Скачать 108.82 Kb.
|
Лекция 5 Тема: Современная вузовская лекция План лекции:
В условиях модернизации образования и перехода к новой парадигме меняется не только содержание образования, но и метод деятельности обучаемого и формы организации учебной деятельности. Дидактика рассматривает эти процессы в единстве: «Чему учить? Как учить?». В традиционной дидактике сложилась устойчивая форма организации учебного процесса - классно-урочная, в вузе - лекционно-семинарская. По сути, эти системы представляют одну форму, т.к. принадлежат к объяснительно-иллюстративному типу обучения. Эти типы обучения были закреплены в законодательстве: «Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в школе является урок» [1]. В классно-урочной системе, где царили порядок, четкая организация, ведущая роль учителя (только декларировалась цель: ученик), фактически учитель выполнял программу - это и есть истинная цель. В проекте нового федерального закона «Об образовании в РФ» [2] «Форма занятий определяется в соответствии с учебным планом, используемыми образовательными технологиями и методами обучения, исходя из необходимости обеспечения эффективного освоения соответствующих учебных курсов, предметы, деление (модулей) занятия могут проводиться в групповой или индивидуальной форме». Форма должна соответствовать определенной цели: «Организация образовательного процесса..., должна обеспечивать создание условий, необходимых для получения обучающимися качественного образования». Такая цель требует отказаться от временных рамок (45 мин. и 1.5 часа), от ориентации на среднего ученика, от сложившейся формы контроля учебных достижений и т.д. На смену слову приходят информационные технологии, отражающие новые процессы в дидактике: ведущими характеристиками профессии являются компетенции, предполагающие увеличение самостоятельной работы обучающегося. На фоне этих необходимых изменений в образовании неизбежно возникает вопрос о лекции. Нужна ли она как форма организации учебного процесса? Может быть ее место в расписании - это просто традиция, дань прошлому? Какова сегодня ее роль и какой должна быть лекция? Аргументы противников лекции весомы и подтверждаются массовой практикой:
Общество XXI века предъявляет к образованию новые требования и в ответ на вызовы времени разработаны новые стандарты с ориентацией на компетентностный результат и переход от субъектно-объектных отношений между преподавателем и обучаемым к субъектно-субъектным. Стандарты (ФГОС) не прописывают содержание, в них зафиксировано требование к результату: формирование компетенций. В течение многих лет работы в школе и вузе мне представилась возможность читать и слушать лекции в наших аудиториях и за рубежом. Это дало возможность наблюдать, как традиционная информационная лекция развивается, подчиняясь содержанию, как меняются отношения между лектором и аудиторией. И хотя по-прежнему эта форма называется лекцией, но она ушла от монолога и работы на одном познавательном процессе: память. Активной стала не только позиция лектора, но и аудитории. С.И. Гессен считал лекцию необходимой для введения в науку и научное исследование: «Такая лекция не может быть заменена никакими книгами, и отменить ее – значит отменить сам университет... значение лекции... не в том, что она заменяет чтение книги, но в том, что она побуждает к чтению и самостоятельному исследованию прослушанного» [3]. Чтение лекции – это, безусловно, искусство, а не ремесло, но искусство, которое обязывает лектора иметь свои убеждения, свои оценки, свою позицию, уметь рассуждать и анализировать, отстаивать и убеждать. Квалифицированный лектор сам получает наслаждение и заражает им аудиторию. «Сосредотачивая внимание на рациональности всех шагов в познании, мы преуменьшаем значение переживания, даже наслаждения в процессе познания... Лекция может быть явлением культуры» [4]. Получая наслаждение, участники учебного процесса взаимно обогащаются. Как сказано в восточной притче: «У тебя есть яблоко и у меня. Мы поменялись яблоками. Сколько получилось? А если у тебя одна мысль и у меня. Мы обменялись. Сколько получилось? У меня две мысли и у тебя две мысли!» Пробуждение мысли не вызовет бесстрастное, не эмоциональное изложение. Поэтому в современной лекции необходим сплав обширных, глубоких знаний, профессионализм оратора и психолога, авторитет лектора и сотворчество. Только такая постановка лекции будет решать задачу превращения знания в убеждение, только знания в совокупности с эмоциональными переживаниями могут формировать мировоззрение и социальные оценки. Однако даже глубоко продуманная и хорошо поставленная лекция не всегда находит адекватный отклик в аудитории. Наблюдения показывают, что в ключе сотворчества должны работать все или многие преподаватели. В противном случае обучаемые приходят на лекцию с установкой: не думать, и уходит много непродуктивных сил и времени, чтобы эту установку изменить. К тому же большинство участников учебного процесса имеют негативный многолетний опыт обучения, основанный на субъектно-объектных отношениях и противятся изменениям. Эти препятствия вполне преодолимы, но их нельзя не учитывать. В зависимости от роли в организации учебного процесса Д. В. Чернилевский выделяет разновидности лекции: вводная, мотивационная (возбуждение интереса), подготовительная (подготовка к более сложному), интегрирующая (наука как система, единое целое), установочная (ориентация в источниках, подготовка к самостоятельной работе, практике) [5]. Но наряду с традиционной лекцией многими лекторами используются различные формы: лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция с запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, лекция консультация, лекция-диалог, круглый стол и т.д. Продолжая этот ряд, легко заметить, что, соответствуя содержанию, лекция преображается и утрачивает традиционную форму, но уже в новом виде активно используется в учебном процессе. Особо хочется остановиться на лекции-визуализациии, когда кроме слухового канала для актуализации мыслительной деятельности включается и зрительный. Тем более, что в поисках активизации аудитории многие преподаватели создают свои компьютерные презентации по преподаваемому курсу. Это достаточно простое и удобное программное средство. Но, к сожалению, не всегда авторы задумываются над целью создания этого продукта. Иногда это просто перенос учебника на экран или множество отвлекающих слайдов, раздражающих эффектов. Создается впечатление, что преподаватель создал себе шпаргалку. Такая презентация, на мой взгляд, только отвлекает внимание и снижает возможности традиционного объяснительно-иллюстративного метода. Для поддержания интерактивного режима презентация должна строиться проблемно, управлять ходом учебного процесса, носить исследовательский характер. Презентация не самоцель, а средство для повышения качества лекции и включения всех познавательных процессов слушателей. Интерактивность лекции достигается через обратное представление в презентации абстрактных понятий, создание различных видов учебной деятельности (проблемная ситуация, исследование, диалог, интеграция различных видов информации), централизацию управления процессом самостоятельного осмысления и получения обратной связи. Эффективно можно использовать презентацию как дидактическое средство при рассмотрении содержания понятий, которые имеют множество определений и разных точек зрения (менеджмент - более 40, личность - более 50). Я даю возможность каждому студенту после общего рассмотрения сформулировать свое определение и разъяснить, почему оно верное. Как правило, результат во многом совпадает с установившимся понятием, которое предъявляется в конце обсуждения. Сделаем вывод: лекция, в таком виде, как представляется в традиционной педагогике, является малоэффективной формой организации занятий и от нее стоит отказаться. Но с переходом на компетентностный результат, личностно-центрированное обучение эта форма приобрела современное новое воплощение, соответствующее содержанию, и новая интерактивная лекция необходима и жизнеспособна. Перефразировав известное выражение, можно сказать: лекция умерла - да здравствует лекция. Виды лекций
Литература:
|
![]() | «Северо-Осетинский государственный педагогический институт Министерства образования и науки республики Северная Осетия Алания» | ![]() | Лекция 10. Историческая наука в России в последней трети XIX – начале XX вв.: общие тенденции развития, методологические поиски |
![]() | Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике | ![]() | Лурия Л. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. — 416 с |
![]() | Лекция Речевое общение: природа, особенности, роль и место в деятельности государственного служащего | ![]() | Лекция №19. Решение задач на комбинации многогранников, цилиндра, конуса и шара |
![]() | Лекция Предмет изучения институциональной экономики и её место в современной экономической теории | ![]() | ... |
![]() | Лекция- один из видов преподавания, суть которого в том, что изучаемый материал в виде последовательного связного рассказа излагается... | ![]() | Урок – лекция по обществознанию «Политическая идеология. Тоталитаризм. Виды тоталитарных режимов» |