Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс




Скачать 176.39 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс
Дата публикации06.12.2013
Размер176.39 Kb.
ТипЭлективный курс
5-bal.ru > Информатика > Элективный курс
Элективный курс «Программируем на языке Паскаль»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс: 11.

Количество часов в неделю – 1 час – всего – 34 учебных часа.
В 11 классе изучение предмета «Информатика и ИКТ» осуществляется на базовом уровне. В федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ базового уровня не предусмотрено изучение темы «Алгоритмизация и программирование». Поэтому рассмотрение данной темы возможно на элективном учебном предмете «Программирование на языке Паскаль».
Цель курса:

формирование навыков программирования на языке Паскаль.
Задачи курса:

  • прививать интерес к информатике;

  • формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования;

  • развивать культуру алгоритмического мышления;

  • обучать школьников структурному программированию как методу, предполагающему создание понятных программ, обладающих свойствами модульности;

  • способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач, реализуемых на языке Паскаль;

  • рассмотреть некоторые аспекты итогового тестирования (ЕГЭ) по информатике и ИКТ в 11 классе.


Требования к знаниям и умениям:
В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать:

  • сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;

  • основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Паскаль;

  • назначение процедур и функций, их различие;

  • принципы работы с текстовыми файлами;

  • способы задания элементов массивов;

  • методы сортировки массивов и поиска элементов в массиве;

  • принципы работы со строками, записями, множествами;


должны уметь:

  • разрабатывать и записывать на языке Паскаль типовые алгоритмы;

  • разрабатывать сложные алгоритмы методом последовательной детализации (сверху вниз) и сборочным методом (снизу вверх);

  • использовать текстовые файлы;

  • сортировать одномерные массивы и искать элементы заданного свойства;

  • разрабатывать алгоритмы на обработку строк, записей, множеств.


Программное обеспечение.

  • Среда Pascal

  • Операционная система Windows XP

  • Пакет MS Office

ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:

  1. Окулов С.М. Основы программирования. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2008.

  2. Задачи по программированию / С.М.Окулов, Т.В.Ашихмина, Н.А.Бушмелева и др.; Под ред. С.М.Окулова. - М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2006.

  3. Задачи по информатике, П.Н. Карасев. В: 2001г.

  4. Основы программирования, И.Г. Семакин. М.: 2001г.

  5. Turbo Pascal и  Delphi, Я.Н. Глинский, М.: 2003г.

  6. Turbo Pascal 7.0, В.В. Фараонов, М.: 2006г.

  7. Turbo Pascal. Практикум.2-е изд. / С.А. Немнюгин. – СПб.: Питер, 2003.

  8. Попов В.Б. Turbo Pascal для школьников: Учеб. Пособие.- 3-е доп. изд. - М.: Финансы и статистика, 2002.

  9. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

  10. Информатика. Задачник - практикум в 2т. / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера: Том 1. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002.

  11. Погодина Т.П. Сборник задач по программированию на языке Паскаль. – М. Информатика, 2004





Модуль программы

Количество часов

Теория

Практика



Массивы двумерные

2

4



Сортировка элементов массива

2

2



Строки

2

2



Записи

3

5



Множества

2

2



Разработка и защита проекта

1

6



Резерв

1




Итого

34


Организация учебного процесса

В основу организации учебного процесса положена система лекционно-семинарских занятий. Каждая лекция сопровождается показом слайдов для лучшего восприятия. Семинарские занятия включают в себя разбор задач и практические работы, которые являются основной формой проведения занятий.

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий. Итоговый контроль по каждому модулю реализуется в виде контрольных практических заданий, тестов и работы над мини-проектами. Мини-проект может предлагаться более сильным учащимся, т.к. требует большей самостоятельности. Кроме того, каждый учащийся в результате изучения курса должен обязательно выполнить и защитить мини-проект.


Примерные темы мини-проектов:

  1. Составить программу-игру «Фокус». Программа выводит на экран числовую таблицу, предлагает играющему загадать число из имеющихся в ней чисел, запрашивает номера строк, в которых это число встречается, после чего отгадывает задуманное число. Например, таблица 8*8:

1 3 5 7 9 11 13 15

2 3 6 7 10 11 14 15

4 5 6 7 12 13 14 15

8 9 10 11 12 13 14 15

16 18 20 22 24 26 28 30

17 18 21 22 25 26 29 30

19 20 21 22 27 28 29 30

23 24 25 26 27 28 29 30


  1. Экспериментальное определение числа π.

  2. Биологическая модель «Жизнь».

  3. «Черепашья графика».

  4. Простейшие компьютерные игры (Сапер, Тетрис).

  5. Программа шифрования текста с помощью шифра Цезаря. Величина сдвига определяется длиной ключевого слова.

  6. Программа последовательного заполнения квадратного массива натуральными числами от 1 до n по спирали.

  7. Сравнительный анализ различных сортировок массивов.

  8. Программная модель «Броуновское движение».


Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Содержание обучения. Основные понятия

Планируемый результат и уровень освоения
Учебно-познавательная компетенция


Формы контроля

1 - 2

Понятие двумерного массива: описание и заполнение. Действия над элементами массива. Квадратная матрица, диагонали.
Цель:

- повторение понятия «вложенный цикл»;

- знакомство учащихся с понятием « двумерный массив», «матрица», «диагональ квадратной матрицы»;

- разбор примеров описания, заполнения и вывода двумерного массива в Паскале;

- знакомство с алгоритмами обработки элементов двумерного массива: поиск максимального элемента в массиве, формирование значений одномерного массива, поиск элементов с заданными свойствами, заполнение массива по заданным правилам).


Понятия «двумерный массив», «структура двумерного массива», «матрица», «главная диагональ квадратной матрицы». Разбирается шаблон решения задач на двумерные массивы, который включает описание двумерного массива, его заполнения различными способами (с клавиатуры, с помощью файлового ввода, с помощью генератора случайных чисел) и вывода на экран или в файл. Алгоритмы формирования одномерного массива из элементов двумерного и заполнения двумерного массива «змейкой».




Знать: понятия «двумерный массив», «структура двумерного массива», «матрица», «главная диагональ квадратной матрицы»; алгоритмы формирования одномерного массива из элементов двумерного и заполнения двумерного массива «змейкой».

Уметь: решать задачи на двумерные массивы, который включает описание двумерного массива, его заполнения различными способами (с клавиатуры, с помощью файлового ввода, с помощью генератора случайных чисел) и вывода на экран или в файл.


Лекция, беседа

3 - 5

Практикум по решению задач.
Цель:

- закрепление навыков составления программ с использованием двумерных массивов на Паскале;

- контроль усвоения изученного материала.


См. 1 – 2 уроки

Практическая работа.


6

Обобщающий урок по теме «Двумерные массивы»
Цель:

- закрепление навыков составления программ обработки элементов двумерного массива на Паскале;

- итоговый контроль усвоения изученного материала.



См. 1 – 2 уроки

Контрольная работа №1

7 – 8

Сортировки элементов массива. Метод «пузырька», простого выбора, вставками.
Цель:

- постановка задачи сортировки данных;

- разбор основных методов сортировки: методом «пузырька», методом простого выбора, методом вставками;


Понятия «сортировка», «степень эффективности метода сортировки», «типы сортировки (по возрастанию, по убыванию и т.д.)»

Знать: понятия «сортировка», «степень эффективности метода сортировки», «типы сортировки (по возрастанию, по убыванию и т.д.)»

Уметь: применять при решении задач методы сортировки: метод «пузырька», метод простого выбора, метод вставками


Лекция, беседа.

9

Практикум по решению задач
Цель:

- закрепление навыков составления программ с использованием алгоритмов сортировки массивов на Паскале;

- контроль усвоения изученного материала.


См. 7 – 8 уроки

Практическая работа

10

Обобщающий урок по теме «Сортировки элементов массива».
Цель:

- закрепление навыков составления программ различных сортировок элементов массива на Паскале;

- итоговый контроль усвоения изученного материала.


См. 7 – 8 уроки

Контрольная работа №2

11 – 12

Строковый тип данных. Поиск, замена, удаление, вывод на экран элементов строк по определенному признаку с использованием стандартных процедур и функций.
Цель:

- знакомство с понятием «символьный тип данных», «строковый тип данных»;

- овладение функциями и процедурами для работы с символьным и строковым типом данных в Паскале;

- знакомство с алгоритмами обработки элементов строк: выделение слов из текста, вставка символа на указанное место, удаление и вставка подстроки, определение длины строки.


Понятия «символьный тип данных», «таблица кодов ASCII», «строковый тип данных». Способы описания и задания символьных и строковых переменных. Функции и процедуры работы с символьными и строковыми переменными: Chr, Ord, Delete, Copy, Insert, Length, Pos, Concat, Val, Str, Upcase.

Знать: понятия «символьный тип данных», «таблица кодов ASCII», «строковый тип данных». Способы описания и задания символьных и строковых переменных; функции и процедуры работы с символьными и строковыми переменными: Chr, Ord, Delete, Copy, Insert, Length, Pos, Concat, Val, Str, Upcase.


Уметь: применять при решении задач алгоритмы обработки элементов строк: выделение слов из текста, вставка символа на указанное место, удаление и вставка подстроки, определение длины строки.

Лекция, беседа.

13

Практикум по решению задач по теме «Строковый тип данных».
Цель:

- закрепление навыков составления программ обработки символов и строк на Паскале;

- контроль усвоения изученного материала.


См. 11 – 12 уроки

Практическая работа.

14

Обобщающий урок по модулю «Строковый тип данных».
Цель:

- закрепление навыков составления программ различных сортировок элементов массива на Паскале;

- итоговый контроль усвоения изученного материала.


См. 11 – 12 уроки

Контрольная работа №3


15 – 17

Комбинированный тип данных – записи: описание, ввод. Оператор присоединения. Выделение и преобразование отдельных полей записи.
Цель:

- знакомство с понятием «комбинированный тип данных», «тип данных запись»;

- овладение навыками работы с записью в целом и ее полями в отдельности в Паскале;

- знакомство с типом задач ЕГЭ по информатике, использующих комбинированный тип данных запись.


Понятия «комбинированный тип данных», «тип данных запись», «поля записи», «оператор With». Способ описания комбинированного типа данных и его полей. Знакомство с работой оператора With. Знакомство с заданиями из демо-версий ЕГЭ по информатике


Знать: понятия «комбинированный тип данных», «тип данных запись», «поля записи», «оператор With»; способ описания комбинированного типа данных и его полей.

Уметь: решать задачи ЕГЭ по информатике, использующих комбинированный тип данных запись.


Лекция, беседа

18 – 21

Практикум по решению задач по теме «Записи».
Цель:

- закрепление навыков составления программ обработки записей на Паскале;

- контроль усвоения изученного материала.


См. 15 – 17 уроки

Практическая работа.

22

Обобщающий урок по теме «Записи».
Цель:

- закрепление навыков составления программ обработки записей и их полей на Паскале;

- итоговый контроль усвоения изученного материала.


См. 15 – 17 уроки

Контрольная работа №4

23 – 24

Множество: описание, заполнение, вывод. Использование множеств при обработке массивов и текстов.
Цель:

- знакомство с понятием «множественный тип данных»;

- овладение навыками работы с множеством в Паскале.


Понятие «множественный тип данных». Способ описания множественного типа данных, примеры заполнения множеств, операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание, сравнение. Знакомство с работой оператора определения принадлежности элемента множеству In.

Знать: понятие «множественный тип данных»; способ описания множественного типа данных, примеры заполнения множеств, операции над множествами: объединение, пересечение, вычитание, сравнение; работу оператора определения принадлежности элемента множеству In.

Уметь: работать с множествами на Паскале


Лекция, беседа

25

Практикум по решению задач.
Цель:

- закрепление навыков составления программ обработки множеств на Паскале;

- контроль усвоения изученного материала.


См. 23 – 24 уроки

Практическая работа.

26

Обобщающий урок по теме «Множества».
Цель:

- закрепление навыков составления программ обработки множеств на Паскале;

- итоговый контроль усвоения изученного материала.


См. 23 – 24 уроки

Контрольная работа №5

27

Обсуждение тем проектов.
Цель:

- сформировать у учащихся навыки самостоятельного подхода к выбору решаемой задачи и методов ее решения;

- отработать навыки работы в команде.


Обсуждаются темы проектов, сформулированных учителем, а также учащимися. Отбираются интересные для исследования проекты, определяется стратегия работы над ними и возможности решения их средствами языка программирования Паскаль, изученных в течение курса. Намечаются сроки и этапы работы, определяется график защиты проектов.

Знать: См. 1 – 26 уроки

Уметь: См. 1 – 26 уроки


Беседа

28 – 32

Работа над проектом
Цель: формирование навыков использования средств языка программирования Паскаль для решения практических задач и задач моделирования.


См. 1 – 27 уроки

Знать: См. 1 – 26 уроки

Уметь: См. 1 – 26 уроки


Практическая работа.

33

Защита проектов
Цель:

- отработка навыков публичного представления выполненной работы;

- приобретение опыта ведение дискуссии и диалога с оппонентами в процессе защиты проектов.


Учащиеся представляют выполненные проекты, отвечают на вопросы слушателей, защищают свои разработки.

Знать: См. 1 – 26 уроки

Уметь: См. 1 – 26 уроки


Зачет

34

Резерв











Контрольная работа №1

Вариант 1.

  1. Дан двумерный массив целых чисел размерности 5*6. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен произведению четных положительных элементов соответствующего столбца.

  2. Заполнить массив размерностью 7*7 по правилу:

1000001

0100010

0010100

0001000

0010100

0100010

1000001

Вариант 2.

  1. Дан двумерный массив целых чисел размерности 4*6. Сформировать одномерный массив, каждый элемент которого равен количеству элементов соответствующей строки, больших данного числа.

  2. Заполнить массив размерностью 7*7 по правилу:

1001001

0101010

0011100

1111111

0011100

0101010

1001001

Дополнительное задание: Дана квадратная матрица целых чисел 10*10. Проверить, симметрична ли данная матрица относительно главной диагонали.

Контрольная работа №2

Вариант 1.

  1. Дан одномерный массив целых чисел. Осуществляется сортировка методом «пузырька». Подсчитать:

  • количество произведенных сравнений;

  • количество произведенных перестановок.

Вариант 2.

  1. Дан одномерный массив целых чисел. Осуществляется сортировка методом простого выбора. Подсчитать:

  • количество произведенных сравнений;

  • количество произведенных перестановок.

Дополнительное задание: Сравнить эффективности изученных методов сортировки.
Контрольная работа №3

Вариант 1.

  1. Дана последовательность слов. Вывести все слова, предварительно выполнив преобразование их по правилу: заменить во всех словах первую букву заглавной.

  2. Составить программу вывода последовательности символов ABC…ZZBC…ZZZC…ZZZZZ на экран.

Вариант 2.

  1. Дана последовательность слов. Вывести все слова, предварительно выполнив преобразование их по правилу: заменить в каждом слове первую встреченную букву «а» на «о», удалив все остальные (если в слове нет такой буквы, то ничего не делать).

  2. Составить программу, которая выведет True на экран, если в строке буква А встречается чаще, чем буква В, и False в противном случае.

Дополнительное задание: Подсчитать количество гласных латинских букв в строке.
Контрольная работа №4

Вариант 1.

  1. Дан текстовый файл, в котором хранятся данные об учениках класса: фамилия, имя, отчество, адрес (улица, дом, квартира) и домашний телефон (если есть). Вывести на экран фамилии, имена и адреса тех, до кого нельзя дозвониться.

  2. Дан массив данных о работающих в фирме: фамилия, имя, отчество, дата поступления на работу (месяц, год). Во второй массив записать данные тех из них, кто на сегодняшний день проработал не менее 5 лет.

Вариант 2.

  1. Дан текстовый файл, в котором хранятся данные об учениках нескольких школ: фамилия, имя, отчество, адрес (улица, дом, квартира), школа и класс. Вывести на экран фамилии, имена и адреса тех учеников, кто учится в данной школе в старших классах.

  2. Дан массив данных о клиентах пункта проката: фамилия, имя, отчество, что взял. Во второй массив записать данные тех из них, кто взял телевизор.


Контрольная работа №5

Вариант 1.

  1. Дано число. Подсчитать, сколько различных цифр содержится в записи числа. Например, 5121355 – 4 цифры: 1,2, 3,5.

  2. Строка состоит из трех слов. Верно ли, что для записи всех трех слов был использован один и тот же набор букв?

Вариант 2.

  1. Дана строка. Вывести только первые вхождения каждой буквы.

  2. Дано многозначное число. Верно ли, что в его записи ни одна цифра не повторяется?

Дополнительное задание: Даны массивы оценок по информатике у трех учеников. Сформировать множество оценок, не встречающихся ни у одного их трех учеников. Вывести элементы этого множества в порядке возрастания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconЭлективный курс «Rising Star» английский язык, 11 класс Пояснительная записка
Настоящий курс разработан для учащихся 11 класса общеобразовательной школы, изучающих английский как второй язык с 5 класса. Курс...

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПрограмма элективного курса Пояснительная записка Программа элективный...
Программа элективный курс «Решение задач по физике» разработан в рамках экспериментальной концепции «Предпрофильная подготовка учащихся...

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПояснительная записка
Элективный курс «Основы правовых знаний» направлен на профилизацию изучения гуманитарных дисциплин. Курс расширяет и углубляет знания...

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПояснительная записка 2 Цели курса
Элективный курс «Общие закономерности биологии. Наследственность человека и его здоровье»

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПояснительная записка: умк включает в свой состав: учебную и рабочую...
Курс «Основные направления современной науки о языке» является теоретической базой, необходимой для формирования общефилологического...

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПояснительная записка к элективному курсу «Я все на свете измеряю»,...
Элективный курс составлен на основе авторского методического пособия «Электив 7-9»М., Знание,2006, под редакцией Денбебер С. В.,Зуевой...

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconЭлективный курс по лексике и фразеологии имеет большое познавательное...
Элективный курс предназначен для учащихся девятых классов общеобразовательных школ. Программа рассчитана на 12 учебных часов

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПояснительная записка Математика в наши дни проникает во все области жизни
Элективный курс предназначен для профильной подготовки учащихся 10 классов и рассчитан на 16 часов

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconЭлективный курс «стилистика художественного текста» Пояснительная записка
Программа курса предназначена для изучения стилистических и языковых явлений в произведениях писателей XVIII xx веков

Элективный курс «Программируем на языке Паскаль» пояснительная записка класс iconПояснительная записка Элективный интегрированный курс «Физика и экология»...
Автор Останина Л. В., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл


Учебный материал


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
5-bal.ru