту же схему и тип заданий или дополнять его новыми упражнениями. В конце каждого модуля целесообразно провести мониторинг полученных умений и навыков на базе предложенного материала. После прохождения трех модулей учащимся можно предложить просмотр «живых новостей» по ТВ в качестве языковой разминки. Это позволит им быть в курсе реальных последних событий в мире, а также повысит их мотивацию к изучению данного курса, а в дальнейшем к получению новостных материалов через СМИ на английском языке.

Модуль 1

Урок 1

Тема урока: Новости политики (Массовые протесты во Франции): Цель урока:развивать умения чтения с извлечением информации; ознакомить с НЛЕ и РО; развивать умения аудирования новостного репортажа.

Ход урока:

1.Разминка. «Безопасное вождение автомобиля» (Safety driving). Прослушайте аудиосюжет, запишите ключевые выражения в словарь. Передайте основную идею, используя ключевые словосочетания.

2.Введение в тему материала. Политические протесты.

Заполните таблицу:

Period Revolution/Protest Country
1789-1799, 1965-1973, 1930, 2004-2005

The Salt March, French Revolution, Orange Revolution, Anti-Vietnam war

France, India, the USA, Ukraine
Ответы: 1789-1799 French Revolution France

1930 The Salt March India

1965-1973 Anti-Vietnam war protests the USA

2004-2005 Orange Revolution Ukraine
3. Прослушайте радиосообщение (Mass protests in France).

4. Try to match the following vocabulary items with the definitions. (Приложение В к уроку 1).

5. Pronunciation, putting the items down into the vocabularies.

6. Read the text quickly and answer this question.

The President is 100% behind the new employment law. True or false?

Ответ: It’s false. Paragraph 5 says “The President will meet the cabinet to decide “what next”.

7. Read the text again and answer the questions. (Приложение А к уроку 1).

Ответы: 1- F, 2-F, 3-F, 4-T, 5-T, 6-T.
Домашнее задание: учить НЛЕ и РО, подготовить устное изложение материала.

Урок 2

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДепартамент образования города москвы Южное окружное управление образования
Полученные в школе знания и навыки должны помочь им в дальнейшем реализовать свои карьерные планы

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДепартамент образования восточное окружное управление
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №317 является государственным некоммерческим...

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconЗападное Окружное Управление Образования Департамента Образования...
Вышестоящая организация: Северо Западное окружное управление образования Департамента Образования города Москвы

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconЗападное Окружное Управление Образования Департамента Образования...
Вышестоящая организация: Северо Западное окружное управление образования Департамента Образования города Москвы

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Основными целевыми группами, для которых готовится и публикуется доклад, являются

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДепартамент образования москвы северо-западное окружное управление образования
...

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДепартамент образования москвы северо-западное окружное управление образования
...

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconСовременные подходы к интеграции профилактических и оздоровительных...
Южное окружное управление образования мдо, Центр образования №1998 «Лукоморье» юоуо г. Москвы

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДепартамент образования города москвы западное окружное управление образования
Министерства науки и образования РФ от 18. 07. 2002 №2783, Положения об итоговой аттестации учащихся 9 и 11 классов, утвержденного...

Департамент образования города москвы Южное окружное управление образования iconДоклад о работе государственного бюджетного образовательного учреждения...
Вышестоящий орган управления образования: Юго-Восточное окружное управление образования Департамента образования города Москвы


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru