Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников




НазваниеЛекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников
страница1/4
Дата публикации03.08.2013
Размер0.53 Mb.
ТипЛекция
5-bal.ru > Информатика > Лекция
  1   2   3   4
Громова О.

Развитие информа­ционной грамотности учащихся в школьных и детских библиотеках

// Библиотека в школе. - 2006. - № 18. - С.40-45.

Лекция 3. Основные этапы работы с информацией

Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития ИГ для школьников
ПЕРЕД НАЧАЛОМ

В первой лекции мы с вами рассматривали содержание основных понятий, в том числе - понятия «информаци­онная грамотность». Во второй - различные методики преподавания. Пришло время заняться вплотную содер­жанием курса ИГ.

Однако для начала вам все же придется вспомнить лек­цию 2.

Если вы будете вести этот курс у себя в библиотеке (не­важно - в каком формате), в любом случае нужно будет определить методику, которая вам и, на ваш взгляд, учени­кам ближе, и по которой вы будете строить занятия. Наш курс сориентирован на экспериментально-исследовательские методы обучения. Построение таких занятий представляется наиболее трудным, и потому именно для этого подхода мы предлагаем некоторые подсказки и варианты заданий.

Понятно, что перестроить все это на трансляционный или теоретико-практический способ преподавания проще, чем наоборот. Если вы еще не преподаете ИГ, мы совету­ем вам определиться уже сейчас, во время прохождения этого курса. Тогда вы сможете сразу пристраивать для себя какие-то варианты занятий, исправлять и дополнять их по ходу дела. Когда дойдет до реального курса, у вас уже будет основа. Те, кто уже ведет уроки, будут неизбежно рассматривать данный курс по отношению к своей практи­ке, а это тоже очень важный этап обучения.

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ

Эту часть лекции мы выделили потому, что кроме соб­ственно обучения школьников работе с информацией у любого библиотекаря и педагога возникает вопрос о прин­ципах (подходах), из которых он исходит как в работе с информацией, так и в обучении. Несколько слов об этих подходах.

Разделим их на две группы, назвав несколько условно: этические и педагогические (обучающие). Ответьте себе на несколько вопросов прежде, чем двинетесь дальше. Эти ответы в некоторой степени определят построение вашего курса развития ИГ.

Этические принципы. Рано или поздно в повсед­невной работе с ними сталкивается любой библиотекарь.

1. Считаете ли вы, что библиотека, работающая с деть­ми, должна удовлетворять любой информационный зап­рос читателя, строго исповедуя принцип права человека на свободу доступа к информации?

Если к вам придет третьеклассник с просьбой дать что-нибудь о фашистах (именно так, а не про Отечественную войну!), каковы будут ваши действия? Вы ответите, что ему еще рано, он ничего не поймет - пусть подрастет; сошлетесь на отсутствие материалов, чтобы не провоци­ровать интерес; дадите ему возможность найти материа­лы и отпустите с миром (пусть учителя и родители бес­покоятся, зачем ему это надо, ваше дело - выдать, что просят); предложите вместе после уроков посмотреть и обсудить то, что нашли или сделаете что-то другое?

2. Считаете ли вы, что, обучая ребенка поиску инфор­мации, вы обязаны учить его также оценке достовернос­ти полученных материалов или это дело учителя - объяс­нять, что правильно, а что - нет?

Педагогические (обучающие) принципы.

1. Вы видите, что ученик, неверно сформулировав зап­рос, ищет информацию «наугад». Как вы поступите: пред­ложите свою, правильную, формулировку - и тогда он все найдет; зададите ряд наводящих вопросов или помо­жете построить схему (мы такие схемы рассмотрим даль­ше в лекциях), чтобы ученик смог переформулировать запрос сам; просто найдете для него информацию, попут­но объяснив, где ошибка или неточность в запросе?

2. На уроках ИГ вы учите ребят алгоритму поиска, но вот вечером они приходят с просьбой подобрать им материал к докладу, олимпиаде. Ваши действия: подберете материал, потому что «они и так загружены, а проверка усвоения - это на уроке»; предложите вспомнить, что разбирали на уроках, и будете настаивать, чтобы искали сами; тут же вкратце повторите свои объяснения - или сделаете что-то другое?

3. Считаете ли вы, что на занятиях по ИГ вы должны отрабатывать с ребятами алгоритмы поиска и работы с информацией, а обучать презентации материалов (напи­санию рефератов и т.п.) - дело учителя?

Мы не будем разбирать, какие ответы на эти вопросы верные, а какие - нет. У каждого из вас они - свои. Опыт показывает, что эти вопросы возникают практиче­ски у всех. Главное - увидеть и решить их для себя зара­нее, прежде, чем столкнетесь с теми или иными из них как с неожиданностью уже в процессе работы над курсом ИГ.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Если вы вспомните первую лекцию и определение по­нятия «информационная грамотность», то скажете, что оно уже содержит практически все этапы работы с информацией - от запроса до презентации. И будете совершенно правы. Наша задача сейчас - рассмот­реть каждый этап подробнее.

Итак, все начинается с того, что человек осознает: ему нужна информация по какой-то проблеме. Это еще не работа с информацией, а только осознание информа­ционной потребности. Это чрезвычайно важный момент в воспитании и развитии детей. По идее - задача школы развивать у учеников такую способность, но тра­диционная система обучения не способствует даже воз­никновению информационных потребностей, а уж тем более их осознанию: большинство знаний ребенок полу­чает в готовом виде и их получение для него лично никак не актуально в данный момент. И даже запросы, с кото­рыми он приходит в библиотеку, чаще всего - не его информационная потребность, а просто требование учи­теля. Информационная потребность возникает у ученика и осознается им в процессе экспериментально-исследова­тельского обучения или в жизни.

Именно библиотека может довольно много сделать в данном направлении. Достаточно несколько раз проиг­рать с малышами ситуации, когда как раз поиск инфор­мации даст наилучшие результаты.

Пример. Первый класс. Библиотечный урок. Библио­текарь спрашивает одного из учеников: если бы ему по­дарили морскую свинку, чем бы он стал ее кормить. Тот не знает. Начинается общий поиск возможных вариан­тов. Их возникает несколько:

• спрашивать у всех, чем ее кормят;

• пробовать давать свинке все подряд и смотреть, что она будет есть;

• пойти к ветеринару (обычно это говорят те, у кого есть домашнее животное!);

• найти книжку по содержанию дома морских свинок.

Библиотекарь, не комментируя, выписывает все на дос­ку. Далее следует обсуждение каждого варианта, в резуль­тате которого последний - книжка - выбран как самый надежный: и узнаем все точно, и свинка не заболеет.

Таких ситуаций можно проигрывать множество: когда ехать в дальний магазин, если не знаешь точно режим его работы, как найти дорогу в незнакомом районе или какой портфель лучше выбрать (у меня однажды перво­клашки даже решали, какой марки плеер лучше просить у папы!)...

Проблема определена, информационная потребность осознана, и человек отправляется добывать информацию.

Вся дальнейшая работа представляет собой 6 этапов.

1. Формулировка и уточнение запроса, определение круга источников, выбор формы презентации результа­тов работы.

2. Выработка алгоритма поиска информации.

3. Поиск и локализация информации.

4. Качественная оценка и отбор полученной информа­ции.

5. Обработка, компоновка и интерпретация отобранно­го материала.

6. Подготовка к презентации и презентация итогов ра­боты.

Поговорим о каждом этапе подробнее.

Формулировка и уточнение запроса, опреде­ление круга источников, выбор формы презен­тации результатов работы.

Каждый библиотекарь хорошо знает, с какими невнят­ными запросами порой приходит читатель. Кто-то однаж­ды определил степень точности такого запроса как «весь мир и его окрестности». Свести подобный запрос к мак­симально точному - и есть задача библиотекаря. Как правило, приходится задать много наводящих и уточня­ющих вопросов, дабы понять, что же на самом деле необ­ходимо читателю, спрашивающему, например, «материа­лы по Гражданской войне». Наша же цель- научить школьников самих приходить от запроса «вообще» к точ­ной формулировке поискового запроса. И задача обуче­ния не в том, чтобы в итоге ребенок сразу умело форму­лировал запрос (это не всякий взрослый может), а чтобы путем вопросов к самому себе и других приемов он мог постепенно сузить тему, вычленив именно то, что дей­ствительно нужно и реально охватить.

Определение круга источников - это определение типа материалов, уровня их сложности, степени доступности и т.д. Здесь наша задача - научить ребят заранее плани­ровать, какие виды материалов (текстовые, графические и т.д.) и носителей им подходят, чем отличается информация в энциклопедиях от статей в периодике, будут ли они пользоваться материалами из Интернета. То есть после уточнения темы запроса следует определение характера требуемой информации. Иными словами, это установле­ние границ отбора материалов по разным критериям: по степени сложности изложения, по широте охвата вопро­са, по читательскому назначению и др. Необходимо в общем виде очертить типы источников информации и материалов, которые будут или, наоборот, не будут при­ниматься к дальнейшей работе. Для этого надо научить школьника определять, зачем он ищет информацию, как дальше собирается ее использовать и, соответственно, каким условиям должны удовлетворять источники.

Например, формируя списки дополнительных матери­алов для данного курса, мы учитывали следующие пара­метры: наши читатели имеют достаточно хорошее обра­зование, опыт работы в библиотеке или школе, но не все живут в крупных городах с хорошими коммуникациями и большими библиотеками в пределах доступности. Сле­довательно, из круга поиска сразу были исключены: по­пулярная литература для детей по данной теме, которая опытным библиотекарям и педагогам не даст ничего но­вого, диссертации, доступ к которым весьма ограничен, малотиражные издания учебных заведений и научных центров. Поскольку наш курс - заочный и на страницах газеты, то естественно не попали в круг поиска также видеозаписи уроков, которые с успехом можно было бы использовать в очном курсе, и компакт-диски ограничен­ного тиража. Только определив все это, мы взялись со­ставлять списки рекомендуемых материалов.

Выбор формы презентации результатов работы. Как ни покажется на первый взгляд странным, это надо де­лать именно на первом этапе, чтобы дальше четко опре­делить ход поиска информации.

На самом деле, библиотекари очень часто так и дела­ют, даже не задумываясь над тем, что выясняют у чита­теля именно форму презентации. Сколько раз, получая запрос от читателя, вы спрашиваете его: «Тебе для чего? Для доклада? Ах, олимпиада скоро, тогда тебе совсем другую книжку нужно».

Сразу договоримся, что под словом презентация мы имеем в виду любую форму представления учеником ре­зультатов его работы с информацией, а не только компь­ютерную презентацию.

Бывает, что форма презентации меняется по ходу ис­следования или вовсе определяется только в конце, но чаще ребята сразу представляют себе, что будут делать с полученным материалом.

Цель обучения ИГ - научить ребенка планировать ра­боту с информацией, учитывая и то, зачем, кому и в ка­кой форме он будет представлять итоги своей работы.

Выработка алгоритма поиска информации.

Теперь наступает очередь вопроса «Как и где мы будем искать то, что нужно?». Наша задача - не дать ребенку готовый круг источников, а научить самостоятельно опре­делять его в соответствии с целями и задачами поиска.

Алгоритм поиска - это, по сути, путь следования от источника к источнику, пока не будет получена требуемая информация. Мы должны научить ребят заранее отвечать на вопросы: с чего я начну поиск, к чему обращусь даль­ше, если не найду нужную информацию или ее часть.

Поиск и локализация информации.

Это не просто следование по тому пути, который выра­батывается на предыдущем этапе, а еще и умение по ходу поиска сразу отсеивать ту информацию (или источники), которые не соответствуют нашим требованиям, сформу­лированным при определении круга источников. Если на этом этапе мы не научим читателя-ученика сразу отсле­живать соответствие источника заданным параметрам, то раньше или позже он растеряется перед количеством по­лученных материалов, несопоставимых по уровню, сте­пени достоверности и нужности.

Например, если задача ученика провести исследова­ние по истории родного села в XIX веке, вряд ли ему нужен учебник по истории России данного периода. И школьник должен сразу отклонить его как неподходя­щий, еще на этапе работы с каталогом и картотеками.

Качественная оценка и отбор полученной ин­формации.

Теперь, когда информация найдена, ее необходимо оце­нить по нескольким параметрам. Они могут быть общими и частными, применимыми лишь к данной работе, могут различаться и добавляться в соответствии с целями рабо­ты, возрастом ребенка и др., но основными всегда остают­ся: уровень сложности, степень достоверности, акту­альность (в целом и для данной работы), полнота.

Для оценки по каждому из параметров существуют несложные и вполне понятные критерии и методики, ко­торые мы рассмотрим в соответствующей лекции.

А сейчас - только одно, но важное правило. Одна из целей обучения детей ИГ - именно умение критически оценивать информацию. Таким образом, библиотекарям (педагогам) необходимо всячески избегать своих оценок типа «это ерунда, а это тебе еще рано». Наша задача -научить их этому. Опыт показывает, что даже младшие школьники вполне способны на критическую оценку по­лученной информации.

Обработка, компоновка и интерпретация отобранного материала.

Самый трудный этап. Здесь нам предстоит научить ре­бят и способам свертывания и развертывания информа­ции, и логике выстраивания полученных сведений в тек­сте, и выбору иллюстративного и иного сопроводитель­ного материала.

Очень важный момент — интерпретация. Как уже го­ворилось в первой лекции, важно научить ребят не толь­ко найти и скомпилировать материал, но и сделать из него какие-то самостоятельные выводы. Ради рефератов, переписанных в итоге из одной энциклопедии, нет смыс­ла учить поиску и оценке информации. Главный признак информационно-грамотного человека - умение учиться, чтобы быть готовым к решению любой незнакомой зада­чи, а, значит - к самостоятельному мышлению.

Подготовка к презентации и презентация ито­гов работы.

Казалось бы, на этом этапе учить ребенка должны уже специалисты совсем по другим предметам, а не по работе с информацией. В самом деле: информация найдена, об­работана, выводы сделаны. А учить писать сочинения и рефераты, создавать компьютерные презентации, снимать фильмы, готовить олимпиады и игры для малышей - дело учителей-предметников и руководителей кружков. Но и тут наши ученики должны проявить навыки информаци­онной грамотности, чтобы работа была сделана хорошо.

На этом этапе мы с ними начинаем разбираться в пра­вилах оформления рефератов (сноски, ссылки, цитаты и др.), учимся создавать пристатейные списки литерату­ры, а в менее традиционных работах - фильмах, слайд-шоу - правильно писать титры и многое другое.

ПОСТРОЕНИЕ КУРСА ИГ ДЛИ ШКОЛЬНИКОВ

Мы рассмотрели этапы работы с информацией, которые и могут составить основу курса развития ИГ у школьни­ков. Однако, любому из вас, специалистов, очевидно, что это не все, чему необходимо учить детей и подростков.

Конечно, курсы в каждой библиотеке, в каждой школе будут различными. Все зависит, как мы уже говорили, и от условий их проведения, и от состава аудитории, и от базового уровня подготовки учеников.

Пытаться построить универсальный курс - неблагодар­ное занятие, ибо такой курс - один для всех - не имеет практического смысла. Его, конечно, можно будет прове­сти, не очень напрягаясь, но степень эффективности бу­дет невысока из-за того, что не учтены местные условия.

Рассмотрим лишь основные шаги по разработке про­граммы курса и те его составляющие, которые необходи­мо учесть.

Объем курса. Во-первых, он, конечно, зависит от количества выделенных на обучение часов. В идеале хо­рошо бы строить курс так, как вам кажется правильным, а потом получать под него требуемое количество време­ни, но на практике так обычно не получается. Итак, преж­де всего мы учитываем, в каком формате - полноценный курс в сетке часов, факультатив, элективный курс, кру­жок - предполагается обучение. От этого напрямую за­висит наполнение вашего курса. Не надо пытаться вотк­нуть объем полноценного учебного плана в кружковые занятия раз в неделю. Если у вас только кружок (или тем более - традиционные библиотечные уроки, которые ведутся по 2-3 часа в год), выделите те составляющие содержания курса, которые кажутся вам наиболее важ­ными с точки зрения обучения ребят практическим навыкам работы с информацией. Пусть лучше у них будет побольше исследовательских практических занятий по небольшому количеству тем, чем много теории, которая завтра забудется за неимением практики.

Даже если занятий совсем мало, в их последователь­ности должна быть логика, по которой каждое предыду­щее занятие подкрепляется следующим и непременно -практикой. Выбирая между объемом знаний, которые хочется дать ребенку, и лишними часами практики, бе­зусловно, следует предпочесть практику. Старый прин­цип «лучше меньше, да лучше», не потерял своей акту­альности.

Наполнение курса. Мы с вами уже увидели, что всем этапам работы с информацией учить, конечно, необходимо. Но также ясно, что этого недостаточно. Для того, чтобы ребенок научился эффективно искать и пере­рабатывать информацию, он должен знать, где именно она может содержаться. То есть мы с вами пришли к тому, чему учили детей много лет на библиотечных уро­ках: библиотечные каталоги и картотеки, прикнижные указатели и словари, периодика и справочники. В идеале - еще Интернет и умение работать с библио­графическими указателями. Хотя последнее, в нынеш­ней ситуации с детской рекомендательной библиографи­ей, в школе будет скорее данью традиции, чем реальной необходимостью. А вот большая детская библиотека, выпускающая свои рекомендательные материалы, конеч­но, может и должна учить своих читателей работе с ними.

Еще один серьезный блок - авторское право при ис­пользовании и цитировании, правила создания докла­дов, рефератов и компьютерных презентаций (здесь имеется в виду не умение работать в РошегРош1, а уме­ние правильно организовать информацию на слайдах, соотнести с ними устное выступление и т.п.). Это, конеч­но, темы в основном для старшеклассников, особенно если вы будете вести элективный курс или ваши уроки ИГ включены в школьный учебный план. Очень хорошо та­кой курс расписан в не раз уже упомянутой книге Н.И.Гендиной [1]. При подготовке данной части курса вам поможет также разработка И.Дейнеко [2].

Дальше идет множество дополнений, которые могут стать отдельным блоком в курсе обучения, а могут «ра­створиться» в нем, и знания эти будут усваиваться не быстро, но как бы между делом. Такова, например, тема «структура книги». Можно прочитать ребятам лекцию с записью в тетрадь всех трудных названий и проверять, как они выучили, что такое ляссе и чем отличается фор­зац от суперобложки. А можно и по-другому. Мне дове­лось однажды видеть в школьной библиотеке два или три набора книг, используемых на библиотечных уро­ках: энциклопедия, словарь, учебник (с таблицами на форзаце), где каждый элемент книги был крупно и четко подписан на приклеенной полоске бумаги. Где-то она не выходила за пределы переплета (на форзаце и корешке,

например), а где-то приклеенная на страницу надпись нарочно выглядывала из-под обреза (указатели, ляссе, некоторые иллюстрации). В процессе поиска информа­ции по заданию (обычно работали группами) ребята раз­бирались, где какая информация размещается и как на­зывается эта часть книги. Постепенно все выучили. Спе­циальных занятий на данную тему у них не было вовсе. Кстати, и другие читатели при обращении в библиотеку пользовались этими книгами и тоже кое-что усваивали.

При разработке курса вам может помочь также брошю­ра О.Мяэотс [3].

Порядок изучения тем. Вариантов, как всегда, может быть столько же, сколько ведущих курс. Два наи­более распространенных обозначим условно как после­довательное изучение и ситуативное. При этом не име­ет значения, какой педагогический подход вы используе­те на занятиях: порядок изучения разделов вашего курса может быть и тем, и другим.

Последовательное изучение предполагает изложение в том или ином виде всех тем по порядку с подкреплени­ем практикой каждого этапа. Сначала изучается устрой­ство книги, потом простейшие поисковые системы (рабо­та с содержанием, потом с указателями), позже - орга­низация каталогов. Соответственно, по мере углубления знаний усложняются задания: сначала ребята ведут по­иск только по алфавитно-предметному указателю энцик­лопедии, потом добавляются еще и специальные указате­ли, и АПУ каталога. К этапам работы с информацией переходят тогда, когда изучены все основные поисковые системы.

Ситуативное изучение тем строится на том, что обу­чение основам ИГ сразу ведется по этапам работы с информацией. Все остальное как бы подкладывается под основные задачи, как способ их решения.

Пример. Учительница предложила ученикам порабо­тать с «Энциклопедией для детей» издательства «Аванта+», которая не имеет указателей: пусть попробуют груп­пами найти нужную информацию за короткое время. Когда у ребят это не получилось, им было предложено придумать, как сделать, чтобы в этой энциклопедии было удобно искать нужные сведения. Я видела, как 10-лет­ние дети (4-й класс, обучение с 6 лет), работая в группах в режиме мозгового штурма, фактически придумали ал­фавитный указатель. Потом на столах появились книги с указателями, и все стали разбираться, как настоящие взрослые издатели делают то, что ребята только что при­думали сами, и как все это называется. К концу второго часа сдвоенного урока у большинства не было проблем в работе с АПУ энциклопедии и трехтомным справочни­ком, где указатели в последнем томе. При этом традици­онной теоретической части - монолога учителя с объяс­нением - на занятии не было.

В следующий раз этот класс будет продолжать поиск и отбор информации на интересующую их тему. Когда энциклопедии и справочника станет недостаточно, ребят отправят к систематическому каталогу, где они также путем разглядывания надписей и попыток что-то найти, обнаружат АПУ каталога. Дальнейший ход урока вы можете додумать и сами.

Иногда, при хорошей организации и продуманной под­готовке пособий, можно при ситуативном изучении тем экономить время, осваивая некоторые из них в процессе работы. (Вспомним пример с элементами книги.) Впро­чем, и при последовательном, и при ситуативном поряд­ке можно изучить все запланированные темы и за одно и то же количество часов, но тогда во втором случае будет значительно больше практических занятий, а «теория», которая уже и называется так весьма условно, будет ус­ваиваться между делом.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Вернитесь снова к своим наброскам курса, сделан­ным после первой и второй лекций и подкорректируйте их в соответствии с новой для вас информацией из этой лекции.

2. Не заглядывая в лекцию, восстановите по памяти порядок этапов работы с информацией. Сверьте полу­чившийся результат с текстом.

3. Выпишите в ту тетрадку, где записывали для себя предварительный план курса, все блоки, которые могут

составить содержание вашего курса, а потом попробуйте прикинуть, какие из них можно не изучать отдельно, а вписать в ситуативное изучение курса, разработайте за­дание подобного рода. Если вы не поленитесь делать эти задания, к концу курса у вас соберется бесценный набор идей, набросков и практически готовых разработок зада­ний и даже уроков, который не однажды пригодится вам в дальнейшей работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендина, Н. И. Формирование информационной куль­туры личности в библиотеках и образовательных учреж­дениях / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова. - М. : Школьная библиотека, 2002. -288 с. - (Прил. к журн. «Школьная библиотека». Про­фессиональная библиотечка школьного библиотекаря).

2. Дейнеко, И. В. Презентация работы библиотеки : методика разработки и создания библиотечной компью­терной презентации или стендового доклада / И. В. Дей­неко. - М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып.4).

3. Мяэотс, О. Н. Уроки информационной грамотности в школе : методические рекомендации / О. Н. Мяэотс. - М. : Чистые пруды, 2005. - 32 с. : ил. - (Библиотечка «Пер­вого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 2).
Контрольная работа № 1 к курсу О.К.Громовой «Развитие информа­ционной грамотности учащихся в школьных и детских библиотеках»

Фамилия:

Имя:

Отчество

Если у вас есть вопросы по данной контрольной работе или по курсу в целом, запишите их в поле «комментарии».

Комментарии

Уважаемые слушатели курсов повышения квалификации!

Для получения зачета по пройденной части курса вам необходимо выполнить контрольную работу № 1, пред­ставляющую собой 5 тестовых и 2 творческих задания. Задания основаны на материале первых трех лекций курса.

Оценка контрольной работы будет производиться по системе «зачет/незачет». За каждое тестовое задание начисляется 1 балл. Выполнение творческих заданий оценивается по 5-балльной шкале. Таким образом, макси­мальная сумма баллов за контрольную работу - 15 (5 - за тестовую часть и 10 - за творческие задания). Для того, чтобы работа была зачтена, необходимо выполнить все задания и набрать не менее 9 баллов (не меньше 3 баллов -за тест и не меньше 3 - за каждое творческое задание).

Просим вас выполнять тестовые задания, используя этот бланк или его ксерокопию. Творческие задания должны быть представлены в напечатанном виде или разборчивым почерком на отдельных листах (не забудьте их пронумеровать!). В противном случае выполнение заданий не будет засчитываться. Сохраняйте, пожалуйста, копию выполненных вами заданий до получения отзыва.

Бланк для ответов на тестовые задания

Номер задания

1

2

3

4

5

Ответ

















Часть 1. Тестовые задания

I. Признаками информационной культуры личности НЕ являются (выберите три позиции):

1. Умение сравнивать и анализировать тексты, содержащие разные точки зрения на одну проблему;

2. Высокая скорость чтения и запоминания содержания текстов;

3. Умение работать с вторичными документами;

4. Умение работать с компьютером;

5. Умение строить схемы, графики, таблицы к тексту;

6. Широкая образованность, начитанность, знание иностранных языков;

7. Умение самостоятельно подобрать источники по теме;

8. Умение написать рекламный листок.

II. Постройте этапы работы с информацией в правильном порядке:

1. Первичный запрос;

2. Поиск информации;

3. Локализация информации;

4. Уточнение запроса;

5. Обработка информации;

6. Качественная оценка материалов;

7. Интерпретация информации;

8. Сортировка материалов;

9. Выбор формы презентации результатов.

III. Выберите форму обучения, наиболее эффективную для развития навыков информационной грамотности и цикле занятий с классом:

1. Лекции по методам работы с информацией + контроль усвоения (тесты, контрольные, практические работы);

2. Практические занятия в группах с созданием проблемных ситуаций и последовательным поиском их реше­ний с помощью поиска нужной информации, в ходе которых «между делом» дается систематизация накопленных знаний и навыков и небольшой объем теории;

3.Индивидуальные практические занятия на основе изученной в начале теории и сравнение результатов.

IV. Составляющими курса по информационной грамотности могут быть (выберите четыре позиции):

1. Основы библиотечно-библиографических знаний;

2. История библиотек;

3. Методика поиска и работы с информацией на всех видах носителей;

4. Структура книги;

5. История книгопечатания;

6. Методика работы с информационным текстом: конспектирование, чтение с пометками и т.д.;

7. Эмоциональная и нравственная оценка художественного текста.

V. Работа библиотекаря с автоматизированными библиотечными системами является:

1. Безусловным показателем его информационной культуры;

2. Только профессиональным навыком, не отражающим его реальную информационную культуру.

Часть 2. Творческие задания

Разработайте две схемы курса развития ИГ у школьников на учебный год (только тематический план и пример­ное количество часов на каждую тему):

1. Для кружка 5-7-х классов при библиотеке (смешанная возрастная группа) с занятиями 1 раз в неделю по 1,5 часа.

2. Для спецкурса в 9-м классе при занятиях 2 раза в неделю по 1 уроку.
Громова О.

Развитие информационной грамотности учащихся в школьной и детской библиотеке

// Библиотека в школе. - 2006. - № 19. - С. 40-47.
Лекция 4. Формулировка запроса, поиск и локализация

информации

Формулировка и уточнение запроса как первый этап работы с информацией. Выработка алгоритма поиска и его корректировка. Принципы локализации информации. Методика организации занятий и разработки заданий по выработке алгоритма поиска и локализации информации

ФОРМУЛИРОВКА И УТОЧНЕНИЕ ЗАПРОСА

В предыдущей лекции мы с вами обсудили возможные подходы к построению курса развития ИГ у детей, его содержание и логику. Теперь поговорим подробнее о не­которых методах работы с той или иной темой.

Двигаться будем в соответствии с логикой поиска и работы с информацией. Мы уже говорили о том, как помочь ребятам осознать информационную потребность в ходе освоения нового материала или просто столкнове­ния с проблемой. Итак, предполагаем, что информационная потребность осознана и ученик отправляется за ин­формацией.

Для начала займемся формулировкой запроса и его уточнением. Это самый первый этап работы с информа­цией, и именно он чаще всего выпадает на долю библио­текаря, даже если потом читатель при небольшой помо­щи библиотекаря сам может найти требуемую информа­цию и самостоятельно с ней работает. Не будем рассмат­ривать варианты типа «дайте что-нибудь почитать», а обсудим только информационные запросы.

Обычно выделяются три типа информационно-поис­ковых задач (запросов), с которыми читатель приходит в библиотеку:

• Адресный - поиск определенного документа, о кото­ром известны некоторые данные (авторы, название и др.);

• Тематический - поиск информации (общей или част­ной, фундаментальной или актуальной) о предмете ис­следования в определенном аспекте;

• Фактографический - поиск определенных сведений (фактов) о предмете исследования (объекте, персоне).

В программе Н. И. Гендиной и др. по формированию ИКЛ все эти типы поисковых задач и их решений рас­смотрены довольно подробно [1]. Мы не будем повто­рять содержание данной книги, а посмотрим на работу с этими запросами с точки зрения методики обучения школьников решению различных поисковых задач. В любом случае, кроме самого простого - когда читатель приходит с правильно записанными полными выходны­ми данными документа - требуется уточнение запроса.

Уточнение запросов разных типов может вестись сход­ными методами, которым библиотекари и педагоги долж­ны научить школьников. Мы выделим три:

Уточняющие вопросы (ученика - к себе);

Уточняющая (дифференцирующая) схема;

Ход «от словаря».

А теперь посмотрим, как эти методы уточнения приме­няются в различных типах поисковых запросов.

Адресный поиск. С ним дело обстоит проще всего. Запрос фактически уже сформулирован. Его уточнение может сводиться к нескольким вопросам, которые ребе­нок должен уметь задавать самому себе прежде чем при­ступит собственно к поиску.

1. Точно ли я знаю имя автора и / или название книги (диска, кассеты, другого документа)?

2. Если мне известны и имя, и фамилия автора, что я буду в первую очередь учитывать при поиске? (Это, ко­нечно, для младших школьников вопрос).

3. Правильно ли я их записал? Как еще они могут пи­саться?

4. Может ли быть другой вариант названия?

5. Что еще мне известно об этом документе (жанр, год выпуска и т.п.)?

6. Может ли искомое произведение оказаться частью документа (сборника, например), а не отдельным доку­ментом (изданием)?

Можно, конечно, просто дать ученикам такой список вопросов и потом на практике проверять их усвоение. Но это не будет настоящим обучением, ибо, как известно, при любом объяснении на словах и даже на примере (де­лай, как я) человек усваивает лишь часть информации, к тому же - меньшую. Лучшее обучение то, где информа­ция, правила, закономерности выведены самостоятельно (при поддержке учителя, конечно) в результате исследо­вания, а не повторения. Так и с этими вопросами.

Предложите ученикам выполнить несколько заведомо неточных адресных запросов. Найти, например, расска­зы, которых у вас в фонде на самом деле точно нет от­дельным изданием; рассмотреть или поискать издания с различным написанием заглавий или фамилий авторов (переводных, например), - и вы увидите как легко уче­ники, при хорошей организации занятия, сами выведут все уточняющие вопросы. После этого их можно вынести на большой плакат (пусть ребята сами и пишут - как умеют!) и разместить на видном месте в библиотеке.

Любая работа идет на уроке с большим интересом, а эффективность освоения новых знаний выше в том слу­чае, если задание дает реальный продукт, нужный не только этим ученикам.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconКурс лекций для студентов 1 курса содержание
Тема 1: «Основные этапы, особенности формирования и развития Российского государства в IХ-ХVII вв»

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconТема урока Лабораторные работы
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconУрока: школьная лекция. Оборудование
Великая Отечественная война: Основные этапы военных действий. Начальный период войны. Блокада Ленинграда

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconТематическое планирование по русской литературе в 9 классе
Введение. Общие по-нятия истории рус-ской литературы. Основные этапы развития русской литературы

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconДипломные работы Основные этапы и концепции развития менеджмента
История менеджмента начинается с «предыстории» ( от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного...

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconОсновные этапы организации исследовательской работы. Знакомство
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы это очень сложная часть работы, т к от правильно выбранной темы зависит...

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconВорожейкин И. Е. Конфликтология: Учебник для вузов / И. Е. Ворожейкин,...
Основные понятия: конфликт, деструктивные и конструктивные функции, основные периоды и этапы конфликта

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconУрока Тема урока Элементы содержания Требования к уровню
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов,...

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconРуководство пользователя
...

Лекция Основные этапы работы с информацией Общие подходы к поиску информации. Основные этапы работы с информацией. Построение курса развития иг для школьников iconИнформационная справка
Тема История развития этической мысли: основные направления, школы, этапы развития


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru